Программа воспитания и развития интереса к чтению "Книга.RU"
рабочая программа по теме

Шавенько Галина Владимировна

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, активной и самостоятельной.Известно ,что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература.Она формирует эстетическое и нравственное чувства,мировозрение,даёт гигантский обьём разнообразной информации.Но для того чтобы это воздействие осуществлялась, надо сформировать подготовленного читателя. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_2.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная школа №385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

Программа воспитания и развития интереса к чтению

«Книга.RU»

Срок реализации программы – 102 часа.

Возраст детей: 6 – 10 лет.

                                                                                                  Автор программы:

                                                                                  Воспитатель

                                                                                       Шавенько Г.В.

Санкт-Петербург

2013 г.

Программа воспитания и развития   интереса к чтению.

Статус документа.

Рабочая программа  соответствует:

  1. федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях;
  2. примерной программе начального общего образования по литературному чтению (базовый уровень).

Пояснительная записка.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, её будущее.

Начитанный, эрудированный человек легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. Предпосылкой  этого  является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами или словами  ребёнок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.

Особое значение имеет чтение для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Её называли духовной лабораторией человечества. Чтение для нас – это не только способ стать более информированным, но и способ самосовершенствования, воспитание сердца, разума и души. В чтении, в сопереживании с литературными героями, в диалоге с автором человек одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает.  Чтение – это следующая за детской игрой свободная и творческая деятельность, в которой человек не регламентируется извне, а следует своему вкусу, побуждению и потребности. Значение чтения заключается и в развитии воображения – основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

Свободное чтение художественной литературы создаёт у  ребёнка внутренний план особого качества, где он живёт со своими героями, их друзьями и врагами, вновь и вновь прокручивает про себя поразившие его события, изменяет их по своему замыслу и вкусу. Без такого чтения ребёнок просто обречён на недостаточность развития эмоциональной сферы.

  Выработке у детей потребности к самостоятельному чтению направлена программа,  с помощью которой дети учатся находить нужные им книги, учатся читать, овладевают читательской культурой и, самое главное, открывают в себе творческое начало при общении с книгой.

                 В нашей школе практически все учащиеся являются читателями в той или иной библиотеке. Картина очень благополучная. Но можно ли довольствоваться  ею. Ведь подавляющее большинство читателей читают только то, что нужно для урока. Отсутствует чтение для души. Можно лишь надеяться, что, читая по заданию,  ученик может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечёт, заставит задуматься и включиться в жизнь персонажей. Только тогда, когда читатель эмоционально откликается на происходящие в художественном произведении события и вместе с героями начинает радоваться или негодовать, сопереживать или осуждать, только тогда и появляется внутренний стимул к чтению.

       Психологи утверждают, что наиболее благоприятный период для привития интереса к чтению это возраст от 7-10 лет  до 12-13 лет.  Поэтому  программа была разработана   для  учащихся 1 – 4 классов, она имеет своей целью повернуть ребёнка к книге, вызвать потребность в общении с нею, раскрыть ему сущность чтения. Главным подспорьем в этом является способность ребёнка к воображению, сопереживанию, и, конечно же, стремление к игре, т.к. потребность в игре – это естественная, насущная потребность детей. При её составлении учитывалось наличие книг в библиотеке, изучалась программа по литературе. Формы проведения игр подбирались самые разные: от индивидуальной  до коллективной.

                           

 В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих.. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

                   В конце учебного года подводятся итоги проделанной работы в форме анализа чтения, анализа участия в играх, награждения победителей игр, набравших наибольшее количество баллов.

                  На методическом объединении учителей начальных классов  сопоставляем цифры посещаемости, активность в играх,  технику чтения

.

  1. Цели:
  2. Обучающие:
  3.  Создание условий для развития личности ребёнка.
  4.  Расширение кругозора, формирование определённых умений и навыков работы с книгой.
  5. Развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.

  1. Воспитывающие:
  2.  Воспитание нравственных  качеств,  сотрудничества, коллективизма,

  1. общительности, коммуникабельности.
  2. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

  1. Создание условий для социального и  культурного   самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.
  2. Активизация роли книги и библиотеки в организации учебной деятельности и досуга.

Развивающие:

  1. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять героев произведений и их поступки.
  2. Развитие воображения как основы творчества.

Задачи.

  1. Посредством чтения и следующих за чтением литературных игр пробуждать  познавательный интерес, воображение.
  2. Формирование нестандартного мышления, фантазии, творчества.
  3. Развитие  коммуникативных качеств.
  4.  Развитие образной памяти, внимания, речи.

               Отличительные особенности программы:

  1. Разработка мероприятий с учётом возрастных особенностей и подготовленности детей.
  2. Изготовление наглядности и атрибутов .
  3. Анализ эффективности проводимых мероприятий и участия в них читателей – детей.
  4. Разнообразие форм и методов.
  5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
  6. Доступность участия каждого.

Особенности возрастной группы детей: данная программа ориентирована    на учащихся 1-4 классов, применима   в условиях школы. Вид детской группы – адаптивная.

Прогнозируемые результаты:

  1. Читая для того, чтобы участвовать в играх, выигрывать и зарабатывать баллы, у ребёнка развивается познавательный интерес, воображение, коммуникативные качества, память, внимание, речь.
  2. Разнообразие игровых мероприятий расширяют кругозор, привлекают внимание к книгам и вызывают интерес к чтению; дают оперативную информацию о новых книгах; представляют многообразие книжного фонда.
  3. Формируют определённые умения и навыки работы с книгой.
  4. Формирование  сплоченности школьного коллектива в целом – по всем                               возрастам и параллелям.  

  1. Формирование чувства гордости:  у учащихся – за себя, у родителей – за своих детей, у учителей – за учеников и себя.  
  2. Демонстрация разнообразия возможностей и путей достижения успеха, как пример для остальных.
  3. Воспитание взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

                                Тематический план программы

2013– 2014  учебный год.

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количест-во часов

В том числе теоретических/практических

Примечания: использование ИКТ, форма работы

1

Книга в информационном пространстве человека.

Тестирование на читательскую компетентность.

2

1/1

Беседа,

тест

2

Интеллектуальная игра по прочитанным ранее произведениям

1

1

викторина

3

Структура книги.

3

2/1

Беседа, оформление обложки

4

Иллюстраторы детских книг.

2

1/1

Беседа, рисование иллюстрации

5

Русская народная сказка – кладезь мудрости.

4

2/2

Беседа, викторина рисование буквицы

6

Сказки народов мира: немецкие, японские, английские. Сказки народов ближнего зарубежья.

3

3

Беседа, чтение, литературная игра

7

Авторские сказки. Серии книг.  В. Волков. Волшебник Изумрудного города.

3

3

Обзор, литературная игра, ИКТ

8

А. Толстой. Золотой ключик.

5

2/3

Беседа, просмотр м/ф, изготовление атрибутов игры, игра-соревнование

9

Познавательные книги для детей. Серии познавательной литературы. Литературное лото по книгам о животных. Сладков, Бианки, Снегирёв, Танасийчук, Акимушкин.

4

3/1

Беседа, викторина, изготовление карточек,

Литературное лото

10

Рассказы о пернатых Виталия Бианки

4

3/1

Беседа, просмотр фильма о птицах, изготовление планшетов, игра - путе-шествие

11

В стеклянном королевстве. В. Губарев. Королевство кривых зеркал.

3

3

Обзор, просмотр отрывков из фильма, литературная игра, ИКТ

12

А. Барто. Поэзия доброты.

2

2

Подбор стихов, игра-концерт

13

Путешествие в Выдумляндию с Аланом Милном, Винни-Пухом и …

3

3

Выразительное чтение отрывков, литературная игра

15

Житландия – страна –наблюда-тельных и любознательных. Б. Житков. Рассказы о животных.

3

3

Беседа, подготовка сообщений о наблюдениях за животными, викторина

16

В пушкинском лукоморье. Сказки Пушкина.

4

3/1

Побор отрывков для выразительного чтения, изготовление конвертов, игра «В пушкинском Лукоморье»

17

«Поле чудес» по прочитанным произведениям

1

1

Литературная игра.

18

Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

4

3/1

Беседа, инсценировка рассказа «Бы», игра-соревнование

19

Л. Лагин. Старик Хоттабыч.

