Главные вкладки

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
    статья по чтению на тему

    Мухаметханова Елена Анатольевна

    Использование УУД на уроках литературного чтения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                Мухаметханова Е.А.

                                                                                                        учитель высшей категории

    МБОУ «СОШ №3, г. Мамадыш»

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

               К коммуникативным УУД относятся:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - управление    поведением   партнера   -   контроль,   коррекция,  оценка      его  действий;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

                Групповая творческая работа как  форма организации обучения  и

    особенности  её влияния   на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

      Групповая деятельность обучающихся на уроке складывается из следующих элементов:  

    1. Предварительная подготовка обучающихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

    2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.

    3. Работа по выполнению учебного задания.

    4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных детей.

    5. Взаимная проверка и контроль  за выполнением задания в группе.

    6. Сообщение обучающихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

    7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

    Традиционно выделяют 3 вида групповой работы: парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом); единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп); дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

                    Одно  из  важных  условий  эффективной  организации  групповой  работы - правильное, продуманное комплектование групп. Оно подразумевает, что в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.

    При организации  групповой работы между обучающимися   происходит распределение ролей. Возможны следующие ролевые функции: 1)      Писарь - записывает решение; 2)      Спикер - защита решения, ответ от имени группы;

    3)      Организатор - распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

    Одна из важных процессов групповой работы -обсуждение,  на котором также происходит формирование коммуникативных УУД. Он  состоит из нескольких этапов:

    1 этап: заключается в  выдвижении  каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции.  

                    2 этап: обсуждение высказанных гипотез.

                   3 этап: выработка группового решения  и выбор общего, наиболее оптимального из них.

    4  этап:   обсуждение  итогов   работы   группы,  где  участники  группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы.  Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

            5 этап: обсуждение процесса работы.

     Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах.

    Я считаю, что  особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.   Они влияют на учебную успешность, от них зависит процесс адаптации ребенка к школе.  

    Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках литературного чтения в начальной школе является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке, а именно  использование  групповой работы.  

    Объединение в группы способствует сплочению детей.  В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

    Реферат. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь....

    Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

    В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...

    «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

    Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....

    Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

    Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...

    Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

    Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством парной и групповой работы на уроках литературного чтения, опис...

    Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

    Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...

    «Методические приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

    Методические приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения....