Конспект урока литературного чтения "М.Вайсман "Шмыгимышь", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока литертурного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: М.Е.Вайсман «Шмыгимышь».

Цели урока: познакомиться с произведением «Шмыгимышь», узнать о писательнице М.Вайсман.

Планируемые результаты

  • предметные: уметь наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения; отстаивать её с помощью текста.
  • личностные: формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник литературного чтения (Н.А.Чуракова, 4 класс, 2 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: актуализация знаний, беседа.

≈3

- Ребята, сегодня у нас состоится встреча с писательницей М.Е.Вайсман.

- С ее произведениями мы познакомились в 3 классе.

- Помните их?

- Назовите некоторые из них («Лучший друг медуз» и «Приставочка моя любименькая»)

- Как зовут героев ее рассказов?

- Я знаю, некоторые из вас хотели бы, о чём–то спросить Марию Евгеньевну.

- Сегодня вам представится возможность узнать что-то новое об этой писательнице и познакомиться с её произведением.

Актуализировать знания.

Рассказывать, что бы хотели узнать о писательнице.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

П: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

К: оформление своих мыслей в устной форме.

Решение частных задач

Практич.: чтение по ролям.

Словесн.: анализ прочитанного текста.

Словесн.: беседа.

Практич.: чтение текста по цепочке.

Словесн.: анализ рассказа.

Практич.: выборочное чтение.

Словесн.: беседа.

Словесн.: беседа, анализ рассказа.

Словесн.: подведение итогов.

≈35

- Откройте учебники на странице 86 и посмотрите, какие вопросы задавали ребята писательнице, и возможно, вы найдёте ответ и на свой вопрос.

- Прочитаем текст по ролям (М.Вайсман, Евдокия Васильевна, дети)

- Что нового вы узнали из текста?

- Про что и про кого рассказы этой писательницы? (о своих детях)

- Сразу ли Мария Вайсман стала писать рассказы?

- Откуда она брала мысли и вдохновение?

- Вам понравилась такая встреча?

- Нашли ли вы ответы на свои вопросы?

- Ребята, Мария Евгеньевна давала некоторые советы, какие из них вам показались полезными?

- Ребята, вы уже прочитали новый, недавно написанный рассказ М.Вайсман – «Шмыгимышь»?

- Как вы думаете, почему он так назван?

- Как думаете, о чём или о ком этот рассказ?

- Сейчас мы проверим ваши предположения.

- Прочитаем текст по цепочке.

-(после прочтения) О ком был этот рассказ?

- Подтвердились наши предположения?

- У какого другого известного тебе литературного героя была любимая игрушка, которую он всюду с собой таскал, мысленно с ней беседовал?

- А у вас есть такая игрушка? Вы разговариваете с ней – за нее и за себя?

- Как Филя объясняет сам, что он плохо вел себя в музее?

- Докажите строками из рассказа (Я просто хотел немного пошутить…)

- Почему Филе не было стыдно в музее, а стало стыдно только дома? - Какую роль в раскаянии Фили играет Шмыгимышь?

 - Подтвердите строками из учебника. (В музее Филя был увлечен скульптурами и  играл с мышью  как  со своей любимой игрушкой. Дома, глядя на Шмыгимышь и мысленно разговаривая с ней, он думал о том, что это очень старая игрушка: она принадлежала сначала бабушке, потом маме и многое повидала в жизни. Филя понимает, что ни мама, ни бабушка не вели себя так плохо, как он, даже в детстве. Поэтому он представляет, что могла бы сказать ему мышь…)

- Важно ли, что это очень старая игрушка?

- По–разному ли Филя, Вера и мама ведут себя в музее?

- Вам было бы интересно общаться с таким мальчиком, как Филя?

- Филе очень интересно в музее: он узнает скульптуры древнегреческих богов и героев, общается с ними, дает им советы от имени игрушечной мыши. Мальчик явно знаком с греческими мифами и прекрасно ориентируется в сюжетах, изображенных в античной скульптуре. Мама, которая с детства бывала в Пушкинском музее, много раз сюда также приносила свою любимую игрушку, чувствует себя здесь уютно и привычно. Музей для нее то место, где она погружается в свои мысли. А вот Вере, по ее собственным словам, в музее скучно: («…потому что Филя разговаривает все время с мышью. Ты, мама, разговариваешь сама с собой. А мне поговорить не с кем. И я уже сто раз видела все эти статуи в учебнике») Мир древнегреческих мифов ее не увлекает, ей нужно общение.

- А вы знаете, кто такой Гермес? Лаокоон?

- За что он так жестоко наказан? Все ли подвиги Геракла вам знакомы? Если пока не все, не расстраивайтесь! Возьмите в библиотеке книгу Н. Куна «Мифы…»

- Можно ли вести себя в музее так, как Филя?

- Можно ли брать в музей таких ребят, которым скучно?

- Что легче: научить Филю хорошо вести себя или заинтересовать таких ребят, как Вера?

- Таким ребятам, как Филя в музее действительно интересно, для них там сконцентрирована особая чудесная жизнь. Они могут нарушить какие – то правила поведения в музее, иногда им приходится напоминать, что в музее нельзя ничего трогать руками, но у них есть главное – огромный интерес и увлеченность.

- А вот таких ребят, как Вера, которым скучно в музее, трудно заинтересовать чем – то. Но их конечно же тоже надо брать в музей: любой может неожиданно для себя открыть что – то интересное, особенно если ему об этом расскажет человек увлеченный, знающий.

- Говорят, у искусства своя особенная правда.

- Что это значит?

- Что для себя вы поняли из произведения?

- Подведите итог.

Читать по ролям текст «Знакомство с Марией Вайсман».

Рассказывать, что нового узнали, отвечать на вопросы учителя.

Анализировать советы М.Вайсман.

Прогнозировать содержание произведения «Шмыгимышь».

Читать рассказ по цепочке.

Анализировать рассказ «Шмыгимышь», формулировать свою точку зрения.

Отвечать на вопросы строками из рассказа.

Участвовать в общей беседе.

Отвечать на вопросы учителя.

Делиться впечатлениями от прочитанного рассказа, подводить итог.

Р: принятие и сохранение учебной задачи, учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополнение и расширение знания.

Р: осмысление учебного материала.

П.: выполнение действия по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: развитие художественной образной речи, логического мышления; умение наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу; обогащение своего словарного запаса; умение выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста;

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

- А теперь подведем итоги нашего урока?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Что вам показалось самым интересным на уроке?

- Спасибо за урок!

Подводить итоги, отвечать на вопросы.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «П...

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с расска...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....