3

3

Чтение отрывков, литературная игра , ИКТ

20

С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

3

3

Беседа, литературная игра

21

Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома

3

3

Инсценировка отрывка, игра-соревнование.

22

Малахитовая шкатулка П. Бажова.

4

4

Беседа,

викторина, ИКТ

23

К. Паустовский «Заячьи лапы»

3

2/1

Беседа, чтение рассказа, обзор, изготовление игрового поля, игра «Поле чудес»

24

А. Некрасов. Путешествие капитана Врунгеля.

5

4/1

Обзор, словарь терминов, чтение отрывков, изготовление атрибутов игры, игра-путешествие

25

Р. Киплинг. Маугли.

4

3/1

Беседа, просмотр м/ф, изготовление карты волшебного леса, игра-путешествие

26

Ю. Олеша. Три толстяка

4

3/1

Беседа, изготовление карты города, инсценировка отрывка, литературная игра

27

Ян. Никита и Микитка.

3

3

Экскурс во времена Ивана Грозного, работа с терминами, литературный ринг

28

Юрий Сотник. Невиданная птица

5

4/1

Чтение рассказов, инсценировка рассказа»Как я был самостоятельным», викторина, КВН

29

М. Твен. Приключения Тома Сойера

5

5

Беседа, подготовка к выразительному чтению, выбор тем для игры, литературный ринг

30

Герои Гайдара всегда впереди. Тимур и его команда

3

2/1

Беседа,   инсценировка отрывка, литературная игра

31

Е. Пермяк. Умники и умницы Евгения Пермяка.

3

3

Обзор, подбор рассказов и сказок, игра «Умники и умницы»

32

Знакомство с электронной библиотекой АЛЬДЕБАРАН. www.aldebaran.ru

1

1/1

Практическая работа с использованием ИКТ

33

Заключительная игра на звание «Суперчитатель года»

1

1

Литературная игра

34

Подведение итогов года. Планы на будущее.

1

1

Беседа за круглым столом

Итого

102

82/20

Содержание программы воспитания и развития интереса к чтению

на 2013/2014 учебный год.

п/п

Содержание занятий

дата

1

Беседа: Книга в информационном пространстве человека.

5.09

2

Тестирование на читательскую компетентность.

6.09

3

Викторина по прочитанным ранее произведениям

9.09

4

Библиотечное  занятие: из каких элементов состоит книга. Обложка, переплёт, форзац.

12.09

5

Библиотечное  занятие: из каких элементов состоит книга. Титульный лист. Аннотация. Оформление  обложки.

13.09

6

Библиотечное  занятие: иллюстраторы детских книг.

16.09

7

Практическая работа:  рисование иллюстрации по информа-ции, полученной при её разглядывании.

19.09

8

Беседа «Русская народная сказка – кладезь мудрости»

20.09

9

Викторина по русским народным сказкам

23.09

10

Иллюстрации в сказках. Рисование буквицы.

25.09

11

Игра-путешествие по русским народным сказкам

26.09

12

Сказки народов мира.  Различие сказок по национальному, культурному, этническому признаку.

29.09

13

Чтение сказок разных народов мира.

3.10

14

Латышские, казахские, украинские, узбекские сказки.

4.10

15

Авторские сказки. Сериальная художественная литература.

7.10

16

Волков и его серия книг об Элли и Тотошке.

10.10

17

Литературная игра с использованием ИКТ по повести-сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города»

11.10

18

Переводная детская литература. А. Толстой. Золотой ключик или Приключения Буратино». Беседа

14.10

19

Просмотр мультфильма «Золотой ключик». Сочинение дальнейшей судьбы героев.

17.10

20

Рисование героев сказки «Золотой ключик»

18.10

21

Изготовление атрибутов игры: ключик, роза, одежда Буратино.

21.10

22

Литературная игра по повести-сказке А. Толстого «Золотой ключик»

24.10

23

Познавательная литература для детей. Серии познавательной литературы. Беседа

25.10

24

Обзор книг писателей: Сладкова, Бианки, Снегирёва, Танасийчука, Акимушкина. Отбор произведений.

