Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Урок составлен в соответствии требованиям  ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование  представлений о тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык

Автор: учитель начальных классов Дуйсенгазина А.Ш.  МОАУ «СОШ № 4 г.Соль- Илецка»

Класс: 2

Учебник: М.С.Соловейчик Русский язык  «К тайнам нашего языка». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012г.

Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представлений о тексте.

Задачи:

личностные:  способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; 

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи. 

Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - предложения, электронное оснащение: презентация, карточки для  работы в парах, учебники М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», рабочие тетради, толковые словари.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Орг. момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

Проверка готовности рабочего места.

- Подарите улыбку друг другу, учителю.


- Мы начинаем урок русского языка. Оформляем работу в тетради.





Учащиеся оформляют запись в тетради.

 Р - организация своего учебного места;

Л- освоение роли ученика;

К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд№1

Портрет А.С. Пушкина и стихотворение:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт-сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг…

 -Что означают слово просвещение? Гений? Парадокс?

-Где можно узнать о значении этих слов?

Найдите в словаре данные слова. Прочитайте, что они означают.






Учитель:

-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

Учитель:

-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.

Работа с толковым словарём.







- В толковом словаре.

Учащиеся ищут слова и читают их значения.

Просвещение-образование;

Гений – очень одаренный человек;

Парадокс – мнение, противоречащее здравому смыслу

-Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.

Л2 - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства.

Л1- положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

П1- осознавать познавательную задачу.

III. Актуализация опорных знаний

и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Но для начала восстановим логическую цепочку из слов:

Предложение – звуки – слова.

-Каким, словом заканчивается логическая цепочка?

- Повторим известные сведения о предложении.


Дети на доске восстанавливают:

Звуки – слова – предложение.


- Предложение.

Дети повторяют все известные сведения о предложении.

  1. В предложении всегда выражается мысль, чувство.
  2. Слова связаны между собой и располагают так, чтобы было понятно: о чём и что мы хотим сказать.
  3. Предложение произносятся с интонацией конца мысли.
  4. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.

Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

П4- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;

К4- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

П7- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Ребята посмотрите на экран, и назовите автора и само произведение.

- Ученикам одной школы предложили рассказать о данном произведение послушайте, что они рассказали: « В сказочной стране жили маленькие человечки.»,  « В одной стране жили малыши».

-Всё понятно из данного рассказа о жителях городка? Почему?

-А если одного предложения мало? Что тогда делать? Прочитайте предложение, записанное на доске.  В одном сказочном городе жили коротышки.

Учитель:

-Вам всё понятно или вы ждете продолжения мысли?

Учитель:

-Если ждёте, то о чём бы вам хотелось узнать?

 - Н.Носов «Приключение Незнайки».








-Нет.

-Потому что мы услышали одно предложение.

Учащиеся  читают

предложение:

 В одном сказочном городе жили коротышки.

-Нет, не понятно. Мы ждем продолжение мысли.

Дети:

-Почему их назвали коротышками?

П2- читать и слушать, извлекать нужную информацию;

 П- умение отвечать на вопросы;

К2-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения , культуры речи;

П7- сравнивать, находить общее.

V. Работа над новой темой.

 Слайд №3










































VI.Словарная работа.

Учитель:

-Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

-Объясните  свой ответ.

Учитель:

- Уточните и дополните своё рассуждение.

С.120, упр.235 Читаем хором.



Учитель:

- Вместе с Незнайкой побываем в городе коротышек.

Учитель:

-Решите в задачнике:

Задачник – с. 56, №236

- Теперь предложения продолжают мысль или нет?

Учитель:

- Если мысль развивается, покажите это стрелкой от предложения к предложению.

Учитель:

- Что нового сообщает каждое предложение?

- А знаете ли вы этих коротышек?

Учитель:

-Кто был самым умным?

- Знайка просит вас прочитать сообщение на с.120 и сказать, какое новое научное слово вы узнали. Что им называют?



- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.

Открываем карточку со словом «ТЕКСТ», вставляем в логическую цепочку.

ЗВУКИ – СЛОВА – ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ТЕКСТ.

Учитель:

- Докажите правильность наших действий.

- Где мы пользуемся текстом? Для чего нужен текст? Как предложения связаны между собой в тексте?


- А с чем сравнивают коротышек?

-Вам знакомо написание этого слова?

- Давайте запишем слово огурец на отдельной строке. Как будем писать? Почему?



- А как узнаем написание данного слова?


- Где можно узнать происхождение  слова огурец?

- Найдите значение слова в словаре.





Дети:

- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.

Учащиеся читают рассуждение на с.120 упр.235



Учащиеся работают в задачнике.



- Да.



Дети показывают стрелкой.

Разбор предложений.



Дети называют персонажей повести Н. Носова.

- Знайка.


Дети читают сведения о тексте с. 120 (хором).

- Новое для нас слово текст.




Учащиеся вставляют слово в цепочку.



Дети:

- Текст-это несколько предложений, в котором говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.


- С огурцом.

- Нет.

Запись слова на новой строке.

- С «окошком».  .гурец

- Мы не знаем, какую корневую безударную гласную.

- Надо узнать происхождение слова.

- В этимологическом словаре.


Учащиеся работают со словарём.

П5-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

П3- структурировать информацию, фиксировать её различными способами.

VII. Физминутка

 доктора Пилюлькина. Слайд №4

Точечный массаж.

1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»).

2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние).

3.Парные точки в височных ямках.

Выполняют действие.

К-умение слушать и понимать речь.

VIII. Первичное закрепление, работа в парах.








































IX. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:

- А кто в городе коротышек был самым необразованным?

Учитель:

- Знайка и Незнайка приготовили вам задание. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты.  Сравните две записи. Есть ли среди них текст. Как вы это узнаете? Задание на с. упр.239, с. 121.

- Что необходимо напомнить Незнайке о тексте?

На с.120 читаем сведения.




- Итак, есть среди записи текст?










Учитель:

- Пропустите строку и спишите текст, пользуясь памятками 1 и 4.

Учитель:

- Озаглавьте. О чём?  (о ком?) в нём говорится?

Учитель:

 - Можно ли озаглавить другую запись? Почему?





- Выпишите из неё предложения не про кита по памятке 1.


- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?

- Что мы с вами должны сделать дальше?


- Карточки, которые лежат у вас на партах, принесли вам Знайка и Незнайка. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты. Ваша задача -  определить является ли данная запись текстом.

№1.

Лес кормит людей, зверей и птиц.

Люди собирают ягоды, грибы.

И каждый зверёк тоже делает свои запасы.

№2.

Деревья в парке были большие.

За полем виднеется деревня.

Усталые путники отдыхали на скамейке.

№3.

На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж.

Море было тёплым, а купание веселым!

№4.

Хорош осенний лес!

Клюква растет на болоте.

Мойте руки перед едой!




- Почему?

Дети:

- Незнайка.







Учащиеся работают в парах.



Учащиеся повторяют сведения о тексте.

Дети выполняют упр.239, с. 121.


Дети:

- Да, есть это вторая запись. Потому что в ней говорится о ките.  Из неё мы узнали о том, что кит это рыба и что длина 30 метров. Предложения связаны друг с другом по смыслу.  Каждое последующее развивают общую мысль. Из одного предложения вытекает следующее.  


Учащиеся повторяют памятки и списывают текст.


- В тексте говорится о ките.

Дети записывают заголовок.

Кит.

Дети:

- Нет, нельзя. Это не текст. Здесь в каждом предложении говорится о разных животных. Предложения не связаны между собой по смыслу.

Учащиеся выполняют задание.



- Этот материал войдёт в нашу  копилку знаний.


-Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.

























- №2 и №4-это не тексты.


- Нет продолжения мысли, в тексте должно говориться об одном и том же.

Учитель:

-Поможем Незнайке дополнить предложение, чтобы речь шла об одном и том же.

К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, участвовать в работе группы;

 К4 – вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

К5- допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.

XI. Итог урока, рефлексия.

- Какие открытия сделали на уроке? Что узнали нового, чего раньше не знали? Как вы открывали новые знания? Что вам помогло открыть новое знание?

- Оцените свою работу. Если урок понравился, всё понятно нарисуйте улыбку, если нет - ротик грустный.





Учащиеся рисуют улыбку  на смайликах.

Р4 – адекватно оценивать свои достижения.

предложения

звуки

слова

текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной раб...

Конспект урока русского языка по теме: Второстепенный член предложения- определение. Его роль в предложении". УМК " Система Л.В. Занкова" 3 класс

Урок русского языка по теме: "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении" УМК "Система Л.В.Занкова" 3 класс...

А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "текст"

Разботка урока русского языка (конспект+презентация). 2 класс УМК "Гармония"....

Конспект урока русского языка на тему "второстепенные члены предложения" 3 класс УМК Планета знаний

Конспект урока русского языка на тему "второстепенные члены предложения" 3 класс УМК Планета знаний...

Конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языкаТема: Однородные члены предложенияЦели деятельности учителя: формирование  умения находить в предложении однородные члены; Планируемые результатыПредметные: знат...