Урок литературного чтения на тему: "А. С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кудрявцева Галина Александровна

Урок литературного чтения во 2 кл. по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin-uzh_nebo_osenyu_dyshalo.2kl.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: А.С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало…»

Цели:

  • познакомить с произведениями искусства об осени;
  • показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи, как составных частей искусства;
  • совершенствовать все виды речевой деятельности;
  • учить анализировать произведения; познакомить с термином «олицетворение»;
  • формировать специальные читательские умения:
  • правильно называть произведение (автор + заголовок);
  • определять тему и жанр произведения;

воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии.

  • развивать образное мышление, воссоздающее  творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

Оборудование:

  • репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года», «Октябрь»;
  • аудиозапись чтения стих-я профессионального артиста;
  • презентация урока
  • толковые словари
  • цветные листья
  • рисунки уч-ся

Ход урока:

1.Организационный момент.(Слайд №1)

-Мне приятно видеть вас всех на уроке литературного чтения.

-Улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем хорошего настроения, удачной работы и новых знаний.

2. Актуализация опорных знаний

-Определите тему нашего урока.

Листьям - время опадать.

Птицам - время улетать.

Грибникам - блуждать в тумане,

Ветру - в трубах завывать,

Солнцу - стынуть,

Тучам - злиться.

Нам с тобой - Идти учиться.

-О каком времени года говорится?   (об осени)  (слайд №2- осень)

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «осень»? (листопад, дождь, грязь, холод, лужи, ветер, красота, солнечные дни…..).

-Придумайте красивые предложения об осени.

(Например, такие:

Подбирается поздняя осень..Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце. Улетают перелётные  птицы. Голые и прозрачные становятся сады и леса. ---)

Учитель:  Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

3. Постановка учебной проблемы    (слайд №3- проблема)

-Работая на уроке, мы должны решить проблему:

Осень - это грустное время года или радостное?

4.Работа с рисунками уч-ся    (на доске вывешены )

-Своё отношение к этому времени года вы выразили в своих рисунках. Посмотрите на них.  Это время года вы изобразили как сумели.  

5. Работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»   (слайд № 4)

- И много известных художников посвятили свои работы этому времени года.  Рассмотрите одну из картин известного художника Исаака Ильича Левитана

-Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он!

-Что чувствуете, глядя на картину?

-И.И.Левитан назвал картину «Золотая осень».Почему? Догадайтесь.

-Можно ли почувствовать, какая вода в речке?

-Какие краски показывают красоту этой картины?

-Левитан любил природу и умел её показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Природа живет в полотнах художников, но она живет и в стихах поэтов.

6.Подготовка к первичному восприятию стихотворения   (слайд № 5)

- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету) .О жизни и творчестве этого замечательного человека мы уже с вами знакомы. 

- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Задумчивым и сосредоточенным изобразил его художник Тропинин.  Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее.  Сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: «Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов».

7.Работа над стихотворением А. С. Пушкина.

-Послушайте ещё одно из стихотворений А.С. Пушкина . Это отрывок  из его романа  «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»

Задание перед слушанием:Слушайте внимательно и постарайтесь представить картины, которые рисует поэт.

8.Чтение стих-я учителем под музыку Чайковского «Времена года» «Осень»   (на слайде №5- 6 звучание музыки)

-Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие картины представили?

-К какому жанру относится произведение?

9.Самостоятельное чтение.  Работа с толковым словарём

Задание:-А теперь откройте учебники на стр. 108 и прочитайте произведение ещё раз шёпотом.

-Выясните значение непонятных вам слов по словарю.

(работа со словарём)

10.СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд № 7)

- Как понимаете слово сень?(Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь)

- Как понимаете слово караван?(Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся  друг за другом)

    - обнажалась ?

11.Чтение стих-я уч-ся

Цель:  -Давайте прочтём это произведение и найдём слова, которые указывают, о какой осени идёт речь?

(читают вслух)

- Обратите внимание, скучная – орфоэпически правильно пишется сочетание «чн», но произносится как «ш» - скушная. Запомните это.

- О какой осени идёт речь?

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   (слайд №8)

(Звучит  мелодия вальсового характера)

Осенние листья по ветру летят,

Друг с другом они попрощаться хотят.

Осенние листья кружатся,

Ковром разноцветным ложатся.    

-И мы с вами побывали в роли листочков.