28.10

25

Изготовление карточек для литературного лото

31.10

26

Литературное лото по книгам о животных.

1.11

27

Виталий Бианки: жизнь натуралиста. Беседа.

14.11

28

Просмотр фильма о зимующих птицах.

15.11

29

Изготовление планшетов для игры.

18.11

30

Литературная игра по рассказам В. Бианки о птицах.

21.11

31

Губарев. Королевство кривых зеркал. Чтение отрывков из повести.

22.11

32

Просмотр отрывков из фильма.

25.11

33

Литературная игра с использованием ИКТ.

28.11

34

Поэзия доброты Агнии Барто. Чтение стихов. Отбор стихотворений на урок-концерт.

29.11

35

Литературная игра-концерт по произведениям Агнии Барто.

2.12

36

Вообразилия – страна фантазёров и мечтателей. Беседа о творчестве писателей, выдумавших несуществующие места обитания.

5.12

37

Выразительное чтение отрывков из повести-сказки о Винни-Пухе Алана Милна.

6.12

38

Игра-путешествие  в Выдумляндию Алана Милна.

9.12

39

Беседа о творчестве писателей-натуралистов. Житландия – страна любознательных и наблюдательных.

12.12

40

Подготовка сообщений о наблюдениях за животными.

13.12

41

Викторина в форме сравнительного анализа статей из научно-популярной и справочной литературы с рассказами Бориса Житкова.

16.12

42

Знакомство со сказками Пушкина. Беседа  с элементами викторины. Выразительное чтение отрывков.

19.12

43

Выбор отрывков для инсценирования сказок.

20.12

44

Изготовление конвертов для игры по сказкам Пушкина.

23.12

45

Игра – соревнование по сказкам Пушкина «В пушкинском лукоморье»

26.12

46

«Поле чудес» по прочитанным произведениям

27.12

47

Знакомство с творчеством Виктора Драгунского. Биография писателя. Выбор рассказа для инсценирования.

10.01

48

Инсценировка рассказа «Бы»

13.01

49

Литературная игра по «Денискиным рассказам» В. Драгунского.

16.01

50

Чтение отрывков из повести Л.Лагина «Старик Хоттабыч»

19.01

51

Создание презентаций по произведению.

20.01

52

Литературная игра с использованием ИКТ по повести Лагина «Старик Хоттабыч»

23.01

53

Знакомство со шведской писательницей С. Лагерлёф. Биография писателя.

24.01

54

Просмотр мультфильма «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

27.01

55

Литературная игра по повести С. Лагерлёф  «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

30.01

56

Викторина по рассказам и сказкам Н. Носова. Представление повести «Витя Малеев в школе и дома»

31.01

57

Выбор отрывка для инсценировки.

3.02

58

Игра-соревнование по повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»

6.02

59

Отличие русской народной сказки и авторской. Самобытность авторов сказок, отличающих их произведения.

7.02

60

Бажов и его «Малахитовая шкатулка» сказок. Беседа. Чтение сказок.

10.02

61

Составление презентации для игры по сказам Бажова.

13.02

62

Игра с использованием ИКТ по типу телевизионной «Кто хочет стать миллионером» по сказам П. Бажова

14.02

63

Паустовкий «Заячьи лапы»: сборник рассказов. Беседа

17.02

64

Выразительное чтение рассказов Паустовского.

20.02

65

Изготовление атрибутов для игры по рассказам Паустовского.

21.02

66

Литературная игра «Поле чудес» по сборнику рассказов Паустовского «Заячьи лапы»

25.02

67

Обзор художественной литературы о людях разных профессий. Библиотечное занятие: прикнижные словари, на примере повести Некрасова «Путешествие капитана Врунгеля»

27.02

68

Чтение отрывков из повести о капитане Врунгеле.

28.02

69

Изготовление атрибутов игры-путешествия.

2.03

70

Подготовка команд к игре: эмблема, домашнее задание.

5.03

71

Игра-путешествие по повести Некрасова «Путешествие капитана Врунгеля»

6.03

72

Знакомство с писателем. Редьярд Киплинг.

9.03

73

Просмотр мультфильма по повести Киплинга «Маугли»

12.03

74

Изготовление карты волшебного леса к игре-путешествию.

