Работа с пейзажной лирикой хакасских и русских поэтов на уроках литературного чтения в начальной школе
статья по чтению (1 класс) на тему

Колесник Надежда Леонидовна

Работа с пейзажной лирикой хакасских и русских поэтов на уроках литературного чтения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lirika.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ№1 г Саяногорск: Колесник Надежда Леонидовна

СТАТЬЯ «Работа с пейзажной лирикой хакасских и русских поэтов на уроках литературного чтения в начальной школе

«Поэзия есть огонь  загорающийся в душе человека.Огонь этот греет и освещает»так сказал Л.Н.Толстой.Уроки литературного чтения провожу по книге Климановой.Во втором классе при ознакомлении пейзажной лирики дополнительно вношу произведения хакасских поэтов,ведь второклассники уже имеют достаточный  читательский опыт и литературный опыт в анализе стихов.Цель таких уроков:воспитывать  бережное отношение к родной природе,гордость за свою малую родину.

 Каждый из детей увидит и почувствует читаемое по-своему индивидуально.Чтобы раскрыть эту индивидуальность урок начинается с мини- сочинения   «За окном-весна».

Дома дети готовили к уроку стихи хакасских поэтов Н.Г.Доможакова, М.Е.Кильчичакова о природе, о весне.Поддерживать эмоциональный настрой помогает беседа.Разговор идёт о чувствах автора,о настроении.Дети испытывают большую радость, что нашли стихи ,созвучные своему настроению, они делятся чувствами и переживаниями,восхищаются мастерству поэтов.Немного времени отводится на чтение про себя, слушателю-соседу.Такая работа снимает психологических барьер ,дети не боятся выразить своё «я».

В качестве примера работы над пейзажной лирикой  приведу фрагмент урока во II классе.

-Отгадайте ребус.(ЛИРИКА)

-От какого слова произошло слова ЛИРИКА? (от слова ЛИРА,на лире играли лирники,бродячие сочинители произведений.)

Звучат звуки ЛИРЫ.

-Как называют поэтов, которые сочиняют лирические произведения ?(поэты-лирики)

-Какие жанры лирических произведений знаете? (пейзажная, любовная, гражданская)

-Проведём исследование пейзажной лирики.(Дети отмечают, что поэт описывает картины природы,показывает любовь к природе и т.д.)

На доске возникают картины русского леса,хакасской степи.Звучат звуки чатхана.

Звучат стихи хакасских и русских поэтов о весне.(Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»,Н.Г.Доможакова «Весна»)

Непонятные слова записываются на доске.

-Каким настроением проникнуты стихи?

(Стихи проникнуты любовью  к родной природе)

-Какие чувства владели поэтами,когда они писали стихи?

(Скорее всего радостные, с весенним настроением)

-Какие картины рисуют поэты?

(рассказы детей,выборочное чтение)

-Из каких образов они складываются?

-При помощи каких художественных средств?

-Какие краски,цвета,запахи,шумы используют поэты?

-Что хотели показать нам своими стихами?

(Поэты любят свой родной край.Они хотят научить нас видеть в обычном необычное ,научить замечать красоту природы, любить свою малую и большую Родину)

 -Прочитайте строчки,которые больше всех понравились.

Работа над пейзажными лирическими произведениями требует и особых домашних заданий.Я предлагаю детям больше узнать о жизни хакасских и русских поэтов, подобрать стихи на эту тему других авторов,нарисовать иллюстрацию,выучить наизусть стихи по желанию,составить устный или письменный рассказ об увиденном на природе.Особое место в работе по восприятию пейзажной лирики я отвожу экскурсии.Наблюдая лес под весенним солнцем, берёзу в серёжках.Встречи с природой дают бурю эмоций и чувств у детей.Наша школа на берегу могучего Енисея и я не перестаю удивлятся, что картины природы, которые дети видят далеко не в первый разбудят в них столько чувств.Работа эта не проходит бесследно.Учащиеся начинают замечать красоту окружающего мира, подмечать изменения в природе.В классе звучат слова: «Мы видели…», «Мы любовались..»

Хакасские и русские литературные произведения воспитывают и формируют ребёнка как личность.Чуткие доброжелательные отношения складываютя в классе не без помощи этих уроков.А сами уроки доставляют огромное удовольствие и ребятам,и мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Организация исследовательской работы на уроках литературного чтения в начальной школе

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. С началом XXI века становится все более очевидны...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Работа над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе

Несмотря на внимание методистов к рассматриваемой теме в области обучения выразительному чтению много ещё неясных и нерешенных вопросов, которые необходимо решать теоретически и экспериментально. Одно...

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...