Урок литературного чтения на тему: "А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало..."
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения на тему: "А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

 Цель урока:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;

Планируемые результаты:

пробудить интерес к творчеству поэта;

раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание; 

развивать навыки выразительного чтения;

развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование урока: осенние пейзажи (мозаика),  аудиозапись  фрагмента из цикла  «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку , текст стихотворения, таблица – помощница для выразительного чтения, учебник литературного чтения 3 класс, текст с деформированными пословицами.

Ход урока.

I. Организационный момент. 

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять.

II.Актуализация знаний.

Ребята, я хочу предложить вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла « Времена года» П.И. Чайковского. Постарайтесь определить его настроение.

А)Работа над музыкальным произведением «Времена года» П. И. Чайковского.

Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

(прослушивание произведения с закрытыми глазами)
Какие чувства возникли при прослушивании?
В какое время года приглашает нас это чудесное мелодия?
Почему вы так думаете?

-Скажите, какая бывает осень? (ранняя, поздняя и …

Б) Работа с мозаикой

-Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшое творческое задание в группах

У вас на столах лежит мозаика. Соберите её.(учащиеся собирают картины с изображением поздней осени)

-Что изображено на картине у первой группы?

-У второй?

- У третьей? (поздняя осень)

- Почему вы так решили?

III. Самоопределение к деятельности.

-Прослушайте небольшое стихотворение.

Слайд 2. 

Ваш  милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили  враз, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

Какому гениальному поэту посвящены эти строчки? Почему?

Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту  А. С. Пушкину.

 -А вы все знаете А.С. Пушкина?

-Сейчас проверим. (Слайд 3)

- На слайде несколько портретов. Найдите портрет А.С. Пушкина и подпишите его.

IV.Сообщение темы и целей урока.

-Мы с вами прослушали мелодию об осени, собрали картины поздней осени, нашли портрет Пушкина.

А теперь ребята постарайтесь сформулировать тему урока.

V. Изучение нового материала.

А) Биография Пушкина

  • Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта?  (задумчивым , сосредоточенным)

Слайд 4

  • Что можете сказать о его внутренних качествах?
  • Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии».
  • Биография А.С. Пушкина ( читает подготовленный ученик)

На уроке мы познакомимся с отрывком из Романа А.С Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться выразительно читать стихотворения.

 . Работа с новым произведением.

  1. Подготовка к восприятию произведения.

Слайд 5.

-Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин? Прочитав слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы, вы ответите на этот вопрос.

        

Слайд 6.

  • А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.
  • Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.
  1.   Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста. ( звучит фонограмма)

  1. Проверка первичного восприятия произведения.
  • Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
  • Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
  • Созвучно ли оно с вашим настроением?
  1. Словарная работа.

Слайд 7.

  • При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.

  1. Чтение произведения учащимися и анализ.

Слайд 8,9

-  Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)

- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?

-  Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)

  • Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
  • Почему поэт называет его покров  таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
  • Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)

- Как вы думаете, о  чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)

- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)

- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)

- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

Физминутка « Фонарики»

                                              Наблюдение над аллитерацией                 слайд 10

Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которые помогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).

                                  ЛеСов таинСтвенная Сень

                                  С пеЧальным Шумом обнаЖалась

- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.

- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)

- Какое  по настроению  это стихотворение ?

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)

6. Работа над выразительностью

         Работа с таблицами                слайд11

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.

Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в  тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:

                              - там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

                              - точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;

                              - вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

                                             

1. ПАУЗЫ

№ п/п

Знаки препинания

Счёт

Обозначение

1

,

Раз

I

2

.  ―  :

Раз, два

II

3

?  !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

 -  При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.

Упражнения для дыхания:  слайд12

 

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

 Приготовьтесь выразительно читать. (дети читают под музыку, обсуждение выступлений).
Смог(ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроения расскачика?

 Чтение за диктором  слайд 13

7. Обобщение.
Да, поздняя осень вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Природа вечна жива , а её увядание – тоже часть жизни.
Постараемся и мы почувствовать себя в роли поэта.
( Работа над деформированным текстом стихотворения. Определить последовательность строк. Работа в группах) слайд 14
А.С. Пушкин был мастером слова. Он умел нарисовать словесные картины так, что читая произведения, мы легко их представляем. Давайте вспомним , как описывает осень в своих пословицах народ. Я предлагаю вам выполнить ещё одно творческое задание « Собери пословицу»  (Работа в группах)  слайд 15

VI. Подведение итогов.

-   Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?

- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.

 

VII, Рефлексия.        Слайд 16

- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией,  возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба. Благодаря поэзии , мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

И хочется закончить наш урок словами:   слайд 17

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.

VIII. Итог урока. Сегодня все хорошо поработали, молодцы . Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 класс «Уж небо осенью дышало…» Урок литературного чтения 3 класс

Слайд 2

Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой, при луне. Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт. Он – гений, в этом спору нет.

Слайд 3

А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Л.Н. Толстой

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837

Слайд 5

О К Я С Р Т Л Н З А Ь Ф Е

Слайд 7

СЛОВАРНАЯ РАБОТА сень караван обнажалась освобождалась от покровов (листвы) покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов

Слайд 8

«Уж небо осенью дышало..»

Слайд 9

Почему поэт называет лесной покров таинственным ?

Слайд 10

АЛЛИТЕРАЦИЯ ЛеСов таинСтвенная Сень С пеЧальным Шумом обнаЖалась С-Ш-Ч-Ж

Слайд 11

А) ВДОХ, НА ВЫДОХЕ: А,О,У,И,Е,Я; Б) ВДОХ, НА ВЫДОХЕ ЦИФРЫ, СЧИТАЕМ ПО ПОРЯДКУ ДО 5, 10, 15; В) ВДОХ, НА ВЫДОХЕ ПРОГОВАРИВАЕМ ПОСЛОВИЦУ ИЛИ ПОГОВОРКУ: «ХУЖЕ ВСЕХ СЛЫШИТ, ТОТ КТО НЕ ХОЧЕТ СЛУШАТЬ». Упражнения для дыхания:

Слайд 12

Уж небо осенью дышало, I Уж реже солнышко блистало, I Короч е становился день, I Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, I Ложился на поля туман, I Гусей крикливых караван Тянулся к югу : II приближалась Довольно скучная пора; II Стоял ноябрь уж у двора.

Слайд 13

Гусей крикливых караван Определи последовательность строк Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Лесов таинственная сень Короче становился день Стоял ноябрь уж у двора. Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Ложился на поля туман. С печальным шумом обнажалась,

Слайд 14

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 15

спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...

Урок литературного чтения во 2 “Д” классе. Тема : А. С. Пушкин. Уж небо осенью дышало.

Урок литературного чтения во 2 “Д” классе.         Тема : А. С. Пушкин. Уж небо осенью дышало....