«Колосок».Украинская народная сказка в обработке С. Могилевской.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Киреева Марина Анатольевна

Аннотация к уроку литературного чтения.

 

Урок литературного чтения по теме: «Колосок».Украинская народная сказка в обработке С. Могилевской.

 Изучается во 2 классе.  В ходе урока предусмотрены разные виды работ по развитию кругозора и речи учащихся. Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые и занимательные моменты направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературного чтения.

Урок имеет большое воспитательное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_kolosok.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

1.Киреева Марина Анатольевна

2.Класс: 2

3.Предмет: Литературное чтение

4.Тема урока: «Колосок».Украинская народная сказка в обработке С. Могилевской.

5.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

6.Цель урока: стимулировать интерес к чтению сказок.

Задачи

  • Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять жанр произведения, тему и главную мысль сказки, определять отличительные признаки сказки, давать характеристику героям ;
  • Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

8. Дидактические средства:

для учителя – учебник, презентация.

для учащихся – учебник, тетрадь.

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

 (Слайд 1) -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку.                                                                                               -В хорошем настроении начнём наш урок. Успехов вам и удач!

Садитесь девочки, садитесь мальчики.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

пробное учебное действие; фиксация затруднения.

Беседа. Определение темы.

Обобщение учителем.

Чтение учителем.

Первичная проверка понимания .

Беседа о прочитанном произведении, выявление темы.

-И наш урок мы начнём с пословицы:

«Повторение – мать учения» (Слайд 2)

-Как вы её понимаете?

-А теперь давайте поработаем в парах и вспомним, что мы изучали на прошлых уроках литературного чтения.

 Перед вами на партах лежат листочки с заданиями. Соедините слова двух столбиков. (Смотреть приложение 1).

-А теперь проверим правильность выполнения задания, в этом нам поможет компьютер.

- Посмотрите на экран и прочитайте       1-ую запись.

-Что это такое?

-Почему вы так думаете?

-Какому слову из 2-го столбика соответствует следующая запись?

-Докажите ваше мнение.

- Какое определение подойдёт следующим словам?

- Что мы называем небылицей?

- Кто знает, что обозначает запись  «Белые пёрышки»?

-Дайте определение сказки.

-Как можно назвать следующие слова?

-Докажите.

-Какому слову из 2-го столбика соответствует следующая запись?

-Объясните, почему вы так считаете?

- Вам встретилось слово «Колосок», что это такое?

- Как вы понимаете смысл слова колосок? Вы когда- нибудь видели колосок?

- Можем ли мы по названию произведения спрогнозировать к какому жанру оно относится?

- А как нам проверить наши предположения?

- Так какая тема нашего урока?

- Исходя из темы урока поставим задачи.

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы поработаем с произведением «Колосок», выясним его тему, главную мысль, к какому жанру относится, познакомимся с его героями.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю произведение «Колосок», а вы внимательно послушайте.

- Какое настроение у вас вызвало это произведение? Почему?

- Какой момент сказки привлёк ваше внимание?

-Можем ли мы сейчас определить тему нашего произведения?

- Ещё о чём?

- Как тема произведения связана с заголовком?

- Чем больше повторяешь, тем больше знаешь.

Дети работают самостоятельно в парах.

-Человек без друзей - что дерево без корней.

-Пословица.

-Пословица- произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл.            

- Считалка.                                 - Считалка-жанр фольклора. Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение ролей в игре.

- Небылица.

- Небылица - произведение фольклора, которое содержит вымысел. Лживое сообщение, враньё.

- Название сказки.                                       - Сказка- произведение фольклора, повествующее о чём-то необычном, невероятном.                                                   –Загадка.                                                                                            - Загадка- жанр фольклора. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

- Скороговорка.                                                                 – Скороговорка -  произведение фольклора, которое нужно произнести быстро,  не запинаясь.                                                                                - Название.                                                                     - Колосок- это соцветие злакового растения, в котором есть плод- зерновка, а стебелёк- это соломинка.

-Сказка, небылица, загадка.

