Из опыта работы "Приемы работы с текстом"
статья по теме

Москвитина Татьяна Васильевна

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

                            Приемы работы с текстом   при преподавании курса ОРКСЭ.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

Д. Дидро

Одним из основных способов организации деятельности учащихся при освоении курса является работа с текстами учебников.  

В работе с текстом  не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании  прочитанное. 

Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании.

Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…»

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?

Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.

Для оптимизации работы с текстами, совершенствования общеучебных умений, углубления понимания прочитанного и установления диалогового взаимодействия на уроке я применяю следующие приемы работы с текстом.

Работу с текстом можно разделить на три этапа : работа с текстом до чтения,

во время чтения и после чтения.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

1. Прием «Оценка текста».

 В начале урока ученикам предлагаю не читать текст, а оценить содержание изучаемого параграфа:  Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

2. Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.

Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.  

Тема урока:  Дружба.

Обязан ли человек дружить со своими соседями или одноклассников?

Должен ли человек быть похожим на своего друга?

Тема урока: стыд, вина и извинение. Как избавиться от чувства вины?

  1. Прием «Придумай вопрос»   

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. «Спросить – значит понять».

Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Число вопросов и время на их составление лучше ограничить. Заметьте,

ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.

Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ.

Например: Прочитайте фрагмент из учебника. Тема урока «Особенности морали» «Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, а также религиозные книги. Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского государства, которым является Конституция Российской Федерации, основано на моральных нормах. Кроме этого, есть родители и учителя, которые учат своих детей соблюдать моральные нормы (правила)».

Придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам. 

Можно использовать типологию учебных вопросов Б. Блума,    последовательно обучает школьников овладению умением формулировать вопросы разных типов и отвечать на них.

Простые (фактические) вопросы. (Что? Кто? Когда).

Уточняющие вопросы. (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?)

Правильно ли я поняла, что моральные нормы (правила) нигде не записаны? 

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. (Почему? В чем причина?)    

Оценочные вопросы. (В чем отличие? В чем сильные и слабые стороны? Это хорошо или плохо?)  

Творческие (аналитико-синтетические) вопросы. (Что было бы…? Что изменится, если…? Как вы думаете, что произойдет…)

Что было бы, если не существовало моральных норм

Практические вопросы. (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…? Как бы вы поступили…?)  

4. Выделение ключевых понятий при работе с текстом. Каждый текст опирается на группу понятий.  Можно предложить учащимся ответить на следующий вопрос: Какие новые слова Вы узнали, работая с данным текстом? 

Моральные нормы, моральный выбор, религиозные книги.

Иногда я предлагаю детям самим выбрать и записать в тетрадь незнакомые слова, понятия, либо оформить их на отдельном листе. Дети самостоятельно читают текст, а затем проводим анализ незнакомых слов. Можно предложить работу со справочным материалом дома.

 

5.Прием «Использование таблицы»

 Например:

Тема урока: Свобода  и ответственность

Конечно, ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от того, какое место человек занимает в обществе. Родители несут ответственность за детей, а дети —за порученные им дела. Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а ученики — за то, как они учатся. Чем больше людей зависит от человека, тем больше степень его ответственности.

Прочитай отрывок текста, заполни таблицу, если можешь, продолжи:

                      Ответственность

Родители

Дети

Учитель

  Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.

Заполнить соответствующую часть в таблице. Тема урока: Моральный долг.

Какие же

моральные обязанности есть у человека?

Нельзя

Уважать других людей и их

права

Преследовать, унижать, осуждать или оскорблять

человека, а тем более принуждать его отказаться от своих убеждений, если они не совпадают с вашими

Бескорыстная помощь другим людям

Оставлять в беде  

Благодарность

Рассчитывать на материальную благодарность

Родительский долг

Не заботиться о детях

Профессиональный долг

Не выполненять обязанности по работе

Упражнение «Двойной дневник».   

 Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий. Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

Известны разные представления о справедливости. Например, в XIX в. Дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали прежде всего за благородное происхождение и за богатство, а не за заслуги или

выдающиеся способности. И это считалось морально оправданным и справедливым.

Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному.

Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которую авторы назвали: «Знаю, хочу узнать, узнал».  

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

6. Один из любимых детьми приемов «Создание рисунков».  Дети самостоятельно читают текст и рисуют рисунки.

7.Прием «Пометки на полях»

К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д.

? не понимаю

! это интересно

+ надо запомнить

 

Редко я использую такие приемы как пересказ и составление плана текста.

7. Пересказ текста учебника.

Как вы думаете, эффективно ли использовать тексты учебника для работы над разными видами пересказа.

Существуют следующие виды пересказа:  

 подробный, который позволяет запомнить и воспроизвести детали, подробности, иногда даже индивидуальный стиль первоисточника;

краткий, который требуют сжатия информации, выделения главного, выявления причинно-следственных связей;

выборочный, который способствует совершенствованию умений в области поиска и дифференциации информации. Задания, обращающие ученика к этому виду речевой деятельности, могут быть сформулированы непосредственно (например: «Перескажите содержание фрагмента текста»), а могут быть «замаскированы» под различными формулировками: «Расскажите…», «Объясните, …», «Прокомментируйте то, что изображено на иллюстрации…» и т.д.

Так или иначе, пересказ помогает окончательно понять смысл. Обучение других еще лучше сказывается на усвоении материала. Поэтому я предлагаю детям почитать текст, а затем поделится новой информацией с друзьями. Вы сами удивитесь насколько более точным окажется восприятие прочитанного.

8 . Составление плана текста как краткого, так и развёрнутого.

Существуют различные виды планов, но я чаще всего использую Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?). Это похоже на первый прием п опридумыванию вопросов. Первый самый простой вид плана - вопросный. Задав основные вопросы к тексту, охватив ими его основную проблематику, мы получим вопросный план, пункты такого плана могут писаться как со знаком вопроса, так и без него.

 

 В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Он не только должен владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.

Все это может дать человеку Чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Обобщение опыта работы «Создание текста при написании сочинений по картинам художников»

В современной школе приоритетной задачей ставится развитие речи учащихся, умение работать с текстом, строить связное устное и письменное высказывание, опираясь на богатства русского языка, накопленные...

Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».

В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....

Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники...

Обобщение опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"

Из опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"...

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...