Методическая разработка урока по литературному чтению. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Романова Марина Евгеньевна

Читательская компетентность формируется, в первую очередь, на уроках литературного чтения. Этому способствуют активные формы обучения: деятельностный подход, исследовательская деятельность, формируется умения учебного сотрудничества. Конспект урока поможет учителям начальных классов в организации учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romanova_konspekt.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературному чтению.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко».

Тема урока: «Чтобы слышать боль каждого».

Выполнила учитель начальных классов 

МБОУ СОШ №8, г. Иваново

Романова Марина Евгеньевна

Литературное чтение. 3 класс.  Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Тема: «Чтобы слышать боль каждого».

Учебные задачи:

- познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»;

- отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;

- продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся;

- вызвать нравственные чувства у детей – сопереживание, сострадание, милосердие, сочувствие , эмоционально-ценностное отношение к животному миру;

- создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других, взаимопомощь).

Учебные умения:

- определять эмоциональный настрой произведения;

- выделять главную мысль произведения, понимать глубину содержания произведения;

- анализировать заголовок произведения, поступки героев, оценивать свои;

- самостоятельно работать с  текстом;

- читать правильно вслух и про себя;

- развивать речь, мышление;

- развивать умение читать по ролям, с помощью интонации передавать состояние героев.

    Планируемые результаты обучения:

    Личностные:

  • обогащение нравственного опыта;
  • формирование навыков работы в группах;
  • формирование интеллекта и общей культуры.

   Метапредметные:

  • формирование умений учебного сотрудничества;
  • формирование исследовательских учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, её обобщение и фиксация;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

   Предметные:

  • систематизация  знаний о произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка;
  • создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;
  • сравнение героев произведения, выявление отношения к ним, собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений;
  • соотнесение темы рассказа и заголовка

Методы обучения:

  • проблемно – поисковый (создание   проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению);
  •  словесный (беседа, диалог);
  •  практический
  •  наглядный (наблюдение, презентация);
  •  Исследовательский

Виды и формы организации:

  • фронтальная
  •  групповая
  •  индивидуальная

Используемая аппаратура:

  • Мультимедийный проектор, экран
  • Карточки – помощницы для создания синквейна
  • Словарь русского языка С.И. Ожегова

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (надо быть внимательным, наблюдательным, думающим,…)

- Ребята, я предлагаю вам подумать и попробовать  прочитать эпиграф урока.

              Слайд 2,3

чтобы                                 слышать                                  

                   каждого                                                                                                                                                                                                                                      

                                     

                                                 боль

«Чтобы слышать боль каждого».

- Как вы понимаете это высказывание? (Ребята высказывают своё мнение).

  1. Актуализация знаний.
  1. Назовите рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка, главный герой которого лебедь. («Приёмыш»)
  2. С кем дружил Приёмыш? (с  Соболько)
  3. Жанр произведения «Умнее всех». (Сказка)
  4. Кто ухаживал за Приёмышем? (Тарас)
  5. Кто на птичьем дворе нашёл Ежа? (Курочка)
  6. Как назвал Ёж Индюка? (Глупый)
  7. Кто предположил, что Ёж  - это гриб?   (Гусак)
  8. Мамин-Сибиряк – это  (Псевдоним) писателя!

На слайде 4 появляется запись:

            Приёмыш    

         СОболько

           Сказка

           Тарас

    курОчка

глупыЙ

   ГусаК

псевдОним

- С каким произведением познакомились дома? ( Мы читали рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»).

    -Давайте заполним модель обложки. (Ребята выполняют в тетради. На слайде 5 появляется модель обложки).

- Почему автор дал такое название произведению? ( Он главный герой).

  1. Постановка целей урока.

-Подумайте, какая это история.

Слайд 6:    грустная

                   забавная

               поучительная

Дети высказывают своё мнение и доказывают.

- Попробуйте определить цели нашего урока.

( определить главную мысль произведения, развивать речь, мышление, уметь анализировать поступки героев,… Если дети затрудняются, помогает учитель)

  1. Анализ художественного произведения.

1 часть.

- Поделитесь своими чувствами.  О чём думали, что переживали, когда читали первую часть произведения?

- Какое настроение преобладало? (тревога, переживание, …)

Слайд 7. Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.

- Что изображено? (Фургон с бродячими собаками)

-Найдите в тексте соответствующий эпизод. (Дети зачитывают: с.79-80).

- О каких породах собак говорится в рассказе? (Пойнтер, мопс, болонка, сеттер, водолаз, тощие дворняги)

Слайд 8. Собаки разных пород.

- Как автор описывает собак? Найдите в тексте диалог собак. Прочитайте. (с. 79)

- Кто из героев понравился? Почему?

- Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?

- Как можно озаглавит первую часть рассказа? («Беда»)

  1. Физкультминутка.

Упражнение для глаз: Напишите глазами слово Постойко.

Упражнение для головы: Напишите головой название первой части рассказа.

  1. Анализ произведения.

2 часть.

Чтение второй части.

