Технологическая карта урока литературного чтения «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Киселёва Елизавета Петровна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;

Предметные:

учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

Личностные:

 прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;           

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhzh-24-02.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;

Предметные: 

учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

Личностные:

 прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;          

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.


Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

Наглядн: работа со слайдом

Словесн.: объяснение устойчивых выражений

8.30-8.31

8.31-8.35

8.35-8.40

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись

-Сегодня мы начнем изучать новую тему. Ее название узнаете, разгадав кроссворды.

По горизонтали:

1. Глаза - на рогах, а домик - на спине. (Улитка.)

2. Не барашек и не кот,  носит шубу  круглый год.

 Шуба серая -для лета, для зимы -другого цвета. (Заяц.)

3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

 По вертикали:

4. Выпучив глаза сидит, не по-русски  говорит,

Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса.)

6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

7. Кричит: «Крак!», червякам - враг. (Ворона.)

8. С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

(Дети работают  на нетбуках.)

- Прочитайте, что получилось в выделенных клетках.

-Что означает словосочетание «Люби живое»?

Откройте учебники  с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Вспомните загадки из кроссворда. Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных .  Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. )

-Вспомните писателей, которые писали о природе.

Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами.

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать с разной интонацией и темпом;

Читать и объяснять устойчивые выражения;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: составление слов

8.40-8.45

1)Знакомство с биографией писателя.

-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет и выставку книг. Я  хочу представить вам презентацию о писателе, а его биографию расскажут девочки (заранее дать задание).

А)Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.  «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

2)Первичное восприятие.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Моя Родина».

Чтение учителем и хорошо подготовленными учениками. Дети следят по учебнику.

-Понравился рассказ? Что именно?

3) Словарная работа.

На доске:  со-кро-ви-ща    кла-до-ва-я   встре-чал-ся   про-буж-да-ет-ся  

Читаем по слогам, затем целыми  словами.

-Что такое сокровища, кладовая?

Составлять слова;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Физминутка

8.45-8.46

- Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?

Выполнять движения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3.

Решение частных задач.

Практич.: чтение учителем

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

8.46-9.05

9.05.-9.10

1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению.

2) Анализ произведения.

-Определите жанр произведения (рассказ). Рассказ такого вида называется очерком.

Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе.

-Назовите тему рассказа.  (Родина).

-Кто является главным героем?  (Автор).

-О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?

-Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

-Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

-В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

-Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»?  (Так образно  М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому).

-Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

-Определите главную мысль текста.

-Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

-Вспомните пословицы о Родине.

3) Работа в группах.

Задание: разделить текст на части и составить план.

Проверка. Представитель от каждой группы читает план. Дети сравнивают, выбирают лучший вариант.

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

4.

Рефлексия. Подведение итогов

9.10-9.15

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

- Домашнее задание: читать рассказ.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...

УМК "Школа России" 3 класс. «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

Цели: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина «Моя Родина»;развить навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста;формировать умение отвечать на вопросы по содержани...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 18.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.Пришвин "Золотой луг"" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI века"

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа М.Пришвина «Золотой луг»: навыка осознанного и выразительного чтения; представления...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. "Поэтический вечер "Моя Родина", УМК " Школа России", 4 класс

Тема урока «Поэтический вечер «Моя Родина»»Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний).Цель урока: повторение и систематизация изученного матери...