Конспект урока по сказке Г.Х.Андерсена "Пятеро из одного стручка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Исаева Галина Леонидовна

В ходе урока учащиеся узнают, как рождаются сказки. Структура урока направлена на формирование читательских умений, осознанного чтения, способствующего полноценному восприятию художественно- идейного смысла произведения; развитию умения работать в паре и группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pyatero_iz_odnogo_struchka_andersen.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по сказке Г. Х. Андерсена

«Пятеро из одного стручка»

Цель урока:

Формирование комплекса читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения X. К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»

Образовательная: формировать умения выделять главную мысль произведения, давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков, находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Развивающая: развивать навыки правильного и осознанного чтения, память, внимание, речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать организованность, умение работать в группах, нравственные качества ребёнка.

Планируемые результаты формирования УУД:

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению; проявление инициативы в познавательной деятельности; стремление к ЗОЖ; формирование нравственно-этических ориентиров.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; контроль своих действий по ориентированию в тексте учебника; контроль процесса и результата деятельности, внесение коррективов; осознание возникновения затруднений, стремление к их преодолению.

Познавательные: ориентироваться в содержании текста; прогнозирование развитие событий; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов; выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; структурировать информацию; понимать представленную информацию.

Коммуникативные: умения вступать в общение, аргументированно выражать свою точку зрения, слушать другого; умение работать в группе; умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение осуществлять совместную деятельность.

1. Актуализация

В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: “Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!” 

-Как вы понимаете это выражение?

В представлении писателя жизнь полна чудес, которые нужно только увидеть и услышать. У любой вещи, даже очень незначительной, — штопальной иглы, бочки — может быть своя удивительная история. Люди живут в бесконечном мире реальных чудес, среди которых — необыкновенные приключения, встречи, прекрасные чувства. Чудесна сама жизнь человека — от детства до старости; чудесны все времена года; чудо живет в ромашке, в соловье, в каждом доме.

II. Постановка задач урока

А) Как вы думаете легко ли сочинять сказки? Хотелось бы вам понять, как рождаются сказки? В чем их красота и необычность.

- Но вы же понимаете, что Андерсен не писал сказку, только ради самого процесса письма. Сочинительства… Значит, мы должны разобраться, какими мыслями хотел поделиться автор с нами, что очень важное хотел сказать.

Б) Разобраться, в чём смысл сказки?

III. Работа над содержанием сказки

А) зачин

- Давайте начнем по порядку.

 -С чего начинается любая сказка? (Зачин)

-Приведите примеры, как начинаются русские народные сказки?

- Ну конечно: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...”

-У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами: 

1. Снежная королева: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол».

2. Девочка со спичками: «Морозило, шёл снег, на улице становилось всё темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый Год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая».

3. Гадкий утёнок: «Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — он выучился этому языку от матери. За полями и лугами тянулись большие леса с глубокими озёрами в самой чаще. Да, хорошо было за городом!»

4. Огниво: «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. 

- Вспомните недавно прочитанные сказки и приведите примеры их зачина:

1. Дикие лебеди: «Далеко-далеко, в той стране, куда от нас зимой улетают ласточки, жил король…»

2. Пятеро из одного стручка: «В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно быть!»

Б) Характеры героев

-Так может, это вовсе не сказка, а рассказ? Может оно больше похоже на

обычный рассказ о гороховом стручке? Докажите.

-Нет, это сказка, т.к. герои-горошины говорят, думают, рассуждают, мечтают, как люди, это вымышленное событие.

- Значит. У них есть характер. Давайте разберёмся –какой. Как будем определять?

- По словам и поступкам.

Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”.

- Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины. Приготовьтесь читать слова выразительно, соответственно характеру горошины.

Скромная, сонная, покорная, мечтательная, хвастливая.

В) Волшебство сказки

- Несмотря на то, что Андерсен выбрал героинь своей сказки – простые горошины, и со многими из них ничего примечательного, сказочного не произошло, все же в его сказке присутствует настоящее чудо или по-другому ВОЛШЕБСТВО.

- Какое чудо случилось и почему?


У девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь.

- Почему можно назвать это чудом?

- Это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)

Физкультминутка (звучит музыка, учащиеся повторят движения учителя под музыку)

Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

- А теперь давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной?

- Как изменялась девочка вместе с ней?

Г) Работа в парах (ребята выписывают на карточках слова из текста сказки)

Горошина        

- мох укрыл                                                Девочка

- пустила ростки                                              - худенькая

- славно растет                                        - тщедушная                                

- побеги росли и ползли вверх                            - не жила и не умирала

                                                            говорила как будто живее                                                                                            

                                                                           - сама приподнималась

                                                        - долго сидела

                                                        - блестели глазки

                                                        - встала с постели

                                                        - была счастлива

                                                        - с сияющими глазами, румяная и                                                                         веселая

- Как мама и дочь относились к горошине, докажите словами автора?

Бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»

- Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте?

(«смотри-ка, да она скоро зацветет!»)

- Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?

-Любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)

- Что же помогло девочке выздороветь?                

-Горошина – это, как ангел небесный

- Кого еще сделал росток горошка счастливым?

-Маму.

Д) Вывод.

- Что хотел сказать нам автор сказки?

Жить, даря людям добро, улыбку, радость; жить надо ради кого-то, чтобы у человека сияли глаза; жизнь дана на добрые дела.

IV. Творческая работа учащихся по группам (ребята делятся на группы по 4 человека).

А) И как итог нашего урока вы сейчас в группах составите синквейн к героям сказки Одна группа «Горошина», другая – «Девочка».

Ученики выбирают листок с заданием на карточке.

Б) Для начала вспомним по каким правилам составляется синквейн (5 строчек;

1 строка – 1 имя существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных (главная мысль)

3 строка – 3 глагола (описание действий в рамках темы)

4 строка – фраза, в которой заложен смысл, относящийся к теме)

Может быть взята из сказки.

5 строка – заключение (существительное ассоциация. Связанная с темой, первой сточкой)

Слово яркое. Образное, отражающее суть.

В) Проверка.

V. Итог. Рефлексия.

- Что было самым интересным на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Кто может сформулировать, как же могут рождаться сказки

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Что поняли? Чему научились?

VI. Домашнее задание составить свой синквейн на тему «Мама», либо взять тему над которой не работал(а) в своей группе в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке "Настоятель и служка"

Рассматривается поэтапный ход урока....

Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс

Урок составлен в соответствии требованиям  ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование  представлений о тексте....

Конспект урока по сказке "Петух и собака" Литературное чтение 1 класс

Конспект урока по сказке "Петух и собака" 1 класс Литературное чтение...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Конспект урока по сказке "Гуси-лебеди" (преемственность детского сада и начальной школы )

Конспектоткрытого интегрированного урока математикидля учащихся 4 класса и выпускников детского сада,с элементами русского этнокультурного компонента,по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»на...

Конспект урока по математике "Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с увеличением и уменьшением в одно и то же число раз; усвоение и применение правила при выполнении практических заданий: если некоторое число сначал...

Конспект урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения переноса слов с одной строчки на другую, формирование умения сравнивать слова по возможности переноса слов.Планируемые результаты:Предметные: знать: прав...