Технологическая карта урока. Литературное слушание. Сказка о природе. Э. Шим «Всем вам крышка».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Технологическая карта составлена для обучающихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Фиалковская Наталия Владимировна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «Г»

Тип урока: изучение нового  материала

Дата проведения: 17.11.2015г.

Тема

Литературное слушание. Сказка о природе. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цель

  • Познакомить с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе.
  • Учить анализировать художественный текст.
  • Расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе.
  • Учить понимать и объяснять нравственно – этические правила поведения героев произведения, обогащать свой нравственный опыт.

Задачи

Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.
Развивать целостное восприятие художественных образов.

Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.
Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.
Воспитывать чувство сопереживания.

Планируемый результат

Познавательные УУД – развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со   сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Предметные: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

Основные понятия

Сказка, народная, авторская, сюжет, писатель

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык.

Ресурсы урока:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина;
  •  тетрадь «Литературное чтение»;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • презентация по теме урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует эмоциональный настрой на урок.. (Слайд 1)

Психологическая гимнастика.

- Какое время года наступило?
- Покажите, что вы замёрзли и съёжились зимой;

- Покажите, что вы отогрелись и расслабились.

- Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше.

- Представьте, что вы лепите снеговика, играете в снежки, катаетесь на санках с горки. Покажите улыбкой  какое у вас настроение?

- Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Познавательные УУД 

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Формулирование познавательной цели.

Личностные УУД 

Жизненное самоопределение

II.Речевая разминка

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

-На доске написано предложение. Прочитайте его, выделяя голосом, то слово на которое я показываю.

«Падают с неба снежинки»

«Падают с неба снежинки»

«Падают с неба снежинки»

На слайде № 1появляется стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

 Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

А.Пушкин.

- Почему зимнее время года называют волшебным?

Читают предложение.

Дети слушают и отвечают

Познавательные УУД

Умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД

Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

III. Актуализация знаний 

Цель 

Усвоение литературоведческих понятий. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Вспомните стихотворение с которым мы знакомились два урока назад.

- Расскажите стихотворение З. Александровой «Зима»

- С каким произведением о зиме мы знакомились на прошлом уроке?

- Перескажите по плану.

  1. Зайцы-беляки.
  2. По первой пороше..
  3. Медведь в берлоге..

Дети называют произведения З. Александровой «Зима».

 Соколов-Микитов «Зима в лесу»

Пересказывают по плану.

Познавательные УУД осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV.Самоопределение к деятельности.

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме.

Слайд № 2

- Как зовут писателя?

Слайд № 3, 4

Прочитайте названия книг, которые написал Эдуард Шим и скажите о чём любил писать этот человек?

- Э. Шим рассказывает детям о природе в занимательной форме, с помощью необычных образов.

- Хотите прочитать такое произведение?

Ответы детей.

Дети читают названия книг на слайде.- Э. Шим пишет о природе.

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;

V. Знакомство с новым произведением.

(20 мин)

Цель:

 - включение новых знаний в систему знаний ребенка

- Слушайте! Слайд № 5

- Э. Шим "Всем вам крышка!"

- Какое необычное название!

- Как вы понимаете такое высказывание: "Всем вам крышка!"?

Слайд № 6

- В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно.

-Объясните значение этих слов.

 

 

Ответы учащихся.

- Кого-то накажут, всем вам конец.

Познавательные УУД

Умение работать с книгой, давать четкие определения понятиям; осознанное построение речевого высказывания в устной  форме;

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Vl. Постановка проблемы.

Цель:

-поставить проблему и искать её решение

Учитель читает самое начало:

"Шёл Морозко первый раз по лесу:"

-Ребята, кто такой Морозко?

-В каких произведениях встречается?

-Каким он обычно бывает в сказках?

-Слушайте дальше.

Учитель читает 1 и 2 абзац текста

-Ребята, Морозко весёлый, добрый, справедливый?

-Да ещё обещает: "Всем вам крышка!".

- А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?

-На какой вопрос нам надо найти ответ?

7 слайд (проблемный вопрос)

-Кому Морозко грозит?

-Мороз, Мороз Иванович, Дед Мороз.

- В сказочных.

- Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:

 

 

-Злой, сердитый.

 

 - Птицам, рыбам, животным, людям,

весне, насекомым.

- Кому грозит Морозко?

Познавательные УУД

определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(логические) Анализ с целью выделения существенных признаков

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

VIl. Проверка гипотезы.

Физминутка

-Что нам нужно делать, чтобы найти ответ на этот вопрос.

8 слайд

План работы.

1.Читать.

2.Наблюдать.

3.Рассуждать.

4.Вывод.

- План наших действий наметили?

Читает произведение учитель с учеником (по ролям)

- Понравилось это произведение?

-Кто главный герой этого произведения?

-Положительный это персонаж в сказке или отрицательный? Каким вам представляется  Морозко?

Теперь вы читаете сказку, а потом будем искать ответ на наш вопрос (учебник, стр.135)

- Почему Морозко рассердился?

- Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать?

На экране появляются замороженные лужицы.

Слайд 9

- Какие поверхности он заморозил?

- Для чего он это делал?

- О чём просили его обитатели водоёмов?

- Зачитайте.

- Как поступил Морозко? Послушал ли он    

  просьбы водяных жителей?

-Понравились ли вам поступки Морозко?

-Ребята, как, вы, думаете, удалось ли

 Морозко расправиться с жителями водоёмов?

-Как жителям удалось спастись?

 - Чем всё закончилось?

Должны сначала прочитать.

- Читая, будем наблюдать.

- Обязательно порассуждаем.

- В конце сделаем вывод.

 -Наметили.

 

- Морозко

-отрицательный

Дети читают по цепочке.

Ответы учащихся.

-Все остались живы и ждут прихода весны

Познавательные УУД

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Коммуника.тивные УУД

Уметь работать в коллективе, проявлять активность.

VIIl. Выражение решения.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?

- Кому Морозко грозит?

- А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не покрывались льдом?"

- Так правильно поступил Морозко, приготовив на зиму ледяные крышки для водоёмов или неправильно?

- Так Морозко по-прежнему остаётся сердитым и злым персонажем?

- В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.

-О каком явлении в природе рассказал Э. Шим?

- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов - ледоставе.

Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму.

- А теперь работа в группах. Каждому ряду я дам слова, из них вы должны будете составить предложение.

1.Морозко рассердился и стал делать ледяные крышки.

2.Морозко запечатал все лужи, болота, озёра, пруды.

3.Водяные жители живы – здоровы остались.

- Нашли.

- Обитателям водоёмов: насекомым, земноводным, рыбам.

- Все жители водоёмов погибли бы.

 

Ответы детей.

нет

Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители.

Работа в группах.

Познавательные УУД формировать и

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Личностные УУД

формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникативные УУД

 умение выражать свои мысли

lX. Реализация продукта.

- Какая группа справилась с заданием?

- Интересно было читать такое произведение?

Учащиеся в группе зачитывают составленные предложения.

 

 Ответы детей.

Личностные УУД

Оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуника.тивные УУД

Уметь работать в коллективе, проявлять активность.

X. Рефлексия.

Цели

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Так какая же тема урока была сегодня?

- К какому жанру относится это произведение?

- Выполнили ли мы план наших действий?

- Работали дружно?

- Ну, тогда все кому понравилось работать на  

  уроке, нарисуем на доске одну большую  

  снежинку.

Слайд 10 «Спасибо за урок»

- Э Шим "Всем вам крышка".

- К сказкам.

Каждый ребёнок рисует по одной чёрточке в снежинке.

Личностные УУД

формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Коммуникативные УУД

 умение выражать свои мысли

Xl. Домашнее задание.

Объявление оценок

-Читать сказку выразительно.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка-цепочка. Репка"

Технологическая карта изучения темы (результат)УчительМамина Алёна РашитовнаПредметЛитературное чтениеУМКПерспективная начальная школаКласс1 «А»Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнологи...

Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетентности младших школьников...

Технологическая карта урока литературного чтения "сказка о серебряном соколе" (УМК Перспектива, 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе».Задачи урокаДидактические:  1. Знать содержание произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"(УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане....

Технологическая карта урока Литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихом «Что такое стихи?»; ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; р...