- Познакомиться с произведением «Колосок».

- Произведение «Колосок».

-Познакомиться с произведением «Колосок».                         Определить:1) тему произведения; 2) главную мысль;    3) жанр произведения. Учиться правильно и выразительно читать.

 

- В произведении говорится о мышках и петушке.                                    – Как они из колоска сделали пироги.

-Из колоска сделали пироги.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Работа с учебником. Чтение сказки «Колосок», с.38.

Беседа о прочитанном произведении, выявление темы.

- Много работы пришлось выполнить героям нашего произведения, чтобы испечь пироги.  

- А сейчас вы самостоятельно перечитаете текст и подчеркнёте слова обозначающие какую работу выполняли петушок и мышата, чтобы испечь пироги.

- Давайте найдём это произведение в учебнике. Как будем искать?

 

- Обратимся к оглавлению.

Учащиеся самостоятельно читают и подчёркивают слова.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы.

Физминутка.

Вы ,наверное, устали?

Ну ,тогда все дружно встали.                                    Петушок совет вам даст

Наклоняйся 10 раз.

Вот мышат двоих слова

Чтоб спина была пряма

Поднимайся на носочки

 Дотянись до колосочка.

А теперь вам мой совет

Если будешь прыгать, бегать

Проживёшь ты много лет.

Я дала вам отдохнуть?

Отдохнули. Снова в путь!

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.                  

Работа с учебником. Беседа после чтения.

Беседа о прочитанном произведении выявление темы, характера героя.

- Давайте вспомним, как звали наших героев?

- Почему  мышатам дали такие имена?

-Почему назвали петушка Голосистое горлышко?

- Как вы понимаете слова «чуть свет»?

- Что однажды произошло?

- Что предложили мышата сделать с колоском?

- Кто же выполнил эту работу?

 -Объясните значение слова молотить.

- Чем в это время занимались мышата?

- Кто знаком с игрой лапта? (Слайд  ).

- Рассмотрите рисунок на с. 39. Какому эпизоду можно его отнести. Зачитайте.

- Что предложили мышата на этот раз? Зачитайте.

- А кто знает ,что такое мельница? (Слайд  )

- А кто понёс зерно на мельницу? Зачитайте.

- Чем занимались мышата?

- Объясните значение слова «чехарда».

- Как встретили мышата петушка?

- Что мышата посоветовали сделать петушку? Прочитайте.

-Какую работу выполнил петушок? Зачитайте. (Слайд  ).

- А мышата что делали?

- Петушок Голосистое горлышко и мышата Круть и Верть.                                            -  Потому что они только и знали, что крутились и вертелись.                                            

-Потому что он вставал чуть свет и всех песней будил.          

– Очень рано, как только солнышко взошло.

- Петушок нашёл колосок.

- Обмолотить.

- Эту работу выполнил петушок.                                               – Молотить- выколачивать зёрна из колосьев.                     - Играли в лапту.

- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть.

                                                                                         -Затеяли чехарду.                                  – Чехарда- игра, где прыгают друг через друга.                                                                - Стали его хвалить.

                                                                                                         

-Замесил тесто, натаскал дров, затопил печь, посадил в неё пироги.                                        

- Песни пели, плясали.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

5. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Беседа о прочитанном произведении. Выражение мнения  с приведением аргументов.

Чтение по ролям.

- Какой самый напряжённый момент в этом произведении?

- Давайте этот момент в тексте прочитаем по ролям.

- Как вы думаете с каких слов мы начнем чтение?

- Назовите действующих лиц.

- Подумайте, как будете читать за петушка Голосистое горлышко, а как за беззаботных и весёлых мышат, чтобы при  чтении показать голосом характер персонажей.

- Молодцы, ребята! Выразительно читали, старались голосом, мимикой, жестами передать характеры героев.

Садитесь на свои места.

- Когда все сели за стол.

- Автор, петушок и два мышонка.

Дети одеты в шапочки-маски сказочных героев.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания.

-Ребята, скажите, как вели себя мышата, когда увидели, что петушок накрыл стол?

