Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
методическая разработка

Цыганова Галина Васильевна

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление34.86 КБ
Файл Презентация к выступлению950.11 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд1)                                                              

Тема:  Формирование коммуникативных  универсальных учебных          действий на уроках литературного чтения.

 (СЛАЙД 2)

Как говорил французский писатель, философ « Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Эти слова и актуальны и в настоящее время.

Так  как  сейчас в обществе совершились большие изменения в системе образования. Главной целью начальной  школы  становится развитие умения учиться, наблюдать и оценивать свои действия.

Мы живем в такое время, когда современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками  часто недоступны для младших школьников. Большинство младших школьников не участвуют в игровой деятельности, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства  и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.

Поэтому проблеме формирования   коммуникативных  УУД  уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. .(СЛАЙД  3)

Поэтому эта  тема является темой моего самообразования и моего ИОП  

Второй аргумент:

Уровень развития учащихся 1-го класса на момент поступления в школу различный: есть дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги, и дети, знающие отдельные знаки - буквы из азбуки.

Наблюдение за первоклассниками показало, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за  помощью к  ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить.

Также ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке

( СЛАЙД  4)

На своих уроках  я использую методики технологии КСО,  работу в группах, парах ППС, ПСС. Объединение в пары, группы способствует сплочению детей.  Дети учатся   высказать свое мнение, сотрудничать, слушать и слышать друг- друга  анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.  

  Я как учитель выступаю в роли  партнера   что позволяет ребенку проявлять свою самостоятельность.

 (СЛАЙД 5)

Для формирования коммуникативных действий на уроках литературного чтения  я использую такие методические приемы:

как  игра Карусель,

прием « Чтение – суммирования в парах» ,

чтение как кооперация (чтение по ролям),

прием «Синквейн»

Но я хочу остановиться  на некоторых из них: например  Игра «Карусель « или прием « Синквейн »

Игра «Карусель»,  учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хоз я евам.

 Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему,

развить речь школьников,

 дать возможность работать в группе,

приспосабливаясь, друг к другу и избегая конфликтов. 

Прием «Чтение- суммирования в парах»

У каждой пары разные тексты. Каждый изучает свой текст, а на большом листе записывают краткое содержание – выдержками из текста. Затем перед всем классом рассказывают содержание  текста с опорой  на свои памятки, остальные ребята задают уточняющие вопросы. После прослушивания  обоих текстов  делается  вывод о главной мысли текста этих рассказов. Что нового узнали?

.Чтение как кооперация (чтение по ролям). 

Например, при работе над сказкой, детям можно предложить следующие вопросы и задания:

-   Определите всех действующих лиц

-   Как автор изображает героев?

-  Какой самый напряженный момент в произведении?

-  Дайте советы актерам.

- Запишите в «Творческую тетрадь» свои рекомендации»;

Прием «синквейн»

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

  • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
  • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
  • Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

           Этот данный прием развивает коммуникативные  УУД;

  • Выделение главного в тексте;
  • Высказывать свое мнение

( СЛАЙД 6)

После проведения  мониторинга я выявила и сравнила, что уровень  сформированности  коммуникативных  УУД  в моем классе в  конце 1 класса и в конце 2 класса повысился  на 30% .

.  (СЛАЙД 7 )

Данные методические приемы совершенствования коммуникативных действий учащихся помогли мне сформировать у моих учащихся  как коммуникативно – развитых  читателей,

умеющих слушать и вступать в диалог;

участвующих в коллективном обсуждении проблем.

Эти умения необходимы человеку в современном обществе.

Вывод

Я считаю, что особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных УУД.

 Это связано с тем, что данный вид УУД имеют огромное значение в образовательном процессе.

Во-первых, у ребят повысилась успеваемость по предметам .

 Во-вторых, от  коммуникативных  УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.

 В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

 Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения (потребность ребенка в общении со  взрослыми и сверстниками; владение определенными средствами общения; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника).

(СЛАЙД 8 )

К концу 2 класса я заметила.

  1. повышение уровня читательской активности, что выражалось:
  • в росте количества детей, записавшихся в библиотеки;
  • адекватная реакция на ошибки одноклассников;
  • более доброжелательные отношения между детьми;
  • увеличение потребности в общении.

  .  -    расширение общего кругозора.

Многие учащиеся стали более четко и ясно выражать свои мысли.

                          (СЛАЙД 9)     СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

- Критерии оценивания знаний учащихся

Ф.И

Основные критерии

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Архипов И

Умение слушать собеседника

Понимание смысла прочитанного текста

Умение задавать вопросы по содержанию

Способность аргументировать свое мнение

Умение работать в команде

Способность структурировать текст

Умение работать по алгоритму

Коммуникативные  УУД создают компетентность и позицию ребенка по отношению к другим людям.

К коммуникативным УУД относится (СЛАЙД  КОМ.УУД)

- умение создания сотрудничества с учителем и детьми;

- правильное задавание вопросов;

- проявлять инициативу в общении во время поиска информации;

- умение правильно выражать свои мысли;

- правильное  ведение диалога

Приемы форм коммуникативных  УУД

- давать  детям возможность думать над ответами;

- обращать внимание детей на ответы друг друга;

- не исправлять и не говорить свою точку зрения

Результаты  формирования  коммуникативных УУД  в начальных  классах.

 

1 класс 

- Ведение  диалога на уроке и вне урока;

- ответы на вопросы учителя, одноклассников;

- знание правил общения;

- слушание других и понимание их;

- участие в парной работе.

2класс 

Ведение диалога ,

- прислушиваться и отвечать другим, говорить свое мнение по какому-либо вопросу;

-формирование своих мыслей в связную речь;

- прочитывание текстов различной литературы, осознание  прочитанного;

- играть роль в группе ,коллективе;

- умение вместе решать поставленные задачи.

3 класс 

- Вести диалог, слушать других, оценивать поступки других;

- умение высказывать свою точку зрения в различных ситуациях;

- читать тексты, осознание  прочитанного;

- настаивать на своей точке зрения;

- принимать точку зрения сверстников;

- работа в группе, распределение ролей.

4 класс 

- участие в общении, понимание сверстников и учителя;

- формирование своей точки зрения;

- прочитывание вслух различных текстов;

- вместе решать различные ситуации;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

Заключение.

Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, по моему мнению, является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке, а именно  использование  групповой работы.  

Объединение в группы способствует сплочению детей.  В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

НОРМЫ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

класс

конец года

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1

полугодие

2 полугодие

1

20 -25

слов

2

25 -35

слов

45 – 65

слов

3

45 – 65

слов

65 -70

слов

4

70-80

слов

80 -100

слов

МОНИТОРИНГ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

1 класс, 4 четверть

Контрольный текст

ЛУЧШЕ ВСЕХ

Быль

   На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у неё:  «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете?» Моя мама та, что лучше всех».(35 слов).

Л.Толстой

1.Как девочка описала свою маму?

2.Согласишься ли ты с её описанием?

3.А как бы ты описал(а) свою маму?

ТЕСТ

«Как читает учащийся»

1.Читает:

Все слова по слогам;

Только трудные слова по слогам;

Весь текст целыми словами.

2. Без ошибок / с ошибками:

Неправильное ударение ____________ошибок

Повторы слогов и слов  ____________ошибок

Пропуск или замена букв __________ошибок

3.Выразительно /невыразительно.

4.Слов в минуту__________

5.Осмысленно / неосмысленно:

Может/ не может определить тему;

Может /не может ответить на вопросы;

Может /не может пересказать текст;

Может/ не может понять замысел автора.

Оцени себя:

Я очень хорошо читаю__________

Я хорошо читаю          __________

Я не очень хорошо читаю _______

2 класс, 4 четверть

Контрольный текст

УТОЧКИ

  Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруду кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и старые и малые. Как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать:

- Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать – пора вам домой идти!

    Уточки Васю послушали, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются. (81 слово).

К.Ушинский

  1. Чем занимался Вася?
  2. Как ты думаешь, почему уточки послушались Васю?

ТЕСТ

«Как читает учащийся»

1.Читает:

Все слова по слогам;

Только трудные слова по слогам;

Весь текст целыми словами.

2. Без ошибок / с ошибками:

Неправильное ударение ____________ошибок

Повторы слогов и слов  ____________ошибок

Пропуск или замена букв __________ошибок

3.Выразительно /невыразительно.

4.Слов в минуту__________

5.Осмысленно / неосмысленно:

Может/ не может определить тему;

Может /не может ответить на вопросы;

Может /не может пересказать текст;

Может/ не может понять замысел автора.

