пояснительная записка к рабочей программе
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Медведева Наталья Владимировна

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» .Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Н. В.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Нормативная база и УМК

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»  составлена                               в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Авторы программы Ю.А. Костенкова, Н.А. Цыпина. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми  документами 

     федерального уровня:

  • Закон Российской Федерации от 10.07. 2012 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденные постановлением  Главного государственного санитарного врача   Российской Федерации от 29.12.2010 №189.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образовании и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год;
  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе». (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Письмо МО РФ  № 1561/14-15 от19.11.1998);
  • «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе». (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

регионального уровня:

  • Приказ «Об утверждении примерных учебных планов для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденный Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.09. 2012 г. № 1057;

школы:

  • Устав  КУ  НС(к) НОШ VII вида утверждённый    09.09.2011г.
  • Учебный план КУ НС(к) НОШ VII вида, утвержденный приказом №175 от 06.05.2013;
  • Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс КУ «НС(к) НОШ VII вида», утвержденное приказом от 01.10. 2011 № 426;
  • Приказ от 30.08.2013 № 278 «Об организации образовательного процесса» (утверждение календарного учебного графика, расписания уроков);
  • Приказ от 01.10.2011 № 426 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов»

Учебно-методический комплекс:

  • Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. - М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010.
  • Климанова, Л. Ф.,  Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2011
  • Климанова Л. Ф., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение 2 класс. Учебник. (В 2 частях). - М.: Просвещение, 2011
  • Климанова Л. Ф., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник  (В 2 частях). - М.: Просвещение, 2012
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение.4 класс. Учебник. (В 2 частях). - М.: Просвещение, 2013.

          Дополнительная методическая литература

  • «Уроки   литературного   чтения».   1-4   класс.   -  М.:   Просвещение,   2005.   -   Серия «Успешный старт».
  • С. В. Кутявина. Универсальные разработки по литературному чтению. 1-4 класс. - М.: «Вако», 2007.
  • О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Тесты по литературному чтению. 1 - 4 класс. М.: АСТ-Астрель, 2007.
  • Л. И. Рудченко. Литературное чтение. 1-4 классы. Нестандартные уроки. Волгоград: «Учитель», 2006.
  • «Уроки литературного чтения»: методическое пособие к учебнику «Литературное чтение».1 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение. 2006.
  • «Уроки литературного чтения»: методическое пособие к учебнику «Литературное чтение».2 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение. 2006.
  • «Уроки литературного чтения»: методическое пособие к учебнику «Литературное чтение».3 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение. 2006.
  • «Уроки литературного чтения»: методическое пособие к учебнику «Литературное чтение».4 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение. 2006.

  1. Цели, задачи, структура и содержание учебного предмета

Цель:

обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

Задачи:

-  формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребёнка;

- преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

- развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

- привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Специфические общие задачи коррекционно-развивающего  обучения детей младшего школьного возраста:

  • Развитие до необходимого уровня психо-физиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
  • Обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребёнку осознанно воспринимать учебный материал.
  • Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям(осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения)
  • Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок», преобладающих на начальном этапе обучения в классах КРО, на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов.
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности(познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
  • Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений).
  • Повышение уровня общего развития школьников и коррекции индивидуальных отклонений.
  • Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.
  • Организация благоприятной социальной среды.

Структура и содержание курса

Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.

Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре.

При работе по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие — использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения.

Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.

При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, Наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.

Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В дальнейшем от ученика требуется умение самостоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного.

Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей из одного или разных рассказов.

Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся.

Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.

Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлении о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение Приобретает проведение специальных экскурсий.

Правильное восприятие текста связано с творческим ц воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие произведения.

На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению.

Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение, для которого в первые два года обучения выделяется по одному уроку в неделю, а в 4 классе — по одному уроку в две недели. Цель занятий по внеклассному чтению — формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются:

  • знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами;
  • воспитание читательской активности и любознательности;
  • расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам;
  • развитие индивидуальных интересов и склонностей;
  • обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения;
  • предоставление учащимся детской литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разнообразии;

•        формирование интереса к книгам и положительного
отношения к самостоятельному чтению.

Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потребность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания.

В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека.

Обязательным условием при руководстве самостоятельным детским чтением является развитие у учащихся умения использовать читательскую и языковую подготовку, полученную на уроках обучения грамоте, классного чтения, грамматики, правописания и развития речи, в том числе и умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности.

В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, устные уроки: журналы, конференции и т.п.

2 КЛАСС (136 ч)

Самое великое чудо на свете

Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

Устное народное творчество

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего дороже», «Котенок».

О братьях наших меньших

Н. Сладков «Они и мы», А Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок», В. Бианки «Музыкант», «Сова»

Из детских журналов

«Весёлые картинки», «Мурзилка», Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»;  Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»;  Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;  Ю. Владимиров. «Чудаки»;  А. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка».

Люблю природу русскую. Зима

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима аукает...», «Береза», «Два мороза», С. Михалков «Новогодняя быль», А Барто «Дело было в январе...», С. Дрожжин. «Улицей гуляет…»

Писатели детям

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе», С. Я. Маршак «Кот и лодыри», С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок», А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка добрая душа», Н. Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».

Я и мои друзья

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее», «Почему?»

Люблю природу русскую. Весна.

ф. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», А. Плещеев. «Весна», «В бурю», «Сельская песенка», А Блок. «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже не тот…», И. Бунин «Матери», Е. Благинина. «Посидим в тишине», Э. Мошковская. «Я маму мою обидел»

И в шутку и всерьез

Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»;  В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; . И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»  Г. Остер. «Будем знакомы», В Драгунский «Тайное становиться явным».

Литература зарубежных стран

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». Сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г. X. Андерсена «Принцесса на горошине», Э. Хогарт «Мафии и паук».

3 КЛАСС (136 ч)

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Докучные сказки.  Сказки «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк».

 

Поэтическая тетрадь 1

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин «Полно, степь моя…». «Встреча зимы»,  И.З. Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

А.С.Пушкин. «За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. «Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Поэтическая тетрадь 2

Н.А.Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово». И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги».

Литературные сказки

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон». А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черемуха».

Люби живое

М.М. Пришвин «Моя Родина», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку»,  В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок».

        Собирай по ягодке – наберешь кузовок         

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок». А.П.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама». М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н.Носов «Федина задача». Телефон».

По страницам детских журналов

«Мурзилка» и «Веселые картинки». Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой», Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Роман Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

4 КЛАСС (136 ч)

Летописи. Былины. Жития

 Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; Былина. «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики

 П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л.Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе сейчас

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства

 Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства».

Природа и мы

 Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;  С. А. Клычков. «Весна в лесу»;  Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;  С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина

И. С.  Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

1.3.  Организация учебного процесса

1.3.1. Реализуемые технологии: 

             Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение.

   Коррекционно-развивающее образование определяется как  совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.

          Содержание образования в системе КРО сохраняет  базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения.

 В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести  ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их  обучения. Цель начального обучения в системе коррекционно-развивающего обучения совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, писать, считать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, основы личной гигиены и здорового образа жизни.

              Принципы построения содержания учебного материала:

-практической направленности изучаемого материала; опоры на жизненный опыт, выделения сущностных признаков изучаемых явлений и объективных внутренних связей в содержании обучения как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности при определении объёма предъявляемого содержания; введение в содержание коррекционных разделов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности, актуализацию усвоенных ранее знаний и формирование общеинтеллектуальных  умений и навыков.

             Дидактические принципы:

-принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);

-коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);

-ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;

-дифференцированного подхода (учёт  индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);

-комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).

     Методическая основа технологии КРО – индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

          Педагогические технологии направлены на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации обучающихся,  формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый обучающийся  существует как активный субъект образовательного процесса.

Тип урока

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

Информационно коммуникативные технологии

Использование мультимедийных презентаций

Использование интерактивных пособий, ЦОР

Коррекционно – развивающее обучение (Шевченко)

Обучение  сотрудничеству обучающихся в   командах, группах  (проектная задача  А.Б.Воронцова)

Информационно - коммуникационная

Технология использования в обучении игровых методов

Технология  здоровьесбережения  (В.Ф.Базарнов)

Педагогическая поддержка  обучающихся  (О.С. Газман)

Технология деятельностного метода (Л.Г. Петерсон)

Проектные технологии

Урок вхождения в проект

Урок – защита проекта

Нестандартные уроки

Урок – игра

Урок – путешествие

Урок - исследование

Урок – викторина

         1.3.2. Основные формы, средства обучения.

            Организационные формы работы: фронтальная, групповая, парная (на этапе взаимопроверки), индивидуальная.

Методы обучения:

1 группа – словесные методы.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала и применяется на всех этапах школьного обучения.

Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Беседа – диалогический метод  обучения, при котором учитель путём постановки  тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет  усвоение ими уже изученного.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя.

2 группа – наглядные методы.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и т.п.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

3 группа – практические методы.

Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные , письменные, графические и учебно-трудовые.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.

1.4.  Основные требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету

                                             2 класс

обучающиеся должны знать:

  • фамилии трех-четырех писателей и названия их произведений для детей;
  • наизусть 7-8 стихотворений

     обучающиеся должны уметь:

  • читать вслух сознательно, правильно, целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова – по слогам) в темпе 30 – 40 слов в минуту; соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания;
  • находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • давать подробный пересказ небольшого доступного текста;
  • составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя;.
  • самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия автора, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением учителя.

                                 3 класс

 обучающиеся должны знать:

  • фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
  • наизусть 8 -10 стихотворений.

     обучающиеся должны уметь:

  • читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам) в темпе 50 -60 слов в минуту;
  • осознанно читать про себя;
  • определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним;
  • устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
  • пересказывать прочитанное подробно и сжато;
  • сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного;
  • самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.

                                      4 класс

обучающиеся должны знать:

  • фамилии 10 – 12 писателей (поэтов) и их произведений для детей;
  • детские периодические издания;
  • профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор, корректор);
  • наизусть 10 – 12  стихотворений (в том числе о разных временах года).

обучающиеся должны уметь:

  • читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту;
  • осознанно читать про себя текст любого объёма и жанров;
  • передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) своё отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам – по заданию учителя и по личной инициативе;
  • давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
  • воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
  • понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;
  • выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  •  замечать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;
  • различать в тексте, объяснять и пользоваться в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты – без употребления терминов);
  • составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
  • практически различать жанры художественных произведений(стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); отличать книгу художественную, научную; связный текст от набора предложений;
  • слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников  в процессе чтения;
  • делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;
  • ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных  носителях).

  1. Тематическое планирование  курса

2.1. Распределение часов по четвертям

Количество часов по программе за год – 136

во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Распределение часов по четвертям

Четверть

Кол – во часов

Кол-во часов и причины опережения или отставания

По программе

По КТП

факт

1

36

36

2

26

26

3

40

40

4

34

34

Итого

408

408



3. Диагностическая база

 3.1.   Планирование контроля

       Диагностическая база позволяет отследить степень реализации задач и уровень достижения ожидаемого результата. В процессе преподавания используется комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.

      Виды контроля: входной, промежуточный, тематический, итоговый.

Техника чтения

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2 класс

20-25

25-30

30-35

35-40

3 класс

40-45

45-50

50-55

55-60

4 класс

60-65

65-70

70-75

75-80

Особенности организации контроля по литературе

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или коллективного устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы -небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

3.2. Нормы оценок

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:   отсутствие   ошибок,      как   по   текущему,   так   и   по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4»      («хорошо»)        уровень      выполнения      требований      выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок ли не' более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2»      («плохо»)        уровень      выполнения      требований      ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

3.3. Контрольно – измерительные материалы

Контрольные работы по литературному чтению

Контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Для чтения вслух обучающимся предлагается незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.

Такой параметр, как осознанность, проверяется с помощью вопросов по содержанию прочитанного текста. Можно при данной проверке иметь экземпляры текста на каждого ученика и для себя. Это позволит с помощью условных значков отмечать ошибки и недочеты в тексте, чтобы в дальнейшем обучающийся мог провести работу над ошибками. При оценивании подсчитываются ошибки и недочеты прочитанного учеником фрагмента текста за 1 мин.

Одним из условий успешной адаптации к обучению в основной школе является формирование умения работать с текстами разных видов и жанров.

Каждый из тестов содержит текст для чтения (про себя) и задания разного типа:

а) выбор ответа из четырех предложенных;

б) краткий ответ;

в) развернутый ответ.

            В ряде заданий включается «умение работать с текстами из разных источников информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)».

При отсутствии в классе условий для выполнения этих заданий они могут быть выполнены дома.

Тест для 4-го класса состоит из двух текстов: научно-популярного «Мать-и-мачеха» Н. Нуждиной и художественного «Мать-и-мачеха» Н. Павловой.

Исходя из уровня-подготовленности класса тест может быть выполнен как на одном, так и на двух уроках. Предполагается единая оценка работы, но учитель может оценить правильность выполнения теста по каждому тексту отдельно.

Таблица «Проверка навыка чтения вслух (1-4-е классы)»

Ф.и. учащихся

Индивидуальные   особенности

Понимают прочитанное

Способ чтения

Правильность чтения

Читают по буквам*

Читают по слогаи

Читают по слогам+ целыми словами

Читают целыми словами

Без ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

6 ошибок и более

Допускали ошибки:

на пропуск, замену, искажение слов, слогов

на повторы слов, слогов

на постановку ударения

в окончаниях слов

*Этот способ чтения указывают только в 1 -х классах.

Ф.И.

учащихся

Выполнили всю работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

Проверка читательских умений работать  с текстом прочитанного произведения

2 класс

Ивовый пир

Зацвела ива - гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые - ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый «барашек» - пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец. Щёлкнешь -золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд.

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел - неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат.

Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях - полосатый, злой и голодный, как тигр.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива - пиру конец.

Зазеленеет, потеряется среди зелёных кустов. Пойди-ка тогда её отыщи! А сейчас она как букет золотой. И всех созывает на ивовый пир.

Н.И. Сладкое (136 слов)


Вопросы и задания

Прочитай текст «Ивовый пир» Н.И. Сладкова. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1.        В какое время года происходят
события, описанные в тексте?

а)        Зимой;

б)        весной;

в)        летом;

г)        осенью.

2.        Каких гостей привлекает к
себе ива?

а)        Шмелей, муравьев;

б)        комариков, жуков;

в)        стрекоз, ос;

г)        мух, бабочек;

д)        шершней.

3.        Как образно называет иву
автор?

4.        Какое значение вкладывает
Н.И. Сладков в слово
барашки!

а)        Цветочные серёжки ивовых
растений;

б)        небольшие кучевые облака;

в)        уменьшительно-ласкательное
к слову
баран;

г)        белая пена на гребнях волн.

  1. Как называет автор каждого нового «барашка» на иве?
  2. Чем лакомятся насекомые на иве?
  3. Как образно называет пыльцу автор?
  4. Почему насекомые торопятся насладиться пиром?

Зазеленеет ива:

а) закончится буйное цветение;


б)        потеряется среди буйных
кустов;

в)        другие насекомые оттеснят
этих гостей;

г)        наступят заморозки, и опадут
«барашки».

9. Определи насекомых, к которым относятся вписанные в таблицу образные выражения.

Названия животных

Образные выражения

Крошечные вертолётики

Полосатый, злой и голодный, как тигр

Неуклюжий, мохнатый, как медведь

Поджарые, быстрые, голодные

10.        Вставь пропущенные слова в
предложения, которыми обычно
заканчиваются волшебные
сказки.

а)        И закатили они        

на весь мир.

б)        На том        я был,

мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.

11.        Определи, в какой из
сборников ты поместишь этот
текст.

а)        Толковый словарь;

б)        энциклопедия;

в)        сказочные истории;

г)        рассказы о природе

3 класс

Счастливый жучок

Прилетела на землю Весна. Попросила Весна красное Солнышко:

-        Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму.
Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые, и все

поползли,   побежали,   полетели   на  поляну.   Увидела  их  Весна  и говорит:

-        Я к вам прилетела с тёплого юга. Какие хотите вы получить от меня подарки?

Тут все сразу заговорили:

-        Видишь, Весна, как потёрлись, испачкались за осень и зиму
наши крылышки, какие мы все некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одежды, тогда мы будем по-настоящему веселы и счастливы.

Много красивых одежд раздала Весна.

Бабочке белянке дала она ярко-белое платье. Лимоннице - нежно-жёлтое, как золотистый осенний листок. Мотыльков, что кружатся возле весенних луж, одела она в голубую лёгкую кисею.

Кузнечики захотели одеться во фраки под цвет травы. А сердитые шмели и осы нарядились в жёлтые курточки с чёрными поясками.

-        Ну, кажется, всем я угодила, - сказала Весна, - теперь все
довольны.

В это время набежал ветерок, приподнял с земли прошлогодний сухой лист.

Заглянула Весна под листок и увидела маленького невзрачного жучка. Он и на жучка-то был не похож, скорее на бурого червячка.

  • Кто ты такой? - спросила Весна. - Как тебя звать?
  • Меня зовут Ивановым червячком.
  • Почему же ты сидишь под листом? Разве не хочешь получить красивый наряд? Разве не хочешь быть довольным и счастливым?

Жучок-червячок ответил:

-        А мне и так хорошо, я счастлив, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу. Мне не надо яркого платья - я ведь ночной жучок, я выползаю из-под листвы, когда уже стемнеет и в небе зажгутся первые звёзды. Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, ты так красиво его одела!

Удивилась Весна, что этот скромный жучок ничего для себя не просит. А потом поняла: он-то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живёт одним общим счастьем.

Г. Скребицкий

(296 слов)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Счастливый жучок» Г. Скребицкого. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Как попала на землю Весна?

а)        Прилетела; .

б)        пришла;

в)        приехала;

г)        примчалась.

2.0 чём просила Весна красное Солнышко? Выпиши слова из текста.

  1. Почему слова Весна и Солнышко написаны в тексте с большой буквы?
  2. Какими словами автор показывает стремление насекомых побыстрее попасть на поляну? Восстанови последовательность этих слов по тексту.

а)        Полетели;

б)        поползли;

в)        вылезли;

г)        побежали.

5.        Для чего попросили насекомые
у Весны яркие нарядные одежды?

«Мы тогда будем:

а)        радовать и веселить других;

б)        приносить пользу другим;

в)        веселы;

г)        счастливы».

  1. Кого увидела Весна под прошлогодним листком?
  2. Как ты понимаешь значение слова невзрачный? (Найди два правильных ответа.)

а)        Нелюдимый;

б)        непривлекательный;

в)        некрасивый;

г)        неразговорчивый.


8. Впиши в таблицу названия насекомых, получивших от Весны нарядные одежды.

Названия насекомых

Одежды, подаренные Весной

Голубая лёгкая кисея

Нежно-жёлтое, как золотистый осенний листок, платье

Фраки под цвет травы

Жёлтые курточки с чёрными поясами

Ярко-белое платье

9.        Как назвал себя червячок?

10.        Почему червячок не просил
ничего у Весны?

а)        Весна уже принесла ему счастье;

б)        Весна уже раздала все
лучшие подарки;

в)        он не знает, о чём просить Весну;

г)        червячок не хочет быть
счастливым.

  1. За что сказал спасибо Весне Иванов червячок? Ответ оформи в виде предложения.
  2. Объясни значение выражения: Всякому своё счастье. Ответ оформи в виде предложения.
  3. Почему Весна решила, что скромный жучок самый счастливый? Ответ выпиши из текста.
  4. Узнай другое название Иванова червячка в энциклопедии или в Интернете. Оформи информацию о нём. (Составь 3—4 предложения.)

4 класс

Мать-и-мачеха

Ты, наверное, видел рано весной на оттаявших пригорках маленькие золотисто-жёлтые цветы. Они похожи на одуванчики. Такие же ярко-жёлтые, только мелкие. Это цветы мать-и-мачехи.

Они появляются на голой бурой земле, когда кругом нет ни одного зелёного росточка. Ещё вчера здесь лежали остатки грязного снега. Когда же успели вырасти и расцвести эти храбрые цветы на коротких чешуйчатых стебельках?

Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Пригрело весеннее солнце и освободило золотоголовых пленников.

Мать-и-мачеха раскрывает свой цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни он спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку.

Посмотри внимательно на стебелёк. Он покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью.

Мать-и-мачеха - необычное растение. Сначала она цветёт, а потом отращивает листья. И листья у неё необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая и мягкая. Тёплая сторона - мать, а холодная -мачеха.

Среди летней зелени мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А между тем это лекарственное растение. Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Н. Нуждина (214 слов)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Мать-и-мачеха» Н. Нуждиной. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какой из месяцев появляются первые цветы мать-и-мачехи?

а)        В марте;

б)        в апреле;

в)        в мае;

г)        в июне.

2.        Подтверди свой выбор месяца, опираясь на информацию текста. Ответ запиши 2 - 3 предложениями.

3.        Почему первые цветы появляются на пригорках?

а) Цветы лучше увидят бабочки;

б) на них не наступят люди и животные;

в)        на пригорках снег тает быстрее;

г)        на пригорках больше влаги.

4.        В чем секрет быстрого появления цветов мать-и-мачехи?

а)        Мать-и-мачеха расцветает под снегом;

б)        мать-и-мачеха цветёт круглый год;

в)        цветы мать-и-мачехи никогда не вянут;

г)        растение появляется из земли с распустившимися цветами.

  1. Почему автор назвал цветы мать-и-мачехи «златоглавыми пленниками»? Ответ выпиши из текста.
  2. Вспомни, какие цветы раскрываются навстречу солнцу. При необходимости воспользуйся справочным материалом или Интернетом.

а)        Одуванчика;

б)        василька;

в)        мать-и-мачехи;

г)        ромашки.

7.        Какие приспособления защищают стебелёк цветка от солнца и холода?

а)        Кора;

б)        чешуйки;

в)        пушок;

г)        скорлупки.

8.        Какое определение даёт автор цветкам за раннее появление?

9.        Почему ранней весной не видно листьев растений? Ответ оформи в виде предложения.

  1. Почему это растение называют «мать-и-мачеха»? Ответ выпиши из текста.
  2. За какие заслуги мать-и-мачеху называют лекарственным растением? Ответ оформи в виде предложения.
  3. Восстанови с помощью цифр деформированный план текста.

а)        Какие приспособления защищают стебель от солнечных ожогов и холода?

б)        В чём необычность этого растения?

в)        Появление Первых цветов на оттаявших пригорках.

г)        Почему мать-и-мачеху называют лекарственным растением?

д)        В чём секрет быстрого появления цветов мать-и-мачехи?

е)        Почему цветы мать-и-мачехи нельзя увидеть в пасмурный день?

  1. Придумай два вопроса, ответы на которые есть в тексте. Начни вопросы со слова почему!
  2. Определи, в какой из сборников ты можешь поместить этот текст.

а)        Рассказы о природе;

б)        сказочные истории;

в)        энциклопедия;

г)        толковый словарь.

Мать-и-мачеха

На пригорках давно уже появились кучки стебельков мать-и-мачехи. Каждая кучка - семейка. Стебельки постарше - стройные, держат головку высоко, а к ним прижимаются маленькие, толстенькие, неуклюжие.

Есть совсем смешные, стоят сгорбившись, опустив головку, - точно стесняются, оробели, выглянув на белый свет.

Каждая семейка выросла из подземного корневища. В нём был с осени отложен запас пищи.

Теперь он постепенно тратится, но его должно хватить на всё время цветения. Скоро каждая головка превратится в жёлтый лучистый цветок, точнее, не в цветок, а соцветие - целое собрание маленьких, тесно прижатых друг к другу цветочков.

А когда они начнут отцветать, из корневища вырастут листья и примут на себя заботу - наполнить корневища новым запасом пищи.

Н.М. Павлова (108 слов)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Мать-и-мачеха» Н.М. Павловой. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

Если в данном тексте не найдёшь ответы на поставленные вопросы, воспользуйся текстом «Мать-и-мачеха» Н. Нуждиной.

1. В какое время года появились на пригорках кучки стебельков мать-и-мачехи?

а)        Зимой;

б)        весной;

в)        летом;

г)        осенью.

  1. Как ты думаешь, почему закрыты и опущены головки цветов на пригорке? Ответ оформи в виде предложения.
  2. Откуда берёт пищу каждая семейка цветов?
  3. Какой похожий на мать-и-мачеху цветок также накапливает запас питательных веществ?

При необходимости воспользуйся справочной литературой или Интернетом.

5.        Как учёные называют цветки
мать-и-мачехи?

а)        Корзинка;

б)        метёлка;

в)        кисть;

г)        соцветие.

6.        Какая часть растения принимает на себя заботу наполнять
корневища новым запасом пищи?

а)        Цветок;

б)        стебель;

в)        листья;

г)        корни.

  1. Какие образные выражения используют авторы-рассказчики, описывая эти замечательные цветы? Приведи 2-3 примера.
  2. Определи, в какой из сборников ты можешь поместить этот текст.

а)        Рассказы о природе;

б)        сказочные истории;

в)        энциклопедия;

г)        толковый словарь.

Проверка навыка чтения вслух

2 класс

Обидчики

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

-        Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому
лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут
тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

-        Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, - хмуро
пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

-        Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

-        Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась!
Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас,
только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

-        Вы-хо-ди!..

В.А. Осеева (127 слов)

Вопросы и задания

  1. На что жаловался Толя дома?
  2. Какой совет ему дала мать?
  3. Помог ли мальчику совет матери?

3 класс

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

  • Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
  • Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

-        Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно
мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

-        У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
-Так вы могли бы укрыться одним плащом,-сказала учительница

и, взглянув на Машу, покачала головой: - Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

В.А. Осеева (133 слова)

Вопросы и задания

  1. Назовите персонажей рассказа.
  2. Что произошло с девочками?
  3. Почему учительница сказала: «Видно, ваша дружба до первого дождя»?

        4 класс

Обыкновенный человек

В жаркой, сухой степи колодец.

Возле колодца изба. В ней живёт дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Едут-едут люди, заворачивают к колодцу, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик, в телеге под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

  • Что это за человек? - спросил внук деда.
  • Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды, напился сам, дал напиться деду и внуку. Вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

  • Что это за человек? - спросил деда внук.
  • И это ещё не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

  • А что это за человек? - спросил внук.
  • Обыкновенный, - ответил дед.

В.А. Сухомлинский (177 слов)

Вопросы и задания

  1. Почему утром мужик проехал мимо колодца?
  2. Как поступил второй проезжающий?
  3. Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?

Ответы к заданиям

2-й класс

А

Б

В

Г

Д

1

+

2

+

+

+

+

3

Золотой букет

4

+

5

Пуховый жёлтый цыплёнок

6

Комарики

Шершень

Шмель

Муравьи

7

Пыльцой

8

Золотой дымок

9

+

10

Пир

Пиру

11

+

3-й класс

А

Б

В   •

Г

1

+

2

Второе предложение    -

3

Эти слова выступают как имена собственные

4

4

2

1

3

5

+

+

6

1. Мотыльки. 2. Лимонница. 3. Кузнечики. 4. Шмели и осы. 5. Белянка

7

Маленького невзрачного жучка

8

+

+

9

Иванов червячок

10

+

11

Она красиво одела лес

12

Каждый счастье понимает по-своему

13

Последнее предложение

14

Иванова червячка называют светлячком. Ночью ярко светится самочка. Своим светом она привлекает

к себе самца

4-й класс (А)

А

Б

В

Г

Д

Е

1

+

2

Цветы появляются ранней весной. Первый весенний месяц - март

3

+

4

+

А

Б

В

Г

д

Е

5

Третий абзац

6

+

+

7

+

+

8

Храбрые цветы

9

Сначала цветёт, а потом отращивает листья

10

Шестой абзац, четвёртое - шестое предложения

11

Из её листьев и цветов заваривают чай и пьют при простуде

12

4

5

1

б

2

3

13

14

+

4-й класс (Б)

А

Б

В

Г

1

+

2

В пасмурные дни цветки спят, сложив лепестки в бутон и опустив головку

3

Из подземного корневища

4

Одуванчик

5

+

6

+

7

Золотисто-жёлтые, храбрые, златоголовые пленники,, жёлтые лучистые цветки

8

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре.

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 1 класс (Матвеев)...

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...