13.03

75

Игра-путешествие по волшебному лесу по повести Киплинга «Маугли»

16.03

76

Знакомство с писателем. Юрий Олеша и его «Три толстяка»

19.03

77

Выбор  отрывка из повести «Три толстяка» для инсцениро-вания.

20.03

78

Изготовление карты города трёх толстяков.

23.03

79

Литературная игра по повести Ю.Олеши «Три толстяка»

2.04

80

Беседа-экскурс во времена Ивана Грозного.

3.04

81

Чтение рассказа Ян «Никита и Микитка». Работа с терминами.

6.04

82

Литературный ринг по рассказу Ян «Никита и Микитка»

9.04

83

Ю.Сотник. Сборник рассказов «Невиданная птица». Чтение рассказа «Белая крыса»

10.04

84

Выбор рассказа для инсценировки. Распределение ролей.

13.04

85

Отработка инсценировки рассказа.

16.04

86

Викторина по сборнику рассказов Ю. Сотника «Невиданная птица»

20.04

87

Клуб весёлых и начитанных (КВН) по «Невиданной птице» Ю.Сотника.

23.04

88

Знакомство с писателем. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

24.04

89

Выразительное чтение отрывков из повести.

27.04

90

Выбор раундов для игры по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

30.04

91

Викторина по содержанию повести.

4.05

92

Литературный ринг по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

7.05

93

Герои Гайдара всегда впереди. Биография А. Гайдара.

8.05

94

Выбор отрывка для инсценировки отрывка из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».  Распределение ролей.

11. 05

95

Литературная игра по  повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

14.05

96

Обзор произведений Евгения Пермяка для детей. Выразительное чтение.

15.05

97

Викторина по сборнику рассказов Пермяка «Надёжный человек»

18.05

99

Игра «Умники и умницы» по рассказам Пермяка.

21.05

100

Знакомство с электронной библиотекой АЛЬДЕБАРАН.

www.aldebaran.ru

22.05

101

Заключительная игра на звание «Суперчитатель года»

25.05

102

Подведение итогов года. Планы на будущее.

28.05

                      Методическое обеспечение программы

                                                    Литература:

1. Вестник библиотекаря образовательного учреждения. – Владимир: ВИПКРО, 2011

2.Наша школа. Педагогическая мастерская: Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений ВИПКРО, 2008.

3.Школьная библиотека: методический журнал для школьных библиотек.

4.Первое сентября: http: //ps.1september.ru/

5 .Тихомирова, И.И. Школа творческого чтения: метод. пособие/И.И.  

Тихомирова. – М.:ВЦХТ. - 2003. - 160 с.

6. Михайлова, А. Современный ребёнок и сказка: проблемы  

диалога/А.Михайлова. – М.: ВЦХТ. – 160 с.

7.http://narod.ru/disk/3797183000/Николай%20Носов%20и%20его%20    

книги.rar.html

8. ru.wikipedia.org/wiki/Суворов

9. taina.aib.ru/biography/aleksandr-suvorov.htm

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Волшебник_Изумрудного_города

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и развития "Строим страну Дружляндию"

Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества,...

Программа воспитания и развития учащихся "Планета детства"

Программа отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми начального звена....

Программа воспитания и развития младших школьников «Вместе весело шагать!»

Программа «Вместе весело шагать!» рассчитана на то, что любой педагог (начинающий или с опытом) сможет достичь высоких результатов.Цель программы – формирование и развитие у ребёнка социальной компете...

Программа воспитания и развития патриотическо-краеведческого направления "Я вырос здесь и край мне дорог"

Программа воспитания и развития «Я вырос здесь и край мне этот дорог» раскрывает перед детьми вопросы патриотического воспитания, направлена на формирование и развитие личности школьника, облада...

программа воспитания и развития ученическим коллективом

Именно в наше время, когда современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях в обществе, с кризисом в экономике, социальной сфере и общественного сознания...

Программа воспитания и развития классного коллектива "Росток"

В данной программе представлена организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной сту...

Программа воспитания и развития классного коллектива.

Программа воспитания и развития классного коллектива МБОУ СОШУИП №3 (срок реализации 4 года)....