Оцени себя:

Я очень хорошо читаю__________

Я хорошо читаю          __________

Я не очень хорошо читаю _______

3 класс,4 четверть

Контрольный текст

ВОРОБЕЙ

      Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

      Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

      Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок охрип, он замирал, он жертвовал собою!...(108 слов).

                                                                                             По И.Тургеневу

1.Что случилось с молодым воробьём?

2.Как повёл себя старый черногрудый воробей?

  Почему? Оцени поступок старого воробья.

ТЕСТ

«Как читает учащийся»

1.Читает:

Все слова по слогам;

Только трудные слова по слогам;

Весь текст целыми словами.

2. Без ошибок / с ошибками:

Неправильное ударение ____________ошибок

Повторы слогов и слов  ____________ошибок

Пропуск или замена букв __________ошибок

3.Выразительно /невыразительно.

4.Слов в минуту__________

5.Осмысленно / неосмысленно:

Может/ не может определить тему;

Может /не может ответить на вопросы;

Может /не может пересказать текст;

Может/ не может понять замысел автора.

Оцени себя:

Я очень хорошо читаю__________

Я хорошо читаю          __________

Я не очень хорошо читаю _______

4 класс, 4 четверть

Контрольный текст

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Басня

   Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад озо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары, будите, чтобы вас из этой лоханки кормить».

   Муж с женой поглядели, друг на друга и заплакала. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним. (167 слов.)

Л.Толстой

ТЕСТ

«Как читает учащийся»

1.Читает:

Все слова по слогам;

Только трудные слова по слогам;

Весь текст целыми словами.

2. Без ошибок / с ошибками:

Неправильное ударение ____________ошибок

Повторы слогов и слов  ____________ошибок

Пропуск или замена букв __________ошибок

3.Выразительно /невыразительно.

4.Слов в минуту__________

5.Осмысленно / неосмысленно:

Может/ не может определить тему;

Может /не может ответить на вопросы;

Может /не может пересказать текст;

Может/ не может понять замысел автора.

Оцени себя:

Я очень хорошо читаю__________

Я хорошо читаю          __________

Я не очень хорошо читаю _______

МОНИТОРИНГ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

НОЯБРЬ

Фамилия

Имя уч-ся

Читает:

все слова по слогам.

Только трудные слова по слогам.

Весь текст целыми словами.

Без ошибок:

неправильное ударение.

.Повторы слогов и слов.

Пропуск или замена букв.

Выразительно/

Невыразительно.

Осмысленно/

неосмысленно

Слов в минуту

Дунец

Роман

-

+

-

2

1

1

+

+

35

Зиятдинов

Данил

+

-

-

2

-

1

-

+

11

Козырев

Иван

+

-

-

2

2

2

-

+

25

Киселев

Кирилл

-

-

-

-

-

-

-

-

0

Кузнецова

Анна

-

+

-

2

-

1

+

+

42

Прием «синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

  • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
  • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
  • Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Интересный прием — «чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными

.

Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

  • чтение — суммирование в парах;
  • синквейны;
  • чтение с остановками;
  • прием «Верите ли вы, что…»;
  • мозговой штурм;
  • таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
  • работа с вопросниками;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках литературного чтения. Подготовила: Цыганова Г.В учитель начальных классов МКОУ Никольская СОШ

Слайд 2

«Люди перестают мыслить , когда перестают читать» Дидро Д

Слайд 3

умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в паре, группе. Коммуникативные УУД

Слайд 5

Работа в ППС и МГ

Слайд 6

И гра Карусель ; прием « Чтение –суммирования в парах »; чтение как кооперация (чтение по ролям ); прием « Синквейн » Методические приемы :

Слайд 7

Коммуникативные УУД

Слайд 8

Результаты диагностики коммуникативных УУД

Слайд 9

К концу 2 класса я заметила: - повысился уровень читательской активности, что выражалось : в росте количества детей, записавшихся в библиотеки; адекватная реакция на ошибки одноклассников; более доброжелательные отношения между детьми; увеличение потребности в общении расширение общего кругозора. Вывод

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Реферат. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь....

«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством парной и групповой работы на уроках литературного чтения, опис...

Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...

«Методические приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

Методические приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения....