Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «Л.Н.Толстой. «Лев и собачка»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Козлова Наталия Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n.tolstoy._lev_i_sobachka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературное чтения

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                              Дата: 15.03.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «б»

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «Лев и собачка»

Цели урока: раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»; познакомиться с литературным жанром «быль».

Планируемые результаты:

  • Предметные: развить интерес к писателю и к его произведениям; определять конкретный смысл понятия «быль»; задавать самостоятельно вопросы по произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части находить необходимую информацию на страницах учебника; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Встаньте, дети, не ленитесь!

Все мне дружно улыбнитесь!

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Проверка домашнего задания 

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

5 мин.

- Вашим домашним заданием было прочитать биографию Льва Николаевича Толстого. Давайте проверим как хорошо вы выполнили домашнее задание и ответим на пару вопросов об авторе.

- Назовите годы жизни автора. (1828-1910)

- Где автор провёл большую часть своей жизни? (В Ясной Поляне)

- Что Толстой открыл в своей деревне? (Школу)

- Что приносило много радости в жизнь писателя? (Дружба с детьми)

- Чему писатель хотел научить детей? (Он хотел научить детей грамоте, а так же любить и уважать труд).

- Ребята, вы большие молодцы! Я вижу вы хорошо подготовились к уроку.

Проверять домашние задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, со слайдом.

Иллюстративный:

18 мин.

- С творчеством Льва Николаевича Толстого вы буде знакомиться всю жизнь. Он создал много произведений для взрослых, написал замечательные повести «Детство», «Отрочество», «Юность», которые вы прочитаете очень скоро. Сейчас мы познакомимся с рассказом Толстого «Лев и собачка».

 - Прочитайте, что написано под названием произведения. (Быль)

- Что такое «быль»?

- Давайте обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова. (Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.)

- Посмотрите,  кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

- Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

 - А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

 - Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека)

- Могут ли 2 абсолютно разных животных, по темпераменту и среде обитания, найти общий язык?

- Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень  давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

- Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно,  эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ - «Лев и собачка».

- Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте  эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

(Учитель читает текст) 

- Ребята, вам понравился рассказ?

- Вы очень внимательно слушали эту историю, а теперь ответьте о чём эта быль? (О дружбе и привязанности между животными)

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

- Назовите главных героев были.  (Лев и собачка). 

- Где происходит действие? (В зверинце)

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

- Было ли вам кого-нибудь жалко?

Слушать учителя.

Читать учебник.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Рассматривать иллюстрации на слайде.

Участвовать в беседе.

Воспринимать речь учителя.

Слушать текст.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

Поднимите руки вверх, потянитесь.

Погладьте себя по голове.

Обхватите ладонями шею.

Слегка похлопайте себя по груди.

Почешите себе спину.

Погладьте себе живот. Садитесь.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, со слайдом.

15 мин.

- Перед повторным прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

- Смысл каких слов вам был не понятен?

- Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

(Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.)

- А сейчас, давайте прочитаем текст ещё раз, по цепочке.

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье  диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм  зверям, У этого человека не было денег , но ему  захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью. Подберите синоним к слову «ухватил».

- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил - значит, действовал необдуманно, взял то, что подвернулось под руку.)

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

- Найди и прочитай этот момент в тексте.

- Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу)

- Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела  и умерла)

- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

- Какие чувства испытывает лев от потери собачки?  (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

- Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

- Какой конец в этой истории? (печальный)

- Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

Отвечать на вопросы учителя.

Словарная работа.

Читать значение слов на слайде.

Читать текст.

Находить ответы на вопросы учителя в тексте.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Строить речевые высказывания.

Находить доказательство своих слов в тексте.

Слушать речь учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо  поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

- Все произведения  Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.        

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 52 - 53 читать, пересказывать.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....

Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания  и ответственности за животных, на то, что...

Конспект урока чтения. Л.Н.Толстой "Правда всего дороже"

Конспект урока чтения. Л.Н.Толстой "Правда всего дороже"...

Конспект урока чтения. Л.Н.Толстой "Правда всего дороже"

Конспект урока чтения. Л.Н.Толстой "Правда всего дороже"...