Средства выражения авторского отношения к герою. Н.Ламм «Червяк», Н.Рубцов «Воробей», М.Горкий «Воробьишко» (отрывок)
план-конспект урока по чтению на тему

Наталья Широкова

Средства выражения авторского отношения к герою. Н.Ламм «Червяк», Н.Рубцов «Воробей», М.Горкий «Воробьишко» (отрывок)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_apr_chten.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

07.04.2016

Литературное чтение

Тема. Средства выражения авторского отношения к герою. Н.Ламм «Червяк», Н.Рубцов «Воробей», М.Горкий «Воробьишко» (отрывок)

Цель деятельности педагога: ознакомить с выразительными средствами, позволяющими создать образ героя; воспитывать чувство прекрасного; способствовать развитию умений находить звукопись в поэтических и прозаических текстах, понимать смысл использования этого приёма, познакомиться с приёмом «очеловечивания», содействовать развитию фонематического слуха, речи, умению работать в коллективе.

Планируемые результаты:

- личностные УУД: стремятся к взаимопониманию, осуществляют позитивную самооценку;

-метапредметныеУУД: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выполняют несложные логические действия, (сравнение, сопоставление); коммуникативные – воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников;

- предметные УУД: научатся находить звукопись в поэтических и прозаических текстах, понимать смысл использования этого приёма.

Ход урока

             I. Организационный момент.

- Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками.

Сегодня нам автор поможет

                                                      Лучше героя понять.

И усилий немало приложит,

                                                      Чтоб ярче его показать.

        II. Отработка навыка чтения.

        

Упражнения для развития самостоятельного (осознанного) чтения.

               «Дополни предложение»

             На доске запись:  Птицы летят.

             Задание: дополните это предложение, последовательно прибавляя по одному - два слова.

Возможные варианты: Птицы летят в небе.

                                        Высоко в небе летят птицы.

                                        Высоко в небе летят перелётные птицы.

          Беседа: - Почему птицы перелётные? Какие ещё бывают птицы? Почему они остаются зимовать?

Вывод. (Делают дети)

          3. Упражнение для развития выразительного чтения.

Ёж пыхтит и морщится:

- Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

 - Прочитайте, передайте голосом в зависимости от текста: радость, возмущение, печаль, грусть, гордость.

         III. Подготовка к восприятию нового материала.

 - Отгадайте загадки.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

По полям ночует,

Зёрнышки ворует.

                (Воробей)

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдёте вы.

                (Червяк)

 (Выставляются картинки с изображением этих животных)

        - Что можете о них сказать?

        - Кто будут героями наших произведений?

         IV. Объявление темы и постановка цели урока.

          V.  Работа по теме урока.

             1. Работа по учебнику  

 - Откройте учебник, прочитайте фамилию автора и название произведения. Сведения об авторе.

 - Прочитайте самостоятельно стихотворение Н.Ламма «Червяк».

 - Что заметили?  (Строение стихотворения совпадает с особенностями внешнего вида червяка)

 - Что изменится, если изменим форму записи?

 - Какую же особенность червяка подчеркнул поэт?   (Форма записи подчёркивает его  длину).

 - Какое отношение к герою стоит за этим приёмом? Нравится ли поэту его герой?

 Рассмотрите иллюстрацию.

 - А герой сам себе нравится? Докажите своё мнение. Какой вывод можем сделать?

         VI. Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам делать по порядку:

                                             Весело шагать, (Ходьба)

                                             Руки поднимать, (Руки вверх)

                                             Приседать и вставать, (6 приседаний)

                                             Прыгать и скакать (10 прыжков).

         VII. Продолжение работы по новой теме.

  1. Знакомство с произведением Н.Рубцова  «Воробей».  

 Чтение стихотворения учителем.

 Поделитесь впечатлениями.

         Лексическая работа. (Повозка с поклажей.  Чердак).

         2.  Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.  (Жужжащее чтение)

 - В какое время года происходят события? Докажите словами текста.

 - Какие слова употребляет автор, чтобы описать действия воробья?

 

 - Каким представляете себе воробья?

 - Найдите предложения, в которых нам автор показывает, что воробью очень плохо. (Чуть живой.)

 - Что значит «дрожит над зёрнышком». Почему?

 - Как относится автор к воробью?  (Жалеет, уважает.)  Докажите.

 - Прочитайте две последние строчки.

                                    А гляди, не становится вредным

                                    Оттого, что так трудно ему…

 - А можно ли так сказать о человеке?

 Чтобы нам лучше представить героя, его характер, автор использует приём очеловечивания.

 - Какой же характер у воробья?   (Терпеливый, бережливый, не вредный.)

 Выразительное чтение стихотворения вслух.

          3. Знакомство с произведением М.Горького «Воробьишко» (отрывок).

 - Угадайте о ком этот рассказ? Читает учитель.

 - Какие слова подсказали вам отгадку?

 Выборочное чтение.

 Найдите все доказательства в тексте.

 - Какой звук чаще всего встречается в речи героев?

 - Кто главный герой?

 - Что о нём узнали?

 Прочитайте все реплики Пудика.

 - Какие воробьиные особенности есть в разговоре?  

 Так говорить и думать может только Воробьишко. Так называется рассказ М.Горького о воробье. Мы познакомились с приемом «очеловечивания». Подумайте, почему рассказ

называется  «Воробьишко», а не «Воробей»?

          4. Чтение по ролям.

- Сколько персонажей?  (Четыре: три воробья и автор)

 Постарайтесь при чтении передать «характер» Пудика, беспокойство за сына и рассудительность воробьихи.

 - Понравилась вам сказка?

 «Воробьишко» -  сказочный рассказ о птенце – маленьком воробье, он несмышлёный, нуждается в заботе и внимании. Образ крошечного, хрупкого, не умеющего ещё летать птенца вызывает желание оберегать птиц, заботиться о них.

 Этот рассказ дан в сокращении. Сейчас я вам прочитаю весь рассказ.

 - Вам понравилась мечта Пудика?   (Когда я вырасту большой, я сделаю так, чтобы все летали…)

 - Каким автор нам представляет Пудика?   (Самостоятельным и самоуверенным).

 - Как автор относиться к своему герою?   ( Нежно, трогательно).

 Чтение рассказа по цепочке. При чтении цепочкой находим доказательства своих ответов.

         8. Подведение итогов урока.

 

 - Что нового узнали?

 - Что понравилось?

 

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые жанры фольклора. Н.Рубцов "Воробей". М.Горький "Воробьишко"

План - конспект и презентация к уроку в 1 классе по системе Л.Занкова (учебник В.Ю.Свиридовой) в соответствии с новыми ФГОС. На уроке используется групповая работа, чтение по ролям, творческая работа ...

План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

литературное чтение. И. Белов «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.

И. Белова Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Учитель начальных классов: Содномова Баирма Аюшеевна Программа Д.Б. Элькон...

литературное чтение. И. Белов «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.

И. Белова Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Учитель начальных классов: Содномова Баирма Аюшеевна Программа Д.Б. Эльконина...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 18.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...