Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Плотникова Ирина Николаевна

Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  литературному чтению для 4 класса

(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе:

•        Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  

•        Примерной Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2007;

•        Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: Просвещение, 2007;

•        Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

    Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

   Содержание и построение курса определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения погружаться в мир художественного произведения. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения, умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Молчаливое чтение способствует развитию внутренней речи. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников.

    Программа  литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова – знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

     Вся программа выстроена таким образом, что на каждом этапе обучения на первое место выдвигаются психилого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

Цели:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

•        освоение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи программы:

•        сформировать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное

•         научить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

•         сформировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

•         систематизировать поэтический слух,

•         сформировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

•         систематизировать чувственный опыт ребёнка,

•         сформировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

•         расширить кругозор детей через чтение книг различных жанров.

Основные принципы обучения:

•        принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

•        принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;

•        принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

•        принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;

•        принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;

•        культурно-исторический принцип;

•        принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.        

Основные формы организации учебного процесса:

     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-праздник, урок презентация, защита проекта. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Для реализации программы используются следующие технологии:

     Образовательные и воспитательные задачи обучения литературному чтению решаются комплексно. Учителю     предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов их решения. В организации учёбно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

    Содержание программы по литературному чтению позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в освоении курса по литературному чтению.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

    Содержание обучения литературному чтению структурировано на основе компетентностного подхода. В связи с этим в 4 классе формируются и развиваются коммуникативная, литературоведческая и художественно-эстетическая компетенции.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми  умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.        

       Художественно-эстетическая компетенция определяет стратегию отбора произведений  для чтения, предполагающий активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.              

      Литературоведческая компетенция – освоение анализа художественного текста на основе художественного образа, монографический принцип изучения литературных произведений, формирование и развитие у учащихся речевых навыков.

Виды и формы контроля

•        текущий

•        тематический

•        итоговый

•        рекомендованная скорость чтения на конец учебного года 80-100 слов в минуту.

Планируемый уровень подготовки

Сформировать основные универсальные учебные действия.

Личностные: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни, способность к самооценке, ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в конкретных поступках.

     Метапредметные: способность анализировать учебную ситуацию, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки, выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

     Предметные: у обучающихся формируется умение находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике, выделять существенную информацию из текстов разных видов, сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений.

Место учебного предмета в базисном учебном плане

   В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной из расчета 3 часа в неделю (35 недель), 105часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

В программу включен модуль «Писатели родного края».

В хрестоматию «Тамбовские писатели – детям»  отобраны произведения авторов, в творчестве которых есть «детская страница»: их стихи и проза доступны начинающим читателям и несут в себе достойный нравственно-эстетический потенциал.

Среди первых прочитанных учащимися книг должны быть и книги наших талантливых земляков, которые знакомят детей с родной природой, с людьми тамбовского края, с военным прошлым и мирным настоящим временем.          

          Для чтения отобраны и те авторы, которые специально для детей произведений не создавали. Произведения общей литературы требуют комментируемого чтения, усиленной словарной работы (со сносками, по словарям), эвристической беседы. Решающее значение на этом этапе имеет умение учащихся рассуждать, цитировать, строить полные связные ответы – отзывы по прочитанным произведениям.        

 Уроки по творчеству тамбовских писателей носят обучающий характер, имеют цель мотивировать детей на поиски в библиотеках книг названных авторов и других писателей-земляков.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема (раздел учебника)

Содержание учебного материала

Всего часов

К/р

1

Книга в мировой культуре

Книги, прочитанные летом. Высказывания известных людей о книге.

Летописец Нестор. М. Горький «О книгах»..

История книги.

О древних книгах «Удивительная находка»

6

2

Истоки литературного творчества

Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.

Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых.

Притча о сеятеле. Милосердный самарянин  Смысл притчи.

Особенности былинных текстов. Былины: «Исцеление Ильи Муромца», «Ильины три поездочки».

Особенности славянского мифа.

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

Тайская народная сказка «Болтливая птичка».

Немецкая народная сказка «Три бабочки».

Притчи: «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце».

Обобщение по разделу. Тамбовские писатели детям.

14

3

О Родине, о подвигах, о славе

Пословицы о Родине.

К. Ушинский «Наше Отечество», В. Песков «Отечество».

Н. Языков «Мой друг!..»,  С. Романовский «Русь».

Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище».

Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом».

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь».

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Р. Рождественский «Реквием».

А. Приставкин «Портрет отца», В. Костецкий «Возвращение».

Е. Благинина «Папе на фронт.

С. Фурин «Чтобы солнышко светило», В. Орлов «Разноцветная планета».

Ф. Семяновский «Фронтовое детство».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение  по разделу.

13

4

 Жить по совести, любя друг друга

А. Толстой «Детство Никиты».

И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести.

М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа.

И. Пивоварова «Смеялись мы – хи – хи…».

Н. Носов «Дневник Коли Синицина», «Метро».

В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Тамбовские писатели детям.

16

5

Литературная сказка.

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди».

Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Г. Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки.

И. Токмакова «Сказочка о счастье».

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Э. Хоггарт «Мафин печёт пирог».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тамбовские писатели детям.

21

6

Великие русские писатели.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Жуковский «Спящая царевна». Сравнение сказок.

А. С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь».

А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»

И. И. Козлов «Вечерний звон».

М. Ю. Лермонтов «Рождение стихов», «Горные вершины», «Дары Терека», «Утёс».

М. Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

М. Ю. Лермонтов «Бородино».

Л. Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»).

Л. Н. Толстой «Ивины». Герои рассказа.

И И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…».

С. Никитин «Вечер ясен и тих…»,«Когда закат прощальными лучами…».

И. А. Бунин «Ещё и холоден и сыр…»

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос».

Л. Н. Толстой «Был русский князь Олег…» Басни.

Л. Н. Толстой «Петя Ростов».

Наш театр. И. А. Крылов «Ворона и лисица».

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

33

7

Литература как искусство слова

Тамбовские писатели детям.

Обобщение по курсу.

Урок – игра «Литературные тайны»

2

Итого:

105

           

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебник «Литературное чтение» для 4 класса включает 7 разделов:

1. Книга в мировой культуре  - 6 уроков.

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; высказывания известных людей о книге; летописец Нестор; М.Горький о книгах; история книги.

2.  Истоки литературного творчества - 14 уроков.

 Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия- главная книга христиан. Притчи, былины. Сравнение поэтического и прозаического текстов былин. Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

3.  О Родине, о подвигах, о славе -  13 уроков.

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову, подвиг. Пословицы о Родине. Александр Невский, Дмитрий Донской. Историческая песня. Великая Отечественная война 1941-1945г.г. Историческая литература для детей.

4. Жить по совести, любя друг друга -  16 уроков.

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Смысл рассказа. Герои рассказа. Сравнение прозаического и поэтического текстов. Смысл повести. Соотнесение содержания текста с пословицей.

5. Литературная сказка  -  21 урок.

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

6. Великие русские писатели  -  33 урока.

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Сравнение произведений литературы и живописи. Особенности художественного и исторического текстов. Басня; особенности построения басни; характеристика героев.

7. Литература как искусство слова  -  2 урока.

Обобщение по курсу литературного чтения младших школьников. По страницам любимых книг.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

- имена и фамилии 5—6 авторов и классиков русской литературы;

- 5—6 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;

- наизусть 8—10 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;

- имена и фамилии 8—10 писателей—авторов прочитанных произведений.

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 90 слов в минуту;

- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;

- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- пересказывать   содержание   произведения   подробно и выборочно;

- делить несложный текст на части;

- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;

- рисовать словесные картины к художественным произведениям;

- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;

- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;

- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;

- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;

- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять про-изведения на определенную тему;

- различать художественные и научно-познавательные произведения;

- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- найти книгу из рекомендованного списка литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•        самостоятельно выбирать и читать книги;

•        высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

•        определять содержание книги по заглавию, аннотации;

•        находить в словаре значение неизвестного слова.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Учебно-методический комплект

Учебник Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. «Литературное чтение. 4 класс»  Изд-во «Просвещение», 2014

Учебник-хрестоматия «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2008, составитель Г.М. Первова и методическими рекомендациями к урокам по книге «Тамбовские писатели – детям», автор Г.М.Первова – Тамбов: ТОИПКРО, 2008.

II. Литература для учителя.

Программа курса «Литературное чтение» (авторы – Л.Ф. Климанова, Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.), методическое пособие

Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению». 4 класс. – М.: ВАКО, 2014

III. Технические средства обучения. 

Компьютер, проектор.

VI. Программные средства. 

Microsoft Office


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...