Урок по чтению, проведённого в IV классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1) с уч-ся с сочетанной патологией: слепота, слабовидение. Тема урока: А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Просекова Юлия Витальевна

Мною был использован итоговый семинар.

Класс был разбит на творческие группы (по психологической совместимости) За неделю до семинара уч-ся были ознакомлены с заданиями различного характера, а также были выданы памятки с планом действий.

Группе литературоведов – найти краткий материал из биографии А. С. Пушкина и о сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

Группа переводчиков – работала со словарём, находила использованные незнакомые слова из текста сказки.

Группе знатоков- очень внимательно прочитать сказу, не упустив не одной мелочи из текста.

Группа аналитиков – готовила синквейны по героям сказки, которые очень чётко бы описывали характерные особенности героев.

Группа аналитиков – отвечала на вопрос: Чему учит сказка.

Всем детям было предложено побывать в роли иллюстраторов, и нарисовать обложку для сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-seminar_po_chteniyu.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок по чтению, проведённого в IV классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1) с уч-ся с сочетанной патологией: слепота, слабовидение.

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: расширить знания об авторе, о сказке

Задачи:

Обучающие:

  • Сделать вывод, чему учит эта сказка, и почему выражение «осталась у разбитого корыта» стало «крылатым».

Развивающие:

  • Развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом;
  • Развивать умение работать самостоятельно по намеченному плану и инструкциям (со словарём, дополнительной литературой), выбирать из общего потока материала необходимое.

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к чтению, к русской литературе.
  • Прививать культуру общения на уроке (умение слушать своих одноклассников).

Коррекционные:

  • Развивать устную речь уч-ся (умения правильно выражать свою мысль), письменную речь (биография автора), память, ответственность за выполняемую домашнюю работу.

Оборудование:

  • Учебник «Чтение 4 класс» авт. З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева, М. «Просвещение» 2013 г.
  • Портрет поэта, вопросы составленные детьми по содержанию сказки, выставка рисунков (обложек) к сказке нарисованных детьми.

Образовательные технологии: 

  • УРОК-СЕМИНАР (итоговый семинар)
  • здоровье – сберегающие (физминутка, зрительная физминутка, смена видов деятельности);
  • проблемное обучение (частично – поисковое).
  • личностно - ориентированная (разноуровневое задания в ходе работы);

Ход урока:

Активизация темы урока.

Учитель- Сегодня урок чтения пройдёт в очень необычной форме, урок –семинар по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». У вас у всех было своё домашнее задание, и вы будете делится полученными своими знаниями со своими одноклассниками.

В подготовке к семинару весь класс был разделен на группы. Попрошу поприветствовать друг друга: литературоведы, переводчики, знатоки, эксперты, аналитики.

Основная часть.

Итак, первыми выступают литературоведы. Вам было задано подготовить выступление о жизни А. С. Пушкина, и о создании сказки «сказка о рыбаке и рыбке».

1.Выступление литературоведов.

Учитель. Обобщение по выступлению литературоведов.

Итак, что же помогло Пушкину создать такую уникальную сказку, которая передаёт жизнь и быт русского народа. (Няня А. С. Пушкина Арина Родионовна была прекрасной сказительницей народных сказок, так как сама была из народа, и начиняла свои сказки колоритным русским фольклором).

Учитель – Вы абсолютно правы. И дух русского народа был передан старорусскими словами, которые поэт использовал в своей сказке.

 

2. Выступление переводчиков.

Учитель – Переводчики, вашим заданием было выписать все слова, которые использовались в речи во времена Арины Родионовны.

(слова: ветхой, землянка, старче, человечьим, молвит, слыхивал, забранила, кликать, надобно, ступай, простофиля, изба, сварливая, тесовыми воротами, светёлка, крестьянка, государыня, перстни, чупрун, дворянка, пуще, кликать, надобно, вольная царица, пряник печатный, бояре, изрубила, царедворцы, владычица, посылках, белены объелась)

Учитель – а теперь пришла очередь испытать наших знатоков и вас.

Первый вопрос: Сравните описание моря в «Сказке о рыбаке и рыбке», как оно изменялось. Процитируйте.

Второй вопрос: Чего пожелала «сварливая бабка» в сказке «Сказке о рыбаке и рыбке»? Процитируйте.

Третий вопрос: Сколько лет жили старик со старухой?

Четвёртый вопрос: Чем старик поймал рыбку?

Пятый вопрос: Какое последнее желание загадала старуха, и почему рыбка не захотела его выполнить?

4. Выступление группы экспертов.

Эксперты, вам было задание написать синквейны по Старику, Старухе, Золотой рыбке.

(в ходе чтения синквейнов по героям сказки, дети составляют список черт присущих этим героям)

5. Работа аналитиков.

Аналитики, выскажите своё мнение, чему учит эта сказка и почему выражение «осталась у разбитого корыта» стало «крылатым».

Высказывание учеников. Во –первых тому, что быть жадным нехорошо, ни к чему хорошему она не приведёт, можно остаться без ничего, как старуха с разбитым корытом.

Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Нужно быть добрым и отзывчивым по отношению к другим людям.

В третьих, эта сказка учит честности, ведь что заработаешь, то и получишь. Если хочешь в жизни что-то иметь, нужно честно работать, а не надеяться на Золотую рыбку.

Обобщение.

Выставка детских рисунков (обложек).

 (Каждый ребёнок рассказывает, как он проиллюстрировал свою обложку книги А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Завтра в завершении работы над сказкой, в благодарность за ваше творческое дело мы проведём кино – урок, и посмотрим весь мультик созданный по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

Конспект урока по математике, проведённого в 4 классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1).

Конспект урока по математике, проведённогов IV классе по впомогательной программе VIII вида (вариант 1)...

Конспект урока по чтению, проведённого в 4 классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1).Тема урока: К. Ушинский «Два плуга».

Конспект урока по чтению, проведённого в 4 классе по впомогательной программе VIII вида (вариант 1). Тема урока: К. Ушинский "Два плуга"....

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....