Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению на тему

Погодина Нина Петровна

Учебная прграмма по литературному чтению. ФГОС. "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

        с.  Екатериновка         муниципального района Красноярский Самарской области

 

Рабочая программа по литературному чтению

1-4 класс

Учитель начальных классов:

                                                                                                                                                                                                   Погодина Н.П.

                                                                                                                       

2015 -2016г.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Примерная программа 1 – 4 классы.

Пояснительная записка

       Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.

     Литературное чтение — один из основных предметов в обучении млад- ших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение рабо- тать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эсте- тическому воспитанию.

        Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает резуль- тативность по другим предметам начальной школы.

 Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

-    овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтени- ем как базовым навыком в системе образования младших школьников; со- вершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

 -   развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художе- ственное произведение;

 -   обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

      Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

    Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными про- изведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых ак- тивно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формиро- ванию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловече- ским ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения куль- турного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

      Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладе- вают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учат- ся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

       В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, вы- сказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой за- дачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра- вочниках и энциклопедиях.

       На уроках литературного чтения формируется читательская компетент- ность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читате- лем, способным к использованию читательской деятельности для своего са- мообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пони- манием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умени- ем их самостоятельно выбрать и оценить.

       Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению ху- дожественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отноше- ние автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, вол- нующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтиче- ского слова, ценить образность словесного искусства.

      Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важней- ших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

       «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

      Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творче- ства народов России и зарубежных стран, произведения классиков отече- ственной и зарубежной литературы и современных писателей России и дру- гих стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драмати- ческие произведения.

      Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обога- щается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

      Программа предусматривает знакомство с книгой как источником раз- личного вида информации и формирование библиографических умений.

      Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, гово- рить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на фор- мирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуника- тивных навыков, главным из которых является навык чтения.

      Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетиче- ских) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и пони- мания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.  

      Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ве- дётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочи- танного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами вы- разительного чтения.

      Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) прово- дится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспри- нимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели рече- вого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебно- го общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваи- вают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанно- го произведения.

      Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется пред- ставление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся срав- нивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тек- сты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на ча- сти, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнитель- ной информации текста.

   Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Уча- щиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (ос- новной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, мета- фора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

      При анализе художественного текста на первый план выдвигается худо- жественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно- познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто по- знавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искус- ства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

      Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного обра- за, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

      Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: по- дробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

      На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно- нравственный смысл прочитанного произведения.

       Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и спосо- бы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать худо- жественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представ- ления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссозда- вать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, форми- рование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащие- ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режис- сёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, со- здателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

      Курс «Литературное чтение» рассчитан на 550 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель ), во 2—4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

      Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками началь- ной школы следующих личностных, метапредметных и предметных резуль- татов.

 

Личностные результаты:

     1)   формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, россий- ский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

   2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и рели- гий;

  1.  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических по- требностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  2.  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  3.  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  4.  овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  1.  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти- вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по- ступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  3.   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить вы- ходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литератур- ных произведений со своими собственными поступками, осмысливать по- ступки героев;

 10)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопас- ный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1.    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб- ной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2.    освоение способами решения проблем творческого и поискового ха- рактера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её ре- ализации, определять наиболее эффективные способы достижения результа- та;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.   использование знаково-символических средств представления инфор- мации о книгах;
  6.   активное использование речевых средств для решения коммуникатив- ных и познавательных задач;
  7.  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в со- ответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8.   овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с це- лями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответ- ствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письмен- ной формах;
  9.  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления при- чинно-следственных связей, построения рассуждений;

    10)  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различ- ные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргумен- тировать свою точку зрения и оценку событий;

    11)  умение договариваться о распределении ролей в совместной дея- тельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

     12)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1.     1)понимание литературы как явления национальной и мировой культу- ры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первона- чальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3) достижение необходимого для продолжения образования уровня чи- тательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чте- нием вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

    4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выбо- рочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержа- ние и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользо- ваться справочными источниками для понимания и получения дополнитель- ной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

    6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

   7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведе- ний. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

      Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слуша- ние различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого выска- зывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно- познавательному и художественному произведениям.

      Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

      Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

      Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, пра- вильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осо- знать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфо- эпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонаци- онным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Раз- витие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произ- ведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические уда- рения и паузы).

      Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

     Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необ- ходимую информацию, понимание её особенностей.

       

Работа с разными видами текста

      Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих ви- дов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художе- ственных произведении, осознавать сущность поведения героев.

       Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

      Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглав- ливание. Умение работать с разными видами информации.

     Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, вы- ступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

     

Библиографическая культура

      Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых зна- ний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечата- ния. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержа- ние или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

     Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внеш- ние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

      Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание со- чинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

   Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, ал- фавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответ- ствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

      Определение особенностей художественного текста: своеобразие выра- зительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произ- ведения, его адекватное соотношение с содержанием.

      Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произ- ведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере наро- дов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоя- тельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное вос- произведение эпизодов с использованием специфической для данного произ- ведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.  

      Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выраже- ний, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) по- ступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по анало- гии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, харак- тер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

       Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

      Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение глав- ной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из тек- ста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы- ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

      Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: харак- теристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяю- щих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выра- жений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

       Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательно- сти событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.

      Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его со- держанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного тек- стов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, опре- деление главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микро- тем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые сло- ва, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (вы- деление главного в содержании текста). Умение работать с учебными зада- ниями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

      Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического обще- ния: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произве- дению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение про- являть доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точ- ки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

      Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запа- са. Работа со словарями.

      Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме от- вета на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональ- ной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли тек- ста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного тек- стов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного про- изведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва- ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

      Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от- дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на задан- ную тему.

 Письмо (культура письменной речи)

      Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отраже- ние темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в ми- ни-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

      Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечелове- ческими ценностями.

      Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других клас- сиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литерату- ры, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом мно- гонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

      Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьни- ков мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защит- никах и подвижниках Отечества.

      Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литера- тура, детские периодические издания.

         Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведе- ния о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, чест- ности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(практическое освоение)

      Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учите- ля) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

      Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху- дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (по- следовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, по- ступки, мысли, отношение автора к герою.

      Общее представление об особенностях построения разных видов расска- зывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рас- суждения (монолог героя, диалог героев).

      Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

      Фольклорные и авторские художественные произведения (их различе- ние).  

      Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (ко- лыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, раз- личение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, вол- шебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (компо- зиция). Литературная (авторская) сказка.

      Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблю- дение за особенностями построения и выразительными средствами.

 ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 (на основе литературных произведений)

      Интерпретация текста литературного произведения в творческой дея- тельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, уст- ное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с де- формированным текстом и использование их (установление причинно- следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произ- ведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии ил- люстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли- тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объ- яснять свой выбор.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1 КЛАСС

№ п/п

Тема

Количество часов

Примерная программа

 Рабочая программа

1

Вводный урок

1

1

2

Жили-были буквы

7

7

3

Сказки, загадки, небылицы

7

7

4

Апрель, апрель. 3венит капель!

5

5

5

И в шутку и всерьёз

6

6

6

Я и мои друзья

5

5

7

О братьях наших меньших

5

5

Резерв

4

4

Всего

40

40

2 КЛАСС

№ п/п

Тема

Количество часов

Примерная прграмма

 Рабочая программа

1

Вводный урок

1

 1

2

Самое великое чудо на свете

4

  4

3

Устное народное творчество

15

 17

4

Люблю природу  русскую. Осень.

8

 10

5

Русские писатели.

14

 17

6

О братьях наших меньших.

12

 14

7

Из детских журналов.

9

 12

8

Люблю природу русскую. Зима.

9

 13

9

Писатели детям.

17

 20

10

Я и мои друзья.

10

 12

11

Люблю природу русскую. Весна.

9

 12

12

И в шутку и в серьёз.

14

 20

13

Литература зарубежных стран.

12

 17

Резерв

2

 1

Всего

136

170

3 КЛАСС

№ п/п

Тема

Количество часов

Примерная программа

 Рабочая прграмма

1

Вводный урок

1

 1

2

Самое  великое чудо на свете

4

 6      

3

Устное народное творчество

14

 16      

4

Поэтическая тетрадь 1

11

 13        

5

Великие русские писатели

24

 26              

6

Поэтическая тетрадь 2

6

8

7

Литературные сказки

8

 10

8

Были-небылицы

10

 12

9

Поэтическая тетрадь 1

6

8

10

Люби живое

16

  20

11

Поэтическая тетрадь 2

8

10

12

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12

 15

13

По страницам детских журналов

8

 12

14

 Зарубежная литература

8

 11

 

Резерв

2

Всего

136

170

 4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Количество часов

Примерная программа

 Рабочая программа

1

Вводныйурок

1

 1

2

Летописи, былины, жития

11

12

3

Чудесный мир классики

22

28

4

Поэтическая тетрадь

12

14

5

Литературные сказки

16

20

6

Делу время – потехе час

9

15

7

Страна детства

8

9

8

Поэтическая тетрадь

5

7

9

Природа и мы

12

16

10

Поэтическая тетрадь

8

 8

11

Родина

8

9

12

Страна Фантазия

7

9

13

Зарубежная литература

15

22

Резерв

 2

 0

Всего

136

170

Результаты изучения курса

1 класс

Вводный урок (1ч )

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Жили-были буквы (7ч )

  В.Данько. «Загадочные буквы»,  И.Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А», С.Чёрный. «Живая азбука», Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет», Г.Сапгир. «Про медведя», М.Бородицкая. «Разговор с пчелой», И.Гамазкова. «Кто как кричит».Как хорошо уметь читать: И.Гамазкова, Е.Григорьева. «Живая азбука», С.Маршак. «Автобус номер двадцать шесть». Из старинных книг: пословицы и поговорки.Разноцветные страницы: стихи Т.Павловой, В.Лунина, Ф.Бобылёва.   Проект «Создаём музей «Город букв».

Сказки, загадки, небылицы (7ч )

  Сказки авторские и народные: «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Петух и собака», «Гусь и журавль», «Зайцы и лягушки», «Гуси-лебеди». Сказки А.С.Пушкина. Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. Скороговорки.

Апрель, апрель. Звенит капель! (5ч )

  А.Майков. «Ласточка примчалась...», «Весна»;  А.Плещеев. «Травка зеленеет...», Т.Белозёров. «Подснежники», С.Маршак. «Апрель», И.Токмакова. «Ручей», «К нам весна шагает...»; Е.Трутнева. «Голубые синие небо и ручьи...», В.Берестов. «Воробушки», Р.Сеф. «Чудо», В.Лунин. «Тень». Из старинных книг: пословицы и поговорки. Проект «Составляем азбуку загадок».  

И в шутку и всерьёз (6ч )

И.Токмакова. «Мы играли в хохотушки», «Разговор Лютика и Жучка»;  Я.Тайц. «Волк», Г.Кружков. «РРРЫ!», Н.Артюхова. «Саша-дразнилка», К.Чуковский. «Федотка», О.Дриз. «Привет», О.Григорьев. «Стук», И.Пивоварова. «Кулинаки пулинаки», К.Чуковский. «Телефон», М.Пляцковский. «Помощник», Т.Собакин. «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой...», К.Ушинский. «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно», «Худо тому, кто добра не делает никому».

Я и мои друзья (5ч )

Ю.Ермолаев. «Лучший друг», Е.Благинина. «Подарок», В.Орлов. «Кто первый?», С.Михалков. «Бараны», Р.Сеф. «Совет», В.Берестов. «В магазине игрушек», И.Пивоварова. «Вежливый ослик», Я.Аким. «Моя родня», С.Маршак. «Хороший день», По М.Пляцковскому. «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин. «Про дружбу», Д. Тихомиров. «Мальчики и лягушки», «Находка»; В.Лунин. «Волк», Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны», «Кто?».  «Проект «Наш класс- дружная семья».

О братьях наших меньших (5ч )

С.Михалков. «Трезор», «Важный совет»; Р.Сеф. «Кто любит собак...», В.Осеева. «Плохо», И.Токмакова. «Купите собаку», М.Пляцковский. «Цап Царапыч», Г.Сапгир. «Кошка», В.Берестов. «Лягушата», «Цыпа-цыпа!»; В.Лунин. «Никого не обижай», Д.Хармс. «Храбрый ёж», Н.Сладков. «Лисица и Ёж», С.Аксаков. «Гнездо», Е.Благинина. Стихи.

     

2 класс

Вводный урок (1ч )

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете (6 ч)

Введение в тему « Самое великое чудо на свете», книги, прочитанные летом, проект «О чём может рассказать школьная библиотека»,  читателю. Р. Сеф,

Устное народное творчество (18ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и пого ворки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и жу равль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (11 ч.)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Баль монт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступи ла...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружи лась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токма кова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (17ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура вей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (15ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Приш вин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (12ч)

 Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»;  Д. Хармс, С. Мар шак. «Веселые чижи»;  Д. Хармс. «Что это было?»;  Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;  Ю. Влади миров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (11ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

Писатели – детям (20ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (13 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (12 ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (17 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все го?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (15 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горо шине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

3 класс

Вводный урок (1ч )

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете (6ч)

      Рукописные книги древней Руси.
      Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (16ч)

      Русские народные песни.
      Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь (13ч)

       Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;  А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;  И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»;  И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (26ч)

       А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;  И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;  М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»;  Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь  (8ч)

       Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»;  К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; . И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (10 ч)

       Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; . В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;  В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (12 ч)

       М. Горький. «Случай с Евсейкой»;  К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;  А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

       С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;  А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;  С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое(20ч)

       М. М. Пришвин. «Моя Родина»;  И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;  В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;  В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;  Б. С. Житков. «Про обезьянку»;  В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;  В. П. Астафьев. «Капалуха»;  В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь  (10ч)

       С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;  А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»;  С. В. Михалков. «Если...»; . Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (15ч)

       Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;  А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;  М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;  Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;  В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (12ч)

       Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;  Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;  Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (11 ч)

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

4 класс

 

 Содержание курса

Водный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.

Летописи, былины, жития (12ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текс былины.. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой  былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова « Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность  Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин. Оценка достижений.

Чудесный мир классики (28ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.П.П.Ершов «Конёк –горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной.События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван- настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А.С. Пушкин. Стихи. Няне . Туча. Унылая пора! Очей очарованье. Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведения словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка. Сравнение  мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого. Басня. Как мужик камень убрал. Особенности басни. Главная мысль. А.П.Чехов « Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа- герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений

Поэтическая тетрадь (14ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм , порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А.А.Фет « Весенний дождь». Бабочка. Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация стихотворения. Е.А.Баратынская. Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н.Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении. Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».Выразительное чтение. И.А.Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах. И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений

Литературные сказки (20ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке».Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка  или рассказ. Текст – описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П.П.Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков « Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

Делу время – потехе час (15ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц « Сказка  о потерянном времени» нравственный смысл произведения. Жанр произведения.Инсценирование произведения. В.Ю.Драгунский « Главные реки». « Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому.Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.

Страна детства (9ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь (7ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская».тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Природа и мы (16ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.. А И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак « Золотая осень».Картины осени в лирическом произведении. Пастернака.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.Н.М.Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.

Родина (9ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С.Никитин «Русь».Образ родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С.Д.Дрожжин « Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеке…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.Оценка достижений

Страна Фантазия (9ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.

Зарубежная литература (22ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование  работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о русалочке. Марк Твен « Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В Назарете . Семейство. Иисус и Ииуда. Оценка достижений.

Учебно – методическoе обеспечение:

1. Печатные пособия.

           Программа:

Климанова Л. Ф.Обучение грамоте. Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4 класс пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений  С. А. Анащенкова  (и др.)  М.  Просвещение 2011г.

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебни ки:

  1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2ч. Ч.1 /сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская).
  2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2ч. Ч. 2 /сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова,  Л.А.Виноградская).
  1. Литературное чтение. Учебник.  2 класс. В 2 ч. Ч 1 / сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

4.         Литературное чтение. Учебник.  2 класс. В 2 ч. Ч 2 / сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

 

  1. Литературное чтение. Учебник.  3 класс. В 2 ч. Ч 1 / сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
  1. Литературное чтение. Учебник.  3 класс. В 2 ч. Ч 2 / сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
  1. Литературное чтение. Учебник.  4 класс. В 2 ч. Ч 1 / сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина).

8.         Литературное чтение. Учебник.  4 класс. В 2 ч. Ч 2 / сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина).

2. Интернет – ресурсы.

1.Методическое пособие по литературному чтению  книга для учителя Л. Ф. Климанова.  

Режим доступа:  http//www.prosv.ru/ebooks

2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы:

Режим доступа: htt://standart. edy.ru/gatalog.aspx? Catalogid=443

3.Итоговые диагностические работы. Режим доступа: htt://rs.yartel.ru/

                                                                                             htt://szu.yartel.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...