Адаптированная программа по литературному чтению 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Брагинец Жанна Яковлевна

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt.progrliteraturnoe_chtenie_4v_kl.docx64.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «___» __________ 20____ г.                                                                                                                

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____

 «___» __________ 20____ г.

Адаптированная программа учебного предмета

«Литературное чтение»

для ---------------------, обучающейся 4 «в» класса

2019- 2020 учебный год

Учитель: Брагинец Жанна Яковлевна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

       Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с  Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение».

Учебники: 

  • Климанова Л.Ф.,  Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А, Бойкина М.В. Литературное чтение 1 класс 1,2 ч. - М.: Просвещение, 2014
  • Климанова Л.Ф.,  Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А, Бойкина М.В. Литературное чтение 2 класс 1,2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
  • Климанова Л.Ф.,  Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А, Бойкина М.В. Литературное чтение 3 класс 1,2 ч. - М.: Просвещение, 2016.
  • Климанова Л.Ф.,  Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А, Бойкина М.В. Литературное чтение 4 класс 1,2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.  Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

----------------------------, обучающаяся 4 «В» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведена на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Индивидуальные особенности обучающейся:

Удерживает вертикальное положение: сидя в специальном кресле с поддерживающими ремнями.  Самостоятельно не передвигается. Ведущая рука левая. Развитие манипулятивной функции: ограничена.

Также:

– неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития;

– выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

– ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

– трудности в формировании пространственных представлений;

– психоорганические проявления — замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти;

–познавательная активность выше среднего, которая проявляется в выборочном интересе к заданиям, средней сосредоточенности, медлительности.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:

– развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены

– развитие игровой деятельности

– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи

– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

– развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза

– развитие ручной умелости

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения способствуют безбоязненному отношению ученицы к учителю, развивают координацию движений пальцев рук девочки. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».

Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).

Место курса в учебном плане

В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 часа (3 ч в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:        

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения 

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Коррекционно-развивающая направленность

1.

Летописи, былины, жития

5

Развитие координации мелких движений.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Развитие координации мелких движений.

2.

Чудесный мир классики

22

Развитие координации мелких движений.

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие координации мелких движений.

3.

Поэтическая тетрадь

8 ч

Развитие координации мелких движений.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении.

Развитие координации мелких движений.

4.

Литературные сказки  

10ч

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Развитие координации мелких движений.

5.

Делу время – потехе час

6

Развитие координации мелких движений.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

6.

Страна далекого детства

5

Развитие координации мелких движений.

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

7.

Поэтическая тетрадь

6

Развитие координации мелких движений.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

8.

Природа и мы

       9

Развитие координации мелких движений.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

9.

Поэтическая тетрадь

 6

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

10.

Родина

6

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом,  опорной схемой.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

11.

Страна Фантазия

6

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом,  опорной схемой.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

12.

Литература зарубежных стран

13

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

.

ИТОГО

102

Приложение 1

Перечень контрольных работ на 2019-2020 учебный год

  1. Тест по разделу «Летописи, былины, жития»
  2. Тест по разделу «Чудесный мир классики»
  3. Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»
  4. Тест по разделу «Литературные сказки»
  5. Тест по разделу «Делу время – потехе час»
  6. Тест по разделу «Страна детства»
  7. Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»
  8. Тест по разделу «Природа и мы»
  9. Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»
  10. Тест по разделу «Родина»
  11. Тест по разделу «Страна Фантазия»
  12. Тест по разделу «Литература зарубежных стран

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения на 2019-2020 уч.год

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основное содержание уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Летописи, былины, жития (5ч)

1.

Знакомство с учебником. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

Летописи, летописцы, монахи. Летопись

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

И вспомнил Олег коня своего

1

История Древней Руси, князь Олег

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника. Оценивать поступки героев и определять их мотивы; находить средства художественного изображения героев.

Ильины три  поездочки.

1

Древнерусская летопись, былина

Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Использовать учебный материал для характеристики  понятий – «былина», «летопись».

Житие Сергия Радонежского.

1

Житие как жанр литературы

Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Рассказывать содержание текста с элементами описания.

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Летописи, монахи, древнерусские события

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Чудесный мир классики (22 ч)

Знакомство с разделом. Пётр Павлович Ершов.

1

П.П.Ершов, биография

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

П.П.Ершов « Конёк – горбунок».

1

Авторская сказка

Герои сказки

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

П.П.Ершов « Конёк – горбунок».

1

Чтение по ролям

Характеристика героев сказки

Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них.

Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам.

Внеклассное чтение. Летописи, былины, сказания.

1

Летописи, былины, сказания, жития

Пересказывать большие по объёму произведения.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений

А. С. Пушкин «Няне».

1

А.С. Пушкин великий русский поэт

Рассказывать о А.С. Пушкине.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора».

1

Лирические стихотворения

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Определять тему, главную мысль.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

Авторская сказка

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

Герои сказки, характеристика

Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

Чтение сказки по ролям

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Описывать события, последовательность сказки. Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.

Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

Деление сказки на смысловые части, план

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.

1

Сказки А.С.Пушкина

Обобщить знания по разделу.  Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого.

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб».

1

М.Ю.Лермонтов, поэзия

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения   Излагать устно текст по плану.

М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»

1

Чтение по ролям

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Внеклассное чтение по произведениям М.Ю. Лермонтова.

1

Творчество М.Ю. Лермонтова

Рассказывать о М.Ю. Лермонтове.  Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Творчество Л.Н.Толстого.

1

Л.Н.Толстой, произведения

Рассказывать о Л.Н. Толстом.

 Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Называть произведения классической литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Л.Н.Толстой «Детство».

1

Тема, главная мысль произведения

Определять тему, главную мысль.

Осознанно, выразительно читать текст.

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень».

1

Последовательность событий в произведении

Характеризовать события, устанавливать последовательность.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Внеклассное чтение по басням Л.Н.Толстого.

1

Басни Л.Н.Толстого

Обобщить знания по разделу.  Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого.

Творчество А.П. Чехова.

1

А.П.Чехов, произведения, биография

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

Понимать основное содержание услышанного.

А.П.Чехов  «Мальчики».

1

Характеристика героев рассказа

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев произведения

А.П.Чехов  «Мальчики».

1

Основная мысль произведения

Определять тему, главную мысль,

Понимать основное содержание услышанного.

Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир классики». Тест по разделу

1

Произведения русских классиков

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Знакомство с разделом.Ф.И. Тютчев. Стихи о природе.

1

Ф.И. Тютчев, биография, произведения

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

1

Интонация, эмоции

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Е.А. Баратынский «Весна», «Где сладкий шёпот».

1

Переживания автора в стихотворении

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

Интонационное чтение стихотворений

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

1

Выразительность чтения

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Н.А. Некрасова «Школьник».

1

Настроение автора в стихотворении

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Н.А. Некрасова «В зимние сумерки…». И. А. Бунин «Листопад».

1

Интонационное чтение, приёмы интонационного чтения стихотворения

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).  

Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая тетрадь». Внеклассное чтение «Краски осени в произведениях русских поэтов».Тест по разделу

1

Чтение стихотворений

Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов.

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Литературные сказки (10ч)  

Знакомство с разделом.

Литературные сказки .В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Литературные сказки

Отличие от народных сказок

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Отвечать и задавать вопросы.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

План сказки, пересказ Герои сказки

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Характеризовать героев сказки по плану

Внеклассное чтение по сказке Одоевского «Чёрная курица»

1

Литературные приёмы сочинения сказок

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

Чтение сказки. Пересказ сказки по плану

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Внеклассное чтение по сказкам Гаршина.

1

Чтение сказок

Читать осознанно текст художественного произведения про себя анализировать особенности речи героев произведения.

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

1

Выразительное чтение сказки

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

1

Последовательность событий сказки, Составление плана сказки

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Пересказывать сказку по плану

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

Герои сказки, характеристика героев

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

 Определять авторское отношение к изображаемому.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

Нравственный смысл сказки, основная мысль

Определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки».

1

Народная и литературная сказка Тест по разделу «Литературные сказки

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки. Проверять себя и оценивать свои достижения.

Делу время – потехе час (6 ч)

Е.Л.Шварц  «Сказка о потерянном времени».

1

Смысл сказки Составление плана сказки

Объяснять поучительный смысл сказки Пересказывать сказку по плану.

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

1

Монолог и диалог

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

Составление плана рассказа

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Соотносить название с содержанием произведения.

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

Основная мысль произведения

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Внеклассное чтение. Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я.Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов,А. Гайдар, А. Рыбаков.

1

Детская приключенческая книга

Готовить сообщение о писателе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Обобщающий урок по разделу « Делу время – потехе час». Тест по разделу «делу время-потехе час»

1

Пословицы и поговорки по теме раздела

Обобщить знания по разделу.  Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого.

Страна далекого детства (5ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

Чтение рассказа

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Композитор, музыка, Э.Григ

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Определять основную мысль рассказа

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Характеристика героев

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

М. М. Зощенко «Ёлка».

1

Чтение по ролям

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний  

Обобщающий урок по разделу «Страна детства». Тест по разделу.

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь (6 ч)

В.Л.Пастернак «Золотая осень»

1

Настроение автора в стихотворении

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

Приёмы интонационного чтения

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

Наблюдение за рифмой, словами в стихотворении

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте.

С.А. Есенин «Лебёдушка»

1

Произведения С.А. Есенина

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Иллюстрирование стихотворений

Иллюстрировать стихотворение.

Природа и мы (9 ч)

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».

1

Жанр, идея произведения Нравственный смысл рассказа.

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

Основная мысль рассказа Составление плана

Определять основную мысль Пересказывать произведение по плану рассказа.

Пересказывать текст выборочно.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

Мини-сочинение

М. М. Пришвин «Выскочка».

1

Жанр, идея произведения

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

М. М. Пришвин «Выскочка».

1

Нравственный смысл рассказа.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Е. И. Чарушин «Кабан».

1

Основная мысль рассказа

Определять основную мысль рассказа.

Пересказывать текст выборочно.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

Жанр, идея произведения

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

Нравственный смысл рассказа.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Внеклассное чтение «Стихи русских поэтов о природе».

1

Стихи русских поэтов о природе

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Тест по разделу «Природа и мы»

1

Стихи и рассказы о природе

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь (6 ч)

С.А. Клычков «Весна в лесу».

1

Настроение автора в стихотворении

Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид». «Как неожиданно и ярко».

1

Приёмы интонационного чтения

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

1

Наблюдение за рифмой, словами в стихотворении

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте

Е.А. Баратынский «Весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот».

1

Настроение автора в стихотворении

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

С.А. Есенин «Лебёдушка»

1

Приёмы интонационного чтения

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Наблюдение за рифмой, словами в стихотворении

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Родина (6ч)

И. С. Никитин «Русь».

1

Настроение автора в стихотворении

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

С.Д.Дрожжин «Родине».

1

Приёмы интонационного чтения

Определять основную мысль рассказа.

А. В. Жигулин «О, Родина!»

1

Наблюдение за рифмой, словами в стихотворении

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

 

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

1

Жанр произведения

Определять жанр произведения.

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе.

1

Наблюдение за рифмой, словами в стихотворении

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Обобщающий урок по разделу «Родина». Тест по разделу

1

Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения.

Страна Фантазия (6 ч)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

Фантастика, писатель-фантаст

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

Особенности фантастического произведения

Объяснять смысл названия произведения.

К. Булычёв «Путешествие Алисы».

1

Особенности фантастического произведения

Определять особенности фантастического жанра.

К. Булычёв «Путешествие Алисы».

1

Приёмы фантастических произведений

Понимать особенности фантастических произведений.

Внеклассное чтение по произведениям К. Булычёва.

1

Творчество К.Булычёва

Соотносить название с содержанием произведения.

Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». Тест по разделу «Страна Фантазия»

1

Путешественники и первоткрыватели

Познакомить с произведениями, которые посвящены путешествиям; выявить какими чертами характера должны обладать путешественники и первооткрыватели Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Литература зарубежных стран (13 ч)

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

1

Нравственный смысл произведения

Читать про себя текст сказки

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

1

Основная мысль произведения

Читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло.

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

1

Жанр, идея произведения

Объяснять эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного.

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1

Нравственный смысл сказки, пересказ

Составлять подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного.

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1

Основная мысль сказки, план

Составлять план.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя.

Г. Х. Андерсен «Русалочка».Идея произведения.

Жанр, идея произведения

Пересказывать выборочно произведение.

Иллюстрировать сказку.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Чтение вслух и про себя

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Нравственный смысл рассказа.

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

Основная мысль произведения

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

Нравственный смысл рассказа.

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

С. Лагерлеф «В Назарете».

1

Чтение вслух и про себя

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Обобщение и систематизация знаний. Тест по разделу «Литература зарубежных стран»

1

Произведения зарубежных писателей

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Литературный ринг «Лучший читатель»

1

Произведения зарубежных писателей

 Выполнять задания, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...