открытый урок чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Чернышова А. В.

знакомство с произведениями К. Ушинского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx49.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения.

Тема–Басни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».

Учитель   - А.В.Чернышова     Класс – 2а

Тип урока – урок усвоения новых знаний

                Цель: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского.

                Задачи:

1)Формировать умение определять басню, как  жанр литературы, учить  отличать её от   сказки.  

 2)Развивать навык чтения, творческие способности детей.

3) Способствовать нравственному воспитанию обучающихся.  Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее.

Ход урока.

Этапы урока.

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок,

  Начинаем наш урок.

- Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

-У Вас такие приятные улыбки и добрые глаза.

-Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

- Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

- Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи в приобретении новых знаний и тихонечко присядем за парты.

Л: внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению

 2. Актуализация знаний.

На слайде  1  выражение:

Посмотрите на доску Саша прочти слова.

Чтение – это окошко,

через которое познается мир.

В.А.Сухомлинский

Учитель: Эти слова ребята написал один Великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский.

-Урок литературного чтения – это одно из самых сильных средств познания мира, формирования  общечеловеческих ценностей.

-Какой раздел мы начали изучать?

  Дети  - раздел «Читаем выразительно».

-Что значит читать выразительно?    

 Дети  - (голос, паузы, соблюдать интонацию)

На слайде  2 :

Речевая разминка

(Игра «Лестница» работа над паузой, интонацией, голосом дети читают цепочкой)

 -Котик-кот, иди к доске, расскажи о колоске!

 -Колосок, мои друзья, он усатенький, как я!

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности,

учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания

3.Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Что было задано на дом?

 -Дети   -   «Про сверчка, мышь и паучка»

-Давайте проверим, как вы подготовились дома.

Выразительное чтение  стихотворения И.Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка». Конкурс на лучшее чтение.

Р: оценивать свои достижения, контролировать процесс деятельности

Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке

К: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст

4. Постановка целей урока.

А)Игра «Литературные жанры. Работа в группах

-Какие литературные жанры знаете?

-Есть много литературных жанров, и мы с вами уже знаем несколько из них.

 Сейчас мы поиграем. Я раздам вам задания. которые вы выполните в группах 1 ряд и 2 ряд, в задании есть заголовок знакомых вам произведений, а вам нужно определить его  жанр и соединить линией.

 Но прежде вспомним признаки каждого жанра.

На слайде  3  появляются:

Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.

Слайд 4 -Показать, когда дети уже ответят на листочках и кто-то один зачитает свой ответ

* «Заколдованная буква».       (Рассказ).

* «Как волк песни пел».       (Сказка).

* «Посидим в тишине».  (Стихотворение).

* «Гусь и журавль».         (Дети не знают).

* «Кто дерёт нос к верху?» (Дети не знают).

-Почему же не никто не может ответить на два последних произведения? 

Дети  - (Потому, что мы не читали это произведение).

-Какая же цель нашего урока, кто догадался? (познакомиться к каким жанрам относятся произведения, познакомиться с автором, работать над сознательностью, интонацией, правильностью, выразительностью чтения )

Б) давайте поработаем с пословицами: 

В народе сложились меткие высказывания – пословицы. Вот два из них. Эти высказывания из сборника пословиц русского народа, автор сборника Владимир

Иванович Даль. Попробуем вместе объяснить их значение. Подходят ли они к басне «Гусь и журавль»?

- Как вы их понимаете? О каком человеке можно так сказать?  

(слайд  5  )

«Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо».

(хвастовство, гордость)

*Выше носа плюнешь, себя заплюешь.  (высокомерие)

-Что объединяют пословицы, о каких они качествах человека?  (они о плохих качествах человека: хвастовстве, высокомерии, гордости)

- Какова же тема произведений, которые мы будем изучать сегодня? (хвастовство, гордыня, высокомерие)

Характеристику героев произведений мы узнаем из страницы словаря

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке , проговаривать последовательность действий

П: различать жанры, относить произведение к жанру, находить приметы жанров, делать выводы в результате совместной работы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения

К: оформлять свои мысли в устной форме

Р: учиться высказывать своё предположение

5. Словарная работа          (слайд  6 )

Хвастовство– это неумеренное, преувеличенное восхваление своих достоинств человек хвастливый стремится выставить напоказ какие-то свои качества. Таким образом он привлекает к себе внимание, хочет выглядеть лучше других.

Высокомерие— это уверенность в своём превосходстве, пренебрежительное отношение к окружающим. Высокомерный человек ставит себя превыше всех.

Горды́ня — непомерная  гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм.

П: пользоваться словарём

6. Изучение нового материала. (слайд  7 )

- Кто автор этих произведений?

 Сегодня мы познакомимся с баснями К.Д.Ушинского, поговорим о том, какими человеческими качествами обладают  герои басен, будем читать выразительно.

1)Знакомство с биографией К. Д. Ушинского.  (8 слайд)

На слайде портрет автора, годы жизни, краткие сведения из биографии

(читает ученик)  Вера Х

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году. Получил юридическое образование в Московском государственном университете. Работал в Смольном институте, так же работал и за границей. Константин Дмитриевич был не только писателем, но и Великим педагогом. Даже

в нашем учебнике по литературному чтению есть не только его рассказы, басни, но и упражнения, которые учат хорошо читать.

Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи.  В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.

Время показало, что произведения  этого писателя по-прежнему любимы юными читателями.

2)Подготовка к восприятию.

 Работа с текстом до чтения.       (9 слайд)

-Работа над логическим ударением дети читают по одному (выделяя голосом подчёркнутые слова)

Я всем птицам царь!

-объясни значение слов:

удивительная, глупая.

-читай целыми словами:

говор-разговор-разговаривает

-читай правильно:    что-нибудь

-читай как одно слово:   плаваю-то

К: оформлять свои мысли в устной форме,  пересказывать текст, умение слушать

7. Знакомство с произведением.

А) -Произведение, которое мы прочитаем первым, называется «Гусь и журавль».

-Что вы знаете о гусе и журавле?  Слайд 10 (рисунки на слайде)

- Предположите :

- Что могло между ними произойти? - Проверим наши прогнозы читаем на с 47 читает Вера все следят

- Первичное чтение басни учениками, хорошо подготовленными. (Работа с текстом во время чтения.)

- подтвердилось ли ваше предположение?

Работа в паре  на парту одно задание

-Каким показан гусь, выберите? (высокомерный, важный, хвастливый)

- А каким показан журавль? (справедливым, честный, безобидный)

-Что думал и каким тоном говорил о себе гусь?

-А что думает о гусе автор?

 Где и как он выразил свои мысли?

Зачитайте - что высмеивается в произведении? ( хвастовство).

- Какой жанр произведения представлен?   Докажите

Слайд  11

Басня — это жанр литературы нравоучительного  характера, в котором есть мораль.  Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, а подразумеваются люди.  Басня  – небольшое произведение, написанное  стихами или прозой. В ней высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость, гордыня и другие. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Найдите и прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль, мораль.

(В последнем)

- Что отражено в заголовке   - тема или основная мысль?    (тема)

К: выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме

П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте

Л: оценивать поступки героев, уметь высказывать своё отношение к героям

Р: учиться высказывать своё предположение, уметь работать в паре

6.Физминутка. (для глаз, позвоночника) Слайд  12     Встали вышли из за парт

Утром встал гусак на лапки 

 (на носочки - потянулись)
Приготовился к зарядке

 (руки на пояс и поклонились)
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух

(погладили руками себя с боку)
И опять за парту - плюх!

 (сели за парты  и принялись за работу)

Л: установка на здоровый образ жизни

-  подготовьтесь к выраз. чтению по ролям  (в паре)

 - что значит читать выразительно, по ролям? (соблюдать паузу, изменять голос, выделять главные слова, передать интонацию гордости, хвастовства героя)

-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?

( выразит.чтение басни по ролям, передавая характер и чувства персонажей голосом)

 Б) подготовка к чтению произведения.

 А вот еще несколько пословиц.

На слайде пословицы:

*Гроша не стоит, а глядит рублем.

*Водяной пузырь не дорого стоит. Не надувайся, лопнешь.

-Давайте объясним значение этих пословиц.

-Эти пословицы относятся к другой басне, которая называется «Кто дерёт нос кверху?»      (слайд  13)

*словарная работа: Ребята , а как вы понимаете значение этих слов

 (иной  -  другой,   торчмя  - стоя прямо)

-Как понимаете выражение «Дерет нос кверху»?   (зазнаётся)

А сейчас читаем басню.

 - чтение басни детьми   читает Диана

-Почему полный колос гнётся, а пустой торчит?      От тяжести

-Только ли о колосках идет речь?

Имеет ли это отношение к людям?  Да имеет

- Какой жанр произведения представлен?    Басня  Докажите

(Басня, т. к. есть мораль, урок.)

Найдите и прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? - Ответ отца

- Что высмеивается в басне? (высокомерие).

А теперь давайте поиграем.

- Игра «Радиотеатр»  чтение по ролям

К: выразительно читать текст

Р: контролировать процесс чтения

К: умение работать в паре

Р: учиться высказывать своёпредположение

П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте

К: выразительно читать текст

Р: контролировать процесс чтения.

7.Подведение итогов урока.

- С какими произведениями мы сегодня познакомились?  (С баснями К.Д.Ушинского)

- Как вы думаете, ребята, - высокомерие, гордыня, хвастовство это хорошие качества человека, они красят человека?   нет

-Какой вывод следует из этой басни?

 Вывод: Высокомерие, гордыня, хвастовство – плохие качества человека.

- Какие выводы вы для себя сделали?

*Лучше уметь выполнять одно дело хорошо, чем многие плохо!

*Быть горделивым, хвастливым, высокомерным – плохо!

- Можно ли басни отнести к рассказу о людях? Чему нас учат басни Ушинского?

 (Учат честности, справедливости, пониманию, добру)

- Какие цели урока мы ставили? Достигли?

 (Мы учились различать жанры, относить произведение к жанру, находить приметы жанров, делать выводы в результате совместной работы)

П: делать выводы в результате совместной работы

Л: оценивать поступки людей, как хорошие и плохие

Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке

Р: принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения

Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности

8. Рефлексия.

- Сделайте самоанализ своей работы. Выберите кружок того цвета который как вы думаете соответствует вашей работе на уроке      (светофор)

Красный  - хорошо работал

Желтый   -  с затруднениями

Зелёный  - плохо работал

- Кому же мы скажем спасибо за урок? Молодцы! Кто хорошо работал на уроке получают оценки

Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности.

7. Домашнее задание.

С. 47-48 выразит.читать по ролям, работа в печ. тетради с 86 - 87

-Что может победить эти плохие поступки?  (поразмышлять)

Спасибо за урок!

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году. Получил юридическое образование в Московском государственном университете. Работал в Смольном институте, так же работал и за границей. Константин Дмитриевич был не только писателем, но и Великим педагогом. Даже в нашем учебнике по литературному чтению есть не только его рассказы, басни, но и упражнения, которые учат хорошо читать.

Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи.  В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.

Время показало, что произведения  этого писателя по-прежнему любимы юными читателями

Работа в группе                                                              выберите правильный ответ

-Каким показан гусь,?                                                         (высокомерный, важный, хвастливый)

- А каким показан журавль?                                               (справедливым, честный, безобидный)

-Что думал и каким тоном говорил о себе гусь?              (справедливым, важным, хвастливым честным, безобидным)

-А что думает о гусе автор?                                               (справедливым, глупый, честный, умный)

Где и как он выразил свои мысли? В каком предложении ?  ( в словах Гуся или В словах Журавля)

-Что высмеивается в произведении?                                    (справедливость, глупость, честность, хвастовство).

Самоанализ урока, проводимого во 2а классе.

Тема– Басни К. Д. Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».

Место урока в учебном плане – урок проводится во 2 четверти в разделе «Читаем выразительно».

Тип урока –урок усвоения новых знаний

                Цель: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского.

                Задачи:

1)Формировать умение определять басню, как  жанр литературы, учить  отличать её от   сказки.  

 2)Развивать навык чтения, творческие способности детей.

3) Способствовать нравственному воспитанию обучающихся.  Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее.

Во 2а классе обучается 11 учащихся. Следует отметить слабо развитую волевую сферу у двух учащихся. У них не развито произвольное внимание. Эти ученики не умеют слушать других, проявляют неорганизованность. 9 учеников имеют повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, они активны в работе на протяжении всего урока. В основном учатся по чтению на « 5» и «4». Один ученик имеет низкий уровень обученности и обучаемости по чтению. Это связано с тем, что у него  проблемы с речью и чтением, он прибыл из другой школы не имея навыков развития чтения.

Содержание учебного материала соответствует теме урока. Структура урока соответствовала общей цели урока, возможностям класса.

Стиль отношений учителя и уч-ся доброжелательный.

Используются методы: работа с книгой, словарём, текстом; словесные

Приём: «стук ручкой по столу» для исправления ошибок при чтении.

Технологии: продуктивного чтения, информационно-коммуникативные, учебного диалога, деятельностного метода.

Формирование УУДна уроке:

Этапы урока. Анализ каждого этапа.

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Л: внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению

  1. Актуализация знаний.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности,

учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания

Речевая разминка: подготовка к выразительному чтению (работа над паузой, интонацией, голосом).

  1. Проверка дом.задания (в виде конкурса на лучшее чтение)

Ученики контролировали процесс чтения

Р: оценивать свои достижения, контролировать процесс деятельности

Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке

К: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст

  1. Постановка темы и целей урока.

Игра «Литературные жанры»

Работа с пословицами.

Р:1)определять и формулировать цель деятельности на уроке , 2)проговаривать последовательность действий,

3)учиться высказывать своё предположение,

4)принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения

П: различать жанры, относить произведение к жанру, находить приметы жанров, делать выводы в результате совместной работы.

К: оформлять свои мысли в устной форме

  1. Словарная работа.

П: пользоваться словарём

1)Знакомство с биографией К.Д.Ушинского.

2)Подготовка к восприятию (подготовительные упражнения). Работа с текстом до чтения.

К: оформлять свои мысли в устной форме,  пересказывать текст, умение слушать

  1. Знакомство с произведением.
  1. Предположение содержания.
  2. Работа в паре (характеристика качеств гуся и журавля)
  3. Работа над жанром.
  4. Ученики контролировали процесс чтения

К: выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме

П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте

Л: оценивать поступки героев, уметь высказывать своё отношение к героям

Р: учиться высказывать своё предположение, уметь работать в паре

  1. Физминутка.

Л: установка на здоровый образ жизни

  1. Продолжение изучения басен.

Подготовка к выразительному чтению, игра «Радиотеатр»

К: выразительно читать текст, умение работать в паре

Р: контролировать процесс чтения, учиться высказывать своё предположение, контролировать процесс чтения.

П: размышлять о характере и поступках героев, понимать смысл заглавия, относить произведение к жанру, находить ответы на вопросы в тексте

  1. Подведение итогов.

П: делать выводы в результате совместной работы

Л: оценивать поступки людей, как хорошие и плохие

Л: готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке

Р: принимать и сохранять учебную задачу до окончательного её решения

Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности

  1. Рефлексия.

Р: оценивать свои достижения, осознавать трудности.

  1. Домашнее задание. (дифференцированно)

Выводы и самооценка: урок целей достиг, цель урока совпадает с конечным результатом, урок соответствовал требованиям ФГОС, просматривалось взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, рефлексивная деятельность показала, что уч-ся удовлетворены учебной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИНАРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. 2 КЛАСС (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ /АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Данный урок представляет собой интеграцию различных предметов, с целью наиболее полноценного усвоения учебного материала.В такой яркой, неординарной форме проведения урока сокрыты большие потенциальны...

Открытый урок чтения в 3 классе « Путешествие в страну Поэзии»

Тема: Путешествие в страну Поэзии.Цель:-        обобщить    знания    детей    по    творчеству...

открытый урок чтения в 4 классе . Обобщение по теме Родина

обобщение  знаний учащихся по пройденной теме; развитие  познавательных  способностей ,  интеллекта, творческих способностей  и кругозораЗадачи: - учить коммент...

Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

                          Открытый урок чтения 3 класс...

Конспект открытого урока чтения в 4 классе.М.Пришвин "Гаечки".

Анализ произведения М.Пришвина "Гаечки"....

План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.

Отзыв                              на открытый урок по ...