Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Программа "Планета Знаний" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему


Программа по литературному чтению, календарно - тематическое планирование сУУД. Планета Знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx138.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению  построена на основе:    

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897,

Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312,

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

учебного плана ГБОУ средней школы  _______________, утверждённого приказом директора от _____________г. № _______,

Положения о накопительной системе оценок в ГБОУ ____________, утверждённого приказом от _________________________,

Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и курсов ГБОУ _______________, утверждённого приказом директора от _______________.

           Содержание и построение курса « Литературное чтение» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

         Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но, для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

          Ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. Поэтому в программу по литературному чтению включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов, которые  объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами.

         Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Поэтому в данной программе обращается внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. Особое внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им.

         Важной частью курса« Литературное чтение» является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. В учебниках третьего  класса отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.        Цели и задачи курса: 

1.Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.

2.Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

3.Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре многонациональной России и других стран.

4.Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

 Задачи:

- формирование потребности чтения художественной литературы;

- развитие навыков чтения вслух и «про себя»;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

-развитие устной и письменной речи;

-формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;

-развитие воображения, творческих способностей ребенка;

-формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

-формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

-обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

Характеристика класса.

Особенности контингента учащихся ___ класса, в котором реализуется данная программа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по литературному чтению к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умение оценивать свое отношение к учебе;
  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;
  • нравственное чувство и чувственное сознание;
  • умение анализировать свои переживания и поступки;
  • способность к самооценке;
  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
  • бережное отношение к живой природе;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
  • определять и оценивать позиции литературных героев;
  • выявлять тему и главную мысль произведения;
  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;
  • составлять план рассказа;
  • определять свое и авторское отношение к героям;
  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

      Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • продолжать сюжет произведения, историю героя;
  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

        Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

      Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • планировать свои учебные действия;
  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
  • планировать свою читательскую деятельность;
  • планировать свою  деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;
  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;
  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
  • знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
  • овладевать диалогической формой речи;
  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

В соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком на изучение предмета отводится 34 учебные недели; по 4 часов в неделю; 136 часов за год.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

По программе

В том числе контроль и диагностика

1

Уж небо осенью дышало

13

1

2

Народные сказки

18

3

Поэтические страницы

5

1

4

О мужестве и любви

10

1

5

Зимы ждала, ждала природа

8

1

6

Авторские сказки

13

1

7

Басни

8

1

8

Братья наши меньшие

15

1

9

О совести и долге

16

1

10

Весна пришла

9

1

11

И в шутку и всерьез

21

1

Итого:

136 ч

10

Критерии оценивания

Оценка знаний по чтению:

 91-100% - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

71-90%- уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;

не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;

 незначительные нарушения логики изложения материала;

использование нерациональных приемов решения учебной задачи;

отдельные неточности в изложении материала;

 51-70%- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;

не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;

 не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

 Менее 50%- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:

наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;

нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 

Для реализации рабочей программы используются:

3 класс

Э.Э. Кац Литературное чтение 3 класс. Учебник. В 3 ч. — М., АСТ, Астрель, 2011.

Э.Э. Кац  Литературное чтение 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2, 3. — М., АСТ, Астрель, 2011.

 Э.Э. Кац Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение»: методические рекомендации, тематическое планирование, контрольные работы. /М.: АСТ: Астрель, 2010. – 191,[1]с.– (Планета знаний).

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. – 2-е изд. дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 575, [1] с. – (Планета знаний )

ИКТ

http://school-collection.edu.ru/

http://www.fcior.edu.ru/

http://www.openclass.ru/node/234008

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (136 ч)

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…» (13 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки (18 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (5 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (10 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»;

И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (13 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (8 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»;

Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие (15 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»;

 К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (16 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (9 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (21 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»;

М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

                                                Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды

деятельности учащихся

Возможные виды контроля

планируемая

фактическая

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО… (13 ч)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

К.Г. Паустовский

«Барсучий нос»

Знать структуру учебника «Литературное чтение», информацию, помещенную на титульном листе, развороте, в предисловии, оглавлении; названия и авторов литературных произведений;

Уметь работать с дополнительной литературой, словарями; демонстрировать результаты творческой работы; составлять устный рассказ о летнем отдыхе.

