Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_chteniya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Российская    Федерация

Московская  область

город  Лобня

Муниципальное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

141730, Московская обл., г.Лобня, ул. Павлика Морозова 1Б, тел. 577- 10-02

Доклад

  на  ШМО  МБС(К)ОУ СКОШ  г.Лобня

                                                         ТЕМА:

 «Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом».

                       

                                                                                             Учитель-дефектолог:

                                                                                                  Горбачева С.О.

г. Лобня, 2022 г.

         Чтение является важным и жизненно необходимым навыком.     Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся с ОВЗ медленно и с большим трудом. Ученики нашей школы сталкиваются с многочисленными трудностями при овладении  навыком  чтения.

         Трудности  эти связаны с тем, что у детей  имеются  разные  нарушения  -  у некоторых отдельные, а у других – целый комплекс. Нарушено звукопроизношение, слуховое восприятие, пространственные представления и познавательное развитие в целом, это и аналитико-синтетическая деятельность,  конкретное и инертное  мышление, и память, и внимание, и низкий уровень самоконтроля  и  саморегуляции.

       Вместе с тем некоторые особенности обучения позволяют большинству учащихся овладеть навыком чтения и навыками работы над текстом. Это следующие особенности по сравнению с массовой школой:  

 - большой пропедевтический период, длительность букварного и послебукварного  периодов,

- увеличение сроков на изучение каждого звука и буквы, слога,слова,

- сходные и часто смешиваемые звуки изучаем не один за другим, а через некоторый промежуток времени, достаточный для усвоения каждого звука в отдельности,

- раньше изучаются более легко усваиваемые звуки

- выделяется время на дифференциацию сходных букв, звуков, слогов, слов

- изменен порядок знакомства со звуками и буквами по сравнению с массовой школой.

       Формирование  навыка чтения  включает в себя работу над техникой чтения и над пониманием читаемого. Нужно учить правильному, беглому, выразительному чтению, но  и  на  всех  этапах  идет   работа  над сознательностью.  Задачу  скорости  чтения  мы  не  ставим.  

           Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.

       Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:                                                                                      

– подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);                                                                                          – установка на целенаправленное восприятие текста;                                                        

– первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;  

 – беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);                                                                                                                           – словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);              

 – работа над планом (словесное рисование – иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем – деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);                                            

 – пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);                              

 – разбор жизненных ситуаций;                                                                                

 – заключительная, обобщающая беседа.

             Следующий вид работы – работа над правильным чтением, которое рассматривается как чтение без ошибок и искажений. В настоящее время в специальной методической литературе выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:

-  звуко-буквенный анализ слов;                                                                                              

- чтение таблиц с трудными словами; предварительное  послоговое  прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;                                              

 - чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске либо на отдельных листочках;                

- хоровое чтение трудной части рассказа;                                                              

- распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;                                                                                              

 - тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

        Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Даже при систематической работе над правильным навыком чтения дети с нарушением интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.

       Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Следует обратить внимание  работе над ошибками:

– учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;

– ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

– ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.

         Далее учитель вырабатывает у учеников беглое чтение, которое подразумевает такую скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи.  Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.

        Основными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:

– ежедневная тренировка учащихся в чтении (на разных уроках);

– неоднократное перечитывание текста на уроке ( с разными заданиями);

– предварительная ориентация учащихся перед чтением текста (актуализация знаний по предстоящей теме); 

– чтение трудных слов, встречающихся в тексте, словарная работа, первичное чтение текста учителем; 

– предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);

– использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

– использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания.

         Параллельно идет формирование  выразительности чтения. Работа над выразительностью чтения осуществляется в нескольких направлениях:

– техническое  -  тренировка  дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

– интонационное  -  выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев;

– смысловое -  подразумевает всю систему работы по осмыслению произведения;

– тренировочное – упражнение  детей в выразительном чтении произведения после его анализа.

        Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

             Работа над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).  Для данного компонента важным также является логическое ударение. Логическое ударение – это умение найти самое главное слово в предложении и выделить его голосом.  Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций. Например, «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

         Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Учитель объясняет, как различать интонации предложений. Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются: изменение тона (прочитать грубо, сердито,  тихо, ласково, вкрадчиво); чтение по ролям; инсценировки басен, сценок.

            Для развития эмоциональной выразительности учитель может использовать следующие задания:                                                                                                  

– найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;

– определить это состояние с помощью учителя;                                                

 – соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое отношение к герою и отношение к нему автора);                                                                                              

– выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.

         Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.                        

          Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения. Речевая гимнастика проводится в течение 3–5 минут в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений). Речевая гимнастика включает: упражнения для дыхания; по модуляции силы голоса;  по отработке интонации, темпа речи; по совершенствованию выразительности речи; по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

           Пятиминутка чтения – этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:

– чтение слоговых таблиц различных модификаций ( по Корневу);                

 – чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;                    

– чтения по догадке.

          Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

          Таким образом, систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.

 Литература

  1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2000. –  380 с.
  2. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение, 1965. – 200 с.
  3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – М.:  Просвещение, 2006. –  180 с.
  4. Шишкова, М. И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / М. И. Шишкова  // Коррекционная педагогика. – 2007. – №1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..

Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....

Презентация к уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом". (урок 73) (Рыбы)

Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте по теме: "Рыбы"...

Проверка навыков работы с текстом. Тест 2 класс

Тестовая работа по литературному чтению для 2 класса...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

В данной статье даётся описание видов игр, применяемых на уроках русского языка и литературного чтения и служащих развитию различных видов чтения: ознакомительного, детального и т.п....

Формирование навыка работы с текстом – основа формирования УУД.

Навык работы с текстом  приводит обучающихся к умению самостоятельно учиться, что и есть саморазвитие и самосовершенствование...

Конспект урока по чтению на тему "Работа с текстом произведения Б.Жидкова «Про обезьянку» " 3 класс

Конспект урока по чтению на тему "Работа с текстом произведения Б.Жидкова «Про обезьянку» " 3 класс...

Материалы для формирования навыка работы с текстом. 3 - 4 класс

Три варианта текстов для формирования у обучающихся навыка работы с текстом...