Урок литературного чтения "Стихи Н. М. Рубцова о малой родине"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Галактионова Светлана Аркадьевна

Урок о жизни и творчестве поэта русского Севера Николая Михайловича Рубцова. На уроке рассматриваются стихотворения о малой родине:  "Моя родина милая", "На родину", "Ночь на родине", "Родная деревня", "Тихая моя родина". Урок поможет сохранить связь с родным краем, почувствовать себя его частичкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения   в 4 классе

Учитель: Галактионова С. А.

      Тема: Стихи Н. М. Рубцова о малой родине  

 

      Цель: привитие чувства   любви к малой родине на примере лирики Н.М. Рубцова

      Задачи:  

  1. Учить определять любимые образы малой родины на основе поэзии Николая Рубцова.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи.
  3. Воспитывать интерес к личности и творчеству Н. Рубцова, чувство любви к поэтическому слову, к малой родине. 

      Планируемые результаты:

        Предметные: умение читать выразительно стихотворения, передавая с помощью интонации настроение и чувства поэта; участие в коллективном обсуждении прочитанного.

        Личностные: эмоциональное и эстетическое восприятие художественных произведений; способность к оценке и самооценке своей работы.

Метапредметные:

        Регулятивные: умение определять и формулировать учебные задачи на уроке с помощью учителя, принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; оценивать результат своей деятельности.

        Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы и материалов буклета; умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства; умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению; развитие диалогической и монологической речи.

 Тип урока: частично-поисковый.

Оборудование: буклеты,  компьютер, мультимедиа.

Используемые технологии:  групповая технология, ИКТ, технология критического мышления, здоровьесберегающая, технология оценивания.

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

                                                                    Ход урока:

 

                                                 Организационный момент

1 слайд (литературное чтение)

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Аркадьевна. Я приехала к вам из посёлка Брин-Наволок.  Давайте мы с вами  познакомимся.

- Встаньте те, кто родился зимой.

- Встаньте те, кто любит читать стихи.

- Встаньте те, у кого хорошее настроение

Давайте начнём урок с отличным настроением! Итак, за работу!

                                                 Мотивация к деятельности

- Сейчас я прочитаю Вам отрывок из  стихотворения Татьяны Юдиной. А Вы подумайте, кому она посвятила эти строки.

                                                 

Поэт оставил на века

Свои творенья нам на радость.

Мы чтим сердечно земляка

И песни шлём ему в награду.

И пусть на емецких лугах

Та музыка святая льётся.

Букет цветов в его руках

Отрадой в сердце отзовётся.

                                       

- Кому посвятила эти строки Татьяна Юдина? (Поэту – земляку Николаю Рубцову)  

Актуализация знаний

На доске  портрет Н.М. Рубцова

Рядом с портретом учитель открывает таблички с названиями его стихотворений

«Моя родина милая»          «На родину!»        «Ночь на родине»

              «Родная деревня»       «Тихая моя родина»

Хоровое прочтение названий стихотворений по группам

- посмотрите на оформление на доске и попытайтесь сформулировать тему урока

Стихи Н. М. Рубцова о малой Родине   (учитель открывает)

- А какие задачи мы определим на урок?

● Будем учиться выразительно читать стихотворения Н. Рубцова, передавая чувства и настроение поэта.

● Попытаемся  определить любимые образы малой родины в лирике Н. Рубцова.

2 слайд (дом в Емецке)

- Кто может прокомментировать этот слайд?

3 января 1936 года  в Емецке, в семье Рубцовых родился сын Николай.   Рубцовы сначала поселились на втором этаже большого двухэтажного дома. Они жили в трёхкомнатной квартире. Прожив непродолжительное время в этой квартире, перебрались на первый этаж. Семье жилось нелегко, но люди знавшие семью Рубцовых, отмечали их гостеприимство, в их семье можно было найти не только обед или ужин, но и ночлег.  

Учитель детям предлагает открыть буклеты.

1 гр.

Дети читают отрывок из стихотворения Н. Рубцова «Моя родина милая»  по буклету (1 ученик выразительно у доски)

 - Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось другим

Моя родина милая,

Свет вечерний погас,

Плачет речка унылая

В этот сумрачный час.

Огоньки запоздалые

К сердцу тихому льнут,

Детки … малые

Всё никак не уснут…

- Что для поэта было родным? (любовь к малой родине).

- Подтвердите строчками из стихотворения

Только дорогого и близкого человека могут называть милой.

Под слайды с фотографиями, на которых изображена природа учитель читает:

У каждого  человека есть своя малая родина. При слове "родина" перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное. Ощущение «малой» родины неизбежно включает в себя природу, ту часть земли, тот её уголок, где человек родился и который он обживал, с которого начиналось познание большого мира.

- А что для вас  малая родина? (дети в группах обсуждают и записывают на листочках). Один ученик от группы зачитывает и прикрепляет в кластер.

Составление кластера в виде дерева

                                                     

                                                              деревня (село)

        

                     природа

                                                                                                       берёзы

                                                                                                               

  родной дом                                                                                     маленький городок

                                                                                                           

                                                                                               улица

                              родные места

                                                              красота  леса

3 слайд  Сочинение Н. Рубцова  «О родном уголке». Это сочинение о родном уголке будущий поэт написал в 7 классе. Мы сейчас прочитаем отрывок из этого сочинения и узнаем, о каком родном уголке писал Николай Рубцов.

2 гр.

О РОДНОМ УГОЛКЕ (отрывок из сочинения)

Тихий и красивый город Тотьма, утопающий в зелени садов, расположен на высоком живописном берегу реки Сухоны, несущей свои спокойные, задумчивые воды куда–то далеко–далеко...

…Может быть, тот, кто впервые побывал здесь, будет с сожалением покидать этот прекрасный и в то же время скромный уголок природы, стараясь запечатлеть в памяти его неширокие стройные улицы, залитые солнечным светом, его зеленые сады, в тени которых так хорошо и приятно можно отдохнуть в жаркий и знойный летний день, его спокойную светлую задумчивость, тишину, его чистый, прозрачный воздух.  

- прочитав строчки из сочинения, скажите, что для поэта является родным? (Маленький городок Тотьма, фотографии этого города мы видим на экране. Поэт часто бывал в этом городе). Заполняем кластер (Маленький городок)

Физминутка

Я буду читать стихотворение Н Рубцова «Про зайца», а вы инсценируйте в движении.

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шёл домой –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой весёлый крик.

Тихо стало в лесу, тишина в нашем классе.

3 гр.

Работа со  стихотворением «Первый снег» с сопровождением слайда.

4слайд  (фотографии из книжки)

- Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось другим

Первый снег (отрывок)

Ах, кто не любит первый снег

В замёрзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,

И на гармонь летят снежинки.

И весь в светящемся снегу

Лось замирает на бегу

На отдалённом берегу.

- Какие слова вам не понятны в этом стихотворении?

1.) (дожинки; дожинают колоски, окончание жатвы, в деревне отмечают праздник урожая).

2.) русло- углубление в почве. по которому течёт водный поток

- А вам не захотелось на улицу, дотронуться до белого-белого снега? А, может, вдруг захотелось ощутить его холодную пушистость, прикоснуться к какой-то тайне природы.

Выберем,  что здесь для поэта может быть родным? (Деревня)

4 гр.

 Один из обучающихся читает отрывок из стихотворения «Берёзы» с сопровождение слайда.

5 слайд  (слайд с текстом и автографом автора)

- Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось другим

             Берёзы (отрывок)

        Я люблю, когда шумят берёзы,

        Когда листья падают с берёз.

        Слушаю – и набегают слёзы

        На глаза, отвыкшие от слёз.

        

        Всё проснётся в памяти невольно,

        Отзовётся в сердце и в крови.

        Станет как-то радостно и больно,

        Будто кто-то шепчет о любви.

- Как определить, что это стихотворение?

Выберем, что здесь для поэта является родным?.   (Берёзы) 

Все слушают в исполнении автора стихотворение «Тихая моя подина»

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

-Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

- Какие чувства вы испытали при слушании стихотворения? (чувство грусти и воспоминаний о том, что уже нельзя вернуть; душевной боли – всё сильно изменилось; автор с нежностью говорит о школе; радость встречи с родиной «Тихая моя родина, я ничего не забыл!»).

- Чем дорога Николаю Рубцову и вам  «малая» родина? (см. кластер)

- Выполнили ли мы поставленные задачи на урок?  (Да!)

Я надеюсь, что сегодняшний урок посеял в каждом из вас доброе зёрнышко любви к малой родине, которое поможет вам сохранить связь с родным краем, почувствовать себя его частичкой.

Д/З (по выбору)

  1. Выберите наиболее понравившееся стихотворение Н. М. Рубцова, обоснуйте свой выбор и  подготовьте выразительное чтение. 
  2. Ответить на вопросы викторины.

°   Сколько всего в семье Рубцовых родилось детей, каким по счёту ребёнком был Коля?

° Кем  работал Михаил Андреянович  в 1935-37г., когда жил с семьёй в Емецке?

° Никольский детский дом стал для мальчика родным домом, все самые светлые детские воспоминания связаны с ним: замечательные педагоги, первые стихи, верные друзья… Кто такой Бурчик? Как называется стихотворение о нём?

° Коля с детства был душой компании. Способствовало этому его умение владеть различными музыкальными инструментами. На чём играл Николай Рубцов?

° «… Это единственный в Вологде композитор, кто на стихи мои пишет музыку, которая нравится мне!» Кому доверял свои стихи поэт?

° «Меня уже не вычеркнуть из русской поэзии. Я – автор «Звезды полей!» Нам нужно иметь… «Завершите слова Рубцова о своей роли в русской литературе.

                                                             Рефлексия

Ещё один из главных символов поэзии Н. Рубцова – звезда. Она манит, зовёт, притягивает, приглашает, горит.

        На облачке две звезды. На первой звезде написано «Полезно», а на второй звезде написано «Интересно». Каждый ученик берёт по маленькой звёздочке. Если урок был полезен, то ближе к звезде «Полезно». Если урок был интересен, то ближе к звезде «Интересно». Если урок был и полезен, и интересен, то расположите свою звёздочку между двумя большими. Если вам совсем не понравилось, то поместите на краю нашего облачка.

       

      Используемая литература:

  1. Васильев Н.П. Изучение  лирики Николая Рубцова в школе: учебное пособие/    Н Васильев. – Вельск: [б.и.], 2006 (ГУП «Вельская типография»), - 62 с.
  2. Клюкина А. литературная страница // Холмогорская жизнь: газета. – 2015. – №7. – с. 5.
  3. Оботуров В.А. Искреннее слово. Страницы жизни и поэтический мир Николая Рубцова: Очерк. – М.: Сов. Писатель, 1987. – 256с.
  4. Полётова М.А. Душа хранит…Николай Рубцов: Малоизвестные страницы биографии / Майя Полётова; постесл. О.И. Анашкиной. – М.: Молодая гвардия, 2009. - 285 [3] с.: ил.
  5. Рубцов Н.М. Видения на холме: Стихи, переводы, проза, письма / Вступ. ст. и сост. В.В. Коротаева; Худож. В.А. Сергеев. – М.: Сов. Россия, 1990.- 400с.
  6. Рубцов Н.М. Тихая моя родина: Стихотворения. – М.: Эксмо, 2006.- 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 1 классе "Моя малая Родина"(презентация к уроку)

Урок окружающего мира в 1 классе "Моя малая Родина"...

Урок окружающего мира в 3 классе. «Моя малая Родина – Чемал. Уникумы Чемала.»

Разработка урака окружающего мира в 3 классе "Моя малая Родина- село Чемал. Уникальные места Чемала". Урок- заочная экскурсия по окрестностям родного села. Защита одноименного проекта....

Презентация к уроку по окружающему миру "Защита проекта "Моя малая Родина"

Данная презентация составлена к уроку "Защита проекта "Моя малая Родина" по предмету "Окружающий мир" ФГОС 1 класс УМК "Школа России". Названия слайдов: природа нашего края, символы малой Родины, дост...

Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс Тема: Моя малая Родина - посёлок Боровой

Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс "Моя малая Родина - посёлок Боровой"....

урок окружающего мира в 1 классе "Моя малая родина"

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитании гражданина и патриота своей Родины, формировании нравственных ценностей.Цели проекта:Создание ...

Технологическая карта урока литературного чтения тема «Стихотворение Рубцова Н.М. «Про зайца»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний у обучающихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н. Рубцова «Про зайца» Задачи урока:...