Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2класс

Тема урока: Грамматическая основа предложения.

Цели и задачи урока:

- Формировать умение находить в предложении грамматическую основу;

- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;

- Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;

- Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;

- Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

- Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

- Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

- М/м проектор, презентация по теме;

- Шрифт «Прописи» для установки на компьютер.

Ход урока – путешествия.

I Оргмомент.

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Во-первых, в классе много гостей. Давайте мы поздороваемся. А во-вторых, мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе. Садимся.

Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.

Елена Благинина «Осень» (читают подготовленные ученики).  Слайд 1

Если встанешь на заре –

крыши в сером серебре…

Длинно тень ложится,

долго лист кружится.

Если выйдешь поутру –

галки стынут на ветру…

Вьются над парами

вслед за тракторами.

Разгуляется денёк,-

в полдень сядешь на пенёк,

смотришь - на припёке

прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь –

пахнет горькая полынь,

тянет мёдом, мятой

и травой примятой.

Только этому не верь…

Осень всё-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь ввечеру –

галки стынут на ветру,

длинно тень ложится,

долго лист кружится.

- Спасибо ребята, вы помогли нам погрузиться в атмосферу осенней природы.

II Минутка чистописания.

- Сегодня тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, классная работа)

- В стихотворении вы слышали строку: «тянет…травой примятой». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе.  Слайд 2.

_____________________________________

_____________________________________

III Словарная работа.

- Одним из признаков осени является пожелтевшая трава. А так же осенью перелетные птицы улетают в более теплые края. Но некоторые остаются зимовать.

- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

 Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, первое слово с заглавной буквы, через запятую).

Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 3.

2) Летает, ворует, стрекочет…  (сорока).    Слайд 4.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 5.

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова?

             (Сочетание –оро- )

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

ВЫКЛЮЧИТЬ ЭКРАН

IV. Постановка проблемы.  

- Продолжаем наблюдать за природой осенью. У вас в подставках есть карточки. Вам сейчас понадобится только левая половина. Прочитайте. (Пушистая белочка осенью запасает орешки.)

- Что это? Докажите.

- Найдите в предложении главные слова и обведите их карандашом.

- Какие слова вы считаете главными?

- У всех получились разные ответы…Почему? (Не знаем, какие слова главные; не умеем их находить.)

- Мы столкнулись с проблемой… Давайте попробуем её решить. Для этого поставим цели, чего мы хотим достичь на уроке. (Цели коллективные и индивидуальные.)

1) Какие слова в предложении главные?

2) Как их находить.

3) Как они называются?

4) Как их отметить в предложении.

- Будем искать решение нашей проблемы в осеннем лесу. Отложите пока карточки, мы позже к ним вернемся. А сейчас прочитайте запись на доске:

Осенью … … с полей урожай.  

-Понятна ли вам эта запись? Почему?

- Каких слов не хватает? (Люди собирают.) Прочитайте полностью.

- Что получилось? (Предложение.) Запишем его в тетрадь. ОРФОГРАММЫ

- Хором прочтите предложение.  О ком в нём говорится? (О людях )

- Задайте вопрос к слову ЛЮДИ. (КТО? люди)

- Что говорится о людях? (собирают)

- Задайте вопрос к этому слову:   люди …(ЧТО ДЕЛАЮТ? собирают)

- Что обозначает это слово? (Действие.)

-Какие же слова помогли нам составить предложение, какие слова являются его центром, самыми главными словами в предложении, без которых не может получиться предложение? (ЛЮДИ СОБИРАЮТ.)

- ЛЮДИ СОБИРАЮТ – это главные члены предложения.

- На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? (Предмет и действие этого предмета.)

- Вернемся к нашим целям… Мы узнали, какие слова являются главными в предложении. Потренируемся их находить.

- Что нам может помочь? (Учебник.)

V. Упражнение в нахождении грамматической основы.

- Мы продолжаем прогулку по осеннему лесу.

  Откройте учебники на с. 66 упр. 88.

1) Читаем 1 часть задания.

2)  Предложение читает подготовленный ученик.

- Читаем задание дальше и выполняем его. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН РАССУЖДЕНИЯ

1) В предложении говорится о…

2) Что? (Кто?) …

3) … (что делает?) …

- Работаем дальше, используя этот план…

(РАБОТА НА ДОСКЕ)

Алексей Плещеев, Аполлон Майков

- Вернемся к нашим целям…

VI Ф/М.

- А теперь мы отдохнём и совершим прогулку по лесу. Встали.

«Прогулка в лес».

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Дальше по лесу идём –

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем.

Прыгать будем мы смелее.

1-2, 1-2, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим –

На носочках пробежим.

Зайка скачет в чистом поле,

Хорошо скакать на воле!

Помахали мы зайчишке –

непоседе, шалунишке.

Но закончилась игра

И учиться нам пора.

VII Творческая работа. Слайд 6.

- Вспомним, какая погода бывает осенью./Задание на доске./ 

- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.

Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

- Прочтите, что получилось. Слайд 7

- Находим главные члены предложения. Но как нам их показать?(Не знаем.)

- Где можно получить знания? (У родителей.)

VIII. Итог урока.

- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 8.

Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?)  Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)

На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)

Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)

X Оценка учащихся. Слайд 9.

XI  Д/З упр. 90, составить маленькие предложения по схемам. Вспомните экскурсию, что на ваш взгляд мы не сказали об осени? Напишите предложения. Т.Е. подведите итог экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка и здоровья во 2 классе.Тема:" Действующее лицо или предмет в предложений" ( с применением здоровьесберегающих технологий).

Цель урока:- учить устанавливать предмет или действующее лицо в предложении;- учить методам и приемам,  помогающим сохранить и укрепить здоровье учащихся;- развивать познавательный интерес, самос...

Конспект урока русского языка во 2-3-4 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ по темам "Предлог " и "Главные члены предложения"

Конспект урока разработан для урока в малокомплектном классе. Урок  разработан с использованием интерактивной доски....