Конспект урока "Гласный звук а. Буква А"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

1 класс "Школа России" урок обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnyy_zvuk_a_bukva_a.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласный звук [а] и  буквы Аа.

Цели:

 Образовательная: - Познакомить детей со  звуком  [а],   буквами А а,    

                                    и их употреблением в речи, учить  выделять из слов

                                    на слух гласный звук [а] , узнавать графический  

                                    образ этих букв.

Развивающая:      -   развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

 Воспитательная:  - воспитывать культуру поведения, желание помочь            тем,  кто попал в беду.

                                     
  Ход занятия.
I. Организационный момент.

Учись читать !

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

II. Формулирование темы урока.

Начинаем урок с игры.

1.Игра  называется «Подскажи словечко».

 Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

  Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

  Это доктор………….(Айболит).

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит?  (А)

 -Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?  (А-а-а!)

 - Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

  - С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке?  (звуком А)

   - Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят:»Ай болит!»)

-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

-Очень хорошо!

- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Правильно!

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята  и т.д.)  

-Молодцы!

-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?

-Молодцы!

-Ребята, звук  [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.

-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

2. Чтение учителем стихотворения.

-А теперь слушайте стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

III. Изучение нового материала.

1.– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный.  Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.

2.Разминка.

-А теперь вместе со мной повторяем:

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

-Очень хорошо!

3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)

- С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].

- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

_Молодцы!  А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

4.»Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.

     Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый все довольны.

     Так приятен он на вкус,

     И зовут его….(арбуз)

-Правильно, арбуз.

     Чтоб тебя я повез,

     Мне не нужен овес.

     Накорми меня бензином,

     На копытца дай резины.

     И тогда, поднявший пыль,

     Побежит …(автомобиль)

 -Правильно , автомобиль.

     Вот два столба наискосок,

     Между ними поясок.

     Ты эту букву знаешь ? А?

     Перед тобою буква…  

-Молодцы! С заданием справились.

   

    -Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.

-А теперь придумайте слова со звукам [а].

-Молодцы!

- Как вы думаете. Из чего бывают буквы?

- Буквы бывают из всего! Смотрите!

- Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)

- Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.

       - Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов).

- Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закчалось деревцо,

Ветерок все тише-тише

Деревцо все выше-выше!

V. Закрепление.

-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поможем аисту.

1.Помоги Аисту собрать все буквы А.

-С какого звука начинается слово «аист»? (со звука А)

-Молодцы! Вы помогли аисту собрать буквы. Она очень рада.

-А теперь аист дает вам задание. Слушайте очень внимательно.

2. Зачеркни все буквы А (а) в стихотворении.

 (У каждого ученика есть это задание)

-Очень хорошо.

-  –Ребята, скажите,  звук может быть каким? (Ударным, безударным.)

- А сейчас определим  в словах : астра, азбука, айва ударный звук.

 -Звук, буква «А»  могут находиться в слове по – разному: в начале, в середине и в конце. А теперь мы с вами поиграем в такую игру, игра называется:

3. Игра «Кто внимательный» .                                                                                                                                   – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.

1-й раз – арбуз- встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем,доска- хлопаем.

3-й раз-Амур,  лошади,  лягушка.

5.Запомните слова со звуком  [а] , которые встретятся вам в сказке

-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком  [а] , которые встретятся вам в сказке.

     «Почему А первая?»

      В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. -Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

- Что же это делается, а?- шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

- Все правильно,- молча думали гласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз , апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А.

       Но громче всех кричала буква Я.

-Я не понимаю, почему все же первая  А, а не Я?!

- А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

- Это какое же такое слово?-неунималась Я.

- Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике . А всем известно , что адмирал должен быть всегда впереди!

-Так!-сказал твердый знак.

Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.

-Какие слова вы запомнили?

-Молодцы! Много слов вы запомнили.

6. «Сочиним сказку».

-А теперь ребята мы с вами попробуем сочинить сказку. Поможете мне?

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород , в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей –зайчат. Как вы думаете , что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка , мозайка и т.д.) Зайчатки были рады!

-Спасибо ребята , вы мне очень помогли.

         

         

VI.           Итог занятия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

Ножка, ножка и черта-

Получилась буква «А».

С этой буквой подружись

И скорей читать учись!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.

Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....

Конспект урока "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц

Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...

конспект урока «Звук [Щ‘] Буквы Щ щ».

В данном конспекте урока раскрываются учебные задачи по обучению грамоте младиих школьников...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О...

Конспект занятия "Звук и буква З"

Конспект занятия для  детей  старшей группы с ОНР при  дизартрии....