Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста» 3 класс
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Киселёва Елизавета Петровна

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 3 а

    Тема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

    Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;

    Предметные:

    учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

    Личностные:

     прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;           

    использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

     

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhzh-24-02.docx27.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 3 а

    Тема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

    Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;

    Предметные: 

    учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

    Личностные:

     прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;          

    использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.


    Этапы, методы и приёмы

    Хро-номе-траж

    Содержание. Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Мотивационный

    Словесн.: слово учителя

    Практич.: хоровое чтение

    речевая разминка

    Наглядн: работа со слайдом

    Словесн.: объяснение устойчивых выражений

    8.30-8.31

    8.31-8.35

    8.35-8.40

    - Здравствуйте, ребята!

    Вот звенит для нас звонок –

    Начинается урок.

    Ровно встали, потянулись

    И друг другу улыбнулись

    -Сегодня мы начнем изучать новую тему. Ее название узнаете, разгадав кроссворды.

    По горизонтали:

    1. Глаза - на рогах, а домик - на спине. (Улитка.)

    2. Не барашек и не кот,  носит шубу  круглый год.

     Шуба серая -для лета, для зимы -другого цвета. (Заяц.)

    3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

     По вертикали:

    4. Выпучив глаза сидит, не по-русски  говорит,

    Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

    5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса.)

    6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

    7. Кричит: «Крак!», червякам - враг. (Ворона.)

    8. С хозяином дружит, дом сторожит.
    Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

    9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

    (Дети работают  на нетбуках.)

    - Прочитайте, что получилось в выделенных клетках.

    -Что означает словосочетание «Люби живое»?

    Откройте учебники  с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Вспомните загадки из кроссворда. Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных .  Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. )

    -Вспомните писателей, которые писали о природе.

    Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами.

    Приветствовать учителя;

    Настраиваться эмоционально на урок;

    Читать с разной интонацией и темпом;

    Читать и объяснять устойчивые выражения;

    Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

    П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
    извлекать информацию, представленную в разных формах;

    П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

    2.

    Постановка учебных задач

    Словесн.: составление слов

    8.40-8.45

    1)Знакомство с биографией писателя.

    -Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет и выставку книг. Я  хочу представить вам презентацию о писателе, а его биографию расскажут девочки (заранее дать задание).

    А)Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

    Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

    В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

    Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

    Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.  «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

    2)Первичное восприятие.

    -Сегодня мы познакомимся с рассказом «Моя Родина».

    Чтение учителем и хорошо подготовленными учениками. Дети следят по учебнику.

    -Понравился рассказ? Что именно?

    3) Словарная работа.

    На доске:  со-кро-ви-ща    кла-до-ва-я   встре-чал-ся   про-буж-да-ет-ся  

    Читаем по слогам, затем целыми  словами.

    -Что такое сокровища, кладовая?

    Составлять слова;

    Определять тему урока;

    Ставить цели урока;

    К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

    Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

    Физминутка

    8.45-8.46

    - Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

    Рано утром, на полянке,
    Так резвились обезьянки:
    Левой ножкой топ-топ!
    Правой ножкой топ-топ!
    Руки вверх, вверх, вверх!
    Кто поднимет выше всех?
    Все присели, снова встали.
    Вы резвиться не устали?

    Выполнять движения;

    Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

    3.

    Решение частных задач.

    Практич.: чтение учителем

    Практич.: чтение по цепочке

    Словесн: ответы на вопросы;

    8.46-9.05

    9.05.-9.10

    1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению.

    2) Анализ произведения.

    -Определите жанр произведения (рассказ). Рассказ такого вида называется очерком.

    Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе.

    -Назовите тему рассказа.  (Родина).

    -Кто является главным героем?  (Автор).

    -О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?

    -Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

    -Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

    -В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

    -Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»?  (Так образно  М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому).

    -Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

    -Определите главную мысль текста.

    -Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

    Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

    -Вспомните пословицы о Родине.

    3) Работа в группах.

    Задание: разделить текст на части и составить план.

    Проверка. Представитель от каждой группы читает план. Дети сравнивают, выбирают лучший вариант.

    Читать;

    Слушать и следить;

    Отвечать на вопросы;

    Анализировать рассказ;

    Р: Читать в соответствии с целью чтения:

    выразительно;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

    4.

    Рефлексия. Подведение итогов

    9.10-9.15

    - Что вам особенно понравилось в рассказе?

    - Справились ли мы с поставленными задачами?

    - За что вы сегодня можете себя похвалить?

    - Домашнее задание: читать рассказ.

    Подводить итог урока;

    Записывать домашнее задание;

    Р: понимание причин успеха в учёбе;

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

    урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...

    Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР

    Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Стихи о дружбе и обидах" и мультемедийная презентация) 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопо...

    УМК "Школа России" 3 класс. «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

    Цели: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина «Моя Родина»;развить навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста;формировать умение отвечать на вопросы по содержани...

    Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

    Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

    Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

    Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....