конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе по теме: «Каша из топора»

(русская народная сказка),  демонстрирующий обоснованное и эффективное использование учителем начальных классов

МАОУ СОШ №1 Демченко Е.А. здоровьесберегающих технологий, технологии  продуктивного чтения и проблемное обучение в образовательном процессе.

Тип урока: Урок – диалог.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения;
  • обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.

 создание условий для самостоятельного формулирования детьми идеи сказки.

Задачи:

1) обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас;

 2)развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;

 3)воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.  Находить ответы на вопросы в тексте.

Личностные УУД:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  • Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

  • Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.  Учиться работать по предложенному учителем плану.

Методы и приёмы обучения:  Проблемный, частично-поисковый. выборочное   и выразительное чтение.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, коллективная.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.

                                  План урока:

I.  Организация начала урока. ( 1 мин.)

II. Актуализация знаний. ( 2мин.)

III.  Изучение нового материала. ( 15 мин.)

IV.  Физминутка (3 мин.)

V.  Закрепление изученного  материала. ( 10 мин.)

VI.  Итог  урока. ( 5 мин.)

VII.  Домашнее   задание. ( 2 мин.)

VIII.  Рефлексия  урока.( 2 мин.)

                            Ход урока.

I. Организация начала урока.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.

II. Актуализация знаний.

- Какую тему изучали на уроке литературного чтения? (Устное народное творчество.)

- Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)

III. Изучение нового материала.

1.  Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.

На доске запись: Обман – это . . .

Задание: Прочитайте предложение на доске. Как вы понимаете его смысл? (Ребята высказывают своё мнение.)

Задание: Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение?

- Что удивило вас в названии сказки?

- В каком домике будут жить герои этой сказки? (В избушке.)

- Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?

2.  Первичное восприятие произведения.

Сказку читает ученик.

    Задание перед чтением: Что заинтересовало вас в этой сказке?

Дети читают сказку про себя.

            Задание перед чтением: Найдите слова, которые нуждаются в объяснении

3. Словарная работа.  

    Как вы понимаете значение слов: ПОБЫВКА, ПРИТОМИЛСЯ, ЧУЛАН,

СДОБРИЛ, ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВДОВОЛЬ. (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)

Проблемный анализ произведения.

- Как вы считаете, старуха – жадный человек или экономная хозяйка?

- Солдат положительный или отрицательный герой?

- правильно он поступил, обманув старуху?

IV. Физминутка.

V. Закрепление изученного материала.

1. Анализ художественных образов.

а)Работа по вариантам.

- Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному  называют:

             I в. – СТАРУХУ (сирота, хозяйка, старуха)

             II в. – СОЛДАТА (дорожный, служивый добрый человек)

- Сколько раз повторяется в сказке слово старуха? Зачем автор это делает?

                б) Дайте характеристику главным героям.

            Девочки – СОЛДАТУ.

            Мальчики – СТАРУХЕ.

Используйте задание на стр. 47 учебника.  

             3. Запишите черты характеров героев в свою тетрадь, разделив их на положительные и отрицательные.

2. Стилистический анализ сказки.

- Как народ относится к своим героям?

     - Какими словами он их описывает?

- Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни?

- Перечитайте сказку ещё раз и придумайте свои вопросы по содержанию.

1 ряд – С вопросом КАК? – Как солдат начал варить кашу?

                                            - Как солдату удалось выпросить соль?

                                             - Как старуха следила за солдатом?

2 ряд – С вопросом ЧТО?-  Что приметил солдат под лавкой?

                                             - Что говорила старуха, когда ела кашу?  

3ряд – С вопросом ГДЕ?  - Где остановился солдат?

                                            - Где хранила старуха крупу?

- Чему учит эта сказка?

- Какова её идея?

VI. Итог урока.

1. Прочитайте шифрограмму.

СМЁТКАДОРОЖЕБОГАТСТВА

- Что прочитали? (пословицу.)

- Объясните смысл этой пословицы.

- Можно ли солдата назвать обманщиком?

2. Ответьте на задание, которое я дала в начале урока. Что такое обман?

Версии детей:

1.Обман – это хитрость.

2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.

3. Обман – это жульничество.

4.Обман – это смекалка, фантазия

3. Найдите значение этого слова в словаре.

ОБМАН – ЗАБЛУЖДЕНИЕ,

ОБМАНУТЬ – ПОСТУПИТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНО,

НАРУШИТЬ ОБЕЩАНИЕ.

- Это положительная черта характера или отрицательная?

VII. Домашнее задание.

Научитесь читать эту сказку по ролям.

VIII.  Рефлексия урока.

- А теперь встали те, кто активно работал на уроке.

- Теперь садитесь те, кто понял смысл этой сказки.

- А теперь похлопайте, кому понравилась эта сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....