Главные вкладки

    Урок обучения грамоте 1 класс. "Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. Морское путешествие"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Каблак Ольга Валерьевна

    Урок обучения грамоте с применением игровых, информационно -коммуникационных и здоровьесберегающих технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc131 КБ
    Office presentation icon bukva_f.ppt2.1 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

    Номер урока по теме: 1.

    Форма урока: объяснение нового материала.

    Цели урока: 

    1. Познакомить с новыми звуками и буквой.
    2. Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.
    3. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.
    4. Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

    Оборудование: компьютер, проектор, схемы слов и слияний, слоговые карточки,  книга со сказками А.С. Пушкина.

    У учащихся: учебник  «Русская Азбука».

    Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с  этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.

    Этапы урока: I. Организационный момент – 2 мин.

                             II. Повторение изученного – 3 мин.

                             III. Постановка темы и цели урока – 1 мин.

                             IV. Работа над новым материалом – 15 мин. Физ. минутка.

                             V. Физ. минутка- 2 мин.

                             VI. Закрепление изученного – 10 мин. Физ. минутка.

                             VII. Итог урока – 2 мин.

     Ход урока:

    1. Организационный момент.

    1. Готовность  к уроку.

    • Ребята, вы любите путешествовать?
    • Сегодня у нас необычный урок.  Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле.   Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу.  Эти качества помогут  преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.  Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.
    • Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

    2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.

    • Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с                       местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

    -Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.

    1. Дыхательная гимнастика.

    а) дыхание грудью – рука на животе:

    • медленный вдох – медленный выдох;
    • быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;
    • вдох по частям – выдох по частям;
    • медленный вдох – быстрый выдох;
    • вдох через нос – выдох через рот;

    б) дыхание животом – рука на груди:

    • глубокий вдох – на выдохе “поем” звуки;

    А – для снятия физической и умственной усталости;

    О – гармония, равновесие;

    У – эмоциональное и психическое равновесие;

    И – звук разума, радости; активизируется работа головного мозга, глаз, носа;

    2. Артикуляционная гимнастика.

    • А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.  

    Летела муха около уха Ж Ж  Ж

    Летела оса около носа  С С  С С

    Ползла змея        Ш Ш  Ш

    Скакала лошадка   Цок Цок Цок

    Рычал тигрёнок  Р Р Р

    Летел комар и звенел  З З З

    • Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.
    • Схема нашего маршрута на доске.
    • Отдать швартовы! Полный вперед.  На пути перед нами остров
    • « Повторялкино»

    II.Повторение изученного. Актуализация знаний.

    1.  Работа с лентой букв.

    - Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

    1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

    2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

    3. Буквы, которые не обозначают звуков.

    - Почему гласные буквы расположены в 2 строки?

    - Почему согласные буквы в 2 ряда?

    - Почему ь знак отдельно?

    2. Чтение басни Л. Толстого « Два товарища»

    Чтение « цепочкой».

    • О чем эта басня? (эта басня о двух мальчиках, о двух товарищах).
    • Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?

    Выборочное чтение.

    • Где были мальчики? Зачитайте.
    • Что с ними случилось?
    • Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?
    • Как повел себя медведь?
    • Что сказал мальчик, который слез с дерева?
    • Что ответил  второй мальчик?
    • Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).
    • Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.

    Чтение по ролям.

    III.Зрительная гимнастика.

    • Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше

    Закройте глаза (1–2–3).
    Зажмурьте их (1–2–3).
    Быстро поморгайте (1–2–3).
    Закройте глаза (1–2–3).

        Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям .  слайд 1

    - Впереди показался  остров « Звукино».

                       

    1. Знакомство со звуками [ф], [ф'].
    1. - Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.
    • Определите, какой одинаковый звук в этих словах.   слайд 2
    • Какой одинаковый звук услышали в этих словах?

    2) Звуко-буквенный анализ слов: флаг, филин. Составляются схемы слов.

    • Ребята, что должно быть  на каждом корабле, чтобы было ясно из какой

         мы идём страны? ( флаг)

    - Под каким флагом мы пойдем с вами?

    – Произнесите слово «флаг» хором.
    – Сколько в слове флаг слогов?
    – Почему?
    – Какой новый звук мы слышим в начале слова?
    ([ф])
    – Какой он гласный или согласный?
    (Согласный).
    – Почему?
    (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
    – Твердый или мягкий?
    (Твердый).
    – Звонкий или глухой?
    (Глухой).
    – Повторите что вы узнали о звуке [ф].
    (Согласный, твердый, глухой)
    – Составьте схему слова флаг.
    (Выполняют задание в тетрадях по чтению, один ученик составляет схему на фланелеграфе).
    - Отгадайте загадку ( читает ученик)

    Есть сторож ночной у зелёного дома.
    Как только на лес опускается дрёма,
    Он, ухая гулко, на вахту спешит,
    И смотрит, и слушает:
    Кто там шуршит? (Филин)

    - Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению. Слайд 3.

    - Разделите на слоги, поставьте ударение. Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)
    - Давайте подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?

    3) Игра «Тим-Том».

    - На острове Звукино живут два веселых добрых человечка. Это Тим и Том. Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними.

    (Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, Томы, если мягкий звук [ф ’] – девочки, Тимы). Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, филин.

    V. Знакомство с буквами.

    - Наше путешествие продолжается  и мы  попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

    • Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф']  ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).

    Как же нам найти новую букву на острове?

     - Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
    - А теперь, послушайте веселые стихи о букве “Ф”:

    - Послушайте стихи про букву ф. (На экране появляются рисунки и стихи.)

              слайд 4                             слайд 5                                             слайд 6                             

    • У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)

    слайд 7                             

    -  Когда мы пишем большую ( заглавную)  букву?

    - Найдите, где живет буква «Ф» в алфавите. Определим место для буквы Ф на ленте букв.  

    VI. Работа по «Азбуке».

    • Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову « Читайкин»
    • Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

    1)Чтение слогов-слияний: ( закрытые и открытые слоги)

    • шепотом (хором);
    • громко ( хором);
    • радостно ( девочки);
    • вопросительно ( мальчики)

        2) Игра «Засели их в домики» в соответствии со схемами.

    • На какие группы можно разделить слоги? По какому признаку?
    • Какие гласные смягчают согласные?

        3) Договаривание слогов-слияний до целого слова.

    • Жители острова могут называть только первые слоги, давайте

     попытаемся понять, что они нам хотят сказать.

    Фа – фара, факел,    фо – форма, фокусник,    фу – фуражка, футболист,    фе – ферма, фен,   фи – фиалка, фигурист,    фы – фотографы.

      4) Чтение слов ( с. 195)

    • Прочитайте слова молча.
    • Какие слова вы запомнили?

    Чтение слов « цепочка».

    • Какие незнакомые слова вам встретились?
    • Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)
    • Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.
    • Почитайте слова, в которых звук [ф] читается твёрдо, мягко.
    • Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.

    5) Работа над дикцией.

    - Пираты спрятали букву.

    - Какая буква пропущена? Как вы думаете почему?

    ...лот плывет к родной земле,

     ...лаг на каждом корабле.

    • Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза.

    А) с удивлением

    Б) с радостью

    В) печально

    VII. Физкультминутка

    • Ребята, мы вернули букву на место, научились читать слова с новой буквой. Самое время повеселиться и станцевать матросский танец « Яблочко».

     - Наш путь лежит в бухту « Историческая»

     6) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 194-195. О старом и современном русском флоте.

    • Что вы видите на иллюстрации?
    • Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).
    • Как одним словом назвать, то что вы видите?
    • Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.
    • Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)
    • Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)
    • Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским,  какие к грузовым, а какие к военным?

    - А что вы ещё видите на иллюстрации?

    • «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).
    • Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.
    • Ребята, как  выглядит флаг на военных судах?
    • Расскажет вам о флаге мой помощник.

    7) Доклад ( подготовленный ученик)

    Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест.  Крест этот  называется  Андреевским.  Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I.  Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

    8) Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина  (с.195)

    - Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I.  слайд 8   Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

    Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

    “Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно.
    Ногою твёрдой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам,
    И запируем на просторе”.

    (Читает учитель)

    Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. слайд 9   

    Чтение детьми (жужжащее).

    • А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?
    • Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.

    Чтение вслух хором (отработка выразительности). 

    - Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

      9) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 194)

    Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:

    … Ветер на море гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.

    • Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)
    • ( Показ книги со сказкой)
    •  Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)
    • Чтение отрывка парами. (1-3)
    • Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.

    VIII. Закрепление пройденного.

    • Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.
    • Работать вы будете по бригадам( группам)

    1группа.

    Из отдельных предложений составить текст. ( Предложения записаны на карточках и раздаются 6 ученикам)

    По морю плыл большой теплоход.

    Люди стояли на палубе.

    Вдруг один мальчик упал в воду.

    Поблизости плавали дельфины.

    Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть.

    - О ком этот рассказ?

    - Ребята, как можно озаглавить рассказ?

    Выполняется электронная физминутка «Дельфины»

    2 группа.

    Составить  кусочки, чтобы получились слова. ( 2 ученика)

    3 группа. ( все остальные учащиеся работают в парах)

    Задание на развитие смысловой догадки.

    • Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло

         водой.  Возьмите карандаши и восстановите текст. (Текст напечатан на      карточках. Дети работают в парах).

    На  к…ждом  кора…ле   есть  …лаг.

    Мы горди…ся  своим  могучим  фл…том.

    Наш  флот х…дит  по всем морям и …кеанам.

    Проверка : читают по 1  предложению хором по рядам.

    VIII. Итог урока.

    -Наше путешествие и урок подходят к концу.

    - С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

    - Что вы о ней узнали?

    - Что особенно запомнилось на уроке?

    - А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей  дружной командой. Молодцы! 

    А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот .( Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой . Звучит песня « Экипаж- одна семья» ).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Морское путешествие

    Слайд 5

    Ф ф Федя ходит руки в боки, Значит, выучил уроки.

    Слайд 6

    Ф ф Филин, в книжку залетев, Превратился в букву Ф .

    Слайд 7

    Ф ф Всем известно без подсказки, Буква Ф , как ключ из сказки, Никогда его у нас Не отнимет Карабас.

    Слайд 8

    Ф ф фу фе фы фи фа фё фо

    Слайд 9

    Петр I – первый русский флотоводец

    Слайд 11

    Санкт-Петербург

    Слайд 12

    «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

    Слайд 13

    Урок окончен. Всем спасибо!

    Слайд 14

    В данной презентации использованы ресурсы Интернет Электронная физминутка для глаз учителя начальных классов Галкиной Инны Анатольевны


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.

    Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...

    Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

    Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

    Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

    На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

    Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

    Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

    Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

    Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

    Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

    Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

    Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....