Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"
рабочая программа по теме

Логинова Оксана Руслановна

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_konstruirovaniyu.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Пояснительная записка

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  1. быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  2. быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или,  хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому  задачей  программы  является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет, поэтому при распределении тем занятий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения

Рабочая программа по конструированию дошкольников  составлена на основании  программы Л.В.Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»(2010) и Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала от средней до подготовительной к школе группе»(2006, 2009).

 Главное в программе Л.В.Куцаковой – развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми. Без запретов и категоричных отрицаний со стороны  воспитателя. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.

Программа работы по конструированию из строительного материала с младшими дошкольниками предусматривает 18 занятий в год. Время занятия 15  минут. Общее количество занятий в месяц – 2.

Программа работы по конструированию из строительного материала с детьми среднего дошкольного возраста предусматривает 18 занятий в год:

Конструирование из строительного материала – 13

Конструирование из бумаги – 5

Занятия по конструированию из строительного материала начиная с восьмого целесообразно чередовать с занятиями по конструированию из  бумаги.

Время занятия – 20 минут. Общее количество занятий в месяц – 2.

Программа работы по  конструированию  в старшей группе предусматривает 13 занятий в год. Время занятия – 25 минут. Общее количество занятий в месяц – 1 или 2(по программе).

Программа работы по конструированию в подготовительной к школе группе предусматривает 13 занятий в год. Время занятия – 30 минут. Общее количество занятий в месяц – 1 или 2(по программе).  

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, эвристический  или частично- поисковый, метод проблемного изложения); ведущие формы обучения: по условиям, по модели, по чертежам и схемам, по замыслу.

Целью рабочей программы является развитие  конструкторских способностей   детей.

Задачи программы: сформировать  у дошкольников  познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Основные  задачи   работы с детьми по конструированию:

Младшая группа

Рассмотреть с детьми элементарные постройки, выделяя их части; рассказать из каких деталей построена каждая часть, называя детали строительного набора: кубик, кирпичик, пластина, призма. Помочь овладеть элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства, деталями чередуя их, устанавливая на разные грани плотно к друг другу и на определенном расстоянии; создавать постройки с внутренним свободным пространством (будка, сарай, домик). Изменять постройки способом надстраивания(в высоту, в длину, ширину). Заменять детали. Различать части построек по величине (большая – маленькая, высокая – низкая, длинная – короткая, узкая – широкая). Развить элементарные навыки пространственной ориентации (в домике, около него, за ним, далеко, близко ит.д.), умение соотносить нарисованные детали с реальными. Научить строить элементарные постройки по чертежу: из кирпичика и кубика – стул, машину; из 5-6 одинаковых или чередующихся деталей – заборчики, башенки. Развивать представления о форме, величине, цвете. Развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки  по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.

Средняя   группа

Развить интерес к конструированию. Научить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение. Сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость). Научить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной  инструкции. Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету. Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации ( спереди, сзади, посередине, внутри). Научить строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам. Разбираться в несложных планах. Научить создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу. Развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей. В красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами. Предложить детям несложные конструкторы для экспериментирования с деталями. Показать способы крепления деталей, монтажа несложных конструкций. Побудить обыгрывать сооружения, объединяться в играх.

Старшая группа

Развить активный интерес к конструированию, играм- головоломкам, занимательным упражнениям. Поддержать стремление проявлять изобретательность,  экспериментирование. Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах. Поупражнять  в комбинировании, гармоничном сочетании деталей. Развить умение самостоятельно анализировать постройки, конструкции, чертежи, рисунки, схемы. Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение. Научить строить по словесной инструкции, по темам, по готовым чертежам и схемам (расчлененным и нерасчлененным). Развить эстетический вкус  в процессе  оформления сооружений дополнительными материалами. Плоскостное  моделирование. Научить самостоятельно, создавать общие планы, схемы будущих построек. Создавать элементарные чертежи конкретных построек, изображая их в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху). Научить совместному конструированию. Обдумывать замысел, продумывать этапы строительства, распределять работу, принимать общие решения, добиваться единого результата. Научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления. Сформировать навыки монтажа и демонтажа.

Подготовительная группа

Сформировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков,, фотографий, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов. Поупражнять в строительстве по условиям. Темам, замыслу. Научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения. Поупражнять в плоскостном моделировании, в создании собственных планов, схем, чертежей. В том числе чертежей построек в трех плоскостях. Поупражнять в индивидуальном и совместном конструировании. Научить широко использовать  разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои.

Требования к уровню подготовки воспитанников:

К концу учебного года дети могут:

2 младшая группа

  1. Знать, называть, использовать детали строительного материала.
  2. Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
  3. Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
  4. Различать части постройки по величине  (большая — маленькая, длин ная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая).

Средняя группа

  1. Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
  2. Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
  3. Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Старшая группа

  1. Анализировать образец постройки.
  2. Планировать этапы создания собственной постройки, находить конст руктивные решения.
  3. Создавать постройки по рисунку.
  4. Работать  коллективно

Подготовительная группа

  1. Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практичес кого назначения.
  2. Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назна чением.
  3. Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Способы проверки знаний, умений и навыков

  1. Наблюдение
  2. Беседа, объяснения дошкольников (старшая, подготовительная группы)
  3. Практический контроль
  4.  Рейтинг готового изделия
  5. Диагностика

       

Диагностика конструктивной деятельности детей ( Анализ продуктов деятельности):

1.Передача формы:

  1. форма передана точно – 3 балла  
  2. есть незначительные искажения- 2 балла
  3. искажения значительные, форма не удалась – 1 балл

2.Строение конструкции:

  1. детали  расположены, верно;
  2. есть незначительные искажения;
  3. детали конструкции  расположены неверно.

3.Передача пропорции конструкции:

  1. пропорции соблюдаются;
  2. есть незначительные искажения;
  3. пропорции переданы неверно.

 4.Композиция (соотношение по величине разных деталей, составляющих образец):

  1. соблюдается пропорциональность в расположении разных деталей;
  2. есть незначительные искажения;
  3. пропорциональность передана неверно.

5.Цвет  (разнообразие цветовой гаммы, творческое отношение ребенка к цвету):

  1. многоцветная или ограниченная гамма, соответствующая замыслу и выразительности конструкции;
  1. преобладание нескольких цветов в большей степени случайно;
  2. безразличие к цвету, конструкция выполнена в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

По всем критериям, имеющим группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе. Все оценки показателей по каждому критерию суммируются.(Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок -15,низшее – 5).На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками конструктивной деятельности.

Материалы для занятий по конструированию:

  1. Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный )  и крупный (напольный) строительный материал
  2.  Конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей
  3. Бумажные плоскостные модели разной формы, размеров, цветов
  4. Схемы, чертежи
  5. Трафаретные линейки
  6. Карандаши, фломастеры, ножницы                             

Список литературы

Воспитание детей во второй младшей группе детского сада (Сост. Г.М.Лямина.М., 1981.)

Воспитание детей в средней группе детского сада (Сост. Г.М.Лямина. М.,1982)

Воспитание и обучение детей пятого года жизни ( Под ред. В.В.Холмовской.

М.,1986.)

Воспитание и обучение детей шестого года жизни ( Под ред.

 Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. М., 1987)

Венгер Л.А. Мы строим дом ( Дошкольное воспитание. 1994.№8)

Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у  детей (Дошкольное воспитание. 1988, №1 – 6)

Детское творческое конструирование (Л.А.Парамонова, М.,1999)

Занятия по конструированию из строительного материала  в подготовительной  к школе группе детского сада(Л.В. Куцакова, М., 2006)

Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада(Л.В.Куцакова, М.,2006)

Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада(Л.В.Куцакова, М., 2009)

Зворыгина Е., Яворончук Л. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом (Дошкольное воспитание.1987. №1)

Конструирование и художественный труд в детском саду (Л.В.Куцакова, М., 2010)

Конструирование (З.В.Лиштван, М.,1981)

Парамонова Л., Урадовских Г.. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (Дошкольное воспитание.1985.№9)

Парамонова Л., Сафонова О. Проблема формирования обобщенных способов действий (Дошкольное воспитание.1985. №2)

Поддьяков Н., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания (Дошкольное воспитание .1985. № 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Поурочное планирование учебного материала по окружающему миру. Пояснительная записка к Рабочей программе

Календарнно-тематическое планирование по окружающему миру  3 класс УМК "Школа России"  создано с учётом программы А.А. Плешакова. Пояснительная записеа к Рабочей программе по окружающем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...