Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Закирова Ольга Викторовна

Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог (ФИО): Закирова О.В.

Предмет: литературное чтение                            Класс: 1-б

Тема: Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)

 

Тип урока:  комбинированный урок

Цели деятельности педагога: продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров (дразнилки, прибаутки, небылицы); развивать наблюдательность детей и закреплять интуитивное представление о фольклорном мире как о мире, где формы повторяются, где все зарифмовано; рассматривая иллюстрации Юрия Васнецова к небылицам и прибауткам, постараться, чтобы обучающиеся увидели, на каких закономерностях художник выстраивает свою картину мира: либо эта картина мира насквозь фантастична, либо она в основе своей отражает привычный строй жизни; развивать связную речь учащихся,  воспитывать интерес к изучению фольклорной литературы.

Планируемые результаты: 

Личностные УУД: 

- проявление интереса к новому учебному материалу;

- осознание обучающимися ценности изучаемого предмета и совместной учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

-уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать изучаемые факты языка с целью выделения их отличительных признаков (Познавательные УУД).

Предметные:

- научатся распознавать жанровую принадлежность текста и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров (дразнилки, прибаутки, небылицы);

- научатся сравнивать короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам.

Основные понятия: «дразнилка», «прибаутка», «небылица», «закличка», «считалка», «докучная сказка», «пословица», «загадка», «колыбельная песенка», «фольклор».

Ресурсы:

-основные:Н.А. Чуракова. Литературное чтение. Учебник для 1-го класса. Стр.69-71;

О.Ф. Малаховская. Тетрадь для самостоятельной работы. Стр.40-41, № 1-2;

-дополнительные:

-слоговички; карточки с заданиями для работы в группах;

-презентация к уроку «Искусство иллюстрации. Что видит художник»;

-электронная физкультминутка для глаз.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа,  групповая работа.

Содержание этапа

I.

I.Организационно – мотивационный этап.

1. Организационный момент.

В школе мы должны учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2. Мотивация к учебной деятельности

К чтению готов наш класс? (Да)

Нет бездельников у нас? (Нет)

-Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным и познавательным)

3. Постановка задач урока.

-Ребята, какие задачи перед нами стоят на каждом  уроке чтения?

- Под каким девизом мы работаем на уроке литературного чтения? Давайте скажем все вместе девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь – слушай!»

-А теперь  дополните  девиз урока  универсальными учебными действиями, которые будем учиться совершать на этом уроке:

Стихи будем мы …….., (читать)

Рифму к слову …………, (подбирать)

На вопросы ……………, (отвечать)

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..! (развивать)

-А так же…

О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.

-Задачи поставлены. И перво-наперво необходимо подготовить наш артикуляционный (речевой) аппарат.

4.  Речевая разминка (фонетическая зарядка):

Работа в тетради (с.40-41, № 1-2).

а) «Пройдись по лесенке» (хоровое чтение).

б) «Прочитай строки» (работа в парах)

II.

II.  Актуализация опорных знаний.

 -Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.

- Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

СЛАЙД №2

-Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора.

-Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

-Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями. (Капитаны берут листки для обсуждения в команды 1-2минуты)

Работа в группах.

-Определите, к какому виду устного народного творчества относится произведение, записанное на вашем листочке.

1группа. 

Пословицы 

Друзья познаются в беде.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Чему учит эта пословица? (Настоящие друзья бывают рядом не только в радости, но и помогают в беде.)

 Считалки

Трынцы – брынцы – бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!     

-Для чего нужны считалки?   (Для того, чтобы выбрать водящего)

2 группа.

Небылицы 

Как у нас–то козел,

Что за умный был!

Сам по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабкою кормил.

 (Это небылицы - то, чего не бывает на самом деле, вымысел, фантазия, нелепица, путаница, забава, выдумка в стихах.)

 Прибаутки. 

-Ты видел моего телёночка?          

- Рыжего ?                                                    

- Да, рыжего.                                                

- С белым пятном на лбу?                      

- Да с пятном на лбу      

- И с обрывком на шее?                                

 - Да, верно.

-Где ты его видел?                

 - Нет, сосед, я такого не видел.    

         

3 группа

Скороговорки

От топота копыт пыль по полю летит. 

-Р., для чего надо знать скороговорки? (Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая.)

Докучная сказка   

-Мы с тобой шли?

-Шли.

-Кожух нашли?

-Нашли.

-Ты его взял?

-Взял.

-А где же он?

-Что?

-Кожух.

-Какой?

-Да такой! Мы с тобой шли?

-Шли.

(И опять все сначала – до тех пор, пока не надоест.)

 Загадки

Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
 (Радуга.)

8. Заклички («Жавороночки» – запись)

9. Колыбельная песенка (запись)

- Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения? (фольклор)

- Все эти произведения называются фольклором.

- Кто является их автором? (народ)

- Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

II.

III.  Работа по теме урока.

  1. Постановка учебной проблемы.

Учитель читает стихотворение «Стучит, бренчит…»

- Р., а  к какому жанру устного народного творчества можно отнести это произведение? (Дети затрудняются ответить)

- Откройте учебник на стр.69 и прочитайте верхнюю строчку.

- С какими произведениями устного народного творчества мы сегодня познакомимся? (Шуточными стихами, в которых встречаются разные жанры у.н.т. )

  1. Объявление темы урока.

-Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, к какому жанру относится текст произведения,  рассмотрим на выставке иллюстрации Юрия Васнецова и постараемся определить, как же художник видит эти произведения.

  1. Знакомство с новым произведением стр.69. (Читает, хорошо читающий ученик)

-Кот сказал: «В таком стихотворении вместо слова «ребяток» можно подставить любое имя». Подставьте свое имя и проверьте, будет ли складно?

  1. Чтение стихотворения учащимися с подстановкой своего имени. (2-3 учащихся)

  1. Беседа.

- Почему все имена подходят в стихотворении? (Имя стоит в начале строчки, конец строчки не изменяется, значит, любое имя подойдет, это не нарушает рифму.)

- А что такое рифма? (Созвучные концы слов)

- Можно ли сказать, что стихотворение написано для тебя? (Да, фольклорный текст предназначен для каждого конкретного человека, для которого он исполняется)

-Что значит дразниться? (Обижать, оскорблять другого человека)

- Найди в стихотворении дразнилку. (В первом четверостишии две дразнилки: про Фому – Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице»; про Тимошку – «Тимошка – на кошке по кривой дорожке».)

- Найди небылицу. (Первая часть стихотворения – это небылица.)

-Какие сказки называются сказки-цепочки? (Сказки, в которых эпизоды текста похожи друг на друга, меняются только персонажи, а текст остается прежним.)

-Какая часть стиха похожа на сказку – цепочку? (Вторая часть стихотворения похожа на сказку – цепочку.)

- Найдите в каждой строчке слова, которые «цепляются» друг за друга. (Сено –сено, коровок – коровы, молоко – молоко.)

- Маша уверена: это прибаутка, в которой есть немножко небылицы. А как вы думаете?

-Прочитайте стихотворение еще раз.

  1. Самостоятельное чтение стихотворения.

- Согласны ли вы с Машей? (Первая часть стихотворения – это небылица, вторая часть – шутка – прибаутка.)

- Значит, стихотворение нельзя поместить только к небылицам или прибауткам. Оно содержит в себе и то и другое.

     7.  Чтение по ролям.

-Давайте прочитаем II часть стихотворения по ролям.

Физминутка

               8. Работа с «выставкой».

-Давайте отправимся на «выставку» работ Юрия Васнецова и рассмотрим иллюстрации на стр.76.

СЛАЙД № 3

-Какая погода стоит на улице? Какое это время года?

-Кого мы видим вдали? Что они делают?

-Можно ли в этом пейзаже увидеть что-то необычное, небывалое?

-Рассмотрите передний план картины. Что вас удивило, позабавило? (Деревня нарисована настоящая. На лугу пасется скот, мужик везет скошенное сено, баба пошла за водой. Созрели яблоки на яблоне, облетели листья с березы, идет дым из трубы – в избе печка топится. Но и на улице осень стоит уютная, не холодная. Ведь краски на картине теплые, мягких оттенков. Только одна сказочная деталь – два мальчика верхом на коте и на курице - заставляют нас улыбнуться, это делает картину необычной.)

- Правда ли, что художник Юрий Васнецов думает так же, как Маша? (Васнецов прочитал это стихотворение так же, как и Маша, он увидел в нем прибаутку, в которой есть момент небылицы.)

9.  Работа по учебнику стр.70. (Чтение учителем заклички «Улита, улита…».)

-Миша робко предложил: «Это дразнилка». Маша возразила ему: «Это закличка».

-Прочитайте самостоятельно и подумайте, с кем вы согласитесь? (Жужжащее чтение)

-Что заставило Мишу думать, что это дразнилка? (Слова «Улита, улита» - это имя улитки, а в дразнилках всегда есть имена.)

- Что заставило Машу подумать, что это закличка? (Улитку просят высунуть рога, за это она получит пирог. Вспомните: «Дождик, дождик, пуще – дам тебе гущи!»)

Вывод: «Улита, улита…» - это закличка.

 10.  Работа по «выставке» стр.77.

-Найдите на «выставке» работ Юрия Васнецова иллюстрацию к этим строчкам.

СЛАЙД № 4

-Какое дерево вы видите на иллюстрации? Как догадались? (Это дуб. На нем растут желуди.)

- Кто живет на дубе? (Большая заячья семья) 

-Это обычно или сказочно?

- Что напоминает вам дуб? (Дом, потому что попасть в него можно по лестнице, и в доме есть окно.)

- Какой еще дом видите на иллюстрации? Кто в нем живет? (Улитка на себе носит свой домик.)

-Заклички-это очень древние стихи, они возникли, когда люди еще не понимали многих явлений в природе и верили во всемогущие силы земли, неба и воды. Заклички «помогали» людям общаться с природой. Наверное, поэтому на картине Ю.А. Васнецова многое непонятно, необъяснимо, удивительно.

- Что вызвало ваше удивление? Попытайтесь объяснить увиденное. (Художник создает своеобразное впечатление того, что это – край земли, где стоит единственное дерево – дуб и живут представители земли (зайцы), воды (улитки) и воздуха (птицы).

- Сравните рожки улитки и крыльев птиц. Что вы заметили? (Рожки улитки и крылья птиц похожи на галочки V, такие же ушки у зайцев.)

- А что еще «рифмуется», что похоже? (Еще «рифмуются» ставни у окошка, они почти одинаковые. «Рифмуются» зайчики на дубе. Один зайчик высокий в середине, а от него вправо и влево по одному маленькому зайчику, потом по одному большому, и, наконец, по два маленьких.)

ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Гимнастика для глаз»

СЛАЙД № 5-10

 11.   Работа по учебнику, чтение стихотворения «Села баба на баран…» (с.70).

-Маша заметила: «Странная первая строчка. Так говорить неправильно!» Кот сказал: «Вспомни стихотворение про шлагбаум. Там ведь тоже было неправильно». Маша сказала: «Там это было ради шутки. Кот спросил: «А здесь ради чего?» Давайте ответим Коту. (Неправильно употреблено слово «баран», надо сказать: «села баба на барана…», но тогда стихотворение перестанет быть складным. Значит, эта форма слова используется для рифмы. А еще эта строчка вызывает улыбку.) 

- Скачущий плясовой ритм и задорность звуковой игры невозможно не почувствовать. «Виндадорушки» – это что-то вроде «тритатушки».

-Прочитайте весело, игриво, задорно это стихотворение (Выразительное чтение)

12.  Работа с «выставкой» стр.78.

- Отыщите на «выставке» иллюстрацию.

СЛАЙД № 11

-Что такое эти Виндадоры? (Может быть название села, название реки, гор)

-Нравится ли обитателям этого местечка жить там? Рассмотрите их жесты и надписи на волнах. (Виндадоры – это название села, реки,  горы. Конечно, обитателям этих мест очень нравится здесь жить. Баба, сидящая верхом на баране, выглядит счастливой. Ее жест как бы приглашает всех разделить с ней восхищение окружающей красоты. Жизнеутверждающие жесты птиц, которые размахивают крыльями, явно связаны с исполнением песни, посвященной Виндадорам: птица на носу лодки громко поет, а птица на корме дирижирует.)

IV.

IV. Итог урока.

- С какими произведениями мы встретились на уроке?

- Для кого они написаны?

- Можно ли сказать, что значат эти произведения для каждого из вас? Почему вы так считаете? (Считалки, дразнилки, загадки, заклички, прибаутки, сказки- цепочки знакомы знакомы нам с детства. Они нам нужны во время игры, во время отдыха и т. д. например, на смену колыбельным песенкам перед сном пришли сказки-цепочки и т. п.)

- Вы правы, эти произведения нужны каждому человеку: и взрослому и ребенку.

-Иллюстрации, к каким произведениям понравились больше всего? Чем?

-Что наиболее интересным показалось вам в нашем уроке?

-Кто может себя похвалить за работу на уроке?

V. Рефлексия

-Оцените свою работу поднятием руки:

1)    Работал (а) в полную силу.

2)    Работал (а) хорошо.

3)    Мог (ла) работать лучше.

СЛАЙД №12

-Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, что узнали на уроке. Спасибо за работу. Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 1 класс Искусство иллюстрации. Что видит художник. УМК «Перспективная начальная школа» Закирова О.В., учитель МОУ «СОШ №43»

Слайд 2

ПРИБАУТКА НЕБЫЛИЦА СЧИТАЛКА ПОСЛОВИЦА ЗАГАДКА СКОРОГОВОРКА СКАЗКА ФОЛЬКЛОР ЗАКЛИЧКА ПЕСНЯ

Слайд 6

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Урок изобразительного искусства.«Композиция. Натюрморт «Дары осени» (УМК «Перспективная начальная школа») 3 класс

Презентация. Урок изобразительного искусства. "Композиция. Натюрморт "Дары осени" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс....

литературное чтение Класс: 1 Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)

Продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста, развивать представление о фольклорном мире....

Конспект урока литературного чтения на тему: "М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением «Золотой луг»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; представления о средствах выразительности в живо...

Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: «Корона». УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о атрибуте «Корона», ее внешних особенностях; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельн...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».".  УМК "Перс...

Рабочая программа "Изобразительное искусство".И.Э.Кашекова. 1 класс. Перспективная начальная школа

Рабочая программа по изобразительному искусству. И.Э.Кашекова. 1 класс...