Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Домашова Светлана Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._literaturnoe_chtenie_3_klass.doc512 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Согласовано

руководитель ШМО                    

_________О.В. Кырчу              

Протокол № 1                  

от 19.08.2015г

Согласовано                                      

зам. директора по УВР                    

________ Ю.А. Пастухова          

«24»августа 2015г.                        

Утверждаю

директор

__________С.Н. Паша

приказ № 28

от «31» 08. 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

3 – А  класс

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Учитель: Домашова Светлана Ивановна

           

                                                                         

п. Куйбышево

 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, 2011г. М.: «Просвещение».

Для её составления использовался учебник:

1) Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.

2) Рабочая  тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2014.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)

3

Приказ МО  и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный  базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы  общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312

4

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

7

«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).

8

«Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

9

«О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Перечень технологий

Используемые элементы

Оценка эффективности

Здоровьесберегающие:

  • Медико-гигиенические технологии (МГТ)
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)

Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Обеспечение безопасности условий пребывания в школе

Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

Информационно–коммуникационные технологии

Работа с CD, использование Интернет ресурсов 

Повышение мотивации учащихся

Развивающее и проблемное обучение

Исследовательская, экспериментальная работа 

Повышение мотивации учащихся

Методы творческой групповой работы

Работа в группах

Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы

Метод проектного обучения 

Составление проекта

Участие в конкурсах 

Элементы тренинговых методик 

Тестирование 

Отработка техники, знаний

Инновационные методы оценки результатов

Тестирование, тестовые оболочки (ИКТ)

Возможность увидеть результат своих знаний, объективность

Компетентностно-деятельностный подход

Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда

Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа знакомит со всеми основными литературными жанрами: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение  литературного чтения  на ступени начального общего образования отводится 540 ч.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 ч, во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе определено 4 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 3 классе 34 рабочие недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 136 часов. Программа будет выполнена без корректировки на праздничные дни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Метапредметные:

  • осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
  • элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
  • развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Предметные:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
  • формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • целостное восприятие окружающего мира.
  • развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:

  1. воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  2. осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  3. осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  4. определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  5. доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  6. на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  7. писать отзыв о прочитанной книге;
  8. работать с тематическим каталогом;
  9. работать с детской периодикой.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:

  1. творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  2. создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  3. работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  4. способам написания изложения

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:

  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:

  1. сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  2. определять позиции героев и автора художественного текста;
  3. создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

1. Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

2. Чтение. Чтение вслух.  Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

3. Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

4. Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

5. Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

6. Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

7. Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

8. Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

9. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

10. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их, установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    3 класс (136 ч)

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И. Билибина.

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Русские поэты 19-20 века. Ф.И. Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение.

Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения.

И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.

Великие русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы (10ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое (16 ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л. Барто «Разлука». «В театре».

С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»

Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов (8 ч)

«Мурзилка»  и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.

Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.

Структура учебного курса

Раздел

кол-во часов

Авторская

программа

Рабочая

программа

1

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

1

2

Самое великое чудо на свете.

3

4

3

Устное народное творчество.

13

14

4

Поэтическая тетрадь 1.

10

11

5

Великие русские писатели.

23

24

6

Поэтическая тетрадь 2.

5

6

7

Литературные сказки

7

8

8

Были-небылицы

9

10

9

Поэтическая тетрадь 1

5

6

10

Люби живое

15

16

11

Поэтическая тетрадь 2

7

8

12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

11

12

13

По страницам детских журналов

7

8

14

Зарубежная литература

7

8

15

Внеклассное чтение

13

---

итого

136

136

Внеклассное чтение (13 ч)

Дата

№ п/п

Тема занятия

1

Самые интересные книги, прочитанные летом.

2

 «Кто хочет стать сказочником» (игра)

3

 « Творчество А.С. Пушкина» (литературное лото)

4

Рассказ Л.Толстого «Лебеди» (путешествие в гости к мудрой книге)

5

Русские былины

6

Происхождение сказки из мифа. Русская народная  сказка «Снегурочка»

7

Е.Чарушин – рассказчик и художник.

8

Сказка В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

9

 «Э. Успенский – детям».

10

Литературная игра «Звездный час».

11

 «По следам Гулливера. Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных (заочное путешествие).

12

 «Листая страницы книг А. Линдгрен»

13

Книги и авторы, которые мне понравились.

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению:

Плановых контрольных уроков 5,

проверочных работ 8,

диагностических работ 2,

тестов 2;

Планирование составлено на основе концепции и программы для начальных классов, УМК «Школа России», авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.  Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.

Учебник  Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2013. – 446 с.

Дополнительная литература  М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для  учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

3 класс (4 часа в неделю, 136 часов)

Сроки выполнения

Название раздела

Формы и темы контроля

Примечание

1 четверть - 36ч

Водный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

01.09

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Повторить правила обращения с книгами, составление рассказа по картинке

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

02.09

Рукописные книги Древней Руси.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения

3

04.09

Первопечатник Иван Фёдоров. Путешествие в прошлое. Подготовка сообщений об Иване Федорове.

Использовать фотографии, рисунки для получения необходимой информации

4

07.09

Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете».

Проверка усвоения материала раздела.

5

08.09

Внеклассное чтение №1

Самые интересные книги, прочитанные летом.

Устное народное творчество (13ч)

6

09.09

Русские народные песни.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен

7

11.09

Докучные сказки.

Отличать докучные сказки от других видов сказок

8

14.09

Народные промыслы.

Называть виды прикладного искусства

9

15.09

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Читать текст, делить на части, характеризовать героев

10

16.09

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Читать текст, делить на части, характеризовать героев

11

18.09

«Иван царевич и серый волк».  Русская народная сказка.

Читать текст, делить на части, характеризовать героев

12

21.09

«Иван царевич и серый волк».  Русская народная сказка.

Читать текст, делить на части, характеризовать героев

13

22.09

“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.

Читать текст, делить на части, характеризовать героев

14

23.09

“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.

Читать текст, делить на части, характеризовать героев

15

25.09

Обобщение по теме: Устное народное творчество. Проверь себя.

Обобщать полученную информацию

16

28.09

Входная проверка техники чтения

Проверка техники чтения

17

29.09

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Проект

Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения

18

30.09

Проверочная работа по теме «Устное народное творчество».

Проверка усвоения материала раздела.

19

02.10

Внеклассное чтение. №2

«Кто хочет стать сказочником»(игра)

20

05.10

Проект «Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского»

Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы

21

06.10

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта

22

07.10

Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

23

09.10

А.А. Фет  «Глянь – ка, мама, из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»

Использовать приемы интонационного чтения

24

12.10

И.С. Никитин «Полно, степь моя»

Использовать приемы интонационного чтения

25

13.10

И С. Никитин «Встреча зимы»

Использовать приемы интонационного чтения

26

14.10

И.З. Суриков  «Детство»

И.З. Суриков «Зима»

Использовать приемы интонационного чтения

27

16.10

Подвижные картины природы. Олицетворение как прием создания картины природы. Сочинение «Первый снег» 

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности

28

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверь себя..

Проверка усвоения материала раздела.

29

Контрольная работа 1 по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Проверка усвоения материала раздела.

30

Внеклассное чтение №3

« Творчество А.С. Пушкина» (литературное лото)

Великие русские писатели (23ч)

31

Детские годы А.С. Пушкина.

Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке

32

А.С. Пушкин. Отрывки из романов.

33

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Находить средства художественной выразительности

34

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Находить средства художественной выразительности

35

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев сказки

36

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев сказки

2 четверть - 28ч

Великие русские писатели (23ч) продолжение

37

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев сказки

38

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев сказки

39

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки.

40

И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке

41

И. А. Крылов. «Мартышка и очки».

Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте

42

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна».

Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте

43

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»».

Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте

44

М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке

45

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев стихотворения

46

М. Ю. Лермонтов. «Утёс».  «Осень».

Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев стихотворения

47

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке

48

Л. Н. Толстой. «Акула».

Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев

49

Л. Н. Толстой. «Прыжок»

Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев

50

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка».

Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев

51

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Сравнение рассказов Л.Толстого. Выделение особенностей прозаического лирического произведения. Текс-описание, рассуждение, повествование.

Соотносить заглавие с темой и главной мыслью.

52

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»).

53

Контрольная работа 2 по разделу «Великие русские писатели».

Проверка усвоения материала раздела.

54

Внеклассное чтение №4

Рассказ Л.Толстого «Лебеди» (путешествие в гости к мудрой книге)

Поэтическая тетрадь 2 (5ч)

55

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..»,  «Не ветер бушует над бором…»

Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы. Использовать приемы интонационного чтения

56

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

Сравнивать текст-описание и текст-повествование

57

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».

Соотносить заглавие с темой и главной мыслью

58

И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».

Проверь себя. Стр. 178.

Использовать приемы интонационного чтения

59

Контрольная работа 3 по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Проверка техники чтения за 1 полугодие.

Проверка усвоения материала раздела.

60

Внеклассное чтение №5

Русские былины

Литературные сказки (7ч)

61

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

Прогнозировать содержание раздела

Использовать приемы выразительного чтения.

Сравнивать содержание народной и литературной сказки. Характеристика героев

62

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

63

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их.

64

Обобщающий урок. Диагностическая работа

Проверка усвоения материала раздела.

3 четверть - 40ч

Литературные сказки (7ч) продолжение

65

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их.

66

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их.

67

Урок-КВН (обобщающий урок по первой части учебника). Проверь себя. Стр. 209 - 212.

67

Внеклассное чтение №6

Происхождение сказки из мифа. Русская народная  сказка «Снегурочка»

Были- небылицы (9ч)

69

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа

70

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

Определять особенности сказки и рассказа

71

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев

72

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев

73

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев

74

А. Куприн. «Слон».

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев

75

А. Куприн. «Слон».

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев

76

Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя.

77

Проверочная работа по разделу «Были-небылицы».

Проверка усвоения материала раздела.

78

Внеклассное чтение №7

Е.Чарушин – рассказчик и художник.

Поэтическая тетрадь 3 (5ч)

79

Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..»

Читать стихотворение, используя интонацию. Определять различные средства выразительности. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов.

80

Саша Чёрный. «Воробей», «Слон».

Читать стихотворение, используя интонацию. Определять различные средства выразительности. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов.

81

А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона».

Читать стихотворение, используя интонацию. Определять различные средства выразительности. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов.

82

С. Есенин. «Черёмуха».

Читать стихотворение, используя интонацию. Определять различные средства выразительности. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов.

83

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Проверь себя. Стр.56.

Тест по теме «Поэтическая тетрадь»

Проверка усвоения материала раздела.

84

Внеклассное чтение №8

Сказка В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

Люби живое (15ч)

85

М. Пришвин. «Моя Родина». (Из воспоминаний).

Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора.

86

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу

87

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу

88

В. И. Белов «Малька провинилась»

Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героев.

89

В. И. Белов «Ещё раз про Мальку».

Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героев.

90

В. Бианки. «Мышонок Пик».

Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу

91

В. Бианки. «Мышонок Пик».

Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу

92

В. Бианки. «Мышонок Пик».

Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу

93

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу

94

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу

95

В. П. Астафьев. «Капалуха».

Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героев.

96

Работа с дополнительной литературой. Сообщение  на тему «Птицы»

97

В. Ю. Драгунский. «Он живой и  светится»

Характеристика героя с помощью слов-определений

98

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по теме «Люби живое»).

Проверь себя. Стр.109 – 110.

99

Контрольная работа 4 по теме «Люби всё живое». Проверка техники чтения за 3 четверть

Проверка усвоения материала раздела.

100

Внеклассное чтение №9

«Э. Успенский – детям».

Поэтическая тетрадь 4 (7ч)

101

С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»

Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы.

Читать стихотворение, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

102

А. Барто. «Разлука»

А. Барто. «В театре».

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.

103

С. В. Михалков. «Если».

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.

104

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок»

Читать стихотворение, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

4 четверть - 32ч

Поэтическая тетрадь 4. (7ч) продолжение

105

Проект «Праздник поэзии»

Читать выразительно и наизусть стихи

106

Урок «Крестики-нолики» (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

107

Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»

Проверка усвоения материала раздела.

108

Внеклассное чтение №10

Литературная игра «Звездный час»

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (11ч)

109

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа

110

А. П. Платонов. «Цветок на земле»

Объяснять смысл названия произведения, определять главную мысль.

111

А. П. Платонов. «Цветок на земле»

Объяснять смысл названия произведения, определять главную мысль.

112

А. П. Платонов. «Ещё мама».

Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль

113

А. П. Платонов. «Ещё мама».

Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль

114

М. Зощенко «Золотые слова»

Понимать особенности юмористического произведения

115

М. Зощенко «Золотые слова»

Понимать особенности юмористического произведения

116

М. Зощенко «Великие путешественники».

Понимать особенности юмористического произведения

117

М. Зощенко  «Великие путешественники».

Понимать особенности юмористического произведения

118

Н. Носов. «Федина задача», «Телефон».

Понимать особенности юмористического произведения

119

Проверочная работа по разделу. Проверь себя.

 Стр. 176.

Проверка усвоения материала раздела.

120

Внеклассное чтение №11

«По следам Гулливера. Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных (заочное путешествие).

По страницам детских журналов (7ч)

121

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

122

Ю. Ермолаев. «Проговорился»

Использовать прием увеличения темпа чтения. Читать рассказ в лицах

123

Ю Ермолаев «Воспитатели»

Использовать прием увеличения темпа чтения. Читать рассказ в лицах

124

Г. Остер. «Вредные советы»,

«Как получаются легенды».

Отвечать на вопросы по содержанию, переделывать содержание текста

125

Создание собственного сборника добрых советов. Легенды своей семьи, дома, города, села.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения

126

Р. Сеф. «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов».

Выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения.

127

Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов».

Проверка усвоения материала раздела.

128

Внеклассное чтение. №12

«Листая страницы книг А. Линдгрен»

Зарубежная литература (7ч)

129

Мифы Древней Греции.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

130

Мифы Древней Греции.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

131

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

Определять нравственный смысл сказки.

132

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

Определять нравственный смысл сказки.

133

Контрольная работа 5 по теме «Зарубежная литература».

Проверка усвоения материала раздела.

134

Проверка техники чтения.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

135

Итоговая диагностическая работа

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

136

Внеклассное чтение. №13

Книги и авторы, которые мне понравились (обобщающий урок за курс 3-го класса).

Итого – 136 ч.

КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.

В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

II-е полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.

Критерии оценки по технике чтения в 3 классе

отметки

«5»

«4»

«3»

«2»

класс

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

III

не менее 60 слов

не менее 75 слов

не менее 55 слов

не менее 70 слов

не менее 50 слов

не менее

65 слов

не менее

35 слов

не менее

50 слов

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;
  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;
  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план, выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов;
  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения
  • Соблюдение пауз
  • Правильный выбор темпа, нужной интонации
  • Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно все требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова
  • Подбирать правильную интонацию
  • Читать безошибочно и выразительно

Оценка "5" – выполнены все требования

Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" – пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.

Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

ЧТЕНИЕ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I

II

III

IV

год

I

II

III

IV

год

I

II

III

IV

год

Проверочные работы

Распределение по четвертям на усмотрение педагога

4

Распределение по четвертям на усмотрение педагога

4

Распределение по четвертям на усмотрение педагога

4

Контрольная работа

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

Итоговая комплексная работа

1

-

-

-

1

1

-

-

-

1

1

-

-

-

1

1

Техника чтения

Вслух

25-30 слов

45 – 50 слов

65 - 75 слов

85 - 90 слов

Про себя

10-15 слов

50-60 слов

85 - 90 слов

115 - 120 слов

Наизусть

8-10 стихотворений

10-12 стихотворений

не менее 15 стихотворений

Контрольно-измерительные материалы

занятия

Дата

Вид работы

По теме

1.

Проверочная работа

Устное народное творчество

2.

Проверка техники чтения.

3.

Контрольная работа №1

Поэтическая тетрадь №1

4.

Контрольная работа №2

Великие русские писатели.

5.

Контрольная работа №3

Поэтическая тетрадь №2

6.

Проверка техники чтения

7.

Диагностическая работа

8.

Проверочная  работа

По разделу «Были – небылицы»

9.

Тест.

Поэтическая тетрадь №3

10.

Контрольная работа №4

«Люби живое»

11.

Проверка техники чтения

12.

Тест.

Поэтическая тетрадь №4

13.

Проверочная работа

«Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

14.

Проверочная работа

«По страницам детских журналов»

15.

Контрольная работа №5

«Зарубежная литература»

16.

Проверка техники чтения

17.

Итоговая диагностическая работа


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебники:

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

2. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год.

2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.

3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

3. Печатные пособия

- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме);

- словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов; детские книги разных типов из круга детского чтения;

- портреты поэтов и писателей.

4. Экранно-звуковые пособия

- аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);

- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению;

5. Учебное оборудование:

а) технические средства (ноутбук, телевизор)

б) одноместные ученические парты

в) классная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...