Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Методическая разработка урока литературного чтения  во 2 классе в виде технологической карты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе

Учитель: Карасева Л.М.

Тема урока: Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Цели урока: Предметные: формировать умение определять простые жизненные истины на материале стихов Э. Мошковской «Дедушка Дерево». Подготовить детей к анализу своих поступков

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения искать и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно – следственные связи между поступками человека и реакциями на него; собственной реакцией и реакцией окружающих.

Регулятивные: формировать умения, осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Аппелирование к тесту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся.

Коммуникативные:  формировать умение взаимодействия; учет позиций собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого мнения».

                                             Ход  урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Организационный

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться
— Доброе утро!
— Доброе утро!

 Солнце и птицы!

— Доброе утро!

— Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым 
пусть доброе утро длится до вечера!

- Пусть наш урок  принесёт нам всем радость общения

Личностные : самоопределение

Актуализация знаний

- Как вы думаете, с какого жанра литературы мы начали сегодняшний урок?

- А какие вы еще знаете  литературные жанры?

-Вспомните, какое домашнее задание было задано?

Кому вы посвятили свои стихи? (Мамам)

А какие стихи вы читали, дайте им характеристику.

Отвечают на вопросы

(стихотворение)

(рассказы, сказки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, небылицы, загадки…..)

Выполнить творческий проект: подобрать стихи о весне и научиться их выразительно читать- Они очень добрые, т.к. посвящены маме.

Личностные УУД:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Определение темы, постановка задачи.

Предлагает сформулировать тему и задачи урока.

Сегодня мы с вами начинаем новую главу учебника «Вперед, по дороге открытий».

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке литературного чтения? (вывешивается на доску « Урок доброты»)

Правильно. Мы должны узнать с вами, что такое доброта? (вывешивается на доску) Что такое доброта?  

-  Как же проявлять доброту в отношении друг к другу?

-И зачем нам быть добрыми?

- Но прежде, чем мы ответим на эти вопросы, скажите, а вы считаете себя добрым?

- Хорошо, давайте каждый оценит себя при помощи листика:

-Если вы считаете, что вы считаете, что вы  очень добрый человек – то зелёный лучик.

- Если вы считаете, что вы делаете добро, но можно быть и более внимательным к людям – то красный лучик.

 (дети поднимают листочки)

 Что такое доброта?

-Много версий вы мне сказали, где мы можем узнать точное определение понятия «доброты»?

- Посмотрите на доску – это точное определение понятия «доброты»

- Итак, мы узнали точное определение понятия «доброта», а можно ли научиться по внешности  отличить «доброго », от «недоброго» человека?

- А как?

- Покажите, что вы добрый человек.

(показывают)

-А как выглядит недобрый человек? (показывают)

- Правильно, лицо доброго человека озаряет улыбка, а если посмотреть человеку в глаза - это тоже можно увидеть.

С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга,  пытались угадать настроение, желание другого человека.

А теперь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь….. Молодцы!

отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают

Узнать в словаре, спросить у взрослых, в интернете, провести свое исследование.

По - доброму улыбаться

Личностные УУД:

Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации из учебника. Способность формулировать учебную задачу.

Изучение нового материала.

Знакомство с творчеством Э. Мошковской (просмотр презентации)

Образ, какого дерева использовала Э.Мошковская вы узнаете, отгадав загадку.

Корни мои в глубину прорастают,
Жадно прохладную воду глотают.

Строен и прочен, могуч и тяжел,
Соками жизни наполненный ствол.

И, обитая в двух разных мирах,
Соединяю я звезды и прах.

Что это за два мира?

-О каком же дереве пойдет речь?

-А в каких литературных произведениях мы встречали с вами образ дуба?

Мне показалось, что всем очень понравилось стихотворение.

Как бы вы его назвали?

 Каким приемом воспользовалась Мошковская, чтобы мы увидели эти картины?

-С кем сравнивается дуб? Найдите определение слову дедушка.

Есть ли у вас дедушки? Какие они? Какими же человеческими чертами характера Э.Мошковская наделила дерево?

 Зачем? (для создания образа тепла, уюта, радости, дома)

Как вы думаете, для чего поэтесса сочинила это стихотворение?

Как вы думаете, какой человек  мог написать эти стихи?

В чем его скрытый смысл?

Хотелось бы вам покачаться на ветках такого дерева?

Учитель: Что олицетворяет это дерево?

Учитель: Какая природа в стихотворении у Мошковской?

Учитель: Чем затронуло вас это стихотворение?

-Чему учит нас это стих? Прочитайте стихотворение самостоятельно

Ответьте на поставленные вашей паре вопросы.

Работа в парах

1.Найди слова и строчки, в которых о дереве говорится как о человеке.

2.Можно ли назвать это дерево большим лесным домом для зверей и птиц?

3.За что любят дерево звери и птицы?

4.Почему звери, птицы, насекомые собираются на дереве, стремятся туда попасть?

Чтение текста выразительно

Вопросы по тексту

1.Найди слова и строчки, в которых о дереве говориться как о человеке?                                               2.Можно ли дерево назвать большим  лесным домом?

3.За что любят дерево обитатели леса?

А сейчас давайте, поработаем в паре, вернёмся к нашему стихотворению «Дедушка Дерево» и найдем в нём слова подтверждающие проявление доброты.

(работа в паре)

- Молодцы! Вот это и есть проявление доброты, все лесные обитатели хотят находиться рядом с добротой.

Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Выполняют задания в парах, группах.

Волшебный и реальный

Методом сравнения

-У Пушкина

Лес, лесной мир

Работа в парах, ответы на вопросы

Личностные УУД:

Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации из текста учебника. Установление причинно – следственных связей между поступком человека и реакциями на него (собственной реакцией и реакцией окружающих).

Регулятивные УУД:

Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Апеллирование к тексту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся.

Коммуникативные УУД:

Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения

Подведение итогов урока, рефлексия. Постановка домашнего задания.

- Подводя итог нашего урока, кто скажет, о чём мы сегодня с вами говорили?

( доброте)

-  Что же такое «Доброта»?

- как же проявлять добро в отношении друг к другу?

А зачем нам быть добрым?

- А теперь давайте вспомним, как вы оценивали себя в начале урока.

Подумайте и покажите,  захотелось ли вам стать  хоть чуточку добрее, ласковее и внимательнее друг к другу. (красный- зеленый лучик.)

 -Мне очень приятно видеть вашу оценку…

Как вы думаете, какое будет домашнее задание?

Верно,  обязательно сделать доброе дело, и может  даже не одно, а в понедельник мы подведём итоги, кто за выходные сделал какие добрые дела.

Делают выводы, высказывают свое мнение.

Оценивают себя.

Личностные УУД:

Смыслообразование: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) "Стихи Э. Мошковской"

Краткое содержание структуры урока с УУД к УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Приёмы понимания прочитанного. Михаил Пришвин "Разговор деревьев" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения М.Пришвина «Разговор деревьев»Зада...