- Почему Круть и Верть вылезли из-за стола?

- Правильно ли поступил петушок, что не стал их удерживать?

- А как бы поступили вы на месте петушка?

- А как автор говорит об этом? Прочитайте.

-Можно ли сказать, что мышата полностью отрицательные герои?

- Ребята, мы видим сколько работы проделал петушок и что в это время делали мышата.

- Как можно охарактеризовать петушка? Какой он?

- А какие мышата? (Слайд  )

- Их звать не пришлось, сами сели за стол.

-Им стало стыдно.

- Да, таких лодырей надо было проучить.

- Нет, они всё поняли и сами вылезли из-за стола.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Работа с пословицами.

Моделирование обложки.

-Ребята. Мы с вами обсудили тему, дали характеристику главным героям.               А теперь давайте подумаем какова главная мысль нашего произведения?

- Дети, посмотрите на экран. Прочитайте пословицы. Какая из них наиболее точно отражает главную мысль текста? Почему?

  • Какие труды, такие и плоды.
  • Доплясались, что без хлеба остались.
  • Делу - время, а потехе - час.
  • Без труда не вытащищь и рыбку из пруда.      

   

- Вернёмся к началу урока.

-Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? Докажите.    

Да. Наши предположения подтвердились.  

- Скажите о ком эта сказка?

- Кто автор этой сказки?

( Слайд  )

- А сейчас давайте поработаем в парах и смоделируем обложку нашего произведения. Посовещайтесь с соседом, какую обложку вы выберете.

- Готовы?

- Сверьтесь с соседом. Что у вас получилось.

- Давайте проверим вашу работу. Компьютер предлагает несколько моделей обложки.

- С каким вариантом вы согласитесь? Почему?

- Чтобы есть пироги нужно трудиться.

- Это сказка. Животные не умеют разговаривать, не могут испечь пироги. Есть зачин. ( Дети читают зачин).

-О животных.                                      

- Народная украинская сказка.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера.

-Итак. Сегодня на уроке мы познакомились с украинской народной сказкой «Колосок».

- Чему учит это произведение?

- Учит тому, что главное в жизни – трудолюбие, справедливость, честность, ответственность.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

9. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

--А теперь, ребята, давайте вырастим свой колосок, каждое зёрнышко которого будет обозначать положительные качества человека. Выберите их.

( Слайд  )

-Вот такой колосок мы с вами вырастили.

-Но вы видите, что некоторые зёрнышки остались незаполненными. Мы будем читать новые произведения, узнавать другие хорошие качества и постепенно наполнять наш колосок.

 Домашнее задание.

 - Я благодарю вас за внимание. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля "КУРОЧКА РЯБА"

Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля "КУРОЧКА РЯБА"...

Конспект урока "Сочинение-обработка русской народной сказки" (по учебнику "Литературное чтение. 4 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.))

Содержание материала направлено развитие умения учащихся работать с текстом литературного произведения.   Дети знакомятся с приемами обработки русских народных сказок....

Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"

В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...

Разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 2100" на тему "Война грибов с ягодами" (русская народная сказка в обработке Владимира Даля).

Урок расширяет представление учащихся о жанрах литературных произведений. знакомит детей с обработкой народной сказки., учит видеть различие между народной сказкой и её обработкой автором. Дети учатся...

Украинская народная сказка «Колосок» (в обработке С. Могилевской). 2 класс

Тема урока: Украинская народная сказка «Колосок» (в обработке С. Могилевской). Французская народная сказка «Волк, улитка и осы» (дополнительное чтение)№ урока по тематическому ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 2 класса на тему: "Колосок" (Украинская народная сказка)

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 2 класса на тему: "Колосок" (Украинская народная сказка).Задачи:Закреплять знания детей о литературных жанрах, знания о видах сказок.Разви...

Технологическая карта урока литературного чтения "Украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения украинской народной сказки в обработке С. Могилевской «Колосок»Задачи урока:Дидактические:Знать содержание сказки; ...