12.Анализ произведения. Выборочное чтение. Работа в парах

Уч-ль: - А сейчас вы самостоятельно поработаете в парах над этим произведением.

(эти вопросы раздаю на листочках уч-ся, по 1 вопросу на парту)

1..- Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)

2..- Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора»)

3..- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)

- Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)

4..- Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…С печальным шумом»)

- Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)

5..- Найдите строки, где говорится о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)

- Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)

- Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)

-Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)

6..- Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)

- Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)

7..- Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)

8..- Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)

Уч-ль:- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

13. Работа с картинами других художников (показ презентации 4-х картин). Выборочное чтение.  (слайды №  9,10, 11,12)

-Посмотрите, какие картины увидели художники в его стихах

-Какие строки подходят к этим картинам?  Прочитайте.

14.Работа с иллюстрацией в учебнике

-А теперь посмотрим, как в учебнике  нарисовали иллюстрацию к этому произведению.

-Прочитайте строки из произведения, которые относятся к этому рисунку.

15.. Отработка выразительного чтения стих-я

-Какое  по настроению стих-е?

- Как будем читать его: быстро или медленно? (неторопливо)

-Почему?   (Природа засыпает…………)

- Достаньте свои памятки-таблицы и пользуйтесь ими при чтении.

-Поэт предложил нам слова, а мы постараемся при чтении вложить душу!

16.Чтение стих-я учащимися

- Чьё чтение понравилось? Почему?    (читала неторопливо, соблюдала паузы)

17Прослушивание аудиозаписи стихотворения  (слайд № 13)

- А сейчас прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста.

18.Отработка выразительного чтения стих-я уч-ся   (повторно)

- Давайте ещё раз прочитаем это произведение красиво, чтобы все мы ещё раз увидели картины осени.

(  читают  уч-ся)

-А сейчас чьё чтение вам понравилось больше всех?  Почему?

19. Физминутка 2  Слушание музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Октябрь».   (слайды № 14-15)

-Читая это произведение, у вас создалось своё впечатление, вы представили другие осенние картины. И теперь под музыку П.И. Чайковского «Времена года» «Октябрь» вы побудете мысленно маленькими художниками. Будем рисовать стоя, как художники на природе. Закройте глазки, представьте, что у вас в руках кисточка, перед вами альбом. Одновременно послушайте, какой увидел осень великий русский композитор. Осень была его любимым временем года.

(слушают музыку и выполняют рисование в воздухе)

--Какая музыка по своему характеру?   (тихая, печальная, задумчивая)

-Какие картины вы нарисовали?

20. Итог урока    (слайд №16-проблема)

-К какому жанру относится это произведение? (стих-е, написано в рифму, соблюдается ритм при чтении)

-Какова тема? (осень)

-В начале урока был поставлен проблемный вопрос:

«Осень - это грустное время года или радостное?».

-Докажите.

Уч-ль: (слайд № 17)   Осень – это красота: разноцветные листья, горы фруктов, прозрачный ароматный утренний воздух…

- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.

21. Рефлексия.   (слайд № 18)

                                       1. На уроке я научилась (ся)….

    2.Самым интересным сегодня было….

3.Самым трудным для меня было….

 (слайд № 19) - У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените своё настроение на уроке: если оно у вас радостное – возьмите зелёный листочек, если у вас настроение менялось в течение урока: было то радостное , то грустное – жёлтый листик, а если после нашего урока вам стало совсем грустно и хочется плакать, то возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев.

Спасибо за  интересную работу.

-И хочется закончить наш урок такими прекрасными  словами:

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать!

 Дождь ли, снег

Любое время года

Надо благодатно принимать.

22.Выставка книг  (произведения об осени)

23.Домашнее задание:    (слайд № 20)

-Сегодня домашнее задание по выбору:

1)Выучить наизусть стих-е « Уж небо осенью дышало….»

2)или выучить другое стих-е об осени, подготовиться к конкурсу  стих-й, которое мы проведём завтра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и презентация. Предмет. Литературное чтение, 4 кл...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Давид Самойлов "Красная осень"

Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft  Office PowerPoint  ГЛАВА 4. РЕАЛЬНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ МИРЫ  В АВТОРСКОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ.      Тема. С...

Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....

Урок литературного чтения на тему: "А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало..."

Урок литературного чтения на тему: "А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало..."...