Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Берёза"" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Коновалова Елена Александровна

УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.a_esenin_beryoza.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                     

                                           

Технологическая карта по литературному чтению

Тема:  «Стихи о природе. С.А. Есенин "Берёза"».

        

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления со стихотворением С.А. Есенина "Берёза", расширение словарного запаса.

Планируемые результаты:

предметные: 

  • формирование потребности в систематическом чтении;
  • проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

личностные:

  • эмоционально "переживают текст" выражают свои эмоции;
  • сохраняют мотивацию к учёбе.

Оборудование: учебник Литературное чтение 3 класс 2ч. "Начальная школа 21 века", рабочая тетрадь ,презентация.

Тип урока: комбинированный

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

Мотивационный

Фронтальная

Слове.: слово учителя, работа с пословицей

= 2

Приветствие учителя

Запустим кораблик бумажный

Пускай он плывёт далеко.

Урок у нас сегодня важный,

Добыть ведь знания нелегко!

- Проверим готовность к уроку.

 

Приветствовать учителя

Работать с пословицей

К.: настрой на урок, знакомство с учителем.

П.: строят речевое высказывание.

2

3

4

5

6

7

8.

Проверка домашнего задания

Постановка учебной задачи

Нагляд.: рассматривание картин

Словес.: определение темы и цели урока

Работа с текстом во время чтения

Словес.: словарная работа

Работа с текстом после чтения

Словес.: анализ стихотворения , формулировка ответов

Самостоятельная работа

Практич.: работа в группах над стихотворением

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы

Домашнее задание.

=30

- А сейчас мы проведём конкурс "Лучший чтец", выразительное чтение наизусть  стихотворение С.А. Есенина."Нивы сжаты, рощи голы..."

- Давайте сейчас перенесёмся в мир природы.

- Посмотрите на картины природы.

- Что изображено на иллюстрациях?(зимние деревья)

- Назовите их.(осина, берёза, сосна..)

- Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа?.(берёза)

- Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей.

- Какая тема нашего занятия? Сформулируйте цель .

-О берёзе сложено много песен, былин, сказок. Её видят ,как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки Она- символ женственности и плодородия у многих народов.

- Много прекрасных слов сказано о берёзе.

-Какая наша берёза?(стройный белый ствол, гибкие, склоняющие ветви, изящные листочки).

- Берёзу часто называют  такими словами: матушка, красавица...

- Ребята, что такое эпитет?

- Сейчас мы поиграем. Сплетём венок берёзе из эпитетов, подходящих к образу берёзы.(застенчивая, стройная, нежная, кудрявая, белая...)

- Посмотрите, какой венок мы сплели из эпитетов. Они вам пригодятся для анализа стихотворения.

- Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажите мне, какой вы е увидели.

- Какой же предстала пред вами берёзка?

- В какое время года описано деревце?

-  Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните непонятные слова и выражения.

- Как вы понимаете слова кайма, бахрома?

Кайма- отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома- тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.

 

Анализ произведения.

- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку?(белая, серебристая)

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

- Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

- Какой художественный приём использует автор?(сравнение)

- Как говорит о кистях берёзы?

- О чём ещё мы так говорим?(цветы)

- Как называется такой приём?(сравнение)

- Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

- Какое время дня рисует поэт?(утро)

- Почему вы так решили?(заря)

- Солнечное это уро, или пасмурное? (Горят в золотом огне)

- Прочитайте , как занимается заря зимой.(лениво)

- Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы?(олицетворение)

- Докажи это строчками из стихотворения.

- Где ещё используется этот приём?

- Какое чувство, настроение создал поэт?(волшебное, покойное, радостное ожидание чуда).

- Когда у вас возникает похожее настроение?(перед новым годом)

-Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.

- Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?

- Чтобы научится выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударении и определить темп чтения.

- Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры:(на слайде)

- А работать над стихотворение мы будем в группах. Послушайте задание.

- Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам.

- Что значит прочитать стихотворение выразительно?(Расставить паузы, логические ударения. выбрать нужный темп)

- Надо так приготовить свою часть, чтобы целостный образ осени.

- И один из группы должен около доски прочесть свою часть выразительно.

- С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?

- Какова тема стихотворения прочитанного нами.

- Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?

- Я ,надеюсь, творчество с. Есенина не оставило равнодушными вас, и вы обязательно  почитаете его стихи

Рассказывать стихотворение наизусть

Рассматривать картины

Определять тему и цель урока

Слушать  чтение стихотворения

Читать стихотворение

Анализировать, сравнивать

Приводить примеры

Отвечать на вопросы учителя

Искать подтверждение в учебнике

Работать в группах над стихотворением

Подводить итоги урока

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

П: извлекают необходимую информацию из учебника

К: формулируют ответы и выводы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс

Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

Конспект урока по литературному чтению "Повторение - мать учения" 1 класс "Перспектива"

Данный урок используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс обобщает знания учащихся с буквами «б», «з» согласными звуками, формирует ценн...