Украинская народная сказка «Колосок» (в обработке С. Могилевской). 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ткачева Юлия Анатольевна

Тема урока: Украинская народная сказка «Колосок» (в обработке С. Могилевской). Французская народная сказка «Волк, улитка и осы» (дополнительное чтение)

№ урока по тематическому плану: №73.

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для ознакомления с народной украинской сказкой «Колосок».

Задачи:

1.       Познакомить учащихся с украинской народной сказкой «Колосок», создать условия для закрепления знаний о литературных жанрах, видах сказок;

2.       Способствовать развитию навыков выразительного чтения, восприятия художественного произведения, мышления, речи, творческой деятельности и обогащению словарного запаса, расширению кругозора;

3.       Содействовать нравственно-эстетическому воспитанию на примере поступков героев прослушанного произведения, воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к труду людей, чувства взаимопомощи, любви к чтению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, ТПО, карточки с новыми словами, презентация, раздаточный материал: карточки с дополнительными заданиями.

План урока:               

I Организационный момент;

II Актуализация опорных знаний;

III Вводная беседа;

IV Открытие нового знания;

V Практическая работа;

VI Итог занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Украинская народная сказка «Колосок» (в обработке С. Могилевской). Французская народная сказка «Волк, улитка и осы» (дополнительное чтение)

№ урока по тематическому плану: №73.

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для ознакомления с народной украинской сказкой «Колосок».

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с украинской народной сказкой «Колосок», создать условия для закрепления знаний о литературных жанрах, видах сказок;
  2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, восприятия художественного произведения, мышления, речи, творческой деятельности и обогащению словарного запаса, расширению кругозора;
  3. Содействовать нравственно-эстетическому воспитанию на примере поступков героев прослушанного произведения, воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к труду людей, чувства взаимопомощи, любви к чтению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, ТПО, карточки с новыми словами, презентация, раздаточный материал: карточки с дополнительными заданиями.

План урока:                 

I Организационный момент;

II Актуализация опорных знаний;

III Вводная беседа;

IV Открытие нового знания;

V Практическая работа;

VI Итог занятия.


Ход урока:

Этап урока, время

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Компетент-ность (УУД)

Организационный этап, 1-2 мин.

Метод стимулирования

Прозвенел опять звонок!

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись тихо сели!

-Давайте настроимся на работу. Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе. Проговорим чистоговорку.

Чу- чу- чу-  я зерно молочу.

Чу- чу- чу- жернова кручу.

Чу- чу- чу- муку получу.

Ач- ач- ач- испеку калач.

Ачики- ачики- вкусные калачики.

- Язык, губы подготовили.

Настраиваются на урок.

Подготавливают речевой аппарат, проговаривая чистоговорку.

Коммуникативнаясоциальная

Актуализация опорных знаний, 5-6 мин.

Словесный метод: беседа, эвристическая беседа, дидактическая игра (кроссворд).

- А теперь зарядка для ума. Чтобы узнать, с каким произведением мы сегодня познакомимся, давайте разгадаем кроссворд.

А

В

Т

О

Р

С

К

А

Я

С

К

О

Р

О

Г

О

В

О

Р

К

А

П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А

Н

А

Р

О

Д

С

К

А

З

К

А

С

О

В

А

М

У

К

А

1. Как называется сказка, у которой есть автор?

2. Что это: Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Грека – цап.

3. К какому жанру относится эта фраза? (какие труды - такие плоды, тише едешь – дальше будешь; не имей 100 рублей, а имей 100 друзей).

4. Автор народных произведений.

5. Это произведение о вымышленных событиях, в которых участвуют волшебные персонажи, оживают предметы, говорят животные и растения.

6. О каком персонаже в сказке которую вы читали говорят: «буйная головушка».

7. Отгадайте загадку;

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени...

- С каким же произведением мы сегодня познакомимся?

Отгадывают загадки.

Авторская;

Скороговорка;

Пословица;

Народ;

Сказка;

Сова;

Мука.

С украинской сказкой «Колосок».

Предметные учебные действия

Вводная беседа,

2-3 мин.

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

– Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обычаями, природой. Сказки разных народов бывают похожи на русские народные сказки. Но, несмотря на сходства, они всегда отличаются своеобразием речи, самобытностью.

 Внимательно выслушивают вводную беседу.

Умение ставить цели, планировать работу

Открытие нового знания,

4-5 мин.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, моделирование, учебная дискуссия

- Перед чтением хочу обратить ваше внимание на такие слова, как лапта, чехарда. Они встретятся вам в сказке. Как вы думаете что они означат?

Лапта – это русская игра, в которой игроки, разделившись на две команды, перебрасывают небольшой мяч битой (ударяют битой по мячу).

Чехарда – это игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого игрока, подставляющего ему для упора согнутую спину.

- На какую известную игру похожа лапта?

– Кто знает, что такое колосок?

– Можно ли по названию сказки определить, о чем пойдет речь?

Чтение произведения.

- Я начну читать, а продолжит тот, кого я коснусь рукой. Читать надо громко, четко и выразительно, не забывайте следить за текстом внимательно и не мешать читать своим одноклассникам. Хорошо? Покажите мне как нужно правильно сидеть при чтении и начнем.

- Какое настроение вызвала у вас сказка? Объясните.

– Назовите главных героев. Как вы думаете почему их так назвали? Найдите объяснение в тексте, прочитайте.

– Что однажды нашел петушок? Прочитайте.

- Почему молотить пришлось петушку? А что еще делал петушок?

–Какой момент сказки привлек ваше внимание?

Строят гипотезы о значении этих слов.

Выслушивают и запоминают значение новых слов.

На американский бейсбол.

Стебелек с зернами.

Можно, предположить.

Внимательно выслушивают новые правила чтения.

Следят за текстом, продолжают читать.

Садятся правильно.

Веселое, радостное и грустное.

Мышата Круть и Верть – они постоянно вертятся, петушок Голосистое Горлышко – будит всех по утрам.

 Колосок

Мышата ленились, все делал петушок.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Практическая работа,

25-28 мин.

Практические методы: упражнение, практическая работа.

- Работа в ТПО ЗАДАНИЕ 2 про себя. Ответь, что в нем необходимо сделать? (Проверка по эталону)

- ЗАДАНИЕ 3. Что в нем необходимо сделать? (). Как выполните задание поднимите руку, и мы вместе обсудим его решение.

– Можно ли сказать, что мышата – отрицательные герои?

– А правильно ли поступил петушок, что не удержал их? А как поступили бы вы?

– Кто из героев вам понравился больше? Почему?

- Групповая работа по карточкам.

*– Как хлеб попадает на стол? Мы в сказке проследили этот путь (ЗАДАНИЕ 4 в тетради).

Распределить дела. Выполняют задание. Какими в сказке изображены мышата найти верные качества.

Нет, они просто ленивые.

Правильно.

Варианты детей.

Выполняют задание в группах.

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Итог занятия, 2-3 мин.

Словесные методы: беседа.

– С каким произведением познакомились на уроке?

– Почему эту сказку поместили в книгу?

– Чему учит нас сказка?

Украинская сказка «Колосок»

Она учит нас трудолюбию, уважительному отношению к труду людей

Умение анализировать достижение цели


Самоанализ пробного урока:

Класс_________2 «А»__________________________________________________ 
Тема урока
: Украинская народная сказка «Колосок» (в обработке С. Могилевской). Французская народная сказка «Волк, улитка и осы» (дополнительное чтение)
Тип урока и его структура:
___комбинированый_____ 

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
  2. Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
  3. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  5. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  6. Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
  7. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  8. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  9. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
  10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  11. Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
  12. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  13. Наметить перспективы своей деятельности.

При подготовке к уроку трудности не возникли. Особенности системы «Начальная школа XXI века», по которым работает данная школа были учтены и по мере возможностей реализованы в процессе моделирования и проведения урока (тему урока, предметы которые рисовали – сформулировали и назвали учащиеся). Данный урок был тесно связан с личным опытом учащихся и дал базовый запас основных художественных понятий, новые умения и навыки по построению, использованию светотени на последующие уроки изобразительного искусства. В ходе проведения урока были учтены индивидуальные особенности учащихся. Поставленные цели урока были достигнуты, благодаря, оптимальному сочетанию методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, практические (в основном репродуктивный); формы: индивидуальная, фронтальная).                                                                                    .

главным этапом на этом уроке являлся этап: «Выполнения рисунка». На этом этапе учащиеся познакомились с алгоритмом выполнения рисунка, новыми понятиями и их значением. Основываясь на результатах данного урока можно сказать что выбранная последовательность (объяснение – показ – помощь в работе с рисунком) была эффективной и позволила учащимся в наиболее полном объеме понять алгоритм выполнения рисунка, понятия и выполнить рисунок в соответствии с правилами перспективы в соответствии с пропорциями. Все этапы урока были связаны, содержание построено логично. Время было распределено рационально, большая часть времени была отведена на основную часть урока, в процессе которого и выполнялась работа.                .

Отбор дидактических материалов основывался на соответствии с целью урока: был выполнен педагогический образец рисунка, кружки для исследования закономерностей перспективы и линии горизонта, в презентации были даны основные понятия для наглядного их закрепления. Контроль усвоения знаний, учащихся осуществлялся на этапе подведения итогов урока в основном на фронтальной проверке.                                          

Психологический климат урока в был доброжелательным, общение с учащимися проходило в свободной форме, они принимали помощь учителя и не боялись переспросить/показать этап рисования заново.

Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать все поставленные перед уроком задачи. В перспективе хотела бы достичь более быстрого темпа, умения правильно и справедливо оценивать работы учащихся.                                                                           .                                                           .



Предварительный просмотр:

Тест

1. Какого народа сказка «Колосок»?

а) белорусская; б) украинская; в) грузинская.

2. С кем жил петушок?

а) с собакой;         б) с кошками; в) с мышами.

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

а) 2 мыши;         б) 3 мыши;           в) 4 мыши.

4. Как звали мышей?

а) Круть и Верть; б) Курт и Вурт; в) Карт и Варт.

5. Что нашел петушок?

а) зерно;  б) деньги; в) мышку.

6. Кто молотил зерно?

а) петушок; б) мыши; в) кошки.

7. В чем петушок принес муку?

а) в мешке;        б) в сумке;        в) в рюкзаке.

8. Кто месил тесто?

а) мыши; б) петушок; в) никто.

9. Что испек петушок?

а) пироги; б) ватрушки; в) булочки.

10. Как петушок поступил с пирогами?

а) угостил мышей;         б) прогнал мышей;

в) не угостил мышей.

Тест

1. Какого народа сказка «Колосок»?

а) белорусская; б) украинская; в) грузинская.

2. С кем жил петушок?

а) с собакой;         б) с кошками; в) с мышами.

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

а) 2 мыши;         б) 3 мыши;           в) 4 мыши.

4. Как звали мышей?

а) Круть и Верть; б) Курт и Вурт; в) Карт и Варт.

5. Что нашел петушок?

а) зерно;  б) деньги; в) мышку.

6. Кто молотил зерно?

а) петушок; б) мыши; в) кошки.

7. В чем петушок принес муку?

а) в мешке;        б) в сумке;        в) в рюкзаке.

8. Кто месил тесто?

а) мыши; б) петушок; в) никто.

9. Что испек петушок?

а) пироги; б) ватрушки; в) булочки.

10. Как петушок поступил с пирогами?

а) угостил мышей;         б) прогнал мышей;

в) не угостил мышей.

Тест

1. Какого народа сказка «Колосок»?

а) белорусская; б) украинская; в) грузинская.

2. С кем жил петушок?

а) с собакой;         б) с кошками; в) с мышами.

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

а) 2 мыши;         б) 3 мыши;           в) 4 мыши.

4. Как звали мышей?

а) Круть и Верть; б) Курт и Вурт; в) Карт и Варт.

5. Что нашел петушок?

а) зерно;  б) деньги; в) мышку.

6. Кто молотил зерно?

а) петушок; б) мыши; в) кошки.

7. В чем петушок принес муку?

а) в мешке;        б) в сумке;        в) в рюкзаке.

8. Кто месил тесто?

а) мыши; б) петушок; в) никто.

9. Что испек петушок?

а) пироги; б) ватрушки; в) булочки.

10. Как петушок поступил с пирогами?

а) угостил мышей;         б) прогнал мышей;

в) не угостил мышей.

Тест

1. Какого народа сказка «Колосок»?

а) белорусская; б) украинская; в) грузинская.

2. С кем жил петушок?

а) с собакой;         б) с кошками; в) с мышами.

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

а) 2 мыши;         б) 3 мыши;           в) 4 мыши.

4. Как звали мышей?

а) Круть и Верть; б) Курт и Вурт; в) Карт и Варт.

5. Что нашел петушок?

а) зерно;  б) деньги; в) мышку.

6. Кто молотил зерно?

а) петушок; б) мыши; в) кошки.

7. В чем петушок принес муку?

а) в мешке;        б) в сумке;        в) в рюкзаке.

8. Кто месил тесто?

а) мыши; б) петушок; в) никто.

9. Что испек петушок?

а) пироги; б) ватрушки; в) булочки.

10. Как петушок поступил с пирогами?

а) угостил мышей;         б) прогнал мышей;

в) не угостил мышей.



Предварительный просмотр:

  • Лапта´
  • Чехарда´


Предварительный просмотр:

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)

Соедините пословицы и запишите полученное слово.

1.Больше дела,

2.Без учебы и труда

3.Пашню пашут,  

4. Лень, лежала на печи,

5. Хочешь есть калачи –

6. Веселись, играй,

7. Какие труды –

не придет на стол еда.(О)

да дело знай. (Е)

такие и плоды.(Ц)

да так и замерзла.(О)

меньше слов. (М)

не лежи на печи.(Д)

руками не машут. (Л)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чистоговорка. Чу- чу- чу- я зерно молочу. Чу- чу- чу- жернова кручу. Чу- чу- чу- муку получу. Ач- ач- ач- испеку калач. Ачики- ачики- вкусные калачики.

Слайд 2

Кроссворд П О С Л О В И Ц А С К О Р О Г О В О Р К А А В Т О Р С К А Я Н А Р О Д С К А З К А С О В А М У К А

Слайд 3

Песни пели Молол муку Задание 2 Молотил зерно Играли в лапту Плясали Топил печь Пек пироги Играли в чехарду Месил тесто

Слайд 4

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Чтение французской сказки «Волк, улитка и осы». (хрестоматия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе: Украинская народная сказка "Колосок".

На данном уроке формируются УУД:  смысловое чтение; использование знаково-символические средств:  моделей обложек; осуществление  фиксации  выборочной информации по тексту произвед...

Конспект урока на тему: "Украинская народная сказка "Колосок"

Представляю конспект открытого урока по литературному чтению....

Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок"

УУД:- формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;- развитие интеллекта младших школьн...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Украинская народная сказка "Колосок""

УрокЛитературное  чтение    1       класс УМК  «Начальная  школа  XXI  век»Преподаватель:  Конашенкова  Олеся...

Курс «В гостях у сказки» Конспект занятия для 1 класса Украинская народная сказка «Колосок»

Технологическая карта, конспект занятия, текст сказки "Колосок"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Украинская народная сказка «Колосок»"

Конспект урока литературного чтения  во 2 классе на тему "Украинская народная сказка «Колосок»"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения украинской народной сказки в обработке С. Могилевской «Колосок»Задачи урока:Дидактические:Знать содержание сказки; ...