Рабочая программа по музыке 1-4 Школа XXI век
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме

Карапузова Елена Юрьева

Рабочая программа по музыке 1-4 Школа XXI век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_1-4_shkola_xxi_veka.docx82.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов  разработана на основе авторской программы   "Музыка" автор В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр.  соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.),  М.:Вентана-Граф, 2011.

Общая цель начального общего образования с учётом специфики учебного курса

-воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всего  их духовного обогащения, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Цель  данной программы: воспитание у учащихся музыкальной культуры, как части всей духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей

Задачи данной программы:

•        раскрытия природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца;

•        формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;

•        воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;

•        развития музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству;

•         овладения интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

•        воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств любви к ближнему, своему народу, Родине,  уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

•        освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

•        овладения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушание музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, и миру в целом. 

        Идея рабочей программы - дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

       Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения.

       Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования.

       Третья содержательная линия — методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально- художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщённые виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

         Кузьмина О.В. Музыкальное искусство. 1 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина, В.О. Усачёва., Л.В. Школяр. - М.: вентана-Граф, 2011.

          Учебник: В.О.Усачева., Музыка. 1 класс: учебник/ В.О. Усачёва. - М.: Вентана- Граф, 2011.

          В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Вентана-Граф, 2012;

          О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 2 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2012

          В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 4кл. М.: Баласс, 2014.

Формы организации учебного процесса

-индивидуальные;

-групповые;

-фронтальные;

- парные.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее количество часов, на которое рассчитана программа «Музыка». 1-4 классы – 135ч, (4 учебных года, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе):

1 класс– 33 часа (33 учебных недель, из расчёта 1 час в неделю)

 2 класс – 34 часа (34 учебных недель, из расчёта 1 час в неделю)

 3 класс – 34 часа (34 учебных недель, из расчёта 1 час в неделю)

 4 класс – 34 часа (34 учебных недель, из расчёта 1 час в неделю)

Изменения  в авторскую и учебную  программу  не внесены.    

Формы  контроля

1 класс

IV четверть (итоговый контроль) – контрольное тестирование

2 класс:

I четверть контрольный срез остаточных знаний (входной контроль)

I I четверть промежуточный контроль

IV четверть (итоговый контроль) – контрольное тестирование

3 класс:

I четверть контрольный срез остаточных знаний (входной контроль)

I I четверть промежуточный контроль  

IV четверть (итоговый контроль) – контрольное тестирование

4 класс:

I четверть контрольный срез остаточных знаний (входной контроль)

I I четверть промежуточный контроль

 IV четверть (итоговый контроль) – контрольное тестирование

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

        Освоение  музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально - образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально - творческой деятельности, приобретение знаний, умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

        Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно - эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально - эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно - нравственного становления, развивает способность сопереживать, вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно - познавательного досуга.

        Содержание обучения ориентировано на целенаправленную на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет "Музыка", развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мир

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

1 класс

Личностные результаты

  • Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  • Формирование основ национальных ценностей российского общества.
  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

Предметные результаты

  • Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Метапредметные результаты

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

2 класс

Личностные результаты

  • Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  • Формирование основ национальных ценностей российского общества.
  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

3 класс

Личностные результаты

  • Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  • Формирование основ национальных ценностей российского общества.
  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

  • Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Использование различных способов поиска.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

4 класс

Личностные результаты

  • Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  • Формирование основ национальных ценностей российского общества.
  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Формирования целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Предметные результаты

  • Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Использование различных способов поиска.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.
  • Определение общей цели и путей ее достижения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1 класс (33ч)

Истоки возникновения музыки (8 ч)
 Исследование звучания  окружающего мира: природы, музыкальных инструментов,

самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических

музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание». Экспериментируя со звучащей материей, в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки

музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16 ч)
 Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений — добро и зло,

жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна — в музыке отражён весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в

конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония,

концерт и т. д.

Язык музыки (6 ч)

Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные

особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой)

Резерв (3 ч)

Один урок добавлен на изучение темы « Содержание и формы бытования музыки. Один

урок добавлен на изучение темы « Язык музыки». Один урок добавлен на обобщение и повторение изученных тем в конце года.

2класс (34ч)

Всеобщее в жизни и музыке (8 ч) Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное. Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека

Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)  Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию. Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».  Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)  «Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия

Развитие как становление художественной формы (6 ч) Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации

Итоговое тестирование (1час)

3класс (34ч)

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч)

 Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Истоки русского классического романса(6 ч)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Композиторская музыка для церкви (2 ч) Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон.3-частная форма

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре(8 ч) Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков.

4класс (34ч)

Многоцветие музыкальной картины мира (7ч)

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки

Музыка мира сквозь призму русской классики (8ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ (10ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой

Искусство слышать музыку (9ч)

Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учебно- тематический план

1 класс

п/п

Наименование раздела и тем.

Характеристика  деятельности ученика (основные учебные умения и действия)

Часы учебного времени

1

Жанры музыки Образ музыки

уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

-уметь определять на слух основные жанры музыки

2.

Жанры музыки. С.С. Прокофьев « Марш»

уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

-уметь определять на слух основные жанры музыки

3.

Родина музыки. А. Попатенко «Скворушка прощается». Разучивание песни.

знать автора, название, текст изученного произведения

4.

Мелодия. П.И. Чайковский «Мелодия»

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

- определять на слух основные жанры музыки

5.

Характер музыки. П.И. Чайковский. «Немецкая песенка»

-знать об истоках происхождения музыки;

-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

6.

Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений. А. Попатенко «Скворушка прощается». Индивидуально- хоровое исполнение.

- уметь определять на слух основные жанры музыки;

-участвовать в коллективном пении

7.

Где найти песню? Жанр колыбельной песни. «Баю –бай»

- уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

8.

Где взять танец? П.И.Чайковский «Мелодия», «Камаринская»

-уметь определять на слух основные жанры музыки;

-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы

9.

Маршевый порядок. П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (фрагмент из фортепианного цикла «Детский альбом»)

-знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

10.

Содержание музыки. Содержание музыки. П.И. Чайковский «Времена года» (фрагмент из фортепианного цикла). Русская народная песня  «Жнеи, мои  жнеи»

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

-узнавать изученные музыкальные произведения

11.

Можно ли увидеть музыку?

М.П. Мусоргский «Баба Яга» (фрагмент из фортепианной пьесы музыкального альбома «картинки с выставки»)

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм)

-уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов

12.

Как увидеть музыку? З.Левина «Длинные ноги у дождя». Разучивание песни

13.

Музыка живая. С.С. Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»)

-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

14.

Каждый композитор – художник. Э.Григ «Утро» (фрагмент из фортепианной пьесы). З. Левина «Длинные ноги у дождя».

15.

Изобразительность в музыке. П.И. Чайковский «Спящая красавица» (фрагмент из балета)

знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

16.

Изобразительность в музыке. К.Сен-Санс «Карнавал животных» (фортепианная пьеса)

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

17.

Фрагменты бытования музыки. А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни.

-уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

18.

Рождение музыкальной формы. Русские народные песни: «Вейся, капустенька», «Авсень»

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

уметь выявлять жанровое начало;

-знать смысл понятия «музыкальный театр»

19.

Музыкальный театр. Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни

20.

Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни

-уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров

21.

Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Индивидуальное и групповое исполнение песни

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности

22.

Что такое балет? С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» (фрагмент из балета – «Танец рыцарей»)

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

23.

Музыкальный театр. Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». Разучивание

-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

24.

Идём в театр. Язык театра. С.В. Рахманинов «Итальянская полька»

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы

25.

Идём в театр. Язык театра. Н. А. Римский- Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент из оперы – сказки «Снегурочка»)

-уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров

26.

Чудеса в музыке и в жизни. Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни.

-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края .

27.

Чудеса в музыкальном театре. Н. А. Римский- Корсаков «Три чуда» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»)

-уметь определять на слух основные жанры музыки;

характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

28.

Язык музыки. Язык музыки. М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома»

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы

29.

Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк»

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

30.

Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк»

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

31.

Язык музыки. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения

32.

Язык музыки. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский»

- знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека

33.

Урок- концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает»

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Учебно- тематический план

2 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем.

Характеристика   деятельности ученика (основные учебные умения и действия)

Часы учебного времени

Общность интонаций народной музыки и

музыки русских композиторов

Уметь определять интонации, в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

1

Жанры народных песен, их интонационно – образные особенности

Знать жанры народных песен, уметь определять их, закрепить вокально-хоровые навыки

1

Лирическая и патриотическая темы в русской музыке (Входная контрольная работа)

Уметь определять лирические и патриотические интонации в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

1

«В краю великих

Вдохновений…» П.И.Чайковский

Знать о творчестве Композитора П.И. Чайковского, закрепить вокально-хоровые навыки.

1

Один день с А.С.Пушкиным

Уметь определять интонации, в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

1

Музыкально – поэтические образы

Знать, как с появления нового художественного образа музыка изменяет движение во времени и пространстве.

1

Святые земли Русской

Уметь определять  музыкальные жанры, распевы   закрепить вокально-хоровые навыки.

1

Праздники русской православной церкв

Уметь определять церковные распевы православной церкви закрепить вокально-хоровые навыки.

1

Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание

Уметь определять церковные распевы православной церкви закрепить вокально-хоровые навыки.

1

Народная песня – летопись жизни народа и

источник вдохновения

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение
 Различать и выявлять выражение

1

Интонационная выразительность народных песен

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов

1

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке  и

музыкантах

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.

1

Музыкальные инструменты России

Знать музыкальные инструменты России

1

Оркестр русских народных инструментов

Занать состав музыкальных инструментов, которые входят в народный оркестр России

1

Вариации в народной и композиторской музыке

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение

1

Праздники русского народа

Уметь описать ассоциации при слушании музыки,

1

Троицын день  

Уметь определять  музыкальные жанры, распевы   закрепить вокально-хоровые навыки

1

  1.  

Линии     драматургического произведения

Уметь определить в музыкальном произведении линию драматургии

1

Основные темы– музыкальная   характеристика действующих лиц.

Уметь определять по музыкальной интонации характер действующих лиц.

1

Вариационность в музыке

Уметь описать ассоциации при слушании музыки,

1

Орнаментальная мелодика

Уметь описать ассоциации при слушании музыки

1

Восточные       мотивы в   творчестве русских

композиторов  

Уметь определять восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

1

Оперетта

Знать жанр оперетта.

1

Мюзикл

Знать жанр мюзикл

1

Различные жанры вокальной, фортепианной

и симфонической музыки

Знать жанры вокальной , фортепианной и симфонической музыки.

1

Жанры легкой музыки

Знать виды жанра легкой музыки

1

Интонации

Народных танцев

Отличительные особенности интонации народных танцев

1

Музыкальная драматургия сонаты

Уметь определить в музыкальном произведении линию драматургии

1

Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра.

1

Произведения композиторов классиков и

мастерство известных

Познакомиться с мастерством

известных композиторов

1

Сходство и различие музыкального языка разных

эпох, композиторов, народов мира

Уметь определять музыкальный язык композиторов разных эпох и народов.

1

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах

уметь приводить примеры образов из собственного опыта, закрепить вокально-хоровые навыки

1

Формы музыки  

Знать какие формы музыкального произведения бывают,  закрепить вокально-хоровые навыки

1

Итоговое занятие «Игра Магазин одной покупки»

Знать какие формы музыкального произведения бывают,  закрепить вокально-хоровые навыки Уметь определять музыкальный язык композиторов разных эпох и народов. Знать жанры вокальной , фортепианной и симфонической музыки. Уметь описать ассоциации при слушании музыки

1

Учебно- тематический план

3 класс

п/п

Наименование раздела и  тем

Характеристика деятельности ученика (основные учебные умения и действия)

Часы учебного времени

1

Путешествие на родину русского музыкального языка.

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.

    1

2

Едем в фольклорную экспедицию.

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.

    1

3

Как это бывает, когда песни не умирают.

Узнавать по характерным чертам жанры  многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).

    1

4        

Едем на Север.

Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.

 1

5

Едем на Юг.

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.

     1

6

Специфика народной пени

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов 

1

7

Функции и особенности народной песни.

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.

      1

8

Своеобразие песенного фольклора кубанских казаков.  

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов.

1

 9

Мелодизм, напевность народной песни.

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.

   1

10

Жанры народной песни.

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

    1

11

Исторические песни и былинный эпос.

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.

    1

12

Героика-патриотическая тематика.

Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

    1

13

Лирические песни

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры

    1

14

Походные песни.

Тестирование за 1 полугодие по теме «Характерные черты русской музыки»

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.

    1

15

Календарные песни

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

    1

16

Обрядовые песни

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.

    1

17

Частушки и страдания

Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические    особенности  

отечественного  музыкального фольклора.

    1

18

Плясовые наигрыши

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.

    1

19

Народная песня в царских палатах

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.

    1

20

Связь народной и композиторской музыки

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

    1

21

Русский романс

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.

1

22

Крестьянская песня

Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).

1

23

Городская лирика

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания

      1  

24

Старинный романс

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.

1

25

Городской салонный романс.

Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).

1

26

Лирический романс

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания

1

27

Музыка в храме Богородице, Дево радуйся»

Размышлять о роли музыки в церкви.

1

28

Музыка в церкви

Размышлять о роли музыки в церкви.

1

29

Обработка народных песен. Интонационные особенности в творчестве композиторов.

Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.

     1

30

Интонационные особенности в творчестве композиторов

Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.

     1

31

Ритмические  особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.

     1

32

Картины народной жизни в  музыке композиторов.

Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.

     1

33

Сказка ложь, да в ней намек. Русская сказка в произведениях композиторов.

Итоговое тестирование.

Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.

     1

34

Итоговое занятие «Игра Магазин одной покупки»

Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.

1

Учебно- тематический план

4клас

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика видов  деятельности учащихся

Часы учебного времени

1

Многообразие музыкальной картины мира.

Музыка стран мира: Германии, Польши.

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное

Творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять  сочинения разных жанров

Разыгрывать народные  песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях

Общаться и взаимодействовать  в процессе ансамблевого, коллективного(хорового, инструментального)воплощения различных художественных образов

Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусств

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников

Оценивать  собственную музыкально-творческую деятельность

Понимать особенности построения(формы) музыкальных и литературных произведений

Иметь представление о

религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения

Различать тембры народных инструментов.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

 Рассуждать о значении преобразующей силе музыки

Узнавать по звучанию различные виды музыки

( вокальная, инструментальная, сольная хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Узнавать музыку ( из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.

Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.  

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять  сочинения разных жанров

Разыгрывать народные  песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях

Общаться и взаимодействовать  в процессе ансамблевого, коллективного(хорового, инструментального)воплощения различных художественных образов

Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусств

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников

Оценивать  собственную музыкально-творческую деятельность

Понимать особенности построения(формы) музыкальных и литературных произведений

Иметь представление о

религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения

Различать тембры народных инструментов.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

 Рассуждать о значении преобразующей силе музыки

Узнавать по звучанию различные виды музыки

( вокальная, инструментальная, сольная хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Узнавать музыку ( из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.

Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Узнавать музыку ( из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.

Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

1

2

Музыка стран мира: Венгрии и Испании

1

3

Музыка стран мира: Норвегии и США.

1

4

Специфика музыкального высказывания.

1

5

Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи.

1

6

Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

1

7

 Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

1

8

Музыка мира сквозь «призму» русской классики.

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.

1

9

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.

1

10

Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию.

1

11

Музыкальное «путешествие» русских классиков в Испанию.

1

12

Музыкальное «путешествие» русских классиков в Украину.

1

13

Музыкальное «путешествие» русских классиков в Японию.

1

14

«Русское» как характерное  - через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного

1

15

«Русское» как характерное  - через взаимодействие музыкальных культур, через выведение традиционного и специфического

1

  16

Музыкальное общение без границ.

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларуси.

        1

17

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Украины.

       1

18

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Молдовы.

1

  19

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Казахстана

1

20

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – стран Балтии.

1

21

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – общее и различное.

1

22

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Бах и Моцарт.

1

23

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Шуберт и Шуман.

1

 24

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Шопен, Лист, Дебюсси.

1

25

«Музыкальный салон» как форма музыкального представительства

1

26

Искусство слышать музыку.

Восприятие произведений крупной формы как этап развития музыкальной культуры.

1

27

Восприятие произведений крупной формы как этап развития музыкальной культуры.

1

28

Музыкальный салон. Иоган Себастьян Бах

1

29

Музыкальный салон. Вольфганг Амадей Моцарт.

      1

30

Музыкальный салон. Ференц Лист и Франц Шуберт.

1

31

Музыкальный салон. Роберт Шуман и Фридерик Шопен

1

32

Музыкальный салон. Клод Дебюсси и Александр Николаевич Скрябин. От родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

1

33

Музыкальный эпиграф года: Гимн России – «Патетическая соната» М.И.Глинки

1

34

Обобщающий урок

Формы  контроля

Формы  контроля в 1 классе

№п/п

Форма контроля

Количество часов

 контрольное тестирование - (итоговый контроль)

1

Формы   контроля во 2 классе

    Четверть

I

II

III

IV

Всего

Входной контроль

1

Промежуточный контроль

       

1

Итоговое тестирование

1

3

Формы   контроля в 3 классе

    Четверть

I

II

III

IV

Всего

Входной контроль

1

Промежуточный контроль

       

1

Итоговое тестирование

1

3

Формы   контроля в 4 классе

    Четверть

I

II

III

IV

Всего

Входной контроль

1

Промежуточный контроль

       

1

Итоговое тестирование

1

3

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Книгопечатная продукция:

Сборник программ Предметная линия учебников  «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева,  М.: Просвещение, 2014г.

Критская Е.Д. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2015

 Критская Е.Д. Музыка. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2015

Критская Е.Д. Музыка. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2015

 Критская Е.Д. Музыка. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2015

 Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1-4 классов: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011

Печатные пособия :

Таблицы «Мир музыки. Музыкальные инструменты симфонического оркестра»

Комплект состоит из 8 таблиц:

1. Деревянные духовые музыкальные инструменты

2. Медные духовые музыкальные инструменты

3. Ударные музыкальные инструменты с определённой высотой звучания

4. Ударные музыкальные инструменты с неопределённой высотой звучания

5. Ударные музыкальные инструменты с неопределённой высотой звучания. Семейство барабанов

6. Струнные смычковые музыкальные инструменты

7. Дополнительные музыкальные инструменты симфонического оркестра

8. Схема расположения музыкантов в современном симфоническом оркестре

Технические средства обучения (ТСО)

1

Мультимедийный компьютер

Samsung

NP - RV408/RV508

Процессор Intel Celeron/ Pentium Dual Core

Тип памяти: DDR3 SODIMM

Основной чипсет: Intel GL40

Intel PM45

Жёсткий диск: 9/5 mmH SATA HDD

Графика: Intel GMA 4500M (встроенная)

ATI Radeon HD 545v (внешняя)

ATI Radeon HD 5470 (внешняя)

Условия: температура: - 5 - 400 С для хранения, 10 - 320 С во время работы

Влажность: 5 – 90% для хранения, 20 – 80% во время работы

Рабочее напряжение 100 – 240В переменного тока

Частота: 50/60 Гц

Выходная мощность: 40Вт/60Вт

Выходное напряжение: 19В, 2,1А (40 Вт)/19В, 3,16 А (60Вт)

2

Мультимедиа проектор

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

ПРОЕКТОР EPSON EB S72

3

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором     приспособлений для   крепления   таблиц   и репродукций

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4

Экран   (на   штативе)

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

Экранно-звуковые пособия. Электронные ресурсы.

3.1.

3.2.

3.3

Аудиозаписи        

Видиоматериал

Интерактивные таблицы

1. CD МР3 сборник «Классические сезоны». В сборник вошли альбомы: «Классическая зима», «Классическая весна», «Классическое лето», «Классическая осень».

2. «Детские песни»

1.Балет «Щелкунчик»

2.Балет «Лебединое озеро»

3. Балет «Спящая урасавица»

4.Времена года

1.Таблица голосов

2. «Звуки окружающего мира»

3. «Типы дыхания во время пения»

4. «Классификация хоров по составу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М.

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по музыке "УМК Начальная школа XXI века"

Программа составлена на основе  авторской  программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 ...

Рабочая программа по музыке 1 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила по...

Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"...

Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России

рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе авторчкой программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева...

Рабочая программа по музыке. 4 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по музыке для 4 класса (ФГОС, ОС "Школа 2100")...