адаптированная программа по литературному чтению- 4 кл
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Мазур Анна Ивановна

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx456.14 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\7\Documents\IMG_20150914_0003.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г.                                                                         

Предлагаемая  программа ориентирована на учебник З.Н. Смирновой и Г.М. Гусевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2014.                                                                    

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю)

Преобладающими формами текущего контроля выступает устный опрос(собеседование). Содержание рабочей программы направленно на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
  3. Учить самостоятельно работать с книгой.

         Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
  • читать про себя;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  • читать отрывки по ролям;
  • пересказывать содержание прочитанного;
  • отличать сказку от рассказа;
  • читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 7-8 стихотворений.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Содержание программы

      Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

      Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.    

      Общественно полезные дела школьников.

      Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Техника чтения

      Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

      Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого

      Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.

      Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

        Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

    Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения урока

1.

Что такое хорошо…

 Э. Шим «Брат и младшая сестра»

1

2.

 И.Дик «Счастливая» ручка»

1

3.

В. Осеева «Печенье»

1

4.

Уж небо осенью дышало…А.К.Толстой «Осень!» Наизусть.

1

       5.

В. Гаршин «Лягушка путешественница»

1

И.Крылов «Стрекоза и муравей» Наизусть.

1

7.

По Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш».

       1

8.

Народные сказки.Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

       1

9.

Молдавская сказка «Чудесный клад» Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица»

      1

.

10.

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»

      1

11.

                               О труде и трудолюбии…                                                             К.Ушинский «Два плуга»

      1

И.Крылов «Трудолюбивый медведь

      1

13.

  «Лебедь, щука и рак»Басня

      1

  Е.Пермяк Для чего руки нужны?»

      1

Произведения русских и зарубежных писателей.                     А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

      1

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1

                            Идёт волшебница зима                                                                   И. Никитин «Встреча зимы. Наизусть.

И. Антонов «Сад друзей»

1

19.

Л. Толстой «Филипок»

1

20.

Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег»

1

Люби всё живоеПо В. Костылёву «Берёза»

1

       22

По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака»

1

23

М. Пришвин «Гаечки»

1

      24

А. Барков «Пожарник Карл»

1

      25

В стране чудес.                                                                                        И. Токмашова «В чудной стране»

1

      26

По А. Милну «Вини – Пух и все – все – все»

1

     27

А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

1

     28

                                          Весна идёт!                                                                В. Ситников «Утро»Ф. Тютчев «Весенние воды» Наизусть.

1

     29

По А. Платонову «Ещё мама»

1

     30

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

     31

По Е. Кононенко «Резеда»

1

     32

Ф. Тютчев «Весенняя гроза» Наизусть. 

1

    33

                                        Лето наступило.                                                                                              И. Никитин «Вечер ясен и тих…»

1

    34

М.Бородицкая «Последний день учения»

1

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.

Применение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся I-IX(X) классов по русскому языку и математике должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведении я текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а течение недели – не более двух.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в первом классе не проводятся. Начиная со II полугодия, с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы.

Наряду с вновь изучаемым материалом в итоговые работы включаются и по ранее изученным разделам программы. В специальной (коррекционной) школе проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. Ученикам с низким уровнем интеллектуального предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.

2. Чтение и развитие речи

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс – 10 слов; II – 15-20 слов; III – 25-30 слов; IV – 35-40 слов; V – 45-60 слов; VI – 70-80 слов; VII – IX – 90-100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

III – IV классы

«5» ставится ученику, если он:

- читает целыми словами правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками;

- читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе с соблюдением логических ударений;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

- читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;

- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе – логических ударений;

- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам;

- допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IVклассе – логических ударений;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» ставится ученику, если он:

- читает в основном по слогам, даже легкие слова;

- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;

- не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Итоговая оценка умений и навыков

  1. За учебную четверть (кроме первой четверти первого класса) и за год знания, умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.


Проверка техники чтения в коррекционной школе VIII вида.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

      С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

  Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована . в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других. Их ответы должны быть более или менее полными, а оценка мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.    При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема ( на конец года): I класс – 10 слов; II – 15-20 слов;  III – 25-30 слов; IV  - 35-40 слов;V – 45-60 слов; VI – 70 – 80 слов; VIII – IX – 90 – 100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения ( правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого ( выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

( напечатано с «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» - М., «Просвещение»1990 – с.60)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа по литературному чтению "Школа России"

Логика изложения и содержания программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу  внесены изменения,...

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению/

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению. разработана на основе примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой УМК «Начальная шк...

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению.

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению. разработана на основе примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой УМК «Начальная...

Адаптированная программа по литературному чтению для ребёнка с ОВЗ с сохранным интеллектом

Данная программа разработанав с учётом психолого-педагогических особенностей ребёнка. Преставлена коррекционная работа по каждому уроку....

Адаптированная программа по литературному чтению

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению...

Адаптированная программа по литературному чтению 4 класс

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образо...