Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.
статья на тему

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

Чтение-это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, при исследовании причин умственной отсталости школьников, отмечал: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, то у них складывалась структура малодеятельного мозга»

Эксперименты, проводимые в последнее время, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных  уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения,  необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.

Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию рассказа. Очень важно во время чтения быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребёнку.

Как научить малыша любить книги

1.Читайте сами. Ребёнок, видя книги в руках у родителей, сделает вывод, что это интересно.

2.Пусть в доме будет много разных книг.

3.Детские книги должны лежать там, откуда малыш сможет сам их достать.

4.Читайте вслух! Артистично и увлеченно! У ребёнка останется особо яркое впечатление, если родители будут читать по ролям, звенеть колокольчиком, когда прилетит фея, и т. д.

Когда ребёнок уже умеет читать сам:

1.Начните читать ему вслух, но на самом интересном месте вспомните о срочном деле, и предложите ребёнку дочитать самому.

2.Подбирайте книги, чтобы они были интересными, нескучными, несложными, красочными.

3.Если  вы посмотрели интересный фильм, купите книжку, по которой он снят, и предложите ребёнку её прочитать вместе.

4.Техника чтения формируется только практикой! Если ребёнку не хочется читать, договоритесь:  например, 3 страницы  он читает сам, а потом вы читаете ему вслух.

5.Не ставьте в пример других ребят, не ругайте ребёнка. Делайте акцент на успешности ребёнка!

Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по модулю  Упражнения, способствующие развитию техники чтения....

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения бе...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Данный материал поможет учителям начальных классов сформировать навык чтения у детей через развитие познавательных процессов....

Эффективное формирование навыков чтения и письма у учащихся с задержкой психического развития посредством использования комплекса образовательных методик

Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-...

Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"

В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....