Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Перспектива
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chtenie_poyasnit_i_kalendar.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

        

Учебная  программа по предмету «Литературное чтение» для 2А класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

-    Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"  от  06.10.2009г №373; с изменениями, утвержденными  приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиН РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);

-        Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644,  приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года  №1577);

-        письма МОиН РТ от 3 марта 2016 года №1815/16 «О направлении рекомендаций по составлению образовательной программы и рабочих программ учебных предметов»

-        Примерной образовательной программы  по литературному чтению Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной,  созданной на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ// М.: «Просвещение» 2011г ;;

-        Основной образовательной программы НОО и ООО МБОУ «СОШ №28 » НМР РТ;

-        Учебного плана МБОУ «СОШ № 28 » НМР РТ на 2016-17 учебный год;

-        Положения о рабочей программе  МБОУ «СОШ № 28» НМР РТ.

Уровень программы: базовый

По базисному  учебному плану РФ на уроки литературного чтения 4 часа в неделю (136ч). Согласно базисного учебного плана РТ на этот предмет отведено 3 часа в неделю (102ч.).

Цели учебного предмета:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи учебного предмета:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитания интереса к чтению и книге.
  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культуре.
  • Воспитания эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Литературное чтение идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

                                                                                  МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

Согласно учебного плана предмет «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология». На изучение  литературного чтения выделяется 102ч (по 3 часа в неделю - 34 учебные недели ).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ  СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
  • Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую         роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка    развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  •  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  •  Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  • Формирование эстетических чувств
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
  • Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  • Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  •  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметныерезультаты

  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  • Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  • Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
  • Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
  • Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
  • Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  • Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение

Чтение вслух.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

Библиографическая культура. 

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

Говорение (культура речевого общения)

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Письмо (культура письменной речи).

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками.

Общие темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку»

Литературоведческая пропедевтика  (практическое освоение). Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Любите книгу (4 ч). Любите книгу. Рассказы о любимых книгах. Книги из далёкого прошлого и современные книги. Мы идём в библиотеку. Мои любимые художники-иллюстраторы.

«Краски осени»  (8 часов) А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень». А.Майков «Кроет уж лист золотой…». С.Есенин «Закружилась листва золотая». А.Плещеев «Осень наступила». С. Маршак «Октябрь». Н. Сладков «Сентябрь», Л Яхнин «Осень в лесу». Наш театр Н Сладков «Осень». Внеклассное чтение. И. Бунин «Листопад». А. Майков «Летний дождь».

«Мир народной сказки»  (11 часов) Мир народной сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Корякская сказка «Хитрая лиса».

Русская народная сказка «Зимовье». Русская народная сказка «У страха глаза велики».  Белорусская сказка «Пых». Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом Хантыйская сказка «Идэ». Нанайская сказка «Айога». Ненецкая сказка «Кукушка». Наш театр. Сказка «Лиса и журавль». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками. Лиса – сказочный герой и животное.  

  «Весёлый хоровод» (8 часов) Весёлый хоровод.  Музей народного творчества. «Весёлый хоровод» .Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница». Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина». Маленькие и большие секреты страны Литературии. К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы». Проект «Весёлый хоровод».

   «Мы – друзья»  (9 часов) Мы – друзья. Михаил Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы».  Н.Носов  «На горке». Мы идём в библиотеку. Т.Коти  «Замок на песке». С.Михалков  «Как друзья познаются» Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Басня. Мораль басни.

   «Здравствуй, матушка Зима!»  (7 часов) Готовимся к празднику. Здравствуй, матушка Зима! А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев    «Чародейкою Зимою…» С.Есенин   «Поёт зима, аукает…»;  «Берёза». С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...» К.Бальмонт «К зиме». С.Маршак «Декабрь» А.Барто  «Дело было в январе...» С.Дрожжин «Улицей гуляет…». Загадки зимы Вн.чтение. Праздник начинается, конкурс предлагается.

   Раздел «Чудеса случаются» (14 ч) А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».  Много захочешь – последнее потеряешь. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Лис и Братец Кролик».  Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки» Из книги «Приключения барон Мюнхгаузена».  Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х. Андерсена.  К.Чуковский   «Я начинаю любить Бибигона», «Бибигон и пчела». «Бибигон и барон Мюнхгаузен».  Наш театр. Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце».  Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца».

Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!» (7 уроков) Ф.Тютчев   «Зима недаром злиться…» И.Никитин «Весна».  А.Плещеев  «Весна».  Т.Белозёров «Подснежники». А.Чехов  «Весной».  А.Фет «Уж верба вся пушистая…».  А.Барто  «Апрель».  С.Маршак «Март». И.Левитан «Ранняя весна».  

И.Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи». С.Маршак «Двенадцать месяцев». Вн.чтение. Маленькие и большие секреты страны  Литературии. Создание текста о весне.

Раздел «Мои самые близкие и дорогие»  (6 часов) Роберт Рождественский   «На земле хороших людей немало» Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили».  Нет лучше дружка, чем родная матушка.  Лад и согласие – первое счастье.  Если был бы девчонкой… Э.Успенский «Разгром» Б.Заходер «Никто».  Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» . Проверочная  работа. Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Люблю всё живое» (16 часов) Саша Чёрный «Жеребёнок». С.Михалков «Мой щенок».  С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок». М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ».  Н Рубцов «Про зайца».  Из энциклопедии «Заяц». Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».  Сказки и рассказы о животных.  В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка».  Н.Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж». В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»  Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Проверочная работа. Маленькие и большие секреты страны Литературии.  А.Барто «Думают ли звери?».      

Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»  (12 часов) С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» Л.Яхнин «Пятое время года».  В.Осеева «Просто старушка». Э.Шим  «Не смей!». А.Гайдар «Совесть».  Проверка техники чтения.  Елена Григорьева «Во мне сидят два голоса…».  В.Осеева «Три товарища».  И.Пивоваров «Сочинение».  Н.Носов «Затейники». Вн.чтение. Н.Носов «Фантазёры». С.Михалков «Не стоит благодарности».  Юмористические произведения  Н. Носова.  Маленькие секреты страны Литературии.

Национально-региональный компонент

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

       В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.

    На региональный компонент выделяется 10% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.  

Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края.

При составлении тематического планирования ввожу региональный компонент на основе краеведческого материала, что способствует привитию интереса к своей области, как части России, развитию способностей учащихся понимать и оценивать природные и социальные явления и процессы.

В качестве пособий для изучения регионального содержания образования используются:

www.openclass.ru (Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества).
http://school-collection.edu.ru/ (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)..
- http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»);

Номер урока

Тема урока

Тема национально-регионального компонента

3

Мы идём в библиотеку

Экскурсия в детскую библиотеку.

11

Внеклассное чтение. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Знакомство с рассказами об осени нижнекамских писателей.

22

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками.

Знакомство со сказками народов РТ.

25

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши народов РТ.

28

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Кто больше придумает загадок о животных РТ

31

Проект «Весёлый хоровод»

Знакомство с песнями, играми народов РТ.

47

Загадки зимы. Внеклассное чтение. Праздник начинается, конкурс предлагается.

Загадки о зиме народов РТ.

50

Много захочешь – последнее потеряешь.

Знакомство с татарскими народными сказками.

71

Лад и согласие – первое счастье.

Книги о маме. Знакомство с произведениями о маме нижнекамских писателей.

82

Сказки и рассказы о животных

Сказки и рассказы о животных народов РТ

101

Юмористические произведения Н.Носова.

Юмористические произведения писателей РТ

                                                                                                      ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел,  тема

Отведено на изучение

Запланировано

Сокращено

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1 раздел

Любите книгу

9

4

5

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

Объяснять в чём ценность книги, нравственный смысл стихотворений о книгах. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга.

Находить нужную информацию в специальных справочных книгах энциклопедиях. Читать вслух с переходом про себя, объяснять смысл пословиц, определять главную мысль стихотворения. Соотносить иллюстрации и содержание детской книги.

2 раздел

Краски осени

13

8

5

Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи.

Сравнивать прозаические и поэтические тексты, классифицировать книги по подтемам, находить нужную книгу.

Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Читать вслух с переходом про себя, объяснять смысл пословиц, определять главную мысль стихотворения. Соотносить иллюстрации и содержание детской книги.

Находить эпитеты, сравнения, объяснять смысл понятий «темп», «интонация».

Составлять рассказ об осени на основе репродукции картин известных художников, озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений.Инсценировать произведения

3 раздел

Мир народной сказки

17

11

6

Читать самостоятельно, осознанно, замедлять и увеличивать темп чтения правильно целыми словами учебный материал.

Выбирать вопросы,  на которые предстоит ответить при чтение раздела.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там представлены.

Определять конкретный смысл понятий: сказка. Сказочный персонаж. Вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок.

Высказываться о своём отношении к народным сказкам, рассказывать по иллюстрации; на основе картинного плана, с использованием опорных слов, определять качества главных героев, называть их.

Делить текст на части.

Объяснять, что в сказке вымысел, а что, правда, сравнивать героев, находить сравнения, распределять роли, читать по ролям.

Составлять план, определять главную мысль, соотносить пословицу и содержание сказки.

Подготовить выставку книг.

Самостоятельно оценивать себя, сочинять текст на основе опорных слов.

4 раздел

Веселый хоровод

10

8

2

Читать самостоятельно, осознанно, замедлять и увеличивать темп чтения правильно целыми словами учебный материал.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там представлены.

Определять конкретный смысл понятий:  закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Составлять план.

Работать в группе, готовить сообщение,

Сочинять свои стихи (небылицы).

Самостоятельно оценивать себя.

5 раздел

Мы — друзья

10

9

1

Читать самостоятельно, осознанно, выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворение для заучивания.

Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить, при чтение раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там представлены.

Осудить с другом основные нравственные понятия раздела: терпение, уважение доброжелательность, объяснить смысл пословиц о дружбе.

Придумывать рассказ на основе рисунков, восстанавливать порядок событий по рисункам.

Подробно пересказывать от имени героя, определять главную мысль соотносить пословицу и содержание текста. Распределять роли. Инсценировать.

Самостоятельно оценивать себя.

6 раздел

Здравствуй, матушка Зима!

11

7

4

Читать самостоятельно, осознанно, замедлять и увеличивать темп чтения правильно целыми словами учебный материал, выразительно читать стихотворения.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там представлены.

Находить средства художественной выразительности.

Распределять роли.

Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков.

Определять тему выставки книг, находить нужную книгу

7 раздел

Чудеса случаются

17

14

3

Читать самостоятельно, осознанно, замедлять и увеличивать темп чтения правильно целыми словами учебный материал. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтение раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там представлены. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка.

Обсуждать с друзьями проблему, можно ли рыбку из сказки А.Пушкина назвать благородной, справедливой, доброй. Подробно пересказывать сказку.

Определять общую тему произведений.

Определять героев произведения.

Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей.

Распределять роли.

Определять тему выставки книг.

8 раздел

Весна, весна! И все ей радо!

11

7

4

Читать самостоятельно, осознанно, замедлять и увеличивать темп чтения правильно целыми словами учебный материал.

 Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там представлены. Находить в тексте олицетворение, объяснять своими словами значение понятия «воображение», выразительно читать стихотворения.

Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Создавать собственные тексты по произведению живописи и литературы.

Распределять роли.

Инсценировать произведение.

Определять тему выставки книг, находить нужную книгу. Самостоятельно оценивать себя.

9 раздел

Мои самые близкие и дорогие

8

6

2

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там будут изучаться. Обсуждать в паре, в группе, что такое согласие, ответственность, рассказывать о традициях своей семьи, о своих родителях.

Выразительно читать произведения, называть качества героев, читать по ролям.

Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

10раздел

Люблю все живое

16

16

-

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там будут изучаться.

Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание.

Выразительно читать, отражая авторскую позицию, обсуждать поступки героев, придумывать продолжение историй.

Определять общую тему произведений.

Определять героев произведения.

Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам.

Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей.

Определять тему выставки книг.

Участвовать в проектной деятельности; договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал (снимки, рассказы, стихи) в фотоальбом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

11 раздел

Жизнь дана на добрые дела

14

12

2

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения там будут изучаться. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание, трудолюбие, взаимопонимание. Выразительно читать, отражая авторскую позицию, обсуждать поступки героев, придумывать продолжение историй.

Объяснять смысл заголовка, придумывать свои названия.

Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести, договариваться друг с другом, участвуя в группе.

Определять тему выставки книг, находить нужную книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Итого

136

102

34

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Чтение наизусть

Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение текста

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям

        

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

                             ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,ИНТЕРНЕТ -РЕСУРСОВ

Основные источники:

1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

Дополнительные источники:

  1. Литературное чтение: Волшебная  сила слов; Рабочая тетрадь по развитию речи: 2 класс/ Л.Ф. Климанова, Т.Ю.Коти.

Интернет- ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Презентация уроков « Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

4.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education

5.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki/ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». Режим доступа: http://www.prosv/ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1.

Раздел «Любите книгу» (4 часа)

Любите книгу. Рассказы о любимых книгах

1

2.

Книги из далёкого прошлого и современные книги.

1

3.

Мы идём в библиотеку.

1

4.

Мои любимые художники-иллюстраторы.

1

5.

Раздел «Краски осени»  (8 часов)

А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень».

1

6

А.Майков «Кроет уж лист золотой…»

1

7

С.Есенин «Закружилась листва золотая»

1

8

А. Плещеев «Осень наступила»

1

9

С.Маршак «Октябрь». Н.Сладков « Сентябрь». Л.Яхнин«Осень в лесу».

1

10

Наш театр. Н.Сладков «Осень»

1

11

Внеклассное чтение.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

12

И.Бунин. «Листопад». А.Майков «Летний дождь».

1

Раздел «Мир народной сказки»  

(11 часов)

13-14

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Корякская сказка «Хитрая лиса»

2

15

Русская народная сказка «Зимовье»

1

16

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

1

17

Белорусская сказка «Пых»

1

18

Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом Хантыйская сказка «Идэ»

1

19

Нанайская сказка «Айога»

1

20

Ненецкая сказка «Кукушка».

1

21

Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».

1

22

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками.

1

23

Лиса – сказочный герой и животное.

1

24

Раздел «Весёлый хоровод»

 (8 часов)

Весёлый хоровод.  Музей народного творчества.

1

25

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши

1

26

Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница»

1

27

Д.Хармс «Весёлый старичок».   «Небывальщина»

1

28

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

29-30

К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы»

2

31

Проект «Весёлый хоровод»

1

32

Раздел «Мы – друзья»  

(9 часов)

Мы – друзья. Михаил Пляцковский «Настоящий друг».

1

33

В.Орлов «Я и мы»

1

34

Н.Носов     «На горке»

1

35-36

Мы идём в библиотеку. Т.Коти  «Замок на песке»

2

37-38

С.Михалков  «Как друзья познаются» Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

2

39

Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

40

Басня. Мораль басни.

1

41

Раздел «Здравствуй, матушка Зима!»  

(7 часов)

Готовимся к празднику. Здравствуй, матушка Зима!

1

42

А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…»

1

43-44

Ф.Тютчев    «Чародейкою Зимою…» С.Есенин   «Поёт зима, аукает…»;  «Берёза»

2

45

С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...» К.Бальмонт «К зиме».

1

46

С.Маршак «Декабрь» А.Барто  «Дело было в январе...» С.Дрожжин «Улицей гуляет…»

1

47

Загадки зимы Внеклассное чтение. Праздник начинается, конкурс предлагается.

1

48-49

Раздел «Чудеса случаются».( 14 часов)

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

50

Много захочешь – последнее потеряешь

1

51-52

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

2

53

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

54

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Лис и Братец Кролик»

1

55-56

Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки» Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»

2

57

Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х. Андерсена

1

58

К.Чуковский   «Я начинаю любить Бибигона», «Бибигон и пчела»

1

59

Бибигон и барон Мюнхгаузен  

1

60

Наш театр. Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце»

1

61

Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца».

1

62

Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»

(7 уроков)

Ф.Тютчев   «Зима недаром злиться…» И.Никитин «Весна».  А.Плещеев  «Весна».  Т.Белозёров «Подснежники»

1

63

А.Чехов  «Весной».  А.Фет «Уж верба вся пушистая…».  А.Барто  «Апрель»

1

64

С.Маршак «Март». И.Левитан «Ранняя весна»

1

65

И.Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи».

1

66-67

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

2

68

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Создание текста о весне

1

69

Раздел «Мои самые близкие и дорогие»  (6 часов)

Роберт Рождественский          «На земле хороших людей немало» Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили»

1

70

Нет лучше дружка, чем родная матушка

1

71

Лад и согласие – первое счастье

1

72

Если был бы девчонкой… Э.Успенский «Разгром» Б.Заходер «Никто»

1

73

Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

1

74

Проверочная  работа.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

75

Раздел «Люблю всё живое» (16 часов)

Саша Чёрный «Жеребёнок»

1

76

С.Михалков «Мой щенок»

1

77

С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок»

1

78-79

М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ»

2

80

Н Рубцов «Про зайца».        Из энциклопедии «Заяц»

1

81

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

82

Сказки и рассказы о животных

1

83

В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»

1

84-85

Н.Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж».

2

86

В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

1

87-88

Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

2

89

Проверочная работа. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

90

А.Барто «Думают ли звери?»      

1

91

Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»

 (12 часов)

С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» Л.Яхнин «Пятое время года»

1

92

В.Осеева «Просто старушка». Э.Шим    «Не смей!»

1

93

А.Гайдар «Совесть»

1

94

Проверка техники чтения

1

95

Елена Григорьева «Во мне сидят два голоса…»

1

96

В.Осеева «Три товарища»

1

97

И.Пивоваров «Сочинение»

1

98

99

Н.Носов «Затейники»

Вн.чтение. Н.Носов «Фантазёры»

1

1

100

С.Михалков «Не стоит благодарности»

1

101

Юмористические произведения               Н. Носова

1

102

Маленькие секреты страны Литературии. Обобщение за год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС II поколения...

Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для  2 а класса на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта программы начального...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива", 2 класс

Рабочая программа содержит тематическое и поурочное распределение материала, раскрывает УУД, формируемые на уроках....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспектива". 2 класс.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс....