Конспект урока "Стихотворения А. Усачёва «Эх!», Г. Сапгира «У прохожих на виду…» (Мы по-разному видим одно и тоже), О. Дриз «Всегда верно».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Иванова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

Выполнила студентка 41 группы      Иванова Ирина

Проверила: Быстрова С.Ю. _______

Отметка: _______________________

Дата: 22.02.2016

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 2а

Тема урока: Стихотворения А. Усачёва «Эх!», Г. Сапгира «У прохожих на виду…» (Мы по-разному видим одно и тоже), О. Дриз «Всегда верно».

Цель урока: учить определять точку зрения разных героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся пользоваться понятием «точка зрения»; совершенствовать умение определять, от какого лица идет повествование поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы.
  • Метапредметные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждения; планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками; постановка вопросов умение с точностью выражать свои мысли.
  • Личностные:  умение соотносить поступки и события с другой точки зрения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Этапы урока Методы и приемы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный.

0,3 – 0,5 мин

- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и мы с вами приступим к работе.

Приветствоать учителя

2.Речевая разминка

1 – 2

мин.

 – Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп:

Четверть четверика гороха без червоточинки.

Читать скороговорку с разной интонацией и с ускорением

К: Участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3. Проверка домашнего задания

3 – 5 мин.

- Что было задано на дом? (выучить одно из двух стихотворений наизусть)

Рассказывать у доски стихотворения наизусть

5. Открытие нового знания

Знакомство с творчеством автора

- Сегодня мы познакомимся с многими авторомами. И первый автор это Андрей Усачев.

Андрей Алексеевич Усачев родился в Москве. 
Работал дворником, сторожем, барабанщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойкой, редактором журнала «Веселые картинки». 
В России вышло более 100 книг Андрея Усачева для детей. Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам. На телевидении звучало около более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачева. Выпущено 20 аудиокассет с его песнями и сказками. 
Кроме стихов и прозы, пишет для кукольного театра. На студиях «Союзмультфильм», «Экран», «СТВ» по сценариям и стихам А. Усачева нарисовано 15 мультфильмов. В том числе один полнометражный. 
Автор сценариев 40-серийного телевизионного художественного фильма «Дракоша и Компания». В течение нескольких лет вел детские радиопередачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван». 

- А сейчас давайте прочитаем его стихотворение  «Эх!»

- Эх, – вздыхали рыбаки, - 
Разве это судаки? 
Раньше вытащишь, бывало, 
Хвост, бывало, в полруки! 
- Эх, - вздыхали судаки, - 
Раньше были червяки… 
Червяком одним, бывало, 
Наедалось полреки! 
- Эх, - вздыхали червяки, - 
Раньше врали рыбаки! 
Мы послушать их, бывало, 
Сами лезли на крючки!

– Сколько участников рыбалки рассуждают о рыбалке? (Рассуждают рыбаки, судаки и червяки.) Можно ли сказать, что все они приукрашивают, преувеличивают то, что было на самом деле? Приведите конкретные примеры.

– В каких случаях это особенно смешно?

– Можно ли сказать, что участники рыбалки смотрят на одно и то же событие по-разному? (С одной стороны, все участники рыбалки одинаково недовольны и разочарованы – все считают, что раньше рыбалка была много лучше. С другой стороны, каждого участника волнует свое: рыбаки недовольны судаками, судаки – червяками, червяки – рыбаками.)

Слово об авторе.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним интересным автором. Его зовут Генрих Вениаминович Сапгир.

Генрих Вениаминович Сапгир родился в Бийске Алтайского края, сын московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьей в Москву. С 1944 участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при одном из московских домов пионеров. С конца 50-х вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников,  получивший  впоследствии  название  «лианозовской  школы» (неподалеку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин).

В  советские  годы  Сапгир  много  публиковался  как  детский  писатель (ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», слова песни «Зеленая карета».

- А теперь прочитаем его стихотворение «У прохожих на виду»

У прохожих на виду 
Висело яблоко в саду. 
Ну кому какое дело? 
Просто 
Яблоко висело.

Только Конь сказал, 
Что низко. 
А Мышонок – высоко. 
Воробей сказал, 
Что близко, 
А Улитка – далеко.

А Теленок – озабочен 
Тем, что яблоко 
Мало. 
А Цыпленок – тем, 
Что очень 
Велико и тяжело.

А Котенку все равно: 
- Кислое – зачем оно? 
- Что вы! – 
Шепчет Червячок, - 
Сладкий у него бочок.

– Животные смотрят на одно и то же? (Все смотрят на яблоко.) Почему  же  они  видят  это  по-разному?  Может быть, кто-то один из них прав? (Все животные – разные. Они разного размера и роста, у них разный вкус, поэтому нельзя сказать, что кто-то один из них прав.) Каково же  яблоко  на  самом  деле:  кислое  или  сладкое? маленькое или большое? (Для кого-то  яблоко кислое, а для кого-то сладкое; для кого-то яблоко большое, а для кого-то маленькое, для кого-то оно висит низко, а для кого-то высоко.) А у вас и ваших друзей так бывает: вы смотрите на одно и то же, а видите по-разному? (Да, ведь мы все разные.)

– Есть ли в классе кто-нибудь, кто боится собак? А есть ли те, кто их очень любит и совсем не боится?

– Есть ли среди нас кто-нибудь, кто любит гулять под дождем? Но ведь наверняка есть и те, кто не любит?

– Бывает ли так, что какое-нибудь стихотворение одному из нас очень-очень понравилось, а другой не видит в нем ничего особенного?

– Что волнует поэта – то, что именно животные видят одно и то же по-разному? (Поэта волнует то, что люди тоже видят все по-разному.)

– Можете определить тему этого стихотворения? (Тема – это «яблоко, с точки зрения разных животных».) А его главную мысль? (Главная мысль – «мы все очень разные».)

Слово об авторе.

Овсей Овсеевич (Шике) Дриз - еврейский советский поэт, писавший на языке идиш. 
Детство Шике Дриза  прошло в доме деда — лудильщика в местечке Красное под Винницей. К деду часто заглядывали “на огонек” его соседи — такие же ремесленники, мастеровые, которые всегда тяжело работали, но никогда не теряли чувства юмора. Он мечтал стать скульптором. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии. 
Все его творчество пронизывают впечатления детства. В них, как из животворящего источника, черпает он язык, темы, картины, типы. 


Пол не скрипит, 
Отдыхает порог – 
Покинули дачу 
Топ-топ 
И прыг-скок. 
В комнатах пусто, 
Тишь, полумрак – 
Уехали в город 
Дзинь-дзинь 
И тик-так. 
Падают листья 
В уснувшем саду – 
Автобус увез 
Там-там-там 
И ду-ду. 
Кукла лежит 
В пожелтевшей траве: 
Листик, как шапочка,
На голове. 
Ей с каждым днем 
Все грустней и грустней… 
Что же автобус 
Не едет за ней?

«Все расшифровали в этом стихотворении?» – поинтересовался Кот...

– Маша  говорит,  что  «топ-топ»  и  «прыг-скок» – это  мальчик  и девочка,  а  Миша  говорит,  что  это  большой  пес и котенок». А вы как думаете? (Расшифровывать созданные поэтом образы можно по-разному.)

– Что за предметы – «дзинь-дзинь» и «тик-так» – Маша и Миша поняли одинаково. А вы как поняли?

– Маша  говорит,  что  «трам-там-там»  и  «ду-ду» – это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд. А у вас какое мнение?

– Что  общего  у  всех  зашифрованных  живых  и  неживых  предметов? (Все эти предметы – звучащие или обладающие голосом.) Почему поэт их так называет? (Звучащие образы – воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни.) Как изменилась без них жизнь дачи?

– Обратите внимание на слова, выделенные голубым цветом. (Выделены слова: покинули, пусто, тишь, полумрак, уснувшем, грустней и грустней. Они помогают – по контрасту – осознать, что сначала на даче было людно, шумно и весело, а потом стало пусто, тихо и скучно.)

Слушать о новом авторе

Отвечать на вопросы по стихотворению

7.Итог  урока 

Домашнее задание

2 – 3 мин

- С какими произведениями познакомились?

- Кто их автор?

 выучить любое стихотворение наизусть

Подводить итоги прошедшего урока

Р.: Учатся совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Андрей Усачев

Слайд 2

- Эх, – вздыхали рыбаки, - Разве это судаки? Раньше вытащишь, бывало, Хвост, бывало, в полруки! - Эх, - вздыхали судаки, - Раньше были червяки… Червяком одним, бывало, Наедалось полреки! - Эх, - вздыхали червяки, - Раньше врали рыбаки! Мы послушать их, бывало, Сами лезли на крючки!

Слайд 3

Генрих Вениаминович Сапгир

Слайд 4

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко висело. Только Конь сказал, Что низко. А Мышонок – высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Теленок – озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: - Кислое – зачем оно? - Что вы! – Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 3 классе "Решение задач разного вида"

План-конспект в соответствии с ФГОС для аттестации по УМК "Перспектива". Класс 3. Тема: Решение задач разного вида. Интегрированный урок (математика, окружающий мир). Цель: повторить и обобщить получе...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Конспект урока "Дом снаружи и внутри". Изображение в виде домика самых разных предметов. 1 класс

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе с применением игровых технологий....

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: «Мы по-разному видим одно и то же. Почему?»

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А. Усачева «Эх!» и Г. Сапгира «У прохожих на виду....»; формировать умение анализировать стихотворение и видеть ...

Конспект урока по теме "Решение задач разного вида"

Цель: знакомство с историческим материалом;пробуждать интерес к отечественной истории;воспитывать уважение к достижениям предков;решение математических задач;развитие воображения;формирование вычислит...

Рабочий лист по математике по теме «Решение задач разных видов в одно действие» 2 класс

Рабочий лист по математике по теме  «Решение задач разных видов в одно действие» 2 класс...