Открытый урок по сказкам Г.Х.Андерсена
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Слета Галина Дмитриевна

Интегрированный урок (литературное чтение+ технолоия) по сказкам Г.ХАндерсена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_skazkam_g.h.andersena.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок по сказкам Ганса Христиана Андерсена

Цель урока:

-подвести итог по прочитанным сказкам великого сказочника;

-пробудить интерес к творчеству Андерсена, формировать умение постигать смысл художественного произведения.

Задачи урока:

- развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- развивать мышление, память;

- воспитывать нравственную культуру обучающихся: доброту, человеколюбие.

Предметные:

-развивать речь, оформлять свою мысль в речевое высказывание;

-осознанно воспринимать содержание произведения, осознавать сущность поведения автора в произведении, делать выводы;

-коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Формируемые УУД.

Познавательные:

-уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;

-уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных заданий, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме ;

-совершенствовать навык работы в группах;

Регулятивные:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование:

Презентация по теме «Великий сказочник» (вся презентация настроена по щелчку).

Мультимедийное оборудование, экран.

Выставка книг и рисунков к сказкам.

                                        Ход урока.

Звучит  мелодия  «Песня о сказке»,1-ый куплет.

Дети входят в класс.

Учитель.

        - Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. Поприветствуем их.

-Путешествие, в которое мы сегодня отправляемся, называется «Жили-были».

Слайд 2

- Мы готовились к этому путешествию, читали книги, и кто скажет, куда  мы отправимся сегодня в гости?

                        В сказки Ганса Христиана Андерсена.

                Звучит  мелодия  «Песня о сказке»,1-ый куплет.

        -А что вы знаете об этом писателе?

        Слайд 3

        -Молодцы. Вы внимательно слушали, о чём  мы говорили на уроках.  Ганс Христиан         Андерсен- создатель всемирно известных и всенародно любимых сказок. 

        -И какую же цель мы ставим сегодня на уроке?

        -Вспомнить сказки, которые читали.

        -Скажите, а кто из героев  Андерсена знает сказок больше всех  на свете?

                        Оле-Лукойе.

        Слайд 4

Выходит мальчик в костюме Оле –Лукойе.

Оле-Лукойе:

Я – Оле-Лукойе,

Я сказочный гном.

Я – Оле-Лукойе!

Всем детям знаком.

Я зонтик раскрою,

Вам сон подарю.

И в сказку любую

Попасть помогу.

- Здравствуйте, ребята! Никто на свете не знает столько сказок, сколько я . У меня есть два зонтика: черный и цветной. Кто помнит, для чего они мне нужны?

Цветной зонтик Оле-Лукойе раскрывает над послушными детьми, и им всю ночь снятся сказки, а другой зонт – черный – над непослушными, и они спят без сновидений.

Оле – Лукойе.

-Я рад встрече с вами и приготовил для вас  маленькое угощение. Оно лежит вот здесь (показывает на мешочек). Вы опускаете руку в мешочек и берёте то, что там лежит. Можно взять только одну штуку, чтобы хватило всем. Зажмите в ладошку и никому не показывайте. Сами, конечно, можете посмотреть, но чтобы никто не видел.

                        Раздаёт горошины.

Учитель.

-Мешочек опустел. Разожмите   свои ладошки. У вас в руке по…(горошине).Они будут вам помогать сегодня. Горошинки сладкие на вкус и разные по цвету. Те, у кого в руках белые горошинки, садитесь за стол с большой белой горошиной, у кого  жёлтые – за стол с жёлтой горошиной и т.д. Возьмите свой пенал, ножницы, горошины положите в рот, и мы отправимся в путешествие по сказкам.

                        Звучит  мелодия  «Песня о сказке»,2-ой куплет.

Учитель.

        -А в каких сказках Андерсена вы встречались с горошинами?

«Принцесса на горошине», «Пятеро из одного стручка».

        Слайд 5

        -Расскажите, что стало с горошинами,  когда стручок созрел и лопнул?

                Первая: «Лечу, лечу, куда хочу», - и оказалась в  водосточном желобе.

                Вторая: «Полечу прямо на солнце», -  и оказалась в канаве.

                Третья и четвёртая: «А мы куда придём, там и заснём»,-  и их склевали голуби,

                Пятая упала на деревянную крышу, закатилась под мох и проросла.

        -Какая горошина оказалась самой замечательной?

        -Почему мы можем сказать, что у пятой горошины самая благодарная судьба?

        Слайд 6

        -- Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой?

                                Хорош тот, кто доставляет радость другим.

        -Так и вы, через несколько лет окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные         стороны. Но в отличие от горошин вы не будете ждать, что кто-то распорядится вашей         судьбой, а будете сами ставить цели и достигать их и тем самым приносить пользу людям.

Учитель.

        -Прочитайте отрывок из следующей сказки.

        Слайд 7

Ученик.

Жил – был мотылёк. Вздумал он жениться. Ему хотелось взять в жёны хорошенький цветочек.  Он    посмотрел кругом: цветочки сидели на своих стебельках тихо, скромно, но выбрать было их ужасно трудно – так много их тут росло.  

«Мотылёк»

-Удалось ли мотыльку найти себе подругу?

-Почему?

                        Долго выбирал, был очень привередлив.

Задание.

Давайте попробуем помочь мотыльку. Нужно сделать для него цветок. Да такой, чтобы он  ему понравился. Возьмите из коробочек шаблоны и ткань. Положите шаблоны на ткань, обведите их и аккуратно вырежьте. Помните, что ножницы – режущий инструмент, и обращаться с ними нужно очень осторожно.

Затемнение.

                Мелодия песни «Волшебный цветок» (1-2 куплеты)  

                                Ребята вырезают цветы.

Физминутка для глаз.

Слайд 8

Учитель.

        -Слушаем отрывок из следующей сказки.

        Слайд 9

Ученик.

        Жила штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала, будто она  швейная         иголка        .

-Вы только посмотрите, что вы взяли!- сказала она  пальцам, когда вы вынимали её. – Не уроните меня! Упаду на пол – чего доброго, затеряюсь: я слишком тонка!

«Штопальная игла»

-Какой была игла на самом деле?

                 Андерсен высмеивает ложную гордость, хвастовство и зазнайство.

Игла гордится тем, что она благородная, барышня, что она тонкая. Она говорит одно, претендует на одно, а на самом деле, Андерсен рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Игла — чванливая и глупая особа, но она очень умело находит плюсы и выгоды в любом своем положении.

-Что же произошло дальше с иглой и как закончилась эта сказка?

Слайд 10 (2)

                        Игла осталась лежать на мостовой, вытянувшись во всю длину

-Что высмеивает  сказочник в этой сказке?

Задание.

                У вас в игольницах  есть настоящие швейные иглы. С их помощью вы закончите работу над цветком. Украсьте его пуговицей. Её нужно пришить в серединку быстро и красиво.

                Затемнение

                        Ребята пришивают пуговицы к цветку.

        

Учитель.

        -Положите ваши цветы на горошины и передайте их жюри.

        -Слушаем следующий отрывок.

        Слайд 11

        Ученик.

        Жил-был молодой человек. Он учился на поэта и хотел стать поэтом к пасхе, а потом

         доходом         от своих сочинений. Сочинять — значит придумывать что-то новое, это он знал,          только придумывать не умел.

        Слишком поздно он родился, все уже было разобрано до того, как он появился на свет, все         воспето, обо всем написано.

                                «Чего только не придумают»

Учитель.

        -Стал ли этот  юноша поэтом?

        -Почему?

Писать стихи надо учиться.

        Если таланта быть творцом/писателем/поэтом у человека нет, ничего нового и интересного он придумать не в состоянии.

        Затемнение.

        Задание.

         -Да, нелегко сочинить стихотворение. Я предлагаю вам помочь  этому молодому человеку.         Но я попрошу вас написать особое стихотворение: СИНКВЕЙН.

        Объясните, что это такое?

                Красные горошин –Русалочка

                Зелёные – Оловянный солдатик,

                Жёлтые – Мотылёк

Передают в жюри для оценивания.

Учитель.

        -А мы вспомним ещё одну сказку.

        Слайд 12 (1,2)

Ученик.

        Жили двое бедных детей, у которых садик был чуть побольше цветочного горшка. Они не         были братом и сестрой, но любили друг друга, словно родные. Родители их жили по         соседству, под самой крышей — в мансардах двух смежных домов.

«Снежная королева»

Учитель.

        -Как звали этих детей?

        -О чём же эта сказка?

                        История о маленькой Герде, которая самоотверженно отправляется выручать         названого брата из беды и верит в него до конца, даже когда кажется, что все потеряно и         вечный холод окончательно заполнил сердце маленького Кая.  Ее любовь         растапливает         царство Снежной королевы и напоминает каждому из нас о том, что только доброта  и         терпение могут разрушить злые чары.

        Слайд 13

        -Что делал Кай, когда Герда нашла его в чертогах Снежной королевы?

Собирал китайскую головоломку или  ледяную игру разума.

        Задание.

                -А вы сейчас из букв, которые лежат у вас в коробочках, соберите название  сказки                 Андерсена, наклейте его на лист и передайте жюри.

        Затемнение.

                                Звучит  музыка.

                Составляют название сказки и передают  жюри.

Учитель.

        -И пока жюри подводит итоги, мы вспомним ещё одну сказку.

        Слайд 14

Ученик.

        Жила-была монетка; она только что вышла из чеканки, чистенькая, светленькая, покатилась и         зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу-свету!» И пошла.

        Монетка была серебряная, меди в ней было очень мало, и вот она уже целый год гуляла по         белу-свету, то есть по той стране, где была отчеканена.

Учитель.

        -Долго путешествовала монетка. А какая черта характера помогла ей вынести все невзгоды?

Много терпения понадобилось бедной монетке,

 но она всё же попадет в хорошие руки.

        -А что с ней случилось, когда она попала к бедной женщине, которая получила её в уплату за         подённую работу?

Женщина пробила в ней дырочку, продёрнула шнурок и повесила

 на шею соседской         девочке  - пусть носит на счастье.

        Слайд 15

Рефлексия  Слайды 16

        И выполним сейчас ещё одно задание: На столе у меня лежат цветы, которые вы сделали

        Сейчас каждай подойдёт к столу и возьмёт один цветок. Если вам понравился урок, то         возьмите красный,  если что-то немного не понравилось – синий, ну а если у вас совсем         плохое настроение- белый. И эти цветы приклейте на поляну перед замком, где живут герой         сказок Андерсена.

Учитель.

        -И сейчас мы подведём итог нашего урока, и я приготовила для вас медали и монетки на         счастье.

        Слайд 17,18, 19.

Пословицы:
        Жизнь дана на добрые дела.

В 1956 году была учреждена международная премия имени Г.Х. Андерсена, которую часто называют  «Малой нобелевской премией». Присуждается она раз в два года. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают ещё и лучшему художнику-иллюстратору. Имя  Г.Х. Андерсена  носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом. День рождения        

На этой неделе я  читала сказку Г. Х.   Андерсена    "Снежная королева". В этой сказке рассказывается  о двух друзьях Кае   и   Герде. Они играли вместе, выращивали розы.Однажды  Каю в глаз попал осколок зеркала. Кай стал жестоким и злым. Снежная королева забрала его к себе во дворец. Но Герда решила вернуть Кая домой. Она прошла через  все испытания, которые послала ей судьба.   Герда добралась до дворца, где  жила Снежная  королева .Силой своей любви к Каю, Герда смогла растопить сердце мальчика, Кай стал прежним. Дружба помогла двум друзьям- они смогли победить Снежную королеву и вернуться домой. А дома они стали   любоваться своими   розами, которые вместе вырастили.      Прочитав эту сказку, я поняла ,что хорошо иметь друзей! Только друзья придут  на помощь всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Открытый урок с использованием технологии проблемного обучения...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

открытый урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

документ содержит все необходимое для урока. соответствует требованиям ФГОС...

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...

Технологическая карта урока «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Класс:4       УМК «Школа России»Предмет: «Литературное чтение»Тема: «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»Тип урока: Урок р...

Рабочий лист для итогового урока по сказкам Г.Х. Андерсена

Рабочий лист создан на основе сказок Г.Х. Андерсена "Дикие лебеди" и "Гадкий утёнок". Позволяет проверить вдумчивое чтение данных сказок, помогает закрепить изученный материал. Хор...

Конспект урока по сказке Г.Х.Андерсена "Пятеро из одного стручка"

В ходе урока учащиеся узнают, как рождаются сказки. Структура урока направлена на формирование читательских умений, осознанного чтения, способствующего полноценному восприятию художественно- идейного ...