Упражнения по развитию навыков чтения
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Пахомова Ольга Васильевна

     Очевидно, что овладение чтением – процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.     Обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения и развитию  озвучивающего чтения. Это процесс двусторонний, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного. В представленном мною материале привожу примерные упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_po_razvitiyu_navykov_chteniya.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Краснодарский край

Гулькевичский район

МБОУСОШ № 14

«Упражнения по развитию

навыков  чтения»

( заседание круглого стола учителей начальных классов)

                                                                                        Учитель

Пахомова О.В.

с. Соколовское

  Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающим мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

    Процессом чтения все дети овладевают по разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя значительно шире: сформировать у детей смысловое, сознательное, а не                         « озвучивающие» чтение. В первоначальном обучении чтению крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. Уровень чтения, достигает ребенок, овладевший грамотой, - по слоговое чтение с темпом в 20-30 слов в минуту. Такой уровень, естественно, не может обеспечить ребенку глубокое понимание текста при самостоятельном чтении.

    Бытует ошибочное мнение, что ребёнку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставить тексты, и навык чтения у него будет формироваться сам. При таком подходе навык чтения стихийно формироваться долгие годы. Поэтому первостепенная задача учителя – обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся во II – IV классах. Учащиеся должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и понимания прочитанного в единый процесс, освоить так называемое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90-100 слов в минуту.

     Очевидно, что овладение чтением – процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.

     На уроках чтения во II – IV классах, кроме развития навыка чтения, необходимо сформировать и другие общеучебные умения: умение пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план и др. В этот же период дети учатся работать с литературно- художественными произведениями, которые всегда были в центре внимания на уроках чтения, не смотря на то что традиционно литература как учебный предмет не была в начальной школе. Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, уроки, где в комплексе решались задачи образования, воспитания и развития.

     Обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения и развитию  озвучивающего чтения. Это процесс двусторонний, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного.

     Однако это единство складывается не сразу, а постепенно, когда ребенок переходит на чтение целыми словами. В это время начинает формироваться смысловое чтение. При слоговом же чтении, чтобы понять прочитанное, ребенку требуется неоднократное повторение читаемого. Вся текстовая работа в этот период может вестись только в совместной деятельности с учителем.

    Пока учащиеся не овладели синтезом слова видимого и слова звучащего с пониманием его значения, всякая работа с текстом потребует дополнительных разъяснений и пространственного комментария со стороны учителя. Не следует исключать в этот период проговаривания ребенком слов, которые обеспечивают ему лучшее понимание, так как звучащее слово, которое он воссоздает при чтении, тесно связанно в его предшествующем опыте со значением.

    В этот период, когда ребенок научился читать словами, важно обратить внимание на развитие темпового чтения, которое благоприятно сказывается на быстроте понимания прочитанного. При темпе 50-60 слов в мин внимание ребенка начинает постепенно переключаться с техники чтения на содержание прочитанного, и большую часть текстовой работы ребенок может выполнить самостоятельно.

     Психологи наметили основные этапы восприятия художественных произведений:

  • подготовка к восприятию ( демонстрируются репродукции картин, диа- и кинофильмы, но главное – слово учителя, создающего эффект ожидания)
  • первичное эмоциональное восприятие ( целостное восприятие произведения, обеспечивающее общее впечатление, сопереживание. Усилить его можно таким приемом: остановить чтение на кульминационных, проблемных моментах рассказа и предложить детям подумать, как будет разрешаться та или иная ситуация). Важно, чтобы после восприятия текста дети поделились своими впечатлениями;
  • осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражения, а не критика прочитанного ( организация диалогов: читатель – писатель, писатель- читатель).

 Настоящее переживание и глубокое понимание  художественного произведения возможно только при перечитывании.

    Перечитывание текста – это тот прием, тот узел, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям,  суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.

     Работа с художественным произведением, занимая центральную часть урока, должна быть тесно связана с различными видами перечитывания: выборочным, повтором, индивидуальным, групповым и хоровым чтением, «птичьим базаром» и др. и, конечно, выразительным чтением.

   Интенсивному развитию навыка могут способствовать и целенаправленные упражнения для обучения детей чтению в определенном темпе, для увеличения « поля чтения». Известно, что восприятие текста при чтении происходит  во время пауз, остановки глаз ( фиксации глаз). От количества слов, которое будет воспринято читателем во время остановки, и будет зависеть скорость чтения. Темп  чтения зависит также и от умения быстро понимать значения слов, словосочетаний и предложений. Учитывая эти особенности восприятия текста, учитель по желанию может подобрать систему упражнений на быстрое восприятие слов.

       Полноценно читать, по мнению профессора Н.Н.Светловской,  - это значит, думать над книгой до ее чтения, в процессе чтения и после того, как книга закрыта. Думать и о книге, и о себе. Думать, с тем чтобы, вглядываясь, вживаясь в чужой опыт, приобретать знания о том, что бывает, что, в каком случае и как кончается в зависимости от нашего собственного поведения; думать для того, чтобы определять, кто и почему тебе мил, а кто неприятен; думать над тем, какие люди, события, явления из окружающего мира тебя занимают, а какие нет…

   Для шести-, семи-, восьми-, девяти- и даже десятилетнего ребенка, которому почти ничего неизвестно, прежде всего, о себе и для которого сверхзадачей является своевременное и возможно более раннее пробуждение заложенных в нем природой ( а не надуманных кем-то) задатков и способностей, надежный путь «очеловечивания», так как оно позволяет предельно расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребенка и, помогая ему, вглядываясь, как в зеркало, в «чужой» опыт, проходя школу освоения «чужой» речи – мысли, чувств, оценок, - искать и находить себя и свое место в жизни.

   Поскольку при чтении речь идет о человеческом общении, то основу системы обучения чтению составляют два субъекта, которые обмениваются наблюдениями, знаниями, мыслями, чувствами, словом, опытом: один из них свой опыт раскрывает, отдает; другой – этот чужой опыт воспринимает, осваивает и «присваивает» ( т.е. ценой затраченных усилий делает своим). Когда общение реализуется дистанционно, через книгу, то этот другой и есть читатель, причем в зависимости от качества освоения чужого опыта он, как известно, может быть либо квалифицированным (хорошим), либо не квалифицированным  (плохим).

   А кто первый? Первый – это тот, кого в момент общения как бы и нет, но кто остановил второму свою речь в виде письменного сообщения.

   Чтобы общаться со столь специфичным собеседником, которого нет рядом ( и о котором второму пока, может быть, совсем ничего неизвестно), начинающий читатель должен иметь перед собой и видеть хотя бы что-то иное, но вполне материальное, осязаемое – замещающее и одновременно в известной мере представляющее отсутствующего автора – собеседника  прежде всего через зафиксированную определенной знаковой системой форму его « говорения»: рассказ, сообщение, размышление… Сам письменный текст таким заместителем практически быть не может, так как все тексты, написанные на одном языке, внешне очень похожи и авторской специфики до их прочтения не выражают. Однако, к счастью, общественно значимые тексты  хранятся в специальных приспособлениях для чтения – в книгах, а книги даже внешне резко отличаются друг от друга. Следовательно, чтобы дистанционное речевое общение состоялось, читателю надо увидеть в книге своего собеседника, предварительно в целом представить его себе и лишь затем восстановить закодированную этим собеседником – автором текста – пока не известную читателю, но обращенную именно к нему «чужую речь». Такова суть акта чтения – общения, т.е. того самого творческого чтения, о котором мы все печемся, ибо нетворческого общения быть не может.

    Что значит полноценно раскодировать – восстановить по языковым знакам книги обращенную к тебе речь вполне конкретного, хотя и отсутствующего человека – « невидимки»?..

   Чтобы полноценно общаться с таким собеседником, от которого осталась только его речь, надо эту « чужую речь» не просто раскодировать, а озвучить, да не бесстрастно, а в том ритмико-мелодичном ключе, в котором она поражена автором: спокойно или взволновано, весело или трагически, печально или шутливо, иронически, саркастически т.п. Читатель должен услышать живой голос отсутствующего собеседника – хотя бы внутренне       ( про себя). Этот голос должен либо звенеть для читателя, как колокольчик, либо « скрипеть, как несмазанное колесо»; звучать, как приказ или как призыв; убаюкивать, настраивать на раздумье, успокаивать или раздражать…

Ведь не секрет, что при непосредственном общении интонации говорящего нередко важнее фактического значения  употребляемой им лексики ( во всяком случае, то, как сказано, не менее важно для живой реакции на               « чужую речь», чем то, что сказано, т.е. ее формальный смысл).  Понятно, что для такого прочтения « чужую речь» надо уметь сначала воспринять в целом – предвосхитить; затем «услышать», запомнить ее содержание, пережить его, осмыслить то, что и как сказано собеседником, и, осознав свою реакцию на то, о чем узнал, оценив сказанное, обогатиться опытом общения, присвоив то, чего тебе (читателю) недоставало, или отвергнуть как неприемлемое.

     Итак, первая цепочка понятий науки о читателе такова:

          

   Книга, замещающая для читателя отсутствующего собеседника, только потому и может играть столь важную роль, что она не просто место хранящейся в ней «чужой речи», и даже не только « опыт, написанный и брошенный в общее употребление» (по А.И.Герцену), но и инструмент для вычерпывания этого опыта: иначе как можно было бы предвосхитить специфику неизвестной читателю по содержанию «чужой речи» в целом, как услышать ее и воссоздать в том виде, в котором она была обращена к читателю ее автором?! Не научившись пользоваться книгой как инструментом для чтения, самостоятельно, т.е. без помощи кого-то, кто уже умеет это делать, восстановить « чужую речь» и услышать ее нельзя, а следовательно, нельзя и вступить в чтение – общение, невозможно и обогатить себя чужим опытом, стать (читая книгу!) культурнее и образованнее. Зато, читая книги кое-как, можно нанести себе непоправимый вред – «и телесный, и душевный».

     Метод, т.е. путь, с помощью которого читатель предвосхищает «чужой» опыт, переданный через «чужую речь», заключенную в книги, получил название чтение – рассматривание, так как он позволяет читателю еще до чтения основного текста, выделив внешние приметы содержания книги и сопоставив их с важнейшими  надписями, с достаточной степенью достоверности ответить на вопросы: кто с ним будет говорить, о чем пойдет речь, как,  в какой манере, в каком стиле, жанре и даже эмоциональной окраске поведет собеседник свой рассказ или исповедь. Следовательно, понятие « чтение – рассматривание» как метод полноценного вхождения в книгу (т.е. в беседу с дистанцированным собеседником) – это тоже неотъемлемый компонент понятийной научной системы, раскрывающей учителю – профессионалу специфику читательской деятельности.

     

Упражнения, способствующие развитию скорости

 и качества чтения.

    У начинающего читателя понимание прочитанного слова  часто идет не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперед и понимание осуществляется вместе с чтением.

  1. Первый этап каждого урока Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ-ЗУБ, ДОМ-ЗУБ-НОС, ДОМ – ЗУБ-НОС-ЛЕС, ДОМ-ЗУБ-НОС-ЛЕС-СЫР,…
  2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся.. Например: в лесу; по реке; и сказала.
  3. Читай скороговорку многократно от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
  4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово еще раз, прочитай второе; повторив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ». Старайся  каждый раз читать предыдущие слова все быстрее и, дойдя до конца предложения, еще раз прочитай его.
  5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения ( выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова.)
  6. Прочитай, расставляя логические ударения:

             а)   БА БЯ БЬЯ?       БА БЯ БЬЯ?        БА БЯ БЬЯ?

             б)   Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе      

                    и ответе:

              Это кошка Маруська?         Это кошка Маруська.  

                   Это кошка Маруська?        Это кошка Маруська.

             Это кошка Маруська?       Это кошка Маруська.

в)    Прочитай, определи логическое ударение в вопросе

                  соответствии с ответом:

                Они были вчера в кино?  -  Да, они.

                Они были вчера в кино?  -  Да, были.

           Они были вчера в кино?  -  Нет, позавчера.

                Они были вчера в кино?  -  Нет, они были в театре.

            г)   Прочитай фразу: « Купи, пожалуйста, мороженное».

                 Ласково, мягко попроси. Попроси, досадуя. Резко  

                  прикажи.                              

  1. Выполни  упражнения регулирующие темпы чтения.

Темпы чтения:

 МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.

 СРЕДНЕ – норма чтения со всеми правилами выразительности.

         БЫСТРО  скороговорка.

  1. Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.
  2.  Чтение отрывков в разных темпах.

а)  Чтение, с изменением силы звучания голоса:

     ТИХО- ОБЫЧНО-ГРОМКО; ГРОМКО-ТИХО-ОБЫЧНО;

б)  Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения:

     МЕДЛЕННО- ГРОМКО;     БЫСТРО-ТИХО;

  1. Читай только вперед, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать свое отношение к прочитанному.

а)  Выбери 2-3 предложения, Ребенок первый раз читает их

     вслух медленно. Запиши время. Второй раз он читает на 2-3  

     секунды быстрее, третий еще быстрее и т. д. Доведи скорость

     чтения до предела возможностей.

б)  Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрослым,

      записывая время:

         Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.

         Ребенок: 1 мин. 16 сек,  1 мин,   50 сек,   46 сек.

Ниже прилагаются группы упражнений, составленных на фонетике и лексике одного небольшого рассказа.

     Для улучшения техники чтения в классе постоянно должна вестись работа  по развитию у детей периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно по несколько слов). Для этого можно использовать упражнения с буквенными, цифровыми таблицами, предложенные               А.Т. Степанищевым  в его книге « Читать можно быстрее». Для тренировок  заготавливаются таблицы для каждого ребенка с крупными знаками, причем таблицы различаются количеством знаков в мелких квадратах.  Сначала работают с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак ( букву или цифру), а потом два знака(2 буквы; см. табл. 1 и 2).

    Затем три знака ( буквы); ( см. табл. 3 ) и наконец переходят к таблицам со смешанными знаками ( буквы и цифры) одновременно ( см. табл. 4 ).

    Работа с этими таблицами проводится следующим образом:  на уроке  русского языка или математики во время игровой паузы дети считывают таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводится 90 сек. Скорость считывания у всех разная – от 2 до 6 знаков. Со временем она увеличивается в среднем на 3-4 знака. Работа с одной таблицей ведется до тех пор, пока ребенок не выучивался считывать в таблице все знаки.

    Приведу еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях:  

Х   П   О

                                                 /      |     \

М      Я      Ч

/          |         \  

С          М         И

/             |            \

                                       Т              Ь             Б

/                |                \

Ф                Ы                В

/                   |                   \

А                   П                   Р

                   Таким образом, дети учатся одним взглядом охватывать 2-3 слова и поэтому скорость чтения у них значительно увеличивается.

Таблица № 1

Ш

К

Х

Ч

Б

Ц

О

А

Ж

Х

З

У

Ф

Р

Д

Ф

П

И

Н

Л

М

Г

В

С

Е

         

ДЕ

ИЛ

ПУ

ТА

МА

АЧ

ИЛ

ТА

АП

ПУ

ЯЧ

СМ

ТИ

БЮ

ВА

ФЫ

ВА

ПР

ОЛ

ДЖ

УК

КЕ

РО

ЛД

ОТ


Таблица № 2

Таблица № 3

НЕТ

НАП

ТИК

ЛУЧ

ШЕН

ЧАЯ

ЯЫЧ

ЧВС

САМ

МПИ

ПИР

ИРТ

ОТР

ТОБ

БОЛ

ФЦЫ

ВУФ

ВКА

ПЕА

РЕП

ЯЦЧ

СУЧ

МКЯ

СЕИ

ТШБ

Таблица № 4

А

33

И

90

Д

22

4

Я

7

1

Л

10

У

Е

18

24

Ю

2

0

К

9

3

М

23

В

Береги учебники

  1. Читай быстро целыми словами « по кругу ».

 лист                            бери                                            не бери

      книга                          береги                                        не береги

      учебник                      рисуй                                         не рисуй

      надень                         загибай                                     не загибай

      обложка                      вырывай                                   не вырывай

      страница                     только                                       на учебник

  1.   Прочитай текст, выделяя голосом, подчёркнутые слова.

                     Береги учебники.

Береги  свои учебники. Не загибай страницы. Не вырывай страницы. Не рисуй  в книге. Надень на учебник чистую обложку. Бери книгу  только чистыми руками.

  1. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

                                   осы                        мак

кот                         усы

рот                         кит

рак                         рог

  1. Перескажи текст « Береги учебники».

  1. Слова, близкие по значению соедини стрелками.

                       беречь                    взять

                            завернуть              отгибать

                        загибать                обернуть

                        брать                     сохранить

Испугались зайца

  1. Читай целыми словами « по кругу».

дубы                        за дубы                         схоронились

грибы                       по грибы                      спрятались

зайцы                       про зайца                     скрывались

ходили                     все грибы                     не ходили

смеялся                    смеялись                      растеряли

а потом                     испугались                  потеряли

  1. Читай, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Ходили по грибы?                         Ходили по грибы.

Ходили по грибы?                         Ходили по грибы.

  1. Прочитай стихотворение, перескажи его.

Испугались зайца.

Мы ходили по грибы,

                                        Зайца испугались.

Схоронились за дубы,                                                                  Растеряли все грибы.

                                        А потом смеялись-    

                                         Зайца испугались.                                                                                                                                  

                                П.Воронько.

  1. Читай скороговорку.

Заяц косой сидит за осокой травой, смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой.

  1. Прочитай стихотворение « Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.

  1. Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука: медленно- громко, средне- обычного, быстро- тихо.

Сад

  1. Читай быстро целыми словами « по кругу».

сады                         корзины                           растут

яблони                     мальчики                         срывают

сливы                       девочки                            работают

вишни         школьники                       кладут

  1. Научись читать как одно слово.

в саду,        на яблоне,        сливы и вишни.

  1. Каждый последующий слог произноси всё тише, а затем всё тише:

          Ра-ру-ры-ри рэ-ре.                     за- зу-зы-зи-за-зя

  1. Прочитай рассказ. Скажи, что делают в саду мальчики и девочки?

Сад.

    Возле школы сад. Там растут яблони, сливы и вишни. Школьники работают в саду. Мальчики срывают яблоки. Девочки кладут яблоки в корзины.

  1. Прочитай рассказ «Сад» ещё раз. Подчеркни группы слов, которые читаешь как одно слово.

  1. Прочитай рассказ « Сад» и придумай к нему три вопроса.

Грачи

  1. Читай целыми словами « по кругу».

грачи                           грачей                              улетают

зимой                          вместе                              улетают на юг

можно                         живут                               но не все

сядет                           осенью                             с воронами

ворон                          видеть                              а с ними

  1. Прочитай, выделяя голосом подчёркнутые слова в вопросе и ответе.

На ню  нью?              На ню нью.

На  ню  нью?             На  ню нью.

      На ню  нью ?             На ню нью.

  1. Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.

Осенью грачи улетают на юг.

Осенью грачи улетают на юг.

Осенью грачи улетают на юг.

Осенью грачи улетают на юг.

  1. Прочитай рассказ целыми словами.

Грачи.

    Осенью грачи улетают на юг. Но не все. Зимой тоже можно видеть грачей. Живут они вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними – грач.

  1. Найди в рассказе группы слов, которые читаются как одно слово, и обведи по образцу.

  1. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.

Какой цветок вручили чемпиону?

Какое блюдо приготовила стряпуха?

Как называют водный поток, у которого растёт гречка?

Куда забросили хомут?

  1. Почитай первое предложение рассказа « Грачи», прочитывая по одному слову.
  2. Читай рассказ « Грачи» в трёх темпах: медленно, средне, быстро.

Зима в лесу

  1. Читай целыми словами « по кругу».

снег                               высятся                                  накрылся

зима                              сугробы                                  накрылась

чистой                          тяжёлой                                  отдыхает

белой                            молодой                                 согнулись

притих                          глубокие                                скатерть

берёзы                          кружева                                  кружевные

  1. Научись читать как одно слово:

  1. Прочитай рассказ. Подчёркнутые слова выделяй голосом.

Зима в лесу

  Выпал снег. Чистой, белой скатертью накрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес… Кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берёз…

                                                    И. Соколов – Микитов.

  1. Прочитай второе предложение рассказа « Зима в лесу», причитывая по одному слову.

  1. Поставь к выделенным словам вопросы по образцу:

Густой выпал снег зимой. Какой снег выпал?

Густой выпал снег зимой.

Густой выпал снег зимой.

  1. Перескажи рассказ «Зима в лесу».

Щенки

  1. Читай быстро целыми словами « по кругу».

Сеня                           назвал                          Гриша и Сеня

Гриша                        вырос                           научил

Шарик                       подарил                        научился

Дружок                     баловал                         был строг

щенки                       не баловал         и не научился

собака         хорошая                        дал кличку

  1. Научись читать как одно слово.

с  Шариком             а Дружок

так ничему        и не научился

  1. Прочитай, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Грише и Сене  подарили щенков?

Да, Грише и Сене.

Грише и Сене подарили Щенков?

Нет, не подарили.

Грише и Сене подарили щенков?

Нет, кошек.

  1. Составь предложения из данных слов.

Шарик, своего, назвал, Гриша, щенка.

  1. Поставь вопрос к подчёркнутому слову.

Гриша назвал своего щенка Шарик.

Как Гриша назвал своего щенка?

Сеня дал своему щенку кличку Дружок.

  1. Прочитай рассказ, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Щенки

  Грише и Сене подарили щенков. Гриша назвал своего щенка Щарик. Сеня дал своему щенку кличку Дружок. Сеня баловал Дружка. Гриша был с Шариком строг. Шарик вырос хорошей собакой. А Дружок так ничему и не научился.

  1.  Перескажи рассказ « Щенки».

Про лису

  1. Читай целыми словами.

Лиса                      лисичка                         охотница

ловит                    услышит                       готово

мышь                    мышей                          мышкует

пенёк                    пискнет                         попалась

зубок        заметит                         пушистый

видно                    кинется                         шевельнёт

рыжая        смотрит                         шевельнётся

  1. Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость чтения.

Я рыжая лисица,             Я зайку догоняла

Я бегать мастерица,        И в ямку бух!

Я по лесу бежала,            А там петух.

  1. Читай, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Лисичка зимой мышкует?           Лисичка зимой мышкует.

    Лисичка зимой мышкует?           Лисичка зимой мышкует.

Лисичка зимой мышкует?           Лисичка зимой мышкует.

  1. Прочитай рассказ. Подчеркни пары слов, которые читаешь как одно слово.

Про лису.

  Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице.

                                                   Е.Чарушин.

  1. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах

Ли-са-ды-ра-ки-ты _______________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

     ла-па-ра-но-ша-лун ______________________________________

     _______________________________________________________

     _____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Упражнения для развития навыков чтения 1-ков

Данный материал поможет учителю и родителямоказать практическую помощь ученикам, имеющим затруднения в овладении навыками чтения....

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы.

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы....

Упражнения для развития навыка чтения

Материал полезен для работы во время уроков грамоты в 1 классе,а также в предшкольной подготовке....

Упражнения для развития навыка чтения

Ежедневные  упражнения,  применение  котоорых  поможет  учащимся успешно овладеть навыками  чтения...

Упражнения по развитию навыка чтения.

Упражнения по развитию навыка чтения у младших школьников....

Упражнения для развития навыка чтения

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, формирующие и развивающие осознанность чтения, развивающие оперативное поле чтения и память....