Методика формирования умения схематизировать
консультация по чтению (3 класс) на тему

Организация  этапов обучения схематизации рассмотрено на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Литературное чтение», начальная школа. Тема: «Басня Крылова «Квартет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методика схематизации388 КБ

Предварительный просмотр:

Методика формирования умения схематизировать

Организация первого этапа обучения схематизации

Организацию первого этапа обучения схематизации рассмотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Литературное чтение», начальная школа. Тема: «Басня Крылова «Квартет».

Для проведения занятия учитель готовит демонстрационный и раздаточный материал – карточки, на которых изображены:

  1. Иллюстрации/изображения по басне Крылова (рис. 1)
  2. Схематичные рисунки детей/учеников, изображающие животных – участников басни (рис 2).
  3. Схема по 1 части басни, заготовленная заранее (рис.3)

 

Иллюстрации (рис. 1)

Схематичные рисунки (рис. 2)

Схема по 1 части басни (рис.3)

Учащиеся работают в парах: одна пара – у школьной доски с демонстрационным материалом, остальные учащиеся – за столами с раздаточным материалом.

Предлагается выполнить следующие задания:

  1. Рассмотрите предложенные учителем карточки с изображениями.
  2. Найдите среди них схемы, схематичные рисунки, картинки (репродукции).
  3. Распределите карточки с изображениями на три группы.
  4. Положите надписи «схема», «схематичный рисунок», «картинки» в те группы карточек, к которым они, по вашему мнению, относятся.

После выполнения задания учитель предлагает учащимся, работающим с демонстрационным материалом, объяснить:

  1. Что общего, а что различного дети определили в изображениях?
  2. На каком основании происходило деление карточек на группы?
  3. Дать возможность попытаться ответить, почему именно эти изображения являются картинками, схемами, схематичными рисунками?

На втором этапе учитель обобщает:

«Картинки  - это изображения реальных предметов.

Схематичные рисунки – это простое изображение предметов с некоторыми деталями.

 Схемы замещают предметы. Они  могут состоять из квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов.  Дополнительно в схемах могут использоваться символы, знаки, числа, буквы, слова. Схема может быть выполнена от руки».

После обобщения учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

  1. Чем схема отличается от картинки?
  2. Чем схематический рисунок отличается от схемы?

На следующем этапе детям предлагается прочитать текст басни:

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Учитель дает задание:

  1. На доске найдите схему по тексту басни.
  2. Скажите, почему схема соответствует содержанию басни?

На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:

  1. Что помогло нам выбрать схему? Как вы прочитали условные знаки схемы?

Организация второго этапа обучения схематизации.

В начале урока учитель напоминает детям, что на прошлом занятии они рассмотрели отличие схемы от картинки и схематического рисунка. Сегодня учащимся предлагается вместе с учителем, а затем самостоятельно создать схему 2  части басни Крылова «Квартет». В начале занятия учитель читает 2 часть басни и одновременно вместе с учениками составляет схемы к каждой части текста, при этом поясняет, почему тот или иной предмет, персонаж, какое-либо действие обозначены именно этими условными знаками.

"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.

Схема учебного занятия

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

На схеме все объекты, и  их действия обозначаются графически. Условный знак Осел - квадрат и два овала – уши;

Козел – квадрат и две линии рогов;

Мишка – квадрат и два верхних овала – ушей;

Мартышка – квадрат и два овала по бокам.

Большой овал - квартет

 

"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.

Вертикальная черта обозначает – ведущая роль;

Смена расположения героев

"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть

Первенство берет Осел

Смена расположения героев

Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

Прилетел соловей

И объяснил героям, что они не умеют играть, а без умения нет квартета

Далее учащимся предлагается перерисовать готовые схемы в тетрадь.

После этого, при работе в парах, учащиеся по очереди воспроизводят текст басни с опорой на схему.

В конце занятия проводится рефлексия по вопросам:

  1. Чем схема отличается от рисунка?
  2. Из каких элементов состоит схема?
  3. Что помогло воспроизвести содержание басни?

Алгоритм работы учащихся при формировании  умения смыслового чтения

Индивидуальная работа:

  1. Прочитай басню. Замени условными знаками осла, козла, мартышку, соловья, мишку.
  2. Чем занимаются звери? Обозначь квартет.
  3. Прочитай еще раз первую часть. О чем говорится в тексте? Нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в первой части.
  4. Прочитай вторую часть. Что произошло с героями? Замени условными знаками действия героев.
  5. Добавь в схему, то о чем говорится во второй части.
  6. Прочитай третью часть. Как по-другому сели герои? Кто был главным? Нарисуй схему.
  7. Прочитай четвертую часть. Кто появился? Обозначь его знаком.
  8. Как объяснил соловей, почему у зверей не получается квартет? Обозначь схематично.

Работа в паре:        

  1. Найди напарника, рассмотри его схему.
  2. Выясни, почему именно такими условными обозначениями напарник нарисовал предметы и персонажи?
  3. Расскажите друг другу по очереди содержание текста.

На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:

  • Что помогло изучить текст?
  • Что помогло нарисовать схему?
  • Какие действия производили, чтобы получилась схема?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования умения пересказывать текст цепной организации

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема следующего вида. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из кот...

Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.

Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.1. Образованность учителя, хорошее знание предмета, наличие у него определенных нужных качеств для работы в школе.2. ...

Методика формирования умения пересказывать текст цепной организации

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложе...

Методика формирования умения составлять рассказ-описание

Программа описательного текста параллельной организации носит отчасти условный характер и зависит от той или иной последовательности выделения свойств, качеств предмета или явления.Графическая модель ...

Методика формирования коммуникативно-речевых умений и навыков младших школьников

Методическая разработка для начальной школы к урокаи литературного чтения и русского языка....

Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"

Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...

Методическая разработка: " Методика формирования умений работать с литературой на уроках "Русского языка" 2 класс (составлен в соответствии с требованиями ФГОС).

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы ...