Поурочное планирование учебного материала по окружающему миру. Пояснительная записка к Рабочей программе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Чувилина Валентина Анатольевна

Календарнно-тематическое планирование по окружающему миру  3 класс УМК "Школа России"  создано с учётом программы А.А. Плешакова.

 

Пояснительная записеа к Рабочей программе по окружающему миру 3 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_planirovanie_okr_mir_3_klasss.docx53.08 КБ
Файл programma_po_okr._miru_3_klass.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Поурочное планирование учебного материала по окружающему миру 3 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Планируемые результаты

Виды и формы

контроля

Дата

Примечание

Освоение предметных знаний

УУД

Как устроен мир (6 часов)

1

Конституция Российской Федерации

1

Урок введения в новую тему.

Извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты. Объяснять значение слов «конституция», «правительство», «права», « обязанности», «закон».

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре.

Текущий. Фронтальный

02.09

2.

Природа

1

Урок введения в новую тему.

Анализировать текст учебника, Извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы. Объяснять значение слов: «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре.

Текущий.

Фронтальный;  индивидуальный

05. 09

3.

Человек.  

1

Урок-игра

Называть сходство человека и живых существ, их отличия. Различать внешность человека и его внутренний мир. Объяснять значения слов «восприятие», «память», « мышление», «воображение».

Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Формулировать выводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы.

Текущий. Фронтальный.

09. 09

4.

Проект «Богатства, отданные людям».

ПДД  Дорога, её элементы и правила поведения на ней.

1

Урок - проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика.

Текущий   Фронтальный

12. 09

5.

Общество.

1

Комбинированный.

Описывать по фотографиям Достопримечательности разных стран, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.  

Объяснять значения слов «семья», «народ»,  « государство», «общество».

Умение точно выражать свои мысли,  формулировать выводы из изученного материала. Умение читать таблицы и работать с ними.

Текущий.

17. 09

6.

Что такое экология.

1

Комбинированный.

Называть экологические связи и их  разнообразие. Объяснять значения слов «окружающая среда», «экология».

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

20.09

7.

Природа в опасности.

1

Урок исследование.

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Объяснять значения слов «заповедник», «национальный          

парк».

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение как каждый может помочь природе.

Фронтальный;  индивидуальный

24.09

Эта удивительная природа (18 часов)

8.

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа№1

«Тела, вещества, частицы».

Разнообразие веществ.  Практическая работа№2

«Обнаружение крахмала в продуктах питания» 

1

Урок исследование.

Объяснять значения слов «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды.

Описывать изучаемые вещества по предложенному плану.

Объяснять значения слов «химия», «поваренная соль», «крахмал»,

« кислота».

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Анализ объектов с целью выявления признаков.

Текущий Фронтальный

26. 09

   9.

Воздух и его охрана. Практическая работа№3

«Свойства воздуха»

1

Урок -  практика.

Учащиеся должны  объяснять основные свойства воздуха, используя знания о частицах. Называть правила охраны воздуха.

Анализ  объектов с целью выявления признаков (существен

ных,  несущественных )

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

01. 10

10

Вода.

Практическая работа№4

«Свойства воды».

1

Урок -  практика.

Учащиеся должны объяснять – основные свойства воды.
Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Объяснять значения слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход. Формулировать выводы и фиксировать их в тетради.

Проведение мини-исследования об использовании питьевой воды.

Текущий Фронтальный; индивидуальный

03. 10

11

Превращения и круговорот воды. Практическая работа№5

«Круговорот воды в природе»

1

Урок -  практика.

Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя.

Объяснять значения слова «состояние», «испарение», «круговорот».

Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

08. 10

12

Берегите воду!

ПДД  Пешеходные переходы.

1

Урок исследование.

Анализировать схему в учебнике сопоставлять полученные сведения с информацией из текста.

Понимать, что  надо беречь воду.

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный (тест)

10.10

13

Как разрушаются камни.

1

Урок - исследование.

Характеризовать процесс разрушения горных пород.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Текущий  Фронтальный;  индивид.

15. 10

14

Что такое почва. Практическая работа№6

 «Состав почвы».

1

Урок -  практика.

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, характеризовать меры по охране почвы от разрушения. Объяснять значения слова «перегной».

Анализ объектов с целью выявления признаков (существен

ных,  несущественных),

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

17. 10

15

Разнообразие растений.

1

Урок развития умений и навыков.

Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3);

 раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Объяснять значения слова «ботаника».

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Подготовить доклад об одном из видов растений. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий Фронтальный; индивидуальный

22. 10

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

Изучение нового материала.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений.

Умение точно выражать свои мысли,  формулировать выводы из изученного материала. Придумывать фантастический рассказ. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.

Текущий

24. 10

17

Размножение и развитие растений. Практическая работа.№7

«Размножение и      развитие растений».

1

Комбинированный

Использовать знания и умения для ухода за растениями. Характеризовать с помощью схем разные стадии развития растений из семян.

 Объяснять значения слова

 « опыление».

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Анализ  объектов с целью выявления признаков (существен

ных,  несущественных )

Текущий Фронтальный; индивидуальный

29. 10

18

Охрана растений.

Проверочная работа.

1

Контрольно-обобщающий урок.

 Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.

Текущий

31.10

19

Разнообразие животных.

1

Урок формирования умений и навыков.

Учащиеся должны  знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных. Приводить примеры животных разных групп. Определять животных, изображённых на рисунках.

установление причинно-следственных связей,

Объяснять значения слова

«зоология», «земноводные», « пресмыкающиеся».

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение работать с          текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Текущий Фронтальный; индивидуальный

12.11

20

Кто  есть кто?

Проект «Разнообразие природы родного края».

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика.

Текущий

Фронтальный

14.11

21

Размножение и развитие животных.

1

Урок формирования умений и навыков.

Рассказывать о развитии и размножении животных разных групп.

Объяснять значения слова

«личинка», «куколка» «малёк» «головастик».

Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Текущий

Фронтальный

19.11

22

Охрана животных.

ПДД  Пешеходные переходы.

1

Урок-конференция.

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

21.11

23

 В царстве грибов.

1

Урок развития умений и навыков.

 Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

26.11

24

Великий круговорот жизни.

1

Контрольно-обобщающий урок.

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Текущий Переодический

28.11

Мы и наше здоровье (10 часов)

25

Организм человека.

1

Урок введения в новую тему.

Называть и показывать на модели органы человека.

Объяснять значения слова

«система органов».

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

03.12

26

 Органы чувств.

1

Урок - исследование.

Называть органы чувств человека. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

Объяснять значения слова

«обоняние», «осязание».

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели структурирование знаний.

Текущий Фронтальный

05.12

27

Надежная защита организма.

Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи».

1

Урок -  практика.

Характеризовать средства ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Объяснять значения слова

« ушиб» «ожог» «обмораживание».

Выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

10.12

28

Опора тела и движение.

ПДД  Нерегулируемые перекрёстки

1

Урок развития умений и навыков.

Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Объяснять значения слова

«скелет», «мышцы», «осанка».

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели структурирование знаний.

Следить за правильной осанкой на уроке и вне его,  выполнять физминутки.

Текущий Фронтальный

12.12

29

Наше питание.  Проект « Школа кулинаров».

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Объяснять значения слова

«белки», « жиры», « углеводы»,    «пищеварительная система».

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

17.12

30

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 9

« Подсчёт ударов пульса».

1

Урок -  практика.

Рассказывать о дыхательной и кровеносной системе, их строении и работе.

Объяснять значения слова «дыхательная система», кровеносная система».

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

Текущий

Фронтальный

19.12

31

Проверим и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

Контрольно-обобщающий урок.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,   осознание качества и уровня усвоения: оценка результатов работы.

Итоговый.

24.12

32

Презентация проектов

« Богатства, отданные людям»,

« Разнообразие природы родного края»,

« Школа кулинаров».

1

Урок-конференция.

Представлять результаты проектной деятельности. Формулировать адекватную оценку своих достижений.

Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Текущий

Фронтальный

26.12

33

Умей предупреждать болезни.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть способы закаливания организма, поведения в случае заболевания.

Объяснять значения слова

«закаливание», «инфекционные болезни»,  «аллергия».

Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности  и способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий Фронтальный

34

Здоровый образ жизни.

ПДД  Нерегулируемые перекрёстки

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие.

Объяснять значения слова

«здоровый образ жизни».

Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий Фронтальный;

Наша безопасность (7 часов)

35

Огонь, вода и газ.

1

Урок введения в новую тему.

Учащиеся должны называть наизусть экстренного вызова. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Объяснять значения слова

«диспетчер».

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности  и способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

36

Чтобы путь был счастливым.

1

Контрольно-обобщающий урок.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде и автомобиле, транспорте.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Текущий

Фронтальный

37

Дорожные знаки.

ПДД Регулируемые перекрёстки Светофор.

1

Контрольно-обобщающий урок.

Называть дорожные знаки, знаки сервиса.

Объяснять значения слова

«сервис».

Текущий

38

Проект «Кто нас защищает».

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика.

39

Опасные места.

ПДД  Нерегулируемые перекрёстки

1

Урок систематизации знаний

Называть правила поведения в опасных местах.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Текущий Фронтальный; индивидуальный

40

Природа и безопасность.

1

Контрольно-обобщающий урок

Понимать какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, собаки. кошки

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

41

Экологическая безопасность.

Практическая работа №10

«Устройство и работа бытового фильтра для воды»

1

Урок -  практика

Называть правила экологической безопасности.

Объяснять значения слова

«цепь загрязнения», «бытовой фильтр»

Выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Текущий

Фронтальный

Чему учит экономика (12 часов)

42

Для чего нужна экономика

1

Урок введения в новую тему

Раскрывать понятия «экономик», «потребности», «услуги»

Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.

Текущий Фронтальный

43

Природные богатства и труд людей - основа экономики

1

Изучение нового материала

Раскрыть роль науки в экономическом развитии. Приводить примеры использования.  Природных богатств и труда  в процессе производства товаров.

Объяснять значения слова

«капитал», «труд».

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение работать с          текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Текущий Фронтальный

44

Полезные ископаемые. Практическая работа №11.

«Полезные ископаемые»

1

Комбинированный.

Называть наиболее важные и полезные  ископаемые.

Объяснять значения слова

«месторождение», «геолог».

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

45

Растениеводство

Практическая  работа №12

«Знакомство с культурными растениями" .

1

Урок -  практика

Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать их.

Объяснять значения слова

«отрасль», «растениеводство»

Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности  и способов решения проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

46

Животноводство

ПДД

Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае

1

Урок- исследование

Называть домашних сельскохозяйственных животных, их содержание, разведение и роль в экономике.

Объяснять значения слова

«животноводство»

Текущий Индивидуальный

47

Какая бывает промышленность.

1

Урок- исследование

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком.

Объяснять значения слова

 «электроэнергетика»,

«металлургия», «машиностроение»

Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

48

Проект «Экономика родного края».

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика

49

Что такое деньги.

Практическая работа №13 «Знакомство с различными монетами»

1

Урок -  практика

Называть виды денежных знаков:

Банкноты, монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Объяснять значения слова

«деньги», «бартер», « купля -продажа».

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

50

Государственный бюджет

ПДД.  Дорожные знаки

1

Изучение нового материала

Объяснять: зачем нужен бюджет.

Объяснять значения слова

«бюджет», «доходы», «расходы», «налоги».

Умение работать с          текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

51

Семейный бюджет

1

Изучение нового материала

Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

Объяснять значения слова

«стипендия», «пенсия».

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение работать с          текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

52

Экономика и экология

1

Контрольно-обобщающий урок

Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

 Объяснять значения слова

«танкер», »экологическая катастрофа», «экологический прогноз».

Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы.

Осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

Периодический

Фронтальный; индивидуальный

53

Экономика и экология

1

Урок- исследование

Приводить примеры изменения экономических   проектов под влиянием экологов.

Постановка и формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

Путешествие по городам и странам (15 часов)

54

Золотое кольцо России.

1

Урок-путешествие.

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца.

Объяснять значения слова

«финифть»

Умение работать с          текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Умение получать информацию на основе изучения карты.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

55

Золотое кольцо России

ПДД

Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае

1

Урок-путешествие.

Узнавать достопримечательности городов  Золотого кольца по фотографиям.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Умение читать схемы и работать сними.

Текущий

56

Золотое кольцо России

1

Урок-викторина.

Называть города  Золотого кольца России.

Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.

Текущий Фронтальный;  индивидуальный

57

Проект «Музей путешествий».

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительную информацию создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно усвоено и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, оценка результата работы. Сотрудничество учителя и ученика.

Текущий

58

 Наши ближайшие соседи.

1

Урок-путешествие.

Называть государства, граничащие с Россией их столицы.

Объяснять значения слова

«сухопутные границы», «морские границы».

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

59

На севере Европы

1

Урок-путешествие.

Называть страны севера Европы, их столицы. Описывать достопримечательности.

Объяснять значения слова

«Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», « гейзер».

Текущий

60

Что такое Бенилюкс

1

Урок-путешествие.

Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности по фотографиям.

Объяснять значения слова

«дамба».

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Текущий Фронтальный

61

В центре Европы

1

Урок-путешествие.

Называть страны центра Европы, их столицы. Описывать и узнавать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей Европы.

Текущий Фронтальный; индивидуальный

62

Путешествие по Франции и  Великобритании.

1

Урок-путешествие.

Показывать местоположение Франции на карте, называть столицу. Описывать и узнавать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать известных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Текущий

Фронтальный

63

Путешествие по Франции Великобритании

1

Урок-путешествие

Показывать местоположение  Великобритании на карте, называть столицу. Описывать и узнавать достопримечательности  Великобритании по фотографиям. Узнавать замечательных людей.

Текущий Взаимоконтроль

64

На юге Европы

1

Урок-путешествие

Показывать местоположение  Греции и Италии на карте, называть столицу. Описывать и узнавать достопримечательности  Греции и Италии по фотографиям. Узнавать замечательных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Текущий

 Фронтальный

65

По знаменитым местам мира.

1

Комбинированный

Описывать по фотографиям достопримечательности.

Периодический

самоконтроль

66

Что мы узнали и чему научились за год

Проверим себя и оценим свои достижения.

ПДД

Где можно и где нельзя играть.

1

Контрольно-обобщающий урок.

Адекватно оценивать  и анализировать свои знания/незнания.

Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,   осознание качества и уровня усвоения: оценка результатов работы

Итоговый

67

Презентация проектов

«Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

Урок- конференция

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Текущий

Фронтальный

68

Презентация проектов

«Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

Урок- конференция

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Текущий

Фронтальный



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по Окружающему миру создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом авторской программы «окружающий мир» А. А. Плешакова.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

Задачи курса:

  • Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В основе методике преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания.  Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Программа типовая. Изменений в программе нет.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся     3 «Б» класса и специфики классного коллектива. В классе обучается 28 детей, из которых мальчиков – 16, девочек - 12. Между обучающимися достаточно спокойные, бесконфликтные отношения. Некоторые дети гиперактивны, неусидчивые, с рассеянным вниманием. Требуют постоянного контроля со стороны учителя. В классе есть  учащихся, которые отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу. Некоторые ребята пассивные, некоммуникабельные, мало проявляют активность. Есть достаточное количество учащиеся, которые имеют трудности с грамотной монологической речью. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения. Эти методы должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. Выделяется группа учащихся способных, внимательных, готовых помочь другим. Это дети, которые умеют терпеливо и внимательно выслушать других учащихся и учителя. Эта группа учеников проявляет достаточное желание и возможность учиться на заданном учителем уровне. С учётом этого в содержание разделов предмета или в содержание каждого урока включён материал повышенного уровня сложности, задания поискового характера, предлагаются дифференцированные задания. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.  Диагностика мотивации к обучению показала, что сами желают учиться и это им нравится –16 человек. Можно с уверенностью сказать, что у обучающиеся в 3 «Б» класса работоспособность на уроке на среднем уровне, темп работы достаточно высокий. Успеваемость в классе –75%, качество знаний –100%.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира  в 3  классе отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68  часов (34 учебные недели).

Используемый УМК:

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2012,

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 3 класса начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2013

Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты для учащихся 3 класса начальной школы. М. Просвещение, 2013.

Электронное приложение к учебнику.

Содержание рабочей программы

 3 класс  (68 ч)

Как устроен мир

      Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
      Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
      Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
      Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
      
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
      
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа

      Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
      Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
      Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
      Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
      

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
      Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
      Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
      Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
      Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
      
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье

      Организм человека. Органы и системы органов.
      Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
      Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
      Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
      Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
      Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
      Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
      
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

      Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
      Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
      Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
      Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
      Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
      
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
      
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика

      Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
      Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
      Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
      Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
      Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
      Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
      Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
      Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
      
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам

      Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
      Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
      Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
      Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
      Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
      
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

В программу по окружающему миру интегрирован курс по ОБЖ, направленный на изучение правил дорожного движения.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по городам и странам

15

Итого:

68

Используемые технологии обучения

Формы: урок.

Типы уроков:

урок изучение нового материала

урок совершенствования знаний, умений и навыков

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

комбинированный урок;

урок контроля, оценки и коррекции знаний.

урок – беседа

урок – игра

Нетрадиционные виды уроков:

-урок-исследование

- практическое занятие

- урок-презентация

- урок-проект

- работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

- выполнение практических работ

- моделирование объектов и процессов

Педагогические технологии (элементы)  и принципы обучения

 1.Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения

 2.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества

3.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-игровые технологии.

- технология проблемного обучения

- здоровьесберегающие технологии,

-технология обучение в сотрудничестве

Формы организации контроля.

-диагностические работы

-проверочные работы

-тесты

-устный опрос

Результаты изучения

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • что такое тела, вещества, частицы;
  • компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
  • компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;
  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
  • группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
  • основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране, в т.ч в Амурской области;
  • некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
  • строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
  • основные  полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Амурской области, и их назначение;
  • элементарные экономические понятия;
  • названия государств, граничащих с Россией  и их главные достопримечательности;
  • основных представителей флоры и фауны Заполярья;
  • основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
  • основные дорожные знаки и их назначение;
  • номера телефонов экстренных служб;
  • основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.

  • Обучающиеся должны уметь:
  • различать наиболее распространенные в Амурской области растения, животных;
  • устно описывать объекты природы;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи вприроде и между природой и человеком;
  • подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
  • оперировать с моделями, указанными в программе;
  • изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
  • определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
  • составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне,  отраслях экономики Амурской области (по плану или опорным словам);
  • «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Амурской области;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

  К концу 3 класса учащиеся должны знать:
      человек — часть природы и общества;
      что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
      основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
      основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
      взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
      взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
      строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
      правила гигиены; основы здорового образа жизни;
      правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
      потребности людей; товары и услуги;
      роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
      некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
      
Учащиеся должны уметь:
      
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
      проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
      объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
      выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
      выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
      владеть элементарными приемами чтения карты;
      приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива

Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива"

Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс 2012-2013уч.год...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру УМК "Гармония"

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру УМК "Гармония"...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Тематическое планирование учебного материала по Окружающему миру для 4 класса

Тематическое планирование учебного материала по "Окружающему миру" для 4 класса на 2014-2015 учебный год...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка Рабочая программа предмета  «Окружающий мир» составлена на основе:·         В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...