- Где происходят события во второй части рассказа? (В приюте)

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? («В приюте»)

- Поделитесь своими чувствами.  О чём думали, что переживали? Изобразите своё настроение рисунком (цветом, линиями, формой,…)

Слайд 9. Изображение людей в приюте.

- Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте. (Верзила)

- Как понимаете это слово? (Словарь С.И. Ожегова: верзила - высокий и нескладный человек)

- Чем они занимались? (Вешали собак, с удовольствием выбирал своих жертв)

- Как они относились к собакам? (Выслушивается мнение детей)

Слайд 10. Изображение собак в приюте.

- Что происходит с собаками в приюте? (Через пять дней пребывания в приюте их вешают).

Слайд 11. Постойко.

- Расскажите историю жизни Постойко. (Краткий пересказ)

- Что было главное в его жизни? (Свобода)

- Задумывался ли он, что может попасть в неволю? (Не задумывался, наслаждался свободной жизнью)

- Попав в одну и ту же ситуацию, все ведут себя по-разному. Давайте понаблюдаем, как ведут себя собаки в приюте.

Слайд 12. Поведение водолаза.

                 Поведение комнатных собачек.

                 Поведение дворняжек.

- Давайте разделимся на три группы и найдём в тексте, что чувствовали собаки, попадая в приют, о чём думала каждая? (Водолаз чуть не разломал решётку, когда увидел своего хозяина… Комнатные собачонки с визгом лезли к решётке, отталкивая друг друга… Барбос забился в угол и жалобно завыл…. С. 83-85)

- Ожидание…. Как много в этом слове спрятано.

- Были ли у вас такие ситуации, когда вам приходилось ожидать чего-либо? Расскажите. (Рассказы детей). Что чувствовали?

- Для Постойко начался самый трудный день – пятый. Что чувствовал он, когда услышал знакомые шаги? Найдите в тексте. (С. 86. Постойко не поверил. Холодное отчаяние овладело Постойком… Постойко не поверил сначала своим ушам….)

- Что чувствовала собака, когда оказалась на свободе? Найдите в тексте. (С какой бешеной радостью вырвался Постойко на волю, как он прыгал, как визжал…)

  1. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

- Давайте попробуем составить СИНКВЕЙН. (Работа в парах. У ребят карточки -помощницы). Слайд 13.

Одно существительное_______________

Два прилагательных_________________

Три глагола__________________________

Предложение________________________

Существительное____________________

Представление продукта. Ребята показывают, что у них получилось.

Примеры: Постойко                                                  Собаки

                   Свободный, радостный                       Разные,  несчастные

                  Попался, отчаялся, визжал                Разломал, завыл, забился

                  Он вырвался на волю.                           Начни делать добро!

                  Свобода                                                     Жизнь

- Над чем задумались? Почему? (Ребята высказывают своё мнение)

- Можно ли сказать, что собаки похожи на людей? Прокомментируйте свой ответ.

- Почему автор спасает Постойко? (У каждого есть право на жизнь, на свободу. Нельзя терять надежду).

- Какая же главная мысль  рассказа? (Право на жизнь, на свободу есть у каждого, и даже у животного. Надо уметь слышать боль КАЖДОГО.)

- В  каких словах текста выражена главная мысль? Прочитайте. (С какой бешеной радостью вырвался Постойко на волю, как он прыгал, как визжал…)

Слайд 14. Анализ заголовка произведения.

- Прочитайте ещё раз название произведения. (ПОСТОЙКО).

- Что хотел сказать автор? (Постой-ка, не торопись, подумай, остановись)

- Кого он призывает задуматься, остановиться? (нас, людей, …)

- Какой урок жизни вы сегодня получили?

Слайд 15. Анализ эпиграфа.

- Прочитайте ещё раз эпиграф урока. Что мы можем сделать? (помогать приютам, заботиться о своих домашних животных, не обижать бездомных животных)

  1. Домашнее задание. (на выбор) Слайд 16
  1. Пересказать от лица Постойко историю его жизни.
  2. Сочинить рассказ о дальнейшей судьбе Постойко. (в любом жанре)
  3. Нарисовать плакат, посвящённый защите животных.
  1. Рефлексия. Слайд 17.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что вы открыли в себе?

- Чем удивили вас окружающие?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Достигли ли мы поставленных целей урока?

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке! (Оценивание работы на уроке)

Ссылки на использованные интернет-ресурсы:

http://az.lib.ru/m/maminsibirjak_d/text_1023.shtml

http://900igr.net/datas/literatura/Mamin-Sibirjak/0009-009-Obitateli-prijuta.jpg

http://www.biografija.ru/pictures/m_23444.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Д.Н.Мамин Сибиряк. Приёмыш».

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе,УМК "Школа России", Д.Н.Мамин -Сибиряк "Приёмыш". Первый урок раздела "Природа и мы". Урок призван формировать коммуникативные качества учащихся, оцен...

Технологическая карта отркытого урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Технологическая карта отркытого урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш"...

Урок по литературному чтению Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели урока:Обучать анализу текста сказки, используя различные виды работы над текстом: отвечать на вопросы; читать выразительно;Развивать речь;  умение выражать при чтении свои чувства и отношени...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом...