Литературное чтение 1 класс "Лисичкин хлеб"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Литературное чтение 1 класс "Лисичкин хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_urok_slushaniya_lisichkin_hleb.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Лисичкин хлеб»

Тип урока: Изучение нового материала.

Учебные задачи: 

  • учить видеть удивительное и необычное в природе;
  • учить слушать и слышать художественное слово;
  • учить понимать отношение автора к героям рассказа;
  • учить правильно называть изученные произведения.

Учебные умения: 

  • высказывать своё отношение к произведению, его героям;
  • выделять отдельные слова и предложения из текста прослушанного произведения;
  • сравнивать разные по жанрам и авторской принадлежности произведения;

Программные задачи:

  • Расширять и уточнять представления детей о лесе, о диких животных, о птицах.
  • Учить детей внимательно и целенаправленно слушать рассказ М.Пришвина "Лисичкин хлеб"; понимать его основное содержание.
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между частями рассказа.
  • Упражнять детей в умении пересказывать рассказ, соблюдая последовательность его содержания, передавая авторские обороты, речь.
  • Активизировать словарь детей словами: добыча, Терентий (тетерев). Сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста, копуля.
  • Воспитывать интерес детей к пересказу рассказа, а также желание отвечать на уроке, поднимать руку, не выкрикивать с места.

Цели: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.Выявление первичного восприятия произведения. Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения. Формировать умения работать в группе.

Оборудование:   учебник "Литературное слушание.1 класс" (авт. Л. А. Ефросинина и др.), листочки, цветные карандаши, ручка, карточки с условными обозначениями жанра и темы произведения.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД

I. Организационный момент

- На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Будем слушать и читать,
Говорить и отвечать.
За работу! В добрый час!

У. Какой у нас урок?  

У. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

У. Я желаю сохранить хорошее настроение весь урок и надеюсь, что вы будите на уроке внимательными, активными.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация опорных знаний

У. Посмотрите, что это за фигуры у вас на партах?

Д. Это заменители жанров.

У. Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете? Какой жанр обозначается данной фигурой?  

http://festival.1september.ru/articles/613963/img1.gif

Обсудите в группе ответ и определите, кто будет отвечать. Проверьте.  

А какие темы произведений?

  (о Родине, о природе, о детях, о животных)

У. Каким цветом обозначаем на модели?

У. А сейчас я буду читать отрывки из произведений, прочитанных нами ранее, а вы должны узнать это произведение, назвать его автора, жанр, тему и найти соответствующую модель. Приложение1.

У. Кто будет отвечать решите сами.

У. Молодцы! С этим заданием вы справились.

 

III.Работа над новым материалом

У. Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте их отгадать! Кто отгадает загадку, поднимет руку и ответит. Хорошо? Приложение 2.

У. Что же это? Кто догадался? 

У. Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу? (рассматриваются картинки с изображением леса)

У. Вам понравилось там находиться? Какой воздух в лесу? Кто-нибудь прислушивался, какие звуки есть в лесу?

У. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша страна, является лес. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом.

У. А кто-нибудь знает стихи о лесе. Расскажите нам. (Дети рассказывают стихи)

У. Ребята, а какие деревья растут в лесу? Кроме деревьев, другие растения растут в лесу? Какие вы знаете лесные растения? Ягоды? Грибы?

У. А вот еще одна загадка:

Приложение 3.

У. Кто это? 

Молодцы. Отгадали загадки.

У. Лиса - это какое животное - дикое или домашнее?

У. А дикие животные где живут?

У. Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

У. А как вы думаете, почему я у вас спросила про лису?

(ответы детей)

У. Да, сегодня мы будем читать новое произведение. А как оно называется вы сейчас узнаете, выполнив задание.

У. У вас на партах лежат листочки. На них зашифровано название произведения. Вычеркнув все буквы "З" вы прочтёте название. (Работа в группах)

ЛИЗСИЧЗКИНЗ ХзЛЕБЗ. Кто будет отвечать?

Д. Это произведение называется "Лисичкин хлеб". А кто его написал мы узнаем, открыв учебник на с. 66. (Ответы детей) 

У. Ребята, слышали вы что-нибудь о писателе М. Пришвине?

Я хочу вам предложить открыть для себя этого интересного писателя. И думаю начать это открытие с чтения одного из его рассказов "Лисичкин хлеб". Мы читать еще не начали, может, у вас появились какие-то вопросы до чтения?

У. Как вы думаете, о каком хлебе пойдёт речь в этом произведении? (Высказывания детей). Давайте узнаем об этом из текста. А что вы можете сказать об этих моделях?

(выслушиваются ответы детей)

http://festival.1september.ru/articles/613963/img2.gif

Д.А разве лисичкин хлеб бывает?

Д.Это что, сказка?

У. Интересные вопросы. Нам предстоит ответить на них на уроке. Попробуем найти ответы в самом произведении. (Постановка учебной задачи (через проблему).

Итак, слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.

Познавательные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

 

 

 

 

учебно-интеллектуальные

 

 

 

 

 

 

 

 

формирование приёмов мыслительной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

регулятивные

IV. Первичное восприятие произведения.  

(Читаю рассказ и на самом интересном месте останавливаюсь.)

  Словарная работа: копуля, добыча, Терентий (тетерев). Сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста.

проба на познавательную инициативу. Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы

V. Работа с текстом. Работа в группах.

У. У каждой группы свои вопросы. 

У. Прочтите свои вопросы. Вам надо на них ответить. Приложение 4.

У.Теперь вы можете ответить на первые вопросы?

Обсуждение. Приложение 5.

 

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих тему и жанр произведения.

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение

VI. Физминутка

Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

 

VII.Составление схемы

Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

У. Найдите в тетради с. 23.

Что принёс из леса дедушка? Найдите и прочитайте.

Возьмите листы бумаги и дополните схему "Дары леса" (что даёт человеку лес).

- Сравните с моей.  

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

 

Коммуникативные УУД.

VIII. Моделирование. Итог урока

У. Каждый сам сделает себе обложку.

Сравните с моей.  

Посмотрите на экран. А вот в таком оформлении мы встречаем книги в библиотеке . магазине.  

  • Чему учились на уроке?
  • Что было трудно?
  • Почему?

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! (да)

Рекомендации по работе с книгой.

У. Найдите другой рассказ М. Пришвина и прочитайте.  

У. Расскажите рассказ своим родным.

Пришвин писал не только рассказы. Посмотрите на эту схему.  

Покажите обложку этой книги? Среди других найди правильную. (на доске модели обложек)

Можно чему-то научиться, прочитав это произведение?

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

IХ. Оценка работы учащихся на уроке

У. Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? Я вижу, каждому хочется поделиться впечатлениями. Приготовьте ладошки. (рефлексия)

 

Личностные УУД

 

Приложение 1.

1. Где зелёной тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор.

(Дети показывают красный треугольник, стих. о Родине Автор Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле».

2. Учил я когда – то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница.

(Дети показывают жёлтый прямоугольник, рассказ о детях. Автор Л. Пантелеев «Буква "ты"».)

3. Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги. Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного».

(Дети показывают зелёный круг, сказка о природе)

Автор М. Михайлов «Лесные хоромы».

Приложение 2.

1.Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой!

2.Желтая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла!

Приложение 3

.Будь здоров, зелёный лес,

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради,

Ты нам дал зелёный лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, зелёный лес.

 Приложение 4.

Вопрос.1.  С чего начинается рассказ? Прочитайте. Куда ходил дедушка?

Вопрос 2. О какой птице рассказывает автор?

Вопрос 3. Что автор рассказывает о сосновой смоле?

Вопрос 4.  Что увидела Зиночка под заячьей капустой?

Вопрос 5. Как охотник назвал этот хлеб?

Вопрос 6. Для чего охотник сказал Зиночке, что это лисичкин хлеб?

У.Теперь вы можете ответить на первые вопросы?

Приложение 5. Обсуждение

= Да.

- Так бывает ли лисичкин хлеб?

= Оказывается, бывает. Но это не обычный хлеб, а придуманный писателем.

=  Мне кажется, этот рассказ можно назвать сказкой.

= Он видел, что девочка обомлела, когда увидела хлеб, что ждёт чего-то необычного, и решил удивить её.

- Хорошо. А кто же этот он?

= Писатель.  Пришвин.

- Все согласны с предложенными ответами?

= Наверно, не писатель и не Пришвин. Ведь эти слова не использованы в рассказе.

- Хорошо. Есть ещё какие-нибудь догадки?

= В рассказе говорится об охотнике. Это он ходит в лес, топор в дерево воткнет и отдыхает.

= Нет, об охотнике Зиночке рассказывает ... кто?

- Да, кто же рассказывает Зиночке?

= Наверно, какой-то знакомый.

- Как же мы можем назвать того, кто рассказывает, если это и не писатель, и не Пришвин, и не охотник?

= Рассказчик?

- Молодцы. Вот вы и сделали первое открытие. Рассказы пишет писатель, у которого есть фамилия, имя, отчество. Но писатель не может быть героем рассказа. В рассказе писатель превращается в героя-рассказчика.

= Получается, что путать их нельзя!

- Получается, нельзя. Вот мы с вами говорим "рассказ, рассказ", а ведь было высказано предположение, что это сказка? Вы с ним согласны?

= Нет.

- Почему?

= Я не согласен. Потому что в сказке есть сказочные герои. А здесь таких героев нет.

= Я тоже не согласна. Здесь нет волшебных предметов. Даже лисичкин хлеб - не волшебный предмет, а он становится сказочным, лисичкиным как подарок рассказчика Зиночке.

= Я понял. Зиночка была маленькая, она верила в чудеса, ждала чего-то сказочного, поэтому писатель, ой, рассказчик, использовал сказочный приём и превратил обычный чёрный хлеб в необычный, сказочный, лисичкин.

 Хорошо. Вот мы с вами сделали ещё одно открытие: в рассказе могут использоваться с определённой целью сказочные элементы. Пришвин любит природу, лес.  Он знает всё в лесу: и птиц, и грибы, и травы...

У. Какие травы принёс дедушка?

= Кукушкины слезки, валерьянка, петров крест.  

= А ещё можно услышать звуки: тетерев бормочет, рябчик свистит.

= Он добрый, любит детей. Специально для Зиночки он принёс из леса разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку.

- А почему ты решил, что специально для Зиночки?

У. Итак, писатель М. Пришвин хорошо знает лес, любит детей, поэтому и его герой-рассказчик любит детей и так чуток.

У.Произведение какого жанра вы прослушали? Почему произведение называется «Лисичкин хлеб»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".

Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....

Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб.

Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб. Задание для работы в группах на этапе рефлексии....

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления Ю.Я.Яковлев "Цветок хлеба"

Технология: чтение и письмо для развития критического мышлениястратегия: "Дерево предсказаний"...

Урок литературное чтение К.Паустовский "Тёплый Хлеб"

Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы  - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....

Урок по литературному чтению о хлебе

Конспект урока "Буква Х,х"...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса по теме: М.Борисова "Теплый хлеб"

Хлебы – это хлебобулочные изделия: булки, батоны, караваи.Хлеба – это зерновые растения: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес....