Главные вкладки

    Конспект урока русского языка. Тема:"Однородные члены предложения".
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Вводный урок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в 3 классе

    (образовательная система 2100)

    Тема: Однородные члены предложения.

    Цели : знакомство с понятием однородных членов предложения, установление связи между однородными членами, закрепление знаний о предложении,  развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие умения сравнивать полученные результаты и делать выводы.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Мотивация. На доске записана пословица: «Не пером пишут, а умом». (Ученики объясняют смысл написанного).
    3. Актуализация знаний.

             - Сегодня на уроке вы откроете для себя новые «секреты» языка, будете себя оценивать: «Что я как ученик знаю, а что нет».

           -Прочитайте слова, записанные на доске:

    М. рковь, г.рох, к.пуста, в.сна, .гурец, п.м.дор, к.ртофель

              - Какое задание будем выполнять? (Списывать, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы).

              - Что объединяет эти слова? (имена существительные, неодушевленные)

             - Какое слово «лишнее»? (весна, т.к. все остальные слова относятся к тематической группе «овощи»)

             Самопроверка (дети отмечают «+» правильное написание, «- «  - написание с ошибкой).

          - Кто написал без ошибок?

          - Подберите имена прилагательные к слову «весна». (Прекрасная, ранняя, поздняя, долгожданная, радостная)

         -Составим словосочетания. На доске записаны 2 столбика слов:

           Зелен…                          пение

           Звонк…                          травка

           Радостн…                       почки

           Набухш..                         ручьи

           Перв…                            цветочки

      -Прочитайте 2 столбика слов. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Отметьте орфограммы. Проверка – по одному выходят ученики и составляют словосочетания, вставляя окончания прилагательных.

       Зеленая травка, звонкие ручьи, радостное пение, набухшие почки, первые цветочки.

    -Кто справился без ошибок? У кого возникли затруднения?

    - С любым словосочетанием составьте предложение. ( Выслушиваются ответы детей)

    - Я тоже составила предложение. Давайте его запишем, обозначим орфограммы.

    1 ученик у доски, остальные в тетрадях. Выполняется синтаксический разбор предложения.

       Сердце радуют первые цветочки.

    - А теперь прочитаем еще одно предложение.

    4. Постановка проблемы.

    Сердце радуют первые цветочки, зеленая травка и пение птиц.

    -Чем оно отличается от предыдущего? (больше слов, появились другие слова)

    -Давайте сравним по грамматическим основам. Сколько их?

    Найдем подлежащие, на какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи выражены? (именами существительными). Понаблюдаем, с какой интонацией мы их произносим? ( С интонацией перечисления)

         Вывод: - сколько подлежащих? (3) А Сказуемых? (одно)

    Значит, три подлежащих относятся к 1 сказуемому.

    - А может быть одно подлежащее и несколько сказуемых? (предположение детей)

    -Проверим наши предположения – откроем учебник , упражнение 418.

    -О ком говорится во всех предложениях? О бабочках.

    -Какие действия они совершали? Перечисляют их.

    - Поставьте вопрос от подлежащего. Что делали бабочки? (порхали, кружились, вились)

    -С какой интонацией произносятся эти слова? С интонацией перечисления.

    -Запишите последнее предложение, выделите основу. Сколько подлежащих? Сказуемых? Прочитаем правило и узнаем как называются такие члены предложения.

    5. Изучение нового материала.

         Такие члены предложения называются однородные. Что означает это слово? (оно сложное, означает один род)

    Однородный – относится к тому же роду, разряду, т.е. одинаковый. (Толковый словарь).

    Итак, однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются одними  и теми же членами предложения, могут быть подлежащими, сказуемыми и произносятся с интонацией перечисления. На доску вывешивается опорная таблица.

     - Вернемся к предложениям.  Как назовем слова цветочки, травка, пение? Однородные подлежащие. Как назовем слова: порхали, кружились, вились? Однородные сказуемые.

    6. Первичное закрепление.

    Каждому выдаются листки с заданиями. Обсуждается  задание – списать предложения, выделить основу в каждом предложении и найти однородные члены.

          Наступила радостная и шумная весна. Талая вода шумит и клокочет. Пробуждается каждый кустик, дерево и травинка. Птички кричат и вьют гнезда.

         Все рады весне!

     Проверка. В каком предложении встретились однородные подлежащие? Однородные сказуемые?

       -  Прочитайте 1 предложение. Что заметили? Однородными являются второстепенные члены предложения.

     Кто сам справился с заданием? Кому было трудно?

        Вывод: однородными могут быть и подлежащие, и сказуемые, и второстепенные члены предложения.

    - Составьте предложение с однородными членами, употребив словарные слова: морковь, капуста, горох.

         Итог урока:

    1. Что нового узнали сегодня о предложении?
    2. С каким новым понятием познакомились?
    3. Назовите признаки, по которым найдем однородные члены предложения.
    4. Как оцените свою работу на уроке.
    5. Какие трудности испытывали?

    Выставляются отметки и записывается домашнее задание.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

    Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

    Русский язык.Тема: Однородные члены предложения. (4 класс)

    Конспект урока разработан с использованием технологии деятельностного подхода ("открытие" нового знания) и с элементами технологии активных методов обучения (АМО)....

    Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»

    Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...

    Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

    Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

    презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

    Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...

    Диктанты по русскому языку .Тема "Однородные члены предложения"

    Диктанты для закрепления темы по русскому языку "Однородные члены предложения" в 4 классе....