Развитие интереса к чтению
материал по чтению на тему

Токмакова Светлана Викторовна

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_interesa_k_chteniyu.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению

В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Хочу  поделиться  опытом своей работы над беглостью, сознательностью  и выразительностью чтения.

Структуру уроков чтения я пересмотрела так, чтоб дети стали  активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогла и та атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами. Ребята  не боятся высказать свое мнение по поводу чтения товарища, дают совет. А как им хочется быть на уроке в роли учителя. Ребята любят уроки чтения. Активно готовятся к ним, т.к. каждому хочется испытать эти элементы управления на уроке, а для этого необходимо не только владеть техникой беглого чтения, но хорошо знать содержание текста, выразительно читать его. Когда дети с интересом стали читать, появились беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость  по русскому языку и по математике.

Готовясь к урокам чтения стараюсь все виды работ продумать так,  чтобы ребенок  активно, творчески мыслил в течение всего урока.

На каждом уроке чтения использую доску. Работа по совершенствованию навыка чтения предполагает  выделение в незнакомом  тексте слов, которые по своему  значению могут оказаться  трудным для понимания   учащимися. Эти слова, как правило, выписываю на доске с графическими пометками, усвоенными детьми.

Начиная  со 2 класса, мы с  ребятами  заводим тетради для записей, рисунков, хотя ведение их программой не предусмотрено.  Работа в тетрадях дисциплинирует учеников,  вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста. Обогащается словарь  детей, т.к. незнакомое слово не только читается, но и записывается.

Уже на самом первом этапе обучения большое место отвожу работе с родителями. Интересуюсь семейной библиотекой, тем, какое место в семье занимает чтение. На перовом же родительском собрании каждому родителю вручаю памятки «Как заинтересовать ребенка чтением» (Памятка №1).

 Памятка №1

Как заинтересовать ребенка чтением

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  • Пусть дети каждый вечер читают перед  сном.

Часто на родительских собраниях практикую анкетирование. Родители отвечают на вопросы:

  1. Где берет ребенок  книги?
  2. Какую книгу он сейчас читает?
  3. Читает ли он ежедневно дома вслух и сколько времени?
  4. Как вы помогайте ребенку полюбить книгу?

Чтобы привить у детей любовь к чтению, большую роль  играет  связь с библиотекой (школьной и др.).

На уроках  чтения провожу «минутки чтения»,  т.к. убедилась в огромной их пользе. Отрывок незнакомого текста дети по моему сигналу читают каждый своему соседу, правильно выговаривая шепотом слова, выдерживая паузы. По сигналу чтение прерывается, ученик кратко излагает в полголоса основное содержание прочитанного. Затем дети обмениваются ролями, читавший ранее теперь следит за чтением соседа, слушает его. Дети сами оценивают чтение друг друга. Они очень любят эти минутки. У учеников повысилась активность, пробудился интерес, а главное, они поняли, какую пользу приносит выработка белого, осознанного чтения.

В начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

- Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

- Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

-Ставить логическое ударение в предложении. Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова.

Для этого предлагаю  предложение: « Дай мне, пожалуйста,  зеленый карандаш.»  Выделите голосом сначала слово зеленый, затем – мне, потом – дай. Как меняется смысл предложения?

Несколько слов о динамическом чтении.

Динамическое чтение - это чтение глазами. Слова воспринимаются как картинки. Начинать работу над  скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания. Это значит дети должны за одну секунду запомнить все, что изображено на картинке - «сфотографировать».

Например, я показываю  иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед показом предупреждаю   детей о том, что все должны смотреть очень внимательно. Затем после команды:  «Приготовится. Внимание!» дается команда: «Фотографируем».

Над динамическим  чтением я начинаю работать с 1 класса, как  только дети начинают изучать буквы и учиться читать.

Задания:

  1. Найди лишнюю букву:   а, о, н, у, и.
  1. Найди лишний слог: ба, на, ра ,му, са, ка.
  2. Найди лишнее слово:

Река        слон                      

Ручка                           лев                        

Речка                           мак                        

Ручеек                         тигр                      

Постепенно задания усложняются.

Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по развитию интереса к чтению

Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь  к чтению?"  Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Роль семьи в развитии интереса к чтению.

Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой....

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Развитие интереса к чтению младших школьников

В данной статье представлены новые формы, методы и приёмы обучения младших школьников. Использованы элементы устного народного творчества, игровые  моменты,  способствующие развитию ...

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Программа воспитания и развития интереса к чтению "Книга.RU"

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, активной и самостоятельной.Известно ,что комплексное воздействие на все стороны ...