Рабочая программа по литературному чтению 3 класс.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Перспектива. Тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie_3a.docx74.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 169 с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
191024, Санкт-Петербург, ул. Харьковская д.13 тел./факс (812) 417 32 50 e-mail: sch169@center-edu.spb.ru
ОКПО 23061613 ОКОГУ 23010 ИНН/КПП 7825441231/782501001

ПРИНЯТА                                                        «УТВЕРЖДАЮ».

Педагогическим советом ОУ                                Директор ГБОУ СОШ № 169

от 30.08.2016  № 1         _______М.А. Калашникова
Приказ №179-о  от 30.08.2016

 

Рабочая программа

Учебный предмет: литературное чтение

Класс:  3 «А»

Учитель – составитель: Михайлова Т. Г.

Учебный год: 2016 - 2017

СОГЛАСОВАНА

наметодическом объединении

Протокол № 1 от 25.08.2016

Председатель МО   ______М.Р.Гринштейн

Заместитель директора по УВР _______С.А.Ильина


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга (1 - 4 классы), в том числе с приложениями;

Годовой календарный план-график ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год;

Учебный план ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год: пояснительная записка, учебный план;

Учебно-методический комплекс ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга 1-4 классов на 2016-2017 учебный год;

Устав ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. 

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. 

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения. 


Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению: 

— развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации; 

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

— обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;       

— введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами. 

Общая характеристика курса

  Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идет параллельно с коммуникативно – речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно – познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. 

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. 

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. 

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

 Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.                                                                                                                                                                                                  Виды работы с текстом. Коммуникативно – познавательная деятельность.                                                                                                                                                                 Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно – нравственная деятельность.                                                                                                                  Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.                                                                                                                                                                

 

Место курса в учебном плане

На изучение курса литературного чтения в третьем классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. По программе на предмет «Литературное чтение» – 136 часов, по годовому календарному учебному графику на 2016-2017 учебный год – 132 часа.

Учебно-методический комплект:

1 Литературное чтение. Учебник, 1 класс. В 2 ч.  Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г, Горецкий, Л. А. Виноградская.                                                                                                     2 Литературное чтение. Учебник, 2 класс. В 2 ч. Сост. Л. Ф, Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.                                                                                                                                                            

3 Литературное чтение. Учебник, 3 класс. В 2 ч.  Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г, Горецкий, Л. А. Виноградская.                                                                                                     4 Литературное чтение. Учебник, 4 класс. В 2 ч. Сост. Л. Ф, Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.                                                                                                                                                                                                                                

3 класс

Учебник: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградова, В. Г. Горецкий  «Литературное чтение» 3 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Москва, «Просвещение» 2012

Использование электронных образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/Общероссийский проект  

Школа цифрового века http://digital.1september.ru/

Электронное приложение к учебнику: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградова, В. Г. Горецкий  «Литературное чтение» 3 класс

Планируемые результаты освоения курса

Регулятивные УУД

Результатом формирования регулятивных УУД будут являться умения:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;                                                                                 - составлять план решения вопросов совместно с учителем;                                                                                                                                                            - работать в соответствии с заявленным планом;                                                                                                                                                                               - корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;                                                                                               - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3 класса получат возможность:

- учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;                                                                     - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;       - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;                                                                                                                                                 - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий  с использованием учебной  и справочной литературы;                                                                                                                                                                                                                                                  - устанавливать причинно – следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;                                               - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;                                                                                                                                                       - находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;                                                                                     - самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.

Учащиеся 3 класса получат возможность:

- использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;                                                                                                                                                                                                                                       - находить разные виды информации при помощи текста, иллюстраций, схем, таблиц;                                                                                                     - преобразовывать информацию из одной формы в другую ( составлять план, таблицу, схему);                                                                                                        - пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

               Коммуникативные УУД

Результатом формирования коммуникативных УУД будут являться умения:

- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;                                                                                                     - владеть монологической и диалогической формой речи;                                                                                                                                                           - высказывать и обосновывать свою точку зрения;                                                                                                                                                                           - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;                                                                                           - строить понятные для партнера ( собеседника) высказывания;                                                                                                                                                 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность:

- работать в паре, группе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;                                                                                      - готовить самостоятельно проекты;                                                                                                                                                                                                   - создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Личностные УУД

В результате формирования личностных УУД к окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения  и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;                                                                                                                                     - мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;                                                                                                                                      - первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;                                                                                                                                                                                                                                                     - умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить с чистой совестью?»;                                                                                                             - умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;                                                                                                                                                                             - способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3 класса получат возможность:

- осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;                                                                                        - осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;                                                                                                                                                          - осознавать нравственный смысл понятий поступок, подвиг.

Содержание курса

Тема

Количество часов

Вводный урок

1

Книги - мои друзья

4

Жизнь дана на добрые дела

17

Волшебная сказка

14

Люби всё живое

20

Картины русской природы

12

Великие русские писатели

30

Литературная сказка

19

Картины родной природы

19

Итого: 136

Виды речевой и читательской деятельности.

  Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно – познавательному и художественному произведениям.                                                                                                                                                                                               Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей осмыслить текст. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.                                                                                                                                                                                                                             Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объему и жанру. Умение находить информацию в учебном или научно – познавательном тексте, используя разные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и т. д.                                                                
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно – популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоения умения отличать текст от набора предложений. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Воспроизведение текста с элементами описания и рассуждения, с заменой диалога высказыванием. Сравнение художественных и научно – познавательных произведений.                                                                          

 Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги. Виды информации в книге. Типы книг (изданий): книга – произведение, книга – сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Выбор книг в библиотеке. Самостоятельное пользование справочной литературой, словарями (в соответствии с возрастом).                                                                                                                                Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, его заглавия, соотнесения с содержанием.  Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания. Умение мысленно нарисовать картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям. Характеристика героя произведения (портрет, характер, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, краткий. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Заучивание наизусть небольших стихотворений. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Осмысление нравственно – этических понятий: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать свое мнение.

 Работа с учебными, научно – популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно – популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов: былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно – следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.  Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).  

Умение говорить (культура речевого общения). Освоение диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нем основной мысли и ее доказательство (объяснение).  Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно – популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания, отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

 Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку. Отражение в нем темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения).                                                                                                                                                                                                                                                            Написание сочинений – миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приемов описания  и рассуждения.                                                                           Круг литературного чтения.                                                                                                                                                                                                                                                                                   Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы 19 – 20 вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно – популярные, исторические, приключенческие, справочно – энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России, загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).  Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, ее истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе справедливости; юмористические произведения.                                                                                          Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение», «Читалочка – обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идем в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.                                                                                                                                    Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)                                                                                                                                                                                                                     Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).  Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалоги героев).                                                                                                                                                             Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).                                                    Жанровое разнообразие произведений. Историко – литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения                  (различение).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.                                                                                                                                                                                                                                                         Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Рассказ, стихотворение, басни – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.                                                      Творческая деятельность.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки ( с помощью учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям. Инсценирование, выразительное чтение. Устное, словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно – следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.  Сопоставление произведений словесно – художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Календарно – тематическое планирование уроков  литературного чтения

Программа «Перспектива» 3 класс (2016 – 2017)

        По программе – 136 часов, по календарному плану- графику на 2016-2017 учебный год - 132 часов.

№ урока

Тема урока

Тип/форма урока

Виды и формы контроля

Планируемые результаты обучения,

формирование УУД                              (виды  деятельности    учащихся)

Календарная дата урока

Фактическая дата урока

1

Вводный урок (1 час)

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника.                  

Урок изучения нового материала.

-

Работа в паре:

объяснять условные обозначения; находить нужную главу в содержании учебника; знать автора и название книги; обмен мнениями; контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения.

01.09

2

 Книги – мои друзья (4 часа)

Вводный урок. Наставления детям Владимира Мономаха.                                          

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать в паре и в группе наставления В. Мономаха. Слушать речь собеседника, понимать ее основную мысль, задавать вопросы.

02.09

3

Б. Горбачевский.  Первопечатник Иван Федоров.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в тетради.

На основе текста описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

06.09

4

Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии.                                                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

07.09

5

Проект. Мы идем в музей книги.                          

Комбинированный урок

Проверка выполнения задания: составление рассказов по иллюстрациям учебника.

Работа в паре, в группе: подготовка и обсуждение составленных рассказов по иллюстрациям учебника. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения.

08.09

6

 Жизнь дана на добрые дела (17 часов)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела. Выставка книг.                                                    

Урок изучения нового материала.

Самостоятельная работа

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Слушать речь собеседника, понимать ее основную мысль, задавать вопросы.

09.09

7

Пословицы разных народов о человеке и его делах.                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в группе: объяснять, что такое верность слову, честность. Знать пословицы и поговорки из сборника. Определять тему выставки книг. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

13.09

8

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову (работа в паре) Работа в группе: обсуждение смысла пословиц. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

14.09

9

Н. Носов. Огурцы.                               Смысл поступка.                                

Урок изучения нового материала.

Проверка составления плана рассказа.

Читать текст вслух и про себя. Объяснять название текста. Работа в группе:  обсуждение смысла поступка героя рассказа. Составление плана текста. Делить текст на части. Подробно пересказывать текст на основе плана.

15.09

10

Н. Носов. Огурцы.  Характеристика героя.

Комбинированный урок

Проверка составления характеристики  героя.

Работа в паре: выборочное чтение текста  для составления характеристики героя рассказа; уметь слушать речь собеседника, понимать ее основную мысль. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме.

16.09

11

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».                  

Комбинированный урок

Проверка составления рассказа по аналогии.

Выполнение заданий в «Творческой тетради». Работа в паре: составление рассказа по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Контролировать и корректировать свое высказывание; выслушивать мнение товарищей.

20.09

12

М. Зощенко. Не надо врать.                      Смысл поступка.                                

Урок изучения нового материала.

Проверка составления характеристик поступков героев.

Читать текст вслух и про себя. Работа в группах: объяснять название текста. Обсуждать и давать характеристику поступкам  героев. Обмен мнениями в группах.    

21.09

13

М. Зощенко. Не надо врать.                       Пересказ.                

Комбинированный урок

Проверка правильности пересказа текста.

Работа в паре: составлять план текста, делить текст на части; подробно пересказывать текст на основе плана. Уметь слушать и уважать мнение товарищей.

22.09

14

Л. Каминский. Сочинение.

Урок изучения нового материала.

Проверка составленных характеристик героини рассказа. Проверка работы с пословицами.

Читать тексты вслух и про себя. Объяснять название рассказа.  Работа в паре: составление и обсуждение характеристики героини рассказа.  Работа в группах: соотнесение пословиц в вопросе № 7  с основной мыслью рассказа. Чтение рассказа по ролям. Обмен мнениями.

23.09

15

Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе.                     .

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в  группе: составление, написание и обсуждение отзыва  на книгу. Выполнение заданий в «Творческой тетради». Обмен мнениями. Уметь слушать речь собеседника, уважать мнение других людей.

27.09

16

 М. Зощенко.                                      Через тридцать лет.                                             Поступок героя.                                

Урок изучения нового материала.

Проверка составления характеристики героя.

Чтение текста рассказа вслух и про себя. Работа в паре: составление и обсуждение характеристики героя. Выполнение  заданий на с. 33

28.09

17

 Мы идем в библиотеку.                         Рассказы о детях.                              

Урок повторения и закрепления.

Проверка умения группировать книги по подтемам.

Работа в группе:  писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Обмен мнениями. Умение слушать собеседника.

29.09

18

Самостоятельное чтение.                                  Н. Носов. Трудная задача.  

Комбинированный урок

Проверка выразительности чтения. Проверка умения составлять план текста. Проверка правильности пересказа текста. Проверка выполнения заданий в тетради.

Читать текст вслух и про себя.  Объяснять название текста. Работа в паре: составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана.  Обмен мнениями. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

30.09

19

Семейное чтение.                          Притча.                      

Комбинированный урок

-

Работа в паре: чтение и обсуждение притчи.  Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения. Обмен мнениями. Работа со словарем: понятие «притча»

04.10

20

Наш театр.                                                            В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано…                  Инсценирование.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в тетради.

Читать текст про себя и вслух. Работа в паре: составление и обсуждение характеристики героя. Работа в группе: распределять роли, уметь договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

05.10

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

Урок повторения и закрепления.

Работа по учебнику и в «Творческой тетради»                          (выполнение заданий) Работа в паре: обсуждение смысла пословиц; самостоятельное оценивание своих достижений.

06.10

22

Обобщение по разделу. Проверочная работа.               Урок контроля умений и навыков.

Проверка знаний учащихся по данной теме.

Проверка знаний учащихся по данной теме.

07.10

23

Волшебная сказка (14 часов)

1 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка.                          

Урок изучения нового материала.

Проверка знаний особенностей волшебной сказки. Проверка выполнения заданий в тетради.

Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Работа в паре: определение особенностей волшебной сказки. Обмен мнениями. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

11.10

24

Русская сказка. Иван – царевич и серый волк.                                                  Особенности волшебной сказки.                                                                                                                            

Комбинированный урок

Проверка составления характеристик героев. Проверка выполнения заданий в тетради.

Чтение вслух и про себя. Определение особенностей волшебной сказки. Работа в паре: определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Рассматривать картину, определять героев. Обмен мнениями.  Работа в «Творческой тетради».

12.10

25

Русская сказка. Иван – царевич и серый волк.                                     Характеристика героев.

Комбинированный урок

Проверка умения работать с текстом сказки          (поиск троекратных повторов)

Работа в паре: составление характеристик героев сказки. Работа с текстом: поиск троекратных повторов описания событий как признака волшебной сказки. Обсуждение выставки рисунков «Герои сказки».

13.10

26

В. Васнецов. Иван – царевич на сером волке.                                                                   Рассказ по картине.                            

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в группе: обмен мнениями по содержанию презентации.  Рассматривание картины, составление рассказа по картине. Обсуждать в паре и в группе, кто из героев сказки нравится и почему. Работа в «Творческой тетради».

14.10

27

Русская сказка. Летучий корабль.  Особенности волшебной сказки.                          

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий учебника.

Чтение текста сказки вслух и про себя. Работа в группах: обсуждение прочитанного.  Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Выполнение заданий учебника.

18.10

28

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки.

Комбинированный урок

Проверка умения делить текст на части, составлять план текста.

Работа в группах: составление характеристик героев сказки. Определение, какие предметы являются сказочными. Обсуждение в группе, какие герои сказки нравятся и почему. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

19.10

29

Мы идем в библиотеку.                            Сборники сказок. Тематический каталог.                  

Урок повторения и закрепления.

Проверка умения группировать книги по подтемам, находить книгу по тематическому каталогу.

Работа в группах: определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Правила поведения в библиотеке.

20.10

30

Самостоятельное чтение.                           Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки.

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Чтение сказки вслух и про себя. Работа в группах: составление и обсуждение характеристик героев сказки.  Обсуждения выставки рисунков к сказке «Морозко». Выполнение заданий в «Творческой тетради».

21.10

31

Русская сказка. Морозко.                      Пересказ.                                          

Урок повторения и закрепления.

Проверка выполнения картинного плана сказки. Проверка составления плана текста.

Работа в группах: деление текста на части, составление плана текста; пересказ текста на основе плана. Выполнение заданий в учебнике                       (работа в паре) Творческая работа: «Картинный план сказки» Обсуждение работ учащихся.

25.10

32

Семейное чтение.                                           Русская сказка. Белая уточка.                                    Смысл сказки.                                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Чтение текста вслух и по себя. Работа в паре: выяснение смысла сказки.  Обмен мнениями. Выполнение заданий учебника. Работа с иллюстрацией к сказке – соотнесение ее с эпизодом сказки.

26.10

33

Русская сказка. Белая уточка. Пересказ..

Комбинированный урок

Проверка  правильности деления текста на части. Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в паре: деление текста на части, составление плана, пересказ текста на основе плана. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Выполнение заданий в учебнике.

27.10

34

Наш театр.                                                            Русская сказка. По щучьему велению.  Инсценирование.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в тетради. Проверка инсценировки произведения.

Чтение текста сказки вслух и про себя. Работа в группах: обсуждение презентации. Характеристика героев сказки. Распределять роли в группе, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Выполнение заданий в «Творческой тетради».

28.10

35

Русская сказка.                                       По щучьему велению.                                       Подготовка реквизита, костюмов.                                          

Урок повторения и закрепления.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Чтение сказки вслух и про себя. Работа в группах: подготовка реквизита, костюмов. Инсценирование сказки. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

09.11

36

Маленькие и большие секреты страны Литературии.                Обобщение по разделу.                      

Урок повторения и закрепления.

Проверка выполнения заданий в учебнике.                Тест по теме «Волшебная сказка»

Работа в группах: выполнение заданий в учебнике. Составление небольшого текста на тему «Добро побеждает зло».

10.11

37

 Любим все живое (20 часов)                                        Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказ.                                            

Урок изучения нового материала.

-

Определять конкретный смысл понятий раздела: художественный и познавательныйрассказы, автор – рассказчик, периодическая литература. Определять отличительные особенности данных текстов. Уметь слушать собеседника и учитывать мнение товарищей.

11.11

38

Сравнение художественной и научно – познавательной литературы.                                    

Урок изучения нового материала.

Проверка составления рассказов по иллюстрациям учебника.

Работа в группе: сравнение художественной и научно – познавательной литературы. Составление небольших рассказов по иллюстрациям в учебнике. Обмен мнениями.

15.11

39

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.                

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике. Проверка составления плана текста.

Чтение текста вслух и про себя.  Работа в группах: деление текста на части, составление плана текста. Выполнение заданий учебника. Выявление особенностей художественного текста. Обмен мнениями об иллюстрациях к тексту.

16.11

40

К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии).

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в группах:  подготовка пересказа текста с опорой на план. Сравнение  научного и художественного описания барсука на основе презентации. Обмен мнениями. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

17.11

41

В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения.                                                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выразительности чтения стихотворения.

Работа в группах: выявлять особенности юмористического стихотворения. Выразительно читать стихотворение.  Обмен мнениями. Определять смысл названия произведения.

18.11

42

Б. Заходер. Вредный кот.                              Смысл названия стихотворения.                                    

Урок изучения нового материала.

Проверка выразительности чтения стихотворения.

Работа в группах: выявлять особенности юмористического произведения. Определять смысл названия стихотворения. Работа в паре: выразительное чтение стихотворения. Умение слушать товарищей, уважать мнения  других учеников.

22.11

43

В. Бианки.                              Приключения Муравьишки. Правда и вымысел.                                                                    

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: чтение текста вслух и про себя. Определение смысла названия произведения.  Обмен мнениями. Определение правды и вымысла в данной сказке. Выполнение заданий в учебнике.

23.11

44

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой.                      

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в группах: составление небольшого текста по аналогии. Обсуждение полученных рассказов.  Выполнение заданий в «Творческой тетради».

24.11

45

О. Полонский.                        Муравьиное царство.             Особенности научно – популярного текста.                                                

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Чтение текста вслух и про себя.   Работа в группах: выявление особенностей научно – популярного текста. Обсуждение презентации.  Обмен мнениями. Подготовка краткого пересказа текста. Выполнение заданий учебника.  

25.11

46

Тим Собакин.                                       Песня бегемотов.                            Постановка вопросов к тексту стихотворения..

Комбинированный урок

Проверка постановки вопросов к тексту.

Работа в паре: выразительное чтение стихотворения.  Умение слушать собеседника. Постановка вопросов к тексту стихотворения.

29.11

47

Мы идем в библиотеку.                      Сборники произведений о природе.                                              

Урок повторения и закрепления.

Проверка умения группировать книги по подтемам, находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу (сборники произведений о природе). Повторение правил поведения в библиотеке.

30.11

48

Периодическая печать.                            Журналы для детей.                       Выставка детских журналов.

Урок изучения нового материала.

Проверка умения находить нужную информацию в журнале.

Работа в группах: знать детскую периодическую печать.  Обмен мнениями. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.

01.12

49

Самостоятельное чтение.                             Д. Мамин – Сибиряк.                           Серая Шейка.                                                            

Урок изучения нового материала.

Проверка составления характеристики героя произведения.

Обсуждать в группе, в паре поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения.  Обсуждение презентации. Чтение текста вслух и про себя. Характеризовать героя произведения.

02.12

50

Д. Мамин – Сибиряк.                    Серая Шейка. Пересказ.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: деление текста на части, озаглавливание частей.  Умение уважать и учитывать мнение других учеников. Подготовка подробного пересказа текста на основе плана. Выполнение заданий в учебнике.

06.12

51

Семейное чтение.                                              Н. Носов. Карасик.                                           Смысл поступка героя.                      

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: чтение текста вслух и про себя. Обсуждение прочитанного. Выполнение заданий в учебнике.  Выявление смысла поступка героя.

07.12

52

Н. Носов. Карасик.                    Характеристика героев произведения.

Комбинированный урок

-

Работа в группах: составление и обсуждение поступка героев произведения.   Определение своей позиции по отношению к героям произведения.

08.12

53

Наш театр.                                                         М. Горький. Воробьишко.                                                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради. Проверка инсценирования произведения.

Работа в группах, в парах: обсуждение поступков героев, определение своей позиции по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.  Выполнять задание в «Творческой тетради».

09.12

54

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.              .

Урок повторения и закрепления.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы в учебнике. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

13.12

55

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе..

Урок повторения и закрепления.

Проверка выполнения диагностической работы в учебнике.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы в учебнике. Работа в группе: составление и обсуждение отзыва на книгу о природе.

14.12

56

Контрольная работа по разделу.                                           Урок контроля умений и навыков.

Урок контроля умений и навыков

Проверка знаний учащихся по данной теме.

Проверка знаний учащихся по данной теме.

15.12

57

Картины русской природы                               (12 часов)                                                             Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж.                              

Урок изучения нового материала.

-

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Уметь слушать мнение других учеников.

16.12

58

И. Шишкин. Зимой в лесу.                        Устное сочинение по картине.

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в группах: обсуждение презентации. Рассматривание  картины. Описание объектов картины. Составление рассказа о картине. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

20.12

59

Н. Некрасов. Славная осень!..    Средства художественной выразительности: сравнения.

Урок изучения нового материала.

Проверка умения находить в тексте средства художественной выразительности.

Чтение текста вслух и про себя. Определять сравнения, олицетворения. Работа в паре: подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Обмен мнениями.

21.12

60

М. Пришвин. Осинкам холодно.     Прием олицетворения как средство создания образа.                              

Урок изучения нового материала.

-

Работа в группах, в паре:  наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины.  Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Сравнивать произведения литературы и живописи.

22.12

61

Ф. Тютчев. Листья.                                      Контраст как средство создания образа.                              

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах, в паре: наблюдать картины в художественном тексте.  Выполнение заданий в учебнике. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

23.12

62

А. Фет. Осень.                                     Настроение стихотворения.

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в паре: наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.  Обмен мнениями. Выполнение заданий в учебнике. Сравнивать произведения литературы и живописи.

27.12

63

И. Бунин. Первый снег.                                      В. Поленов. Ранний снег.                                                            

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах, в паре: сравнение произведений литературы и живописи. Выполнение заданий в учебнике.

28.12

64

Мы идем в библиотеку.                              Сборники произведений о природе.                                            

Урок повторения и закрепления.

Проверка умения находить книгу по тематическому каталогу.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

12.01

65

Самостоятельное чтение.                                 К. Бальмонт. Снежинка.          

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Чтение текста вслух и про себя. Работа в группах: определение средств художественной выразительности. Обсуждение рисунков. Выполнение заданий в учебнике.

13.01

66

Семейное чтение.                                             К. Паустовский. В саду поселилась осень…                                                              Краски осени.                                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Чтение текста вслух и про себя.  Выполнение заданий в учебнике. Наблюдение над развитием настроения в художественном тексте.

17.01

67

Картины природы в произведениях живописи.                                                                      И. Остроухов. Парк.                                                 А. Саврасов. Зима.                              

Урок изучения нового материала.

-

Работа в парах и в группах:  сравнение произведений литературы и живописи.   Обмен мнениями.

18.01

68

Маленькие и большие секреты страны Литературии.                Обобщение по разделу.                

Урок повторения и закрепления.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе  диагностической работы, представленной в учебнике. Выполнять задания в «Творческой тетради».

19.01

69

 Великие русские писатели (30 часов)                                                            Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.                                    

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: сказка, в стихах, литературная сказка, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Обмен мнениями.

20.01

70

Великие русские писатели.                      В. Берестов. А. С. Пушкин.            Краткий пересказ.                          

Урок изучения нового материала.

Проверка умения кратко пересказывать текст.

Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для краткого пересказа. Работа в паре: кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

24.01

71

А. С. Пушкин. Зимнее утро.                      Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: обсуждение презентации, определение настроения стихотворения. Выполнение заданий в учебнике. Выразительное чтение стихотворения.  

25.01

72

И. Грабарь. Зимнее утро.                            Сравнение произведений литературы и живописи.              

Урок изучения нового материала.

Проверка сравнения произведений литературы и живописи.

Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Сравнение произведений литературы и живописи.  Составление рассказа по картине.

26.01

73

А. С. Пушкин. Зимний вечер.                     Картины зимней природы.                 Настроение стихотворения.                                    

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Определение настроения стихотворения.  Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.  Выразительное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике.

27.01

74

Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой.                       Сравнение произведения литературы и произведения живописи.                                            

Урок изучения нового материала.

Проверка сравнения произведения литературы и живописи.

Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями.  Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

31.01

75

А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета…                                                                       П. Брейгель. Зимний пейзаж.                                                                

Урок изучения нового материала.

Выразительное чтение стихотворения.

Работа в группах и в парах:  обсуждение презентации, обмен мнениями. Выразительное чтение стихотворения. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

01.02

76

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.                                            

Урок изучения нового материала.

Составление устного сочинения по картине.

Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Составление устного сочинения по картине. Выполнение заданий в учебнике.

02.02

77

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…                                      Сравнение с народной сказкой.                                                

Урок изучения нового материала.

-

Работа в группах и в паре: знать сказки А. С. Пушкина, сравнивать народную и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки.

03.02

78

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Нравственный смысл литературной сказки.

Комбинированный урок

Наблюдение над особенностями построения сказки.

Работа в группах и  паре:  наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Обмен мнениями.

07.02

79

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

Комбинированный урок

Составление плана сказки.

Работа в группах и в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями; определение особенностей сюжета. Определение структуры сказочного текста. Составление плана сказки.

08.02

80

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Характеристика героев произведения.

Комбинированный урок

Составление характеристик героев произведения.

Работа в группах и в паре: обмен мнениями о работах товарищей. Выбор лучших работ. Составление характеристик героев произведения. Чтение текста вслух и про себя.

09.02

81

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Особенности языка литературной сказки..

Комбинированный урок

Выразительное чтение сказки.

Работа в группах: определение особенностей языка литературной сказки. Выразительное чтение сказки.

10.02

82

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…                                                    Прием звукописи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи.

Комбинированный урок

Выразительное чтение эпизодов сказки.

Работа в группах: находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полета шмеля, мухи, комара. Обсуждение времени, когда используется в сказке прием звукописи. Выразительное чтение эпизодов сказки.

14.02

83

Сказки А. С. Пушкина.                      Урок работы с книгой.                        

Урок повторения и закрепления.

Проверка умения работать с иллюстрациями.

Работа в паре: соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации.

15.02

84

И. Билибин – иллюстратор сказок   А. С. Пушкина.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в «Творческой тетради». Составление рассказа о профессии художника – иллюстратора. Выполнение заданий в учебнике.

16.02

85

И. А. Крылов. Басни.                              Викторина по басням                                          И. А. Крылова.                                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в паре, в группах: называть басни И. А. Крылова с опорой на личный опыт. Выполнение заданий кроссворда.  Обмен мнениями. Определение понятия «Иносказание». Работа в «Творческой тетради».

17.02

86

И. А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах и в паре: рассказывать об особенностях структуры басни.  Объяснять смысл басен                И. А. Крылова. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями. Выполнение заданий в учебнике.

21.02

87

И. А. Крылов. Чиж и Голубь. Особенности структуры басни.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в учебнике и в тетради.

Работа в группах и в паре: чтение вслух и про себя текста басни; анализировать поступки героев басни, соотносить поступки героев басни с реальными жизненными ситуациями. Делать вывод на основе анализа поступка героя, как нужно поступать в той или иной ситуации. Инсценировать басни, распределять роли. Выполнение заданий в учебнике и в «Творческой тетради».

22.02

88

Великие русские писатели.                   Л. Н. Толстой.                                                   Краткий пересказ статьи.    

Урок изучения нового материала.

Проверка умения кратко пересказывать текст.

Работа в паре: чтение текста с. 50 – 51 вслух и про себя. Краткий пересказ научно - познавательной статьи.

28.02

89

Л. Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.                                                

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике и в тетради.

Работа в группах: чтение текста вслух и про себя.  Определение понятия «Быль» Определение особенностей сюжета. Выполнение заданий в учебнике и  в «Творческой тетради».

01.03

90

Л. Н. Толстой. Лебеди.                      Составление плана.                      

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике и в тетради.

Работа в паре: чтение текста вслух и про себя. Деление текста на части. Составление плана текста. Выполнение заданий в учебнике и в «Творческой тетради».

02.03

91

Л. Н. Толстой. Акула.                                Смысл названия. Составление плана.                                                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике. Проверка деления текста на части.

Работа в группах и в паре: деление текста на части, озаглавливание частей.  Выявление смысла рассказа. Составление картинного плана.  Обмен мнениями. Подробный пересказ текста с опорой на план.  Выполнение заданий в учебнике.

03.03

92

Мы идем в библиотеку.                                  Книги великих русских писателей.                                         А. С. Пушкин,  Л. Н. Толстой,                                         И. А. Крылов.  

Урок повторения и закрепления.

Проверка умения находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Работа в группах: определять тему и название выставки книг. Группировать книги по разделам. Представлять книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

07.03

93

Самостоятельное чтение.                           Л. Н. Толстой. Волга и Вазуза.                       Особенности жанра.                      

Урок изучения нового материала.

Краткий пересказ текста.

Работа в паре: чтение текста вслух и про себя.  Подготовка краткого пересказа текста. Сравнение сказки и познавательного рассказа. Выявление особенностей жанра.

09.03

94

Л. Н. Толстой. Как гуси Рим спасли.                                                

Урок изучения нового материала.

Подробный пересказ текста.

Работа в группах: чтение текста вслух и про себя.  Подробный пересказ текста.

10.03

95

Наш театр.                                                              И. А. Крылов. Квартет. Инсценирование.                              

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике. Чтение басни по ролям.

Работа  в группах:  выполнение заданий в учебнике. Чтение басни по ролям. Распределять роли. Инсценировать произведение.

14.03

96

Маленькие и большие секреты страны Литературии.                 Обобщение по разделу.              

Урок повторения и закрепления.

Диагностическая работа.

Работа в группах: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

15.03

97

Маленькие и большие секреты страны Литературии.                                              Что такое согласие?

Урок повторения и закрепления.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в паре и в группах: участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Определять значение понятия «Согласие». Выполнять задания в «Творческой тетради». Выразительное чтение стих. А. Барто «Квартет»

16.03

98

Контрольная работа.                

Урок контроля умений и навыков

Проверка знаний учащихся по данной теме.

Проверка знаний учащихся по данной теме.

17.03

99

 Литературная сказка                         (19 часов)                                               Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные.                                          

Урок изучения нового материала.

Работа в группах: определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

21.03

100

В. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой.                                                    

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Читать вслух и про себя.   Работа в группах: сравнивать народную сказку и литературную сказку. Выполнение заданий в учебнике № 4 - 6

22.03

101

В. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки.                          

Комбинированный урок

Выразительное чтение сказки по ролям.

Работа в группах: определение построения сказки, составление характеристик героев сказки. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Обмен мнениями. Определять нравственный смысл текста. Выразительное чтение сказки по ролям.

23.03

102

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике. Выразительное чтения сказки вслух.

Работа в группах:  Сравнивать данную сказку с народной сказкой «Морозко», определять построение сказки. Выразительное чтение сказки вслух. Выполнение заданий в учебнике № 1 - 6

24.03

103

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: выполнение заданий в учебнике № 7 – 9;                 рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Сравнение героев двух сказок. Составление плана текста. Пересказ сказки по составленному плану.

04.04

104

 Д. Мамин – Сибиряк.               Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах и в паре: чтение текста сказки вслух и про себя. Обмен мнениями по содержанию прочитанного. Выполнение заданий № 1 – 4 в учебнике.

05.04

105

Д. Мамин – Сибиряк.                         Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.                                Герои произведения.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: составление характеристик героев на основе выполнения заданий 5 – 9. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью.

06.04

106

Переводная литература для детей.                                                    

Урок изучения нового материала.

-

Работа в группах  и в паре: называть изученные произведения переводной литературы.

07.04

107

Переводная литература для детей.                                                               Б. Заходер. Винни Пух                                                  ( предисловие).                                       Особенности переводной литературы.                                      

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки.

11.04

108

Р. Киплинг. Маугли.                         Особенности переводной литературы.                                        

Урок изучения нового материала.

Проверка понимания содержания текста.

Работа в группах и в паре: чтение вслух и про себя текста с. 97 – 110. Обмен мнениями по содержанию прочитанного.  Определение особенностей переводной литературы.

12.04

109

Р. Киплинг. Маугли.                                   Герои произведения.                  

Урок изучения нового материала.

Пересказ некоторых глав текста.

Работа в группах и в паре: составление характеристик героев произведения. Краткий пересказ некоторых глав текста.

13.04

110

Дж. Родари.                           Волшебный барабан.   Особенности переводной литературы.                                      

Урок изучения нового материала.

-

Работа в группах: чтение сказки вслух и про себя, обмен мнениями по содержанию прочитанного.   Определение особенностей переводной литературы на материале данной сказки.

14.04

111

Дж. Родари.                            Волшебный барабан.                  Сочинение возможного конца сказки.                      

Комбинированный урок

Проверка составленных вариантов конца сказки.

Работа в группах: определение трех вариантов окончания сказки в учебнике. Составление собственного варианта окончания сказки.

18.04

112

Мы идем в библиотеку. Литературные сказки.                    

Урок повторения и закрепления.

Проверка умения группировать книги по подтемам.

Работа в группах: определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

19.04

113

Самостоятельное чтение.                           Тим Собакин. Лунная сказка.

Комбинированный урок

Проверка выполнения заданий в тетради.

Работа в группе и в паре: чтение текста вслух и про себя, обмен мнениями по содержанию прочитанного. Выполнение заданий в «Творческой тетради».

20.04

114

Семейное чтение.                                                 Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.                      

Урок изучения нового материала.

-

Работа в группах и в паре: чтение текста вслух и про себя. Обмен мнениями по содержанию прочитанного. Выполнение заданий в учебнике и в «Творческой тетради». Составление характеристик героев сказки.

21.04

115

Наш театр.                                                            С. Михалков. Упрямый козленок. Инсценирование.

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах и в паре: чтение вслух и про себя текста сказки; обмен мнениями по содержанию прочитанного. Выполнение заданий в учебнике и в «Творческой тетради». Распределение ролей. Инсценирование сказки.

25.04

116

Маленькие и большие секреты страны Литературии.              Обобщение по разделу.                

Урок повторения и закрепления.

Диагностическая работа.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

26.04

117

Контрольная работа.                  

Урок контроля умений и навыков

Проверка знаний учащихся по данной теме.

Проверка знаний учащихся по данной теме.        

27.04

118

 Картины родной природы (12 часов)                                                          Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.                    

Урок изучения нового материала.

-

Работа в группах: определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

28.04

119

Б. Заходер. Что такое стихи. Особенности поэтического жанра.                                                

Урок изучения нового материала.

-

Работа в паре: определять особенности поэтического жанра. Определять смысл понятия «творчество» Читать текст вслух и про себя.

02.05

120

И. Соколов – Микитов.                  Март в лесу.                                Лирическая зарисовка.                  

Урок изучения нового материала.

Проверка умения работать с текстом.

Работа в группах: обсуждение презентации. Читать текст вслух и про себя; выявлять особенности текста – описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в тексте. Выполнять задания в учебнике.

03.05

121

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

Урок изучения нового материала.

Проверка составления текстов.

Работа в группах: составление и обсуждение небольшого текста – зарисовки на тему «Мелодии весеннего леса» с использованием материалов в «Творческой тетради»

04.05

122

А. Майков. Весна.                                     Е. Волков. В конце зимы.                           В. Пурвит. Последний снег.       Прием контраста в изображении зимы и весны.                                                                          

Урок изучения нового материала.

Проверка умения находить в тексте средства художественной выразительности.

Чтение вслух и про себя текста стихотворения. Работа в группах: поиск средств художественной выразительности в тексте стихотворения. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении.

05.05

123

С. Есенин. Сыплет черемуха….                                            В. Борисов – Мусатов. Весна.                   Сравнение произведений живописи и литературы.                

Урок изучения нового материала.

-

Работа в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями.  Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Сравнивать произведения литературы и живописи. Выполнение заданий в учебнике.

10.05

124

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.                                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Чтение вслух и про себя текста. Работа в паре: выполнение заданий в учебнике. Выявление авторского отношения к изображаемому.

11.05

125

Ф. Тютчев. Весенняя гроза.                          Прием звукописи как средство создания образа.                              

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

-

Работа в группе:  обсуждение презентации, обмен мнениями. выполнение заданий в учебнике.

12.05

126

А. Васнецов. После дождя.                      И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.                                                Сравнение произведений искусства.                                          

Урок изучения нового материала.

Работа в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями. Сравнение произведения литературы и живописи.

16.05

127

О. Высотская. Одуванчик.                               З. Александрова. Одуванчик.                Сравнение образов.                        

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в группах: обсуждение работ учащихся.  Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выполнение заданий в учебнике.

17.05

128

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.                  

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике.

Работа в паре:  чтение текста вслух и про себя. Обсуждение прочитанного, обмен мнениями по материалам презентации. Выполнение заданий в учебнике.  Сравнивать поэтический и прозаический текст на одну и ту же тему.

18.05

129

А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные…                                            Авторское отношение к изображаемому.                                

Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике

Работа в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями.  Выявление авторского отношения к изображаемому и передача настроения при чтении. Чтение текста вслух и про себя.

19.05

130

Саша Черный. Летом.                                            А. Рылов. Зеленый шум.                               Сравнение произведений живописи и литературы.                

Урок изучения нового материала..

Проверка выполнения заданий в учебнике

Работа в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями.  Выявление авторского отношения к изображаемому и передача настроения при чтении. Чтение текста вслух и про себя.

23.05

131

Ф. Тютчев. В небе тают облака…                                                        А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки.                                 Сравнение произведений живописи и литературы.                

.                 Урок изучения нового материала.

Проверка выполнения заданий в учебнике

Работа в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями. Сравнение произведений живописи и литературы. Выполнение заданий в учебнике.

24.05

132

Мы идём в библиотеку.

Урок повторения и закрепления.

Работа в группах: определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

25.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...