Адаптированная программа по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Крашенинина Лариса Александровна

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_klass.docx60.03 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом от _______________ №________________

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Адаптированная рабочая программа

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 4  

Учитель: Крашенинина Лариса Александровна

Срок реализации программы: 2018-2019 уч.год

Количество часов по учебному плану:

всего – 136 ч/год; 4 ч/неделю

Сургут, 2018 год

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373); 

  • п.19.5 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643, от 31.12.2015 № 1576);
  • Примерной программой начального общего образования по технологии для 1-4 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Технология. 1-4 классы);
  • Основной образовательной программы основного начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
  • Положением о рабочих программах.

     Программа отражает базовый уровень подготовки учащихся.

По данной программе обучаются учащиеся с ОВЗ с ЗПР:  

 По заявлению родителей эти дети обучаются по основной программе с учётом особенностей детей.

                                                                  Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Одной из основных причин трудно обучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

                     У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано с остановлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности.

 В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной   активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а также широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у  других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, не умение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим. Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с сурдопедагогом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

•Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с ЗПР составляют:

•Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203-ФЗ);

•Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

•Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.;

•Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;

•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

•Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;

•Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008г.;

•Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19 декабря 2014г. «Об утверждении федерального государственного стандарта НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

•Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

•Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 №1082 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

                                                 Нормативы чтения для учащихся с ЗПР начальных классов.

Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:

- нарушения темпа речи;

- нарушение произношения;

             - заикание;

                                                       Нормы оценок по литературному чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится каждую четверть у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка уровня освоения программы должна учитывать индивидуальную динамику продвижения     обучающегося, академическую успешность и жизненную компетенцию. Поэтому при выставлении итоговой оценки по разделу «Литературное чтение» должны оцениваться: достижения обучающегося в развитии речевой деятельности; освоение содержания обучения (академическая результативность); достижения в личностном, познавательном и коммуникативном развитии (жизненная компетентность).

Основными критериями оценки выступают: состояние навыка чтения (всех его основных компонентов), умение работать с текстом, мотивационная основа чтения (наличие потребности в систематическом чтении), умение самостоятельно выбирать интересующую (жизненно необходимую) литературу, состояние коммуникативно-речевой компетентности.

Оценка выставляется строго индивидуально, начиная со 2 класса и носит поощрительный характер. При этом особое внимание должно уделяться достижениям обучающегося в сфере жизненной компетентности.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Контрольная проверка навыка чтения проводится каждую четверть у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Допускается словесное оценивание «Не справился».

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Допускается словесное оценивание «Не справился».

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Допускается словесное оценивание «Не справился».

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.

Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) для детей с тяжелыми нарушениями речи

Класс

1 уровень

(без нарушения произношения)

слов/мин

2 уровень

(незначительные речевые нарушения)

слов/мин

3 уровень

(выраженные нарушения речи,

отсутствие речи)

1

15-20

10-15

Проводится с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей обучающегося, отслеживается динамика относительно самого ребёнка (учитываются буквы, слоги, отдельные слова)

2

25-30

20-25

3

40-50

35-40

4

60-70

55-60

 

        Цель курса:

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи курса:

  1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
  2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая сторона процесса чтения.)
  3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
  4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
  5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
  6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, видо - жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
  7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
  8. В программе не выделен аспект развития речи, т.к. чтение является одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.

Содержание литературного чтения четвёртого года обучения сохраняет тенденцию к формированию навыка чтения и умению работать с текстом. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для дальнейшего литературного развития и образования учащихся. Использование рабочих тетрадей обусловлено требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, которые ориентированы на практическую деятельность обучающихся. Кроме того, данные тетради позволяют организовать процесс обучения чтению с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Задания, предложенные авторами- составителями рабочих тетрадей и тестовых упражнений, ориентированы на различный уровень владения коммуникативной, лингвистической, языковой компетенции.

Описание места учебного курва в учебном плане

        Согласно учебному плану МБОУ СОШ №4 курс «Литературное чтение»  рассчитан в 4 классе на 4 час в неделю, 136 часов в год при 34 учебных неделях.

Результаты освоения предмета «Литературное чтение» учениками 4 класса

Личностные результаты: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и  чтению книг;   размышление о  смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности;   уважение  культуры народов других стран;  формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование  дружеского  отношения  к другим детям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать;  осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией  или с собственным планом;  осуществлять   самоконтроль  при выполнении упражнений в чтении, при чтении  произведения и при выполнении  заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать  результаты своей деятельности  и деятельности одноклассников; вырабатывать способность  к волевой саморегуляции.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте  нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова,  интересоваться  их значением,  пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников,   определять смысл слова по контексту; выделять  главное;  составлять    план;  ориентироваться в отдельной книге  и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении   информацию в практической деятельности (П-1.);  выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную  логическую  причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;  выполнять действия анализа, характеризуя персонажей,   выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности  языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и  их языковых особенностей; синтезировать  прочитанное при выполнении заданий творческого характера;  обобщать прочитанное; ранжировать книги,  произведения, информацию;  обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем  

Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнером; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определенном программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

Выпускники начальной школы научатся:

• осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

• читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

• применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое);

• полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

• знанию основных моральных норм;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

• работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью;

• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

• характеризовать героев; • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения;

•находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

• выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• отличать поэтический текст от прозаического;

• распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

• соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;

• владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

• осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ);

• делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

• цитировать (устно);

• передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;

• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;

• высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

• вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;

• составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

• составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

• определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

• создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

• осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

• пользоваться алфавитным каталогом;

• ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;

• пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться: 

• осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

• воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

• испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

• уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

• бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

• испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

• определять сходство и различие произведений разных жанров;

• осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;

• использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

• выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;

• высказывать и пояснять свою точку зрения;

• применять правила сотрудничества;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;

• находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте; • понимать особенности изучаемых типов композиции;

• выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

• цитировать (письменно);

• осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;

• писать изложения;

• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);

• делать устную презентацию книги (произведения);

• пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

• работать с детской периодикой;

• расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

 .

Содержание учебного курса

Круг чтения.

Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.

С. Михалков. Гимн РФ (1ч)

Что за прелесть эти сказки!.. (25 ч).

И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».

О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (6 ч).

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).

Уж сколько раз твердили миру... Басни (8 ч).

Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».

Оглянись вокруг. Рассказы (25 ч).

М. Пришвин, «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенке-вич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».

Золотая колесница. Мифы Древней Греции (7 ч).

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».

В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (3 ч).

«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».

Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (7 ч).

С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок». А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (1 ч).

Мир волшебных звуков. Поэзия (16 ч).

В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомс-кая, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».

Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка

А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (9 ч).

Когда, зачем и почему? Познавательная литература (18 ч).

Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».

Раздел «Виды речевой   деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), и прежде всего – работы над разными видами текстов.  

Раздел «Круг чтения» содержит:

а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия;

б) тематическое планирование в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества учебного времени, отводимого на   изучение каждой из тем.

В разделе «Литературоведческая пропедевтика» названы литературоведческие понятия, которые    осваиваются   обучающимися на практической основе с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен   на создание   при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов.  

Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание   проектов   по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей учащихся; расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.  

 

                                                   Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение». 4 класс.

Основные разделы

Количество часов

1.

«Что за прелесть эти сказки!..» Сказки.

25

2.

«О доблестях, о подвиге, о славе». Былины.

6

3.

«Уж сколько раз твердили миру…».  Басни.

8

4.

«Оглянись вокруг». Рассказы.

25

5.

«Золотая колесница». Мифы Древней Греции.

7

6.

«В начале было слово, и слово было Бог…» Библейские сказания.

15

7.

«Самого главного глазами не увидишь…»  Повесть-сказка.

9

8.

«Мир – театр, люди – актёры…»  Пьесы.

7

9.

Мир волшебных звуков. Поэзия.

16

10.

«Когда, зачем и почему?»  Познавательная литература.

18

Итого:

136 часов

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение». 4 класс.

Тема раздела/тема урока

Дата

Образовательный

продукт

план

факт

«Оглянись вокруг». Рассказы (25 ч)

Планируемые результаты

Предметные: формировать навык чтения, совершенствовать поисковый способ чтения, анализировать заглавие произведения, характеризовать взаимоотношения персонажей, выявлять причинно-следственные связи, выделять эпизод из текста, выявлять кульминационный эпизод, выявлять идею произведения, анализировать взаимосвязь синтаксической организации текста со смыслом читаемого, составлять план, читать выразительно по ролям.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать;  осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией  или с собственным планом;  осуществлять   самоконтроль  при выполнении упражнений в чтении, при чтении  произведения и при выполнении  заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать  результаты своей деятельности  и деятельности одноклассников; вырабатывать способность  к волевой саморегуляции.

Познавательные: понимать прочитанное, находить в тексте  нужные сведения (выборочное чтение); интересоваться  их значением,  пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников,   определять смысл слова по контексту; выделять  главное;  составлять    план;  ориентироваться в отдельной книге  и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении   информацию в практической деятельности, выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную  логическую  причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;  выполнять действия анализа, характеризуя персонажей,   выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности  языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и  их языковых особенностей; синтезировать  прочитанное при выполнении заданий творческого характера;  обобщать прочитанное; ранжировать книги,  произведения, информацию;  обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания, формировать навыки сотрудничества, аргументировать высказывания, развивать навыки сотрудничества, делать сообщение о прочитанном произведении, делать аннотацию   книги.

Личностные: положительная мотивация     к обучению в школе,   к урокам  литературного чтения,    к выбору и  чтению книг;   размышление о  смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности;   уважение  культуры народов   других стран;  формирование   эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной  децентрации; культивирование  дружеского  отношения  к другим детям.

Формы и методы контроля

Формы: тематический, фронтальный, дифференцированный, групповой, индивидуальный, парный.

Методы: тематический, итоговый, устный (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), письменный (проверочная работа, тестирование), практический контроль (проекты). Стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, проверка техники чтения.

Брэдбери Р. «Все лето в один день»

Характеристика героя

Обобщение по разделу «Оглянись вокруг». Рассказы»

Тест

«Золотая колесница». Мифы Древней Греции. (7 ч)

Планируемые результаты

Предметные: читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно, читать выборочно, формировать поисковый способ чтения, развивать воссоздающее воображение, расширять словарный запас, характеризовать персонажей, выявлять подтекста, находить в тексте образные средства и осознавать их роль, обосновывать ответ ссылкой на текст, составлять план, делать художественный пересказ в опоре на план, оперировать опорными словами, создавать сочинение по картине, находить   и читать книги на заданную тему, расширять читательский кругозор, систематизировать книги.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу, развивать способность к самооценке, принимать и выполнять учебную задачу, прогнозировать читаемое, развивать способность к самоанализу и к самооценке, развивать способность к самоконтролю, ставить перед собой исполнительскую задачу, исходя из характера текста.

Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать содержание произведения, анализировать   произведение   с целью характеристики персонажей, анализировать   произведение   с целью выявления образных языковых средств и их роли в тексте, анализировать   произведение   с целью наблюдения над использованием приема «противопоставление», делать обобщение, подводить под понятие (жанр), сравнивать произведения.  

Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение, аргументировать своё мнение, делать художественный пересказ, делать высказывание типа «описание», аргументировать своё мнение, учитывать мнение сверстников, формировать навыки сотрудничества, делать художественный пересказ, создавать сочинение по картине.    

Личностные: приобщать к русской культуре, развивать эмпатию, развивать способность к эмоционально-личностной децентрации, развивать художественный вкус.

Формы и методы контроля

Формы: тематический, фронтальный, дифференцированный, групповой, индивидуальный, парный.

Методы: тематический, итоговый, устный (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), письменный (проверочная работа, тестирование), практический контроль (проекты). Стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, проверка техники чтения.

Герои Эллады. «Персей».

Чтение по ролям

Герои Эллады. «Персей».

План. Пересказ

«Орфей и Эвридика».

Чтение по ролям

«Орфей и Эвридика».

План. Пересказ

«Дедал и Икар».

Выразительное чтение

«Дедал и Икар».

План. Пересказ

Обобщение по разделу «Мифы Древней Греции»

Презентация

«В начале было слово, и слово было Бог…» Библейские сказания. (15 ч)

Планируемые результаты

Предметные: совершенствовать все  компоненты  навыка чтения, совершенствовать  просмотровый  и поисковый  способы  чтения, знакомиться с  жанровой  спецификой мифа, выборочно  пересказывать прочитанное, сравнивать произведения, совершенствовать  все  компоненты  навыка чтения, совершенствовать  просмотровый  и поисковый  способы  чтения, выявлять причинно-следственные связи, наблюдать над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи, знакомиться с  жанровой  спецификой мифа, составлять  план текста, выделять  кульминационный эпизод, пересказывать прочитанное, находить и читать книги на заданную тему, создавать  отзыв о прочитанном,

Метапредметные:

Регулятивные: Принимать и удерживать учебную задачу, формировать способность к оцениванию творческих работ сверстников, принимать и удерживать учебную задачу, действовать по инструкции.

Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать содержание произведения, анализировать   произведение   с целью характеристики персонажей, анализировать   произведение   с целью выявления образных языковых средств и их роли в тексте, анализировать   произведение   с целью наблюдения над использованием приема «противопоставление», делать обобщение, подводить под понятие (жанр), сравнивать произведения.  

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение, аргументировать своё мнение, делать художественный пересказ, делать высказывание типа «описание», аргументировать своё мнение, учитывать мнение сверстников, формировать навыки сотрудничества, делать художественный пересказ.    

Личностные: приобщаться к мировой культуре, развивать рефлексию, формировать нравственно-этические ориентиры, развивать рефлексию.

Формы и методы контроля

Формы: тематический, фронтальный, дифференцированный, групповой, индивидуальный, парный.

Методы: тематический, итоговый, устный (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), письменный (проверочная работа, тестирование), практический контроль (проекты). Стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, проверка техники чтения.

Библейские сказания

Чтение по ролям

Библейские сказания

План. Пересказ

Библейские сказания

Выборочное чтение

Библейские сказания

презентация

«Всемирный потоп».

Выразительное чтение

«Всемирный потоп».

План. Пересказ

«Моисей»

Презентация

«Моисей»

Чтение по ролям

«Моисей»

План. Пересказ

«Моисей»

Характеристика героя

С. Лагерлёф «Святая ночь».

Выразительное чтение

С. Лагерлёф «Святая ночь».

План.

С. Лагерлёф «Святая ночь».

Пересказ

А. Мень «Милосердие Иисуса», «Блудный сын»

Чтение по ролям

Обобщение по разделу «Библейские сказания».

Презентация. Тест.

«Самого главного глазами не увидишь…»  Повесть-сказка (9 ч)

Планируемые результаты

Предметные: читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно, читать выборочно, формировать поисковый способ чтения, развивать воссоздающее воображение, расширять словарный запас, характеризовать персонажей, выявлять подтекста, находить в тексте образные средства и осознавать их роль, обосновывать ответ ссылкой на текст, составлять план, делать художественный пересказ в опоре на план, оперировать опорными словами, создавать сочинение по картине, находить   и читать книги на заданную тему, расширять читательский кругозор, систематизировать книги.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу, развивать способность к самооценке, принимать и выполнять учебную задачу, прогнозировать читаемое, развивать способность к самоанализу и к самооценке, развивать способность к самоконтролю, ставить перед собой исполнительскую задачу, исходя из характера текста.

Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать содержание произведения, анализировать   произведение   с целью характеристики персонажей, анализировать   произведение   с целью выявления образных языковых средств и их роли в тексте, анализировать   произведение   с целью наблюдения над использованием приема «противопоставление», делать обобщение, подводить под понятие (жанр), сравнивать произведения.  

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение, аргументировать своё мнение, делать художественный пересказ, делать высказывание типа «описание», аргументировать своё мнение, учитывать мнение сверстников, формировать навыки сотрудничества, делать художественный пересказ, создавать сочинение по картине.    

Личностные: приобщать к русской культуре, развивать эмпатию, развивать способность к эмоционально-личностной децентрации, развивать художественный вкус.

Формы и методы контроля

Формы: тематический, фронтальный, дифференцированный, групповой, индивидуальный, парный.

Методы: тематический, итоговый, устный (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), письменный (проверочная работа, тестирование), практический контроль (проекты). Стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, проверка техники чтения.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Выразительное чтение

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Выборочное чтение

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Характеристика героя

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Иллюстрация

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

План выборочного пересказа

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Выборочное чтение

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Презентация

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Вопросы к тексту

Обобщение: дискуссия.

Тест

«Мир – театр, люди – актёры…»  Пьесы. (7 ч)

Планируемые результаты

Предметные: читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно, читать по ролям, формировать поисковый способ чтения, развивать воссоздающее воображение, расширять словарный запас, характеризовать персонажей, выявлять подтекста, находить в тексте образные средства и осознавать их роль, обосновывать ответ ссылкой на текст, составлять план, оперировать опорными словами, находить   и читать книги на заданную тему, расширять читательский кругозор.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу, развивать способность к самооценке, прогнозировать читаемое, развивать способность к самоанализу и к самооценке, развивать способность к самоконтролю, ставить перед собой исполнительскую задачу, исходя из характера текста.

Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать содержание произведения, анализировать   произведение   с целью характеристики персонажей, анализировать   произведение   с целью выявления образных языковых средств и их роли в тексте, анализировать   произведение, делать обобщение, подводить под понятие (жанр), сравнивать произведения.  

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение, аргументировать своё мнение, делать художественный пересказ, делать высказывание типа «описание», аргументировать своё мнение, учитывать мнение сверстников, формировать навыки сотрудничества.    

Личностные: приобщать к русской культуре, развивать эмпатию, развивать способность к эмоционально-личностной децентрации, развивать художественный вкус.

Формы и методы контроля

Формы: тематический, фронтальный, дифференцированный, групповой, индивидуальный, парный.

Методы: тематический, итоговый, устный (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), письменный (проверочная работа, тестирование), практический контроль (проекты). Стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, проверка техники чтения.

А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!»

Выразительное чтение

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Выборочное чтение

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Характеристика героя

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Иллюстрация

Н. Носов «Два друга».

Выборочное чтение

Н. Носов «Два друга».

План выборочного пересказа

Обобщение: театрализованное представление.

Театрализованное представление

Мир волшебных звуков. Поэзия. (16 ч)

Планируемые результаты

Предметные: совершенствовать    выразительность чтения, совершенствовать воссоздающее воображение, совершенствовать поисковый способ чтения.

Знакомиться с основными признаками лирических произведений, определять эмоциональный характер произведения, определять главную мысль произведения.

Наблюдать над использованием   сравнения в художественно организованной речи, формулировать кратко, сжимая информацию из познавательного текста.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу, развивать способность к самооценке, прогнозировать читаемое, развивать способность к самоанализу и к самооценке, развивать способность к самоконтролю, ставить перед собой исполнительскую задачу, исходя из характера текста.

Познавательные: анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера, анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности, анализировать произведение для определения эмоционального состояния лирического героя, обобщать полученную информацию, сравнивать произведения, подводить под понятие, синтезировать прочитанное,

Коммуникативные: 

Личностные: приобщаться к русской культуре, развивать   эстетические чувства и эстетический вкус, формировать экологическое сознание, развивать эмпатию, развивать способность к эмоционально-личностной децентрации.

Формы и методы контроля

Формы: тематический, фронтальный, дифференцированный, групповой, индивидуальный, парный.

Методы: тематический, итоговый, устный (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), письменный (проверочная работа, тестирование), практический контроль (проекты). Стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, проверка техники чтения.

В. Жуковский «Песня».

Чтение наизусть

А.С. Пушкин «Няне», «Птичка»

Чтение наизусть

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Чтение наизусть

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Горные вершины»

Чтение наизусть

М.Ю. Лермонтов «Молитва».

Чтение наизусть

И. Суриков «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка».

Чтение наизусть

А. Блок.  Стихи

Чтение наизусть

С. Есенин «С добрым утром».

Выразительное чтение

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную…», В. Маяковский «Тучкины штучки».

Чтение наизусть

С. Маршак «Пожелание друзьям», С. Чёрный «Зелёные стихи».

Выразительное чтение

 Д. Хармс «Очень страшная история», Ю. Владимиров «Чудаки».

Чтение наизусть

В. Хотомская «Два гнома»

Проект «Как научиться читать стихи»

В. Хотомская «Три сестрицы»

Выразительное чтение

О. Высотская «Весенние рубашки», Э. Мошковская «Песня»

Выразительное чтение

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли», В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

Чтение наизусть

Обобщение по разделу.  Тест.

Чтение наизусть

«Когда, зачем и почему?»  Познавательная литература. (18 ч)

Планируемые результаты

Предметные: формировать навык чтения, совершенствовать поисковый способ чтения, анализировать заглавие произведения, характеризовать взаимоотношения персонажей, выявлять причинно-следственные связи, выделять эпизод из текста, выявлять кульминационный эпизод, выявлять идею произведения, анализировать взаимосвязь синтаксической организации текста со смыслом читаемого, составлять план, читать выразительно по ролям.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять   самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам.

Познавательные: понимать прочитанное, находить в тексте  нужные сведения (выборочное чтение); интересоваться  их значением,  пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников,   определять смысл слова по контексту; выделять  главное;  составлять    план;  ориентироваться в отдельной книге  и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении   информацию в практической деятельности, выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную  логическую  причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;  выполнять действия анализа, характеризуя персонажей.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение, аргументировать своё мнение, делать художественный пересказ, делать высказывание типа «описание», аргументировать своё мнение, учитывать мнение сверстников, формировать навыки сотрудничества, делать художественный пересказ, создавать сочинение по картине.

Личностные: положительная мотивация     к обучению в школе,   к урокам  литературного чтения,    к выбору и  чтению книг;   размышление о  смысле жизни (смыслообразование);   нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности;   уважение  культуры народов   других стран;  формирование   эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной  децентрации; культивирование  дружеского  отношения  к другим детям.

Формы и методы контроля

Формы: тематический, фронтальный, дифференцированный, групповой, индивидуальный, парный.

Методы: тематический, итоговый, устный (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), письменный (проверочная работа, тестирование), практический контроль (проекты). Стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, проверка техники чтения.

Кун Н.А. «Олимп»

Выразительное чтение

Ю. Яковлев «О нашей Родине».

Выборочное чтение

И. Соколов-Микитов «Русский лес», Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»

Выразительное чтение

«Крещение Руси».

Иллюстрация

Н. Соловьёв «Сергий Радонежский».

Выборочное чтение

Н. Соловьёв «Сергий Радонежский».

План выборочного пересказа

Н. Соловьёв «Сергий Радонежский».

Характеристика героя

В. Губарев «В открытом космосе», Л. Яхин «Метро»

Выборочное чтение

Е. Сегал «Что из чего».

Вопросы к тексту

М. Ильин «Сто тысяч почему»

Таблица

Н.А. Надеждина «Лук – от семи недуг»

Выразительное чтение

М.А.Константиновский «Что такое электрический ток»

Выборочное чтение

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

Характеристика героя

А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?»

Иллюстрация

К. Паустовский «Великий сказочник».

Выборочное чтение

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»

презентация

К. Паустовский «Сказки Пушкина»

Тест

К. Чуковский «Признание старого сказочника».  Обобщение за год.

Презентация

ИТОГО: 74 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа по литературному чтению- 4 кл

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г...

адаптированная программа по литературному чтению "Школа России"

Логика изложения и содержания программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу  внесены изменения,...

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению/

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению. разработана на основе примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой УМК «Начальная шк...

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению.

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению. разработана на основе примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой УМК «Начальная...

Адаптированная программа по литературному чтению для ребёнка с ОВЗ с сохранным интеллектом

Данная программа разработанав с учётом психолого-педагогических особенностей ребёнка. Преставлена коррекционная работа по каждому уроку....

Адаптированная программа по литературному чтению 4 класс

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образо...