Приемы работы с текстом
опыты и эксперименты по чтению ( класс) на тему

Честикова Ирина Сергеевна

Описание некоторых премов работы с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc571 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работы с текстом. Так, в  примерных программах начальной и основной школы работа с текстом представлена в трех разделах:

1)поиск информации и понимание прочитанного

2)преобразование и интерпретация информации

3)оценка информации

Причины низкого уровня УУД, связанных с текстовой работой:

  1. Образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик  мышления.
  2. Учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых, порой банальных подходов к трактовке философских, научных, нравственных проблем, литературных героев.
  3. Не учитывается проявление детской любознательности, стремление выработать собственную точку зрения по определенному вопросу, использовать исследовательские методы для доказательства согласия/несогласия с решением выявленной проблемы.

В связи с этим хотелось бы вас познакомить с некоторыми приемами  работы с текстом как научным, так и художественным:

  1. Кластер
  2. Логограф
  3. Прием “ Ромашка вопросов,  или ромашка Блума”.
  4. Прием “Верные и неверные высказывания”.
  5. Прием –“ Верите ли вы?” или “Да-нет-ка”.
  1. Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

  1. Прием «Составление логографа текста» - выявление логических отношений в тексте с учетом типа речи (повествование, описание, размышление – объяснение / размышление – доказательство). Определяется основная мысль текста (ОМ) – определяются смысловые модели текста (топы).

Топы

Примеры

Рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками»

Дерево

Корзина с шишками

Рояль

Цветок

Ключевые слова

Воспоминание

Доброта и чуткость

Творчество

Благодарность

  1. Прием “ Ромашка вопросов,  или ромашка Блума”.

Задание: прочитать текст, ответить на вопросы

http://festival.1september.ru/articles/625679/img2.jpg

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

  1. Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они  будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя полученную информацию.

Например, при работе с текстом А.С.Пушкина «Сказко о мертвой царевне и о семи богатырях»

УТВЕРЖДЕНИЕ

Верное высказывание

1.

А.С.Пушкин написал 6 сказок

Нет. У А.С.Пушкина 7 сказок, одна из них не закончена. Это «Сказка о Медведихе» (не авторское название)

2.

Царица обращалась к зеркальцу 3 раза

Нет. Пять раз обращалась царица к зеркальцу. (подтвердите текстом)

3.

Царевич Елисей трижды обращался к силам природы

Да, это были обращения к Солнцу, Месяцу и к Ветру. (Подтвердите текстом)

  1. Прием “ Верите ли вы?” или “Да-нет-ка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица. Учитель читает вопросы, связанные с прочитанным текстом, а ученики ставят «+» (да), если согласны с утверждением, и « - » (нет), если не согласны.  Другой вариант: после того, как текст прочитан,  тянут вопросы , которые начинаются фразой «Верите ли вы…»:

Верите ли вы, что сказка «Теремок» - авторская?

Верите ли вы, что С.Я Маршак переводил английские стишки?

Верите ли вы, что сказки А.С.Пушкина написаны в прозе?

Итак, это только некоторые приемы работы с текстом, направленные на формирование УУД смыслового чтения.

Комментарии учителя:

Данная диагностика позволяет выделить как относительно благополучную группу школьников в отношении приобщения к чтению, так и проблемный контингент, нуждающийся в индивидуальном педагогическом сопровождении.

Можно констатировать легкость и простоту обработки результатов. В большинстве случаев низкий показатель приобщения к чтению впрямую соотносился с низкими показателями академической успеваемости школьника.

К сожалению, редким случаем является согласие с утверждением «у нас в семье много читают», практически игнорируется тезис: «мне нравится чувствовать красоту слова». Достаточно редко выбирается категория «чтение в читальном зале библиотеки, работа со словарями.» Активно выбираются категории  – «Чтение - хороший отдых и удовольствие» и «Много информации получаю из интернета» Пользуется популярностью формат «чтение – развлечение». Собственные версии раздела «Если тебе ничего не подходит, нарисуй сам» существенно не расширяют перечень уже названных функций чтения, лишь представляют модификацию уже имеющихся вариантов.

Приложение 1 все дороги ведут к чтению


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с текстом как способ формирования УУД. Честикова И.С. учитель МОКУ СОШ №2 г. Мураши

Слайд 2

Работа с текстом представлена в трёх разделах: 1) поиск информации и понимание прочитанного; 2) преобразование информации; 3) оценка информации;

Слайд 3

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 1. Кластер 2. Логограф 3. Прием – «Ромашка вопросов» 4. Прием – «Верные-неверные высказыывания» 5. Прием – «Верите ли вы?»

Слайд 4

ПРИЕМ - КЛАСТЕР (гроздья) ЖАВОРОНОК ЦВЕТ РАЗМЕР МЕСТО ОБИТАНИЯ ПИТАНИЕ ГДЕ ДЕЛАЮТ ГНЕЗДА?

Слайд 5

Прием – «Составление логографа текста». Топы Примеры Рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Ключевые слова ДЕРЕВО КОРЗИНА С ШИШКАМИ ДОБРОТА И ЧУТКОСТЬ РОЯЛЬ ТВОРЧЕСТ ВО ЦВЕТОК БЛАГОДАР НОСТЬ ВОСПО МИНАНИЕ

Слайд 6

Прием – «Ромашка вопросов»

Слайд 7

Прием – «Верные-неверные высказыывания» № УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ 1. А.С.Пушкин написал 6 сказок 2. Царица обращалась к зеркальцу 3 раза 3. Царевич Елисей трижды обращался к силам природы Нет. У А.С.Пушкина 7 сказок Нет. Пять раз обращалась царица к зеркальцу Да. Это были обращения к Солнцу, Месяцу и к Ветру

Слайд 8

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников

Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"...

Презентация "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления" 

Презентация к мастер-классу  "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"...

Методы и приемы работы с текстом

Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысл...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...