Знать понятие «синоним»

Уметь пользоваться словарем синонимов; подбирать синонимы к данным словам; анализировать авторскую позицию; выделять способы ее выражения; определять собственное отношение к прочитанному; использовать различные приемы для выразительного чтения; вести творческий пересказ произведения.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному; озаглавливать части рассказа; выполнять пересказ; анализировать темп чтения; рассказывать, каким представляешь лесное озеро

Определять способы выражения авторской позиции, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения

Подбирать заголовки к логическим частям произведения, пересказывать текст по составленному плану, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием

Иллюстрировать литературное произведение устно и графически, пересказывать текст выборочно и творчески

Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного

Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, пересказывать текст подробно

Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими

словами, выделять смысловые части текста, составлять план изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям

Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи

Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

2

Синонимы. Словарь синонимов.

К.Г. Паустовский

«Барсучий нос».

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

3

Собственное отношение к прочитанному.

К.Г. Паустовский

«Барсучий нос».

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

4

Работа с научно – популярным текстом.

 «Барсук»

Уметь ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию 

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль.

5

Эмоциональная окрашенность лирического произведения.

А. Бунин

«Листопад»

Знать литературные приемы: сравнение и рифму.

Уметь придумывать вопросы по прочитанному произведению; записывать рассказ об осеннем дереве; объяснять значения слов «недосмотренный», «трепетать», «терем», «багряный»

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

6

Метафора.

М.М. Пришвин

«Хрустальный день»

«Капитан - паук» «Недосмотренные грибы».

Знать понятие «метафора».

Уметь подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям;  пересказывать произведения близко к тексту, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях 

Находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста

Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, выделять существенную информацию из текстов

Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, сравнивать произведения, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

 

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль.

7

Сравнение, рифмы.

Н. Рубцов

«У сгнившей лесной

избушки».

Знать произведения выдающихся представителей русской литературы; ритм стихотворения

Уметь  выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях; анализировать чувства автора; сравнивать стихотворения Бунина «Листопад» и Рубцова «У сгнившей лесной избушки…»

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль.

8

Характеристика литературных героев.

К.Г. Паустовский

«Подарок».

Уметь  передавать и оценивать позиции литературных героев; определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа;  передавать впечатления от произведений изобразительного искусства. Уметь ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них.

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

9

Творческий рассказ. Золотая осень в живописи.

 К.Г. Паустовский  «Подарок».

Уметь объяснять значение выражений «резкий голос», «резкий ветер»; пересказывать произведение по плану; рассказывать историю березки от лица Вани Малявина; определять главную мысль произведения;

составлять план рассказа; объяснять значение слов «кошелка», «рогожа», «гарь», «мгла»

Фронтальная работа.

Текущий контроль.

10

Внеклассное чтение

Осень в произведениях русских писателей.

Знать произведения выдающихся представителей русской литературы; ритм стихотворения

Уметь самостоятельно работать с книгой; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания.

Текущий контроль.

11

Осень в произведениях русских поэтов. С.Есенин, Ф.Тютчев

 

Знать произведения выдающихся представителей русской литературы; ритм стихотворения

 

Знать произведения выдающихся представителей русской живописи

Уметь анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

  

Уметь ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию 

 

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

12

Картинная галерея

И.И. Левитан

«Лесное озеро».

Фронтальная работа.

Текущий контроль.

13

Работа с научно-популярным текстом. «О живописи»

 

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

П/р.

 

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (18 ч)

14

 Вхождение в мир русской сказки.

«Семь Симеонов»

(русская народная сказка).

Знать особенности  языка и композиции народных сказок.

Уметь пересказывать фрагменты произведений близко к тексту; выявлять особенности литературных героев и сравнивать их; определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений; самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт; использовать коммуникативные способности.

Уметь читать произведение по ролям; пересказывать близко к тексту; составлять план пересказа; называть основные качества воеводы; объяснять смысл пословиц; читать зачин, концовку сказки; выделять сходства с другими русскими народными сказками

Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного.

Пересказывать текст подробно, выделять смысловые части текста, составлять простой план изложения текста с помощью учителя

Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, создавать текст по аналогии

Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

15

 Язык и композиция русской народной сказки.

«Семь Симеонов»

(русская народная сказка).

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

16

Сравнительная характеристика героев сказки

 «Семь Симеонов» (русская народная сказка).

 

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

17

Сюжет сказки.

«Иван — крестьянский сын и чудо - юдо»

 (русская народная сказка).

Знать особенности языка и композиции народных сказок.

Уметь подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и словосочетаний «котомка», «добрые люди», «доброе дело», «ракитов куст»,  «прах»;  проводить сравнение характеров главных героев сказки

Знать особенности языка и композиции народных сказок.

Уметь рассказывать о бое с двенадцатиголовым  чудом - юдом; составлять план пересказа; определять главную мысль сказки; придумывать продолжение сказки о трех братьях

Создавать устное высказывание с      выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения

Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме

Владеть диалогической формой речи, выделять существенную информацию из текстов, сравнивать произведения и их героев

Планировать собственную читательскую деятельность, осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет.

Понимать общность

нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках.

Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках.

 

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

18

Чтение по ролям русской народной сказки.

 «Иван — крестьянский сын и чудо - юдо»

(русская народная сказка)

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль, взаимоконтроль

19

Сопоставление героев разных сказок.

«Иван — крестьянский сын и чудо - юдо»

(русская народная сказка).

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль,

20

Особенность волшебной сказки.

 «Царевна-Лягушка» (русская народная сказка)  

Знать особенности  языка и композиции народных сказок.

Уметь пересказывать фрагменты произведений близко к тексту; выявлять особенности литературных героев и сравнивать их; определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений; самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт; использовать коммуникативные способности.

Уметь читать произведение по ролям; пересказывать близко к тексту; составлять план пересказа; называть основные качества воеводы; объяснять смысл пословиц; читать зачин, концовку сказки; выделять сходства с другими русскими народными сказками

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль,

21

Характеристика героев сказки «Царевна-Лягушка»

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль,

22

Язык и композиция русской народной сказки

 «Царевна-Лягушка» 

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль,

23

Внеклассное чтение

Русские народные

сказки.

Знать особенности языка и композиции народных сказок.

Уметь сопоставлять нравственные поступки героев в разных сказках.

Знать основные признаки текста

Уметь создавать устные высказывания с выражением личного отношения к изображённому.

Уметь соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом; видеть детали, позволяющие определить настроение, выраженное в картине

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль.  

24

Картинная галерея: 
В. М. Васнецов. «Иван-царевич на
сером волке»

Фронтальная работа. Творческие задания.

Текущий контроль

25

Сказки других народов.

«Жаба - королева»

(литовская народная сказка).

Знать зарубежные произведения устного народного творчества.

Уметь сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

26

Сравнение сказок разных народов.

«Птица Кахна»

(таджикская народная сказка).

Уметь подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и выражений «дрожать как осиновый лист», «оставить с носом», «держать язык за зубами», «глашатай», «падишах»; делить сказку на смысловые части.

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

27

Анализ китайской народной сказки.

«Как юноша любимую искал» (китайская народная  сказка).

Знать народные и авторские сказки; особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного;

присутствие волшебных вещей и волшебного помощника)

Уметь подбирать антонимы и синонимы к данным словам; объяснять значение слов «паланкин», «оборотень», «пампушка», «ли»; выразительно читать произведение.

 

 

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

28

Сопоставление нравственных позиций героев разных сказок

«Как юноша любимую искал» (китайская народная  сказка).

29

Характеристика героев казахской народной сказки

«Мастер Али»  

Фронтально-индивидуальная работа.

Текущий контроль.

30

Внеклассное чтение. Сказки народов мира.

Знать народные и авторские сказки

Уметь подбирать материал к проекту, продумывать этапы деятельности, оформлять свою работу.

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль.

 

по теме.

31

Проект «Народные сказки»

ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (5 ч)

32

Поэтическая страничка.

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зелёный...» (отрывок).

Знать литературные жанры

(лирическое стихотворение).

Знать правила подготовки текста к выразительному чтению

Уметь  выразительно читать лирическое произведение; понимать авторскую позицию и выражать собственные впечатления от прочитанного. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию

Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность; испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

 

33-34

Выразительное чтение лирического произведения.

Ю. Мориц. «Песенка про сказку»

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

Знать правила подготовки текста к выразительному чтению

Уметь анализировать средства художественной выразительности, которые используются в музыке, живописи; подбирать синонимы к словам «обожать», «прелестный», «справедливый», «гурьбой». 

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

35

Эпитеты, синонимы, антонимы. Г. Сапгир «Сны»

Знать правила подготовки текста к выразительному чтению

 Уметь объяснять значение слова «пенсне»; выразительно читать произведение; анализировать отношение автора к героям произведения.

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

П /Р.

36

Театрализованная игра «В мире есть такое чудо» (урок-праздник)

 

Уметь читать наизусть произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи

 

Творческие и дифференцированные задания

О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (10 ч)

37

Внутреннее состояние литературных героев в рассказах В. Белова

 В. Белов «Верный и

Малька

Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения

Уметь  давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние

литературных героев; находить нужные источники информации; высказывать свое отношение к герою произведения

 

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Осуществлять поиск необходимой информации, строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, сравнивать произведения и их героев, проводить аналогии.

Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Понимать, любить, беречь живую природу.

 

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

38

Авторское отношение к герою рассказов

 В. Белов

«Малька провинилась»

 «Ещё про Мальку».

Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения

Уметь  рассказывать о Мальке по плану; определять отношение писателя к Мальке в первом и во втором случаях; высказывать свое отношение к герою произведения; придумывать и рассказывать новую историю про Мальку.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

39

Художественный анализ произведения

И.С. Тургенев «Воробей».

Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения

Уметь объяснять значение слов «благоговеть», «трепетал на ветру», «трепетал от ужаса»; рассказывать, что произошло в саду; передавать чувства героев рассказа; определять главную мысль произведения

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

40

Композиция рассказа

Н.Г. Гарин – Михайловский «Тёма и

Жучка».

Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения

Уметь подбирать синонимы к словам «невероятный», «неистовый»;  рассказывать кратко историю, которая произошла с Жучкой; делить текст на части, придумывать названия ко всем частям рассказа.

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

41

Способы выражения чувств, переживаний героя произведения

Н.Г. Гарин – Михайловский

 «Тёма и Жучка».

Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения

Уметь выполнять выборочное чтение; объяснять поступки героев произведения

придумывать свои вопросы
к этому произведению.

Фронтальная работа.

Текущий контроль

42

Нравственные уроки произведения

Н.Г. Гарин – Михайловский «Тёма и

Жучка».

Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения

Уметь рассказывать истории из жизни о  том, как любовь и мужество животного спасали человека; давать характеристику героям произведения.

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

43

Работа с научно-популярным текстом. «Больше, чем просто собака»

Уметь ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать

полученную информацию.

 

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

44

Нравственные испытания героя произведения

Л.Н. Толстой

«Прыжок» (быль).

Знать алгоритм работы с текстом

Уметь объяснять значение словосочетаний «перенести вещи», «перенести болезнь», «перенести страх», «перенести обиду»; анализировать чувства героев.

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

45

Нравственная оценка поступкам героев рассказа

В.Астафьева «Белогрудка»

Уметь давать нравственную оценку поступкам литературных героев.

 

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль.

46

Внеклассное чтение

Сказки Е. Шварца,

В. Каверина.

Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения

Уметь давать

нравственную оценку поступкам

литературных героев.

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль.

П /р.

ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч)

47

Олицетворение.

С. Есенин. «Разгулялась вьюга...»

Знать понятие «олицетворение».

Уметь анализировать значение слова в контексте литературного произведения;  подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений;  литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства; привлекать собственный жизненный опыт для решения поставленных задач;  находить нужные книги в библиотеке

 

Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне.

Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения

Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

48

Изображение зимы в искусстве

А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода...»

(отрывок из романа «Евгений Онегин»).

Знать понятие «синонимы», «антонимы", «эпитеты», «олицетворение».

Знать роль иллюстрации в понимании произведения

Уметь отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; подбирать эпитеты, выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие задания

Текущий контроль

49

Эмоциональная окраска стихотворений

А. С. Пушкин.

«Зимнее утро».

А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»

(отрывок)

Знать понятие «синонимы», «антонимы", «эпитеты», «олицетворение».

Знать роль иллюстрации в понимании произведения

Уметь объяснять значения слов; отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев;  выполнять выборочное чтение.

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Осуществлять поиск информации в различных источниках, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль. 

50

Работа с научно-популярным текстом. «Ледяное дыхание Арктики»

Уметь ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать

полученную информацию.

   

Фронтальная работа.

Текущий контроль

51

Зимние картины природы в поэтическом произведении.

Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...»

Знать понятие «ритм стихотворения», «эпитеты», «олицетворение»

Знать роль иллюстрации в понимании произведения

Уметь объяснять значения слов «ослепительная красота», «чудный», «мещет»; анализировать чувства автора; сравнивать переживания, выраженные Тютчевым и Пушкиным в стихотворениях «Чародейкою Зимою…» и «Зимнее утро»

Фронтальная работа. Работа в парах.

 Текущий контроль

52

Картинная галерея:
Н. Крылов. «Зима»

Знать связь произведений литературы с произведениями живописи.

Знать алгоритм выполнения теста

Уметь создавать устные высказывания с выражением личного отношения к изображённому.

Уметь соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом; видеть детали, позволяющие определить настроение, выраженное в картине

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

53

Внеклассное чтение.

Зима в произведениях разных жанров»

Знать понятие «синонимы», «антонимы", «эпитеты», «олицетворение»

Уметь создавать устные высказывания с выражением личного отношения к изображённому.

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

54

 Зима в произведениях разных жанров.

 

Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения

Уметь отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль.

 П/р.

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (13 ч)

55

Авторская сказка.

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь  объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором.

Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Составлять личное мнение, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им.

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

56

Выразительное чтение сказки

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь оценивать иллюстрации к произведениям;  формулировать вопросы к изучаемому материалу; объяснять значение слов, выборочное чтение.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

57

Художественный анализ сказки

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь вспоминать народные сказки, в которых природа помогала герою; придумывать вопросы к сказке А. Пушкина

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

58

Авторское отношение к героям произведения

 А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь находить слова
и словосочетания из народных сказок; описывать внешний вид героев произведения; объяснять мотивы поведения героев

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

59

Нравственные уроки произведения А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль  

60

Авторское отношение к персонажам сказки

Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Знать отличие народной сказки от авторской; виды сказок.

Уметь  составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям; воспроизводить сюжет с позиции одного из героев;  рекомендовать понравившуюся книгу, привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения; логически мыслить; самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке и ориентироваться в ней

Уметь выразительно читать произведение; составлять план рассказа о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке и его возвращении домой; выполнять выборочное чтение

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

61

Характеристика внутреннего состояния героя сказки

Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

62

Сочетание чудесного и реального в сказке

Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Знать отличие народной сказки от авторской; виды сказок

Уметь определять тему и главную мысль произведения; сочинять сказку о каком-нибудь неодушевленном предмете, в котором соединилось бы реальное и фантастическое (предмет мог бы думать, чувствовать, а может быть, и говорить)

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

63

Жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»

Знать связь названия с темой текста, мысль текста; различие позиций автора и героев

Уметь выразительно читать произведение; определять главную мысль произведения; отвечать на вопросы

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

64

Жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

65

Внеклассное чтение.
Х.-К. Андерсен. Сказки.

Знать связь названия с темой текста, главную мысль. Уметь объяснять значение слов; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

66

 Собственное отношение к герою сказки.

 С. Седов «Король красуется»

Знать связь названия  с темой текста, главную мысль. Уметь объяснять значение слов; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

67

Воспроизведение сюжета с позиции одного из героев.

 Л. Н. Толстой «Царь и рубашка»

Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения.

Текущий контроль.

П/Р.

Басни (8 ч)

68

  Басня как жанр.

О. Мандельштам. «Муха».  Эзоп. «Мухи», «Кошка и мыши»

Знать особенности басни как жанра.

Уметь  постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни;  делать обобщающие выводы, опираясь на собственный жизненный опыт наблюдений за поступками других людей

Иметь представления о моральных нормах, ориентироваться в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; повышать мотивацию к учению, чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины.

Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, сравнивать произведения, героев, про-водить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Договариваться с партнерами по совместной деятельности, устанавливать причинно - следственные связи между поступками героев произведений.

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

69

Нравственные уроки произведений Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун»

Знать произведения Л.Н.Толстого.

Уметь связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом; перечитывать и объяснять мораль басни; объяснять значение выражений «согласиться с кем-то», «жить в согласии».

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

70

Мораль басни.

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Знать особенности басни как жанра.

 Знать произведения И.А.Крылова.

Уметь  связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом; перечитывать и объяснять мораль басни; объяснять значение выражений «согласиться с кем-то», «жить в согласии»

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

71

 Сопоставление персонажей басни И.А.Крылова «Слон и Моська»

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

72

 Мораль басни И.А.Крылова «Две Бочки»

Уметь рассказывать о событиях на городской улице, которые описал Крылов; выполнять выборочное чтение; анализировать отношение автора к моське; читать басню по ролям; сравнивать Моську из басни Крылова с Малькой из рассказа Белова.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

73

Басни современных авторов

  Уметь  связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом; перечитывать и объяснять мораль басни; объяснять значение выражений «согласиться с кем-то», «жить в согласии» 

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

П/р.

74

Пословицы

Уметь  понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни, сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц; выделять пословицы, близкие по смыслу

Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

75

Проект «Басни»

Уметь понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни.

Уметь сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц; выделять пословицы, близкие по смыслу.

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (15 ч)

76

Анализ произведения

А. П. Чехов

«Белолобый».

Знать связь названия с темой текста;  мысль текста.

Уметь  объяснять свое отношение
к прочитанному, выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей, выявлять авторское отношение к ним, составлять план рассказа по предложенной теме, объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы

Уметь объяснять значения слов ; подбирать синонимы к словам; выразительно читать произведение

Уметь выполнять выборочное чтение; придумывать названия к частям произведения; анализировать чувства волчихи; составлять план рассказа о Белолобом.

Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне.

Выделять смысловые части текста, составлять план изложения текста с помощью учителя. Определять основную мысль текста, выделять смысловые части текста, пересказывать текст выборочно.

Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения. Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне. Ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах, ориентироваться в мире книг.

Фронтальная работа.

Текущий контроль

77

Авторское отношение к героям рассказа

А. П. Чехов

«Белолобый».

Фронтальная работа.

Текущий контроль

78

План рассказа.

А. П. Чехов

«Белолобый».

Фронтальная работа.

Текущий контроль

79

Внутреннее состояние героев произведения А. П. Чехова «Белолобый»

Фронтальная работа.

Текущий контроль

80

Идея и тема произведения

М.М. Пришвин

«Лимон».

Знать современные произведения для детей. Связь названия с темой текста

Уметь  определять тему и главную мысль произведения; обогащать словарь, определяющий внутреннее состояние человека

Уметь находить сравнения в описании наружности Лимона; находить в тексте пословицы и объяснять их смысл

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей, аргументировать собственную позицию, выделять существенную информацию.

Строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей, аргументировать собственную позицию, выделять существенную информацию.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям.

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

81

Композиция рассказа

М.М. Пришвина

«Лимон».

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

82

Собственное отношение к героям произведения 

М. М. Пришвина «Лимон»

Фронтально-индивидуальная работа.

Текущий контроль

83

Нравственные уроки произведения

Л.Н. Толстой

«Лев и собачка».

Знать произведения Л. Н. Толстого.

Уметь выполнять выборочное чтение; объяснять поведение героев; определять тему и главную мысль рассказа

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

84

Всепобеждающая сила доброты в рассказе

К. Г. Паустовского «Кот Ворюга»

Знать произведения К.Г.Паустовского.

Уметь объяснять значения слов «кукан», «тесовая», «босяцкая», «голенастые»; рассказывать, как менялось поведение кота; анализировать чувства автора; определять приемы, которыми пользовался Паустовский, рассказывая о коте; придумывать веселую историю из жизни знакомого животного.

Уметь придумывать веселую историю из жизни знакомого животного.

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

85

Характеристика главного героя рассказа и анализ его поступков.  К. Г. Паустовский «Кот Ворюга»

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

86

Работа с научно-популярным текстом «Кошка»

Уметь ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать

полученную информацию.   

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

87

Поэтическая страничка Саша Чёрный «Оленёнок»

Знать произведения К. Паустовского.

Уметь придумывать веселую историю из жизни знакомого животного;

 выделять нужные для ответа на вопрос

фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме

Понимать, любить и бережно относиться к живой природе, иметь представления об общих нравственных категориях, понимать чувства окружающих.

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

88

 Авторская оценка поступков героев в рассказе А. Куприна «Завирайка»

Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения.

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

89

Внеклассное чтение

Книги о животных.

Знать различие сказки о животных и рассказа.

Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

90

Картинная галерея

 Б. Мурильо «Мальчик с собакой»

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

П /р.

О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (16 ч)

91

Смысл слова в контексте литературного произведения. Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении)

Знать название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события.

Уметь анализировать  смысл слова в контексте литературного произведения; давать анализ нравственных качеств героев литературного произведения

Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения.

Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами.

Составлять личное мнение о литературном произведении, поступках героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста.

Соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать свое суждение о нравственной ценности художественного текста.

Иметь представление об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, ориентироваться в нравственном содержании поступков людей, регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Ориентироваться в нравственном содержании поступков людей; регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Планировать собственную читательскую деятельность

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

92

Нравственные испытания героя произведения Ю. Яковлева «Полосатая палка»

 

Знать название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события.

Уметь объяснять значение слов «девиз», «шлагбаум», «штакетник», «булава»; придумывать название к каждой части

Уметь рассказывать от лица Миши, о чем он думал, что чувствовал и что делал, когда «на перекрестке не оказалось слепого»; придумывать продолжение истории о Мише.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

93

Композиция рассказа

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

94

Эволюция развития главного героя рассказа 

Ю. Яковлева «Полосатая палка»

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

95

 Составление плана легенды  

А. Платонов

«Разноцветная

бабочка».

Знать название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события.

Уметь  составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей

Уметь выполнять письменно творческое задание;  заучивать наизусть прозаический текст;  слушать и слышать собеседника, пользоваться различными источниками информации

Уметь выполнять выборочное чтение; озаглавливать все части рассказа; составлять план одной из частей; объяснять значение слов «черепица», «беседовать по душам», «привлечь внимание» 

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

96

Развитие сюжетной линии

 А. Платонов

«Разноцветная

бабочка».

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

97

Особенности использования языковых средств

 А. Платонов

«Разноцветная

бабочка».

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

98

Работа с научно-популярным текстом «Бабочки рядом с человеком»

Уметь ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать

полученную информацию.

     

Фронтально-индивидуальная работа.

Текущий контроль

99

О совести.

А. Кешоков «Мне

больно, мальчики».

Уметь читать выразительно стихотворение; задавать вопросы по прочитанному.

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

100

Художественный анализ произведения

К.Г. Паустовский

«Тёплый хлеб».

Знать произведения К. Г. Паустовского.

Уметь  объяснять значения слов «околица», «осокорь», «хомут», «осиновый яр», «пешня», «лоток», «квашня».  

Уметь рассказывать о коне, которого вылечил мельник Панкрат; объяснять поведение героев; отвечать на вопросы 

Уметь рассказывать, как хозяйки пекли хлеб; придумывать названия к каждой части рассказа; задавать вопросы по тексту

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

101

Авторское отношение к персонажам сказки

К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль,

102

Нравственные уроки сказки  К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

103

Внеклассное чтение

Сказки К.Г. Паустовского.

Знать произведения К. Г. Паустовского.

Уметь выразительно читать произведение; объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

 

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

104

Внеклассное чтение

Сказки К.Г. Паустовского.

Фронтальная работа. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

105

Читальный зал. К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

Уметь выразительно читать произведение; объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения.

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

106

Работа с научно-популярным текстом «Лошадь»

Уметь ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать

полученную информацию.

     

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль.

П/р.

ВЕСНА ПРИШЛА (9 ч)

107

Устное народное творчество. Народные песни

«Жаворонушки…», «Берёзонька»

 (народные песни).

Знать жанры  устного народного творчества.

Уметь  привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтении; анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических уда-рений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного.

 

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

108

Анализ лирического произведения. А. А. Фет «Весенний дождь»

Знать жанры  устного народного творчества.

Уметь  привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтении; анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность; испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Понимать и любить природу, бережно относиться к ней.

Анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, получать информацию из различных источников.

Планировать собственную читательскую деятельность.

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

109

Изображение весны с помощью разных художественных средств.

М. М. Пришвин «Лесная капель»

 

Знать  понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Уметь  привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтении; анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

Текущий контроль

110

Работа с научно-популярным текстом «Изменения погоды»

Уметь ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать

полученную информацию.

       

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

111

Собственное отношение  к изменениям в природе. К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

Знать  понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Уметь  привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтении

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

112

Сравнение и метафоры в стихах. А. А. Фет «Рыбка»

 

Знать  понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Уметь  привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтении

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

113

Читальный зал.

В. Астафьев «Весенний остров»

Уметь  привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтении

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

114

Изображение весны в искусстве. О.Дриз

«Как сделать утро волшебным»

Знать  понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Уметь  анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль.

П/р.

115

Внеклассное чтение  Народные песни        

Знать  понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Уметь  анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЁЗ (21 ч)

116

Шутки - прибаутки.

Знать жанры устного народного творчества.

  привлекать жизненный опыт при чтении,

 анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

Читать произведение с соблюдением литературных норм, выражая, таким образом, понимание прочитанного, выделять основную мысль, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного. Пересказывать текст выборочно, высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции.

Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам.

Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, понимать чувства других людей и сопереживать им.

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

117

Главная мысль русской народной сказки «Болтливая баба»

 

Уметь определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица; выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме; интересоваться детской периодической печатью.

Уметь задавать вопрос по услышанному произведению. Иметь представление о разных видах текста.

Уметь  определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица;  выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме; интересоваться детской периодической печатью

Знать произведения выдающихся представите-лей зарубежной литературы.

Уметь  определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

118

Характеристика персонажей сказки «Болтливая баба»

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

119

Композиция произведения А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

120

Собственное отношение к герою произведения А.Лингрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

121

Воспроизведение сюжета с позиции главного героя произведения А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

 

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль

122

Внеклассное чтение

 А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги»

 

Знать произведения выдающихся представите-лей зарубежной литературы.

Уметь выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме

Анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, работая в группе учитывать мнения партнеров. Планировать собственную читательскую деятельность

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль, взаимоконтроль

123

Внеклассное чтение

  Сказки А. Линдгрен. Викторина

 

Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль

124

125

Юмористические стихи С. Маршака «Про двух соседей»

Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

Секреты юмористических стихов

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка).

 

 

126

Анализ произведения  М. Зощенко «Великие путешественники»

 

Уметь  определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица;  выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

127

128

Характеристика главных героев рассказа М. Зощенко «Великие путешественники»

Авторское отношение к персонажам произведения М. Зощенко «Великие путешественники»

 

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль, самоконтроль.

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль, самоконтроль.

129

  Свое отношение к героям М.Зощенко «Великие путешественники»

 

Уметь  определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица;  выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме

Фронтальная работа. Работа в парах. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль, самоконтроль

130

Картинная галерея

 З. Серебрякова «За обедом»

 

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

131

Детская периодическая литература

 

Уметь ориентироваться в детских периодических журналах, обращаться к титульным данным, аннотациям, составлять личное мнение о литературном произведении

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

132

Читальный зал. А Усачёв «На чём держится Земля»

 

Знать жанры художественных произведения

Уметь  определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий контроль

133

Читальный зал.

А. Дорофеев «Укушенные»

 

Фронтальная работа. Работа в парах.

Текущий контроль.

П/р.

134

Внеклассное чтение.

И в шутку, и всерьез.

Юмористические произведения для детей.

Знать жанры художественных произведения

 Уметь выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме

 

Фронтальная работа. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль, взаимоконтроль

135

Литературная викторина «Я - читатель»

Фронтальная работа. Творческие и дифференцированные задания

Текущий контроль, взаимоконтроль

136

Литературная викторина «Я - читатель»

Текущий контроль

Лист

корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе. ( УМК "Планета знаний")

Представлено КТП по литературному чтению в 3 классе. Оно составлено с учетом  учебного плана, по которому на чтение дается 2 часа....

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева...

Календарно-тематическое планирование уроков Литературного чтения для 3 класса по УМК "Школа России"

Планирование содержит использование ИКТ, Переносные лаборатории, Лего-конструирование, интерактивный комплекс Mimio Studio , что обеспечит условия для реализации ФГОС в пространстве Начальной школы....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).

Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе по УМК "Перспектива"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...