Конспект урока русского языка. Тема:"Однородные члены предложения".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шарова Юлия Геннадьевна

Вводный урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

(образовательная система 2100)

Тема: Однородные члены предложения.

Цели : знакомство с понятием однородных членов предложения, установление связи между однородными членами, закрепление знаний о предложении,  развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие умения сравнивать полученные результаты и делать выводы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация. На доске записана пословица: «Не пером пишут, а умом». (Ученики объясняют смысл написанного).
  3. Актуализация знаний.

         - Сегодня на уроке вы откроете для себя новые «секреты» языка, будете себя оценивать: «Что я как ученик знаю, а что нет».

       -Прочитайте слова, записанные на доске:

М. рковь, г.рох, к.пуста, в.сна, .гурец, п.м.дор, к.ртофель

          - Какое задание будем выполнять? (Списывать, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы).

          - Что объединяет эти слова? (имена существительные, неодушевленные)

         - Какое слово «лишнее»? (весна, т.к. все остальные слова относятся к тематической группе «овощи»)

         Самопроверка (дети отмечают «+» правильное написание, «- «  - написание с ошибкой).

      - Кто написал без ошибок?

      - Подберите имена прилагательные к слову «весна». (Прекрасная, ранняя, поздняя, долгожданная, радостная)

     -Составим словосочетания. На доске записаны 2 столбика слов:

       Зелен…                          пение

       Звонк…                          травка

       Радостн…                       почки

       Набухш..                         ручьи

       Перв…                            цветочки

  -Прочитайте 2 столбика слов. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Отметьте орфограммы. Проверка – по одному выходят ученики и составляют словосочетания, вставляя окончания прилагательных.

   Зеленая травка, звонкие ручьи, радостное пение, набухшие почки, первые цветочки.

-Кто справился без ошибок? У кого возникли затруднения?

- С любым словосочетанием составьте предложение. ( Выслушиваются ответы детей)

- Я тоже составила предложение. Давайте его запишем, обозначим орфограммы.

1 ученик у доски, остальные в тетрадях. Выполняется синтаксический разбор предложения.

   Сердце радуют первые цветочки.

- А теперь прочитаем еще одно предложение.

4. Постановка проблемы.

Сердце радуют первые цветочки, зеленая травка и пение птиц.

-Чем оно отличается от предыдущего? (больше слов, появились другие слова)

-Давайте сравним по грамматическим основам. Сколько их?

Найдем подлежащие, на какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи выражены? (именами существительными). Понаблюдаем, с какой интонацией мы их произносим? ( С интонацией перечисления)

     Вывод: - сколько подлежащих? (3) А Сказуемых? (одно)

Значит, три подлежащих относятся к 1 сказуемому.

- А может быть одно подлежащее и несколько сказуемых? (предположение детей)

-Проверим наши предположения – откроем учебник , упражнение 418.

-О ком говорится во всех предложениях? О бабочках.

-Какие действия они совершали? Перечисляют их.

- Поставьте вопрос от подлежащего. Что делали бабочки? (порхали, кружились, вились)

-С какой интонацией произносятся эти слова? С интонацией перечисления.

-Запишите последнее предложение, выделите основу. Сколько подлежащих? Сказуемых? Прочитаем правило и узнаем как называются такие члены предложения.

5. Изучение нового материала.

     Такие члены предложения называются однородные. Что означает это слово? (оно сложное, означает один род)

Однородный – относится к тому же роду, разряду, т.е. одинаковый. (Толковый словарь).

Итак, однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются одними  и теми же членами предложения, могут быть подлежащими, сказуемыми и произносятся с интонацией перечисления. На доску вывешивается опорная таблица.

 - Вернемся к предложениям.  Как назовем слова цветочки, травка, пение? Однородные подлежащие. Как назовем слова: порхали, кружились, вились? Однородные сказуемые.

6. Первичное закрепление.

Каждому выдаются листки с заданиями. Обсуждается  задание – списать предложения, выделить основу в каждом предложении и найти однородные члены.

      Наступила радостная и шумная весна. Талая вода шумит и клокочет. Пробуждается каждый кустик, дерево и травинка. Птички кричат и вьют гнезда.

     Все рады весне!

 Проверка. В каком предложении встретились однородные подлежащие? Однородные сказуемые?

   -  Прочитайте 1 предложение. Что заметили? Однородными являются второстепенные члены предложения.

 Кто сам справился с заданием? Кому было трудно?

    Вывод: однородными могут быть и подлежащие, и сказуемые, и второстепенные члены предложения.

- Составьте предложение с однородными членами, употребив словарные слова: морковь, капуста, горох.

     Итог урока:

  1. Что нового узнали сегодня о предложении?
  2. С каким новым понятием познакомились?
  3. Назовите признаки, по которым найдем однородные члены предложения.
  4. Как оцените свою работу на уроке.
  5. Какие трудности испытывали?

Выставляются отметки и записывается домашнее задание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

Русский язык.Тема: Однородные члены предложения. (4 класс)

Конспект урока разработан с использованием технологии деятельностного подхода ("открытие" нового знания) и с элементами технологии активных методов обучения (АМО)....

Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...

Диктанты по русскому языку .Тема "Однородные члены предложения"

Диктанты для закрепления темы по русскому языку "Однородные члены предложения" в 4 классе....

Конспект урока русского языка. Тема: "Где используются однородные члены" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об использовании однородных членах предложения, о расстановке знаков препинания; формирование умений находить в предложении однородные и